Функциональная грамотность Модуль "Читательская грамотность. (10-11 кл)
Оценка 4.7

Функциональная грамотность Модуль "Читательская грамотность. (10-11 кл)

Оценка 4.7
docx
18.10.2022
Функциональная грамотность Модуль "Читательская грамотность. (10-11 кл)
ЧИТ.грам. 10-11 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

внеурочной деятельности

курс: «Развитие функциональной грамотности обучающихся»

(читательская грамотность)

на 2022 – 2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Планируемые результаты

В результате освоения программы курса обучающийся научится теоретическим основам образования и преобразования текстов; когнитивным и коммуникативным механизмам обработки текстов; способам обработки текста с учетом коммуникативных целей; анализировать и порождать тексты разных типов; определять коммуникативные особенности текстовой коммуникации; преобразовывать форму текста в соответствии с изменившейся содержательной структурой; выявлять смысловую доминанту текста, и способы ее интерпретации; освоит типологию первичных и вторичных текстов; овладеет навыками сбора речевых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; основными методами анализа, редактирования и преобразования речевых произведений в соответствии с разными коммуникативными целями; способам аналитико-синтетической, ассоциативной, понятийной, образной обработки текстов; а также получит возможность освоить / углубить / систематизировать знания и соответствующие умения в области владения культурой мышления; восприятия, анализа, обобщения информации; постановке цели и выбора путей её достижения; владения нормами русского литературного языка, практического использования системы функциональных стилей речи; создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов; доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов; создания и редактирования текстов профессионального назначения на русском языке; подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, освоения приёмов библиографического описания; применения полученных знаний в собственной учебно-исследовательской деятельности

Коммуникативные УУД :

·         планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

·         постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·         разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

·         умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

·         виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;

·         реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»

·         работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);

·         создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);

·         коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;

·         обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и алгоритмов.

Регулятивные УУД :

·         целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

·         планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·         прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

·         коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

·         оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

·         саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Личностные УУД:

самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

2.      Содержание программы

10 класс

Введение.

Презентация курса: цели, задачи, формы работы, требования, прогнозируемый результат. Обсуждение вариантов итоговой учебно-творческой работы и определение стратегии достижения результата. Текст: понятие текста и виды его обработки

Текст как средство порождения, хранения и передачи информации. Текст как

результат реализации замысла автора. Виды обработки текста в когнитивной теории: обработка содержания текста с позиций соответствия замыслу автора и пониманию читателя. Свертывание и развертывание текста как его основные динамические механизмы. Виды обработки текста при чтении и письме. Коммуникативный принцип организации текста: текст «для других»;

Копирайтинг и рерайтинг как виды работы с текстом.

Уровни понимания и обработки текста.

Уровни понимания текста: языковой, речевой, предметно- содержательный,

модальный, смысловой. Лингвистические основания переработки текста.

Переработка текста как вид вторичной текстовой деятельности.

Преднамереннаяи непреднамереннаяпереработка текстов.Виды ремейков.

Виды структурной переработки текста.

Компрессия и декомпрессия как механизмы структурной переработки текстов.

Развернутые, полуразвернутые и свернутые тексты. Понятие текста- примитива. Виды аналитико-синтетической переработки информации: составление библиографического описания, индексирование (систематизация, индексирование с помощью ключевых слов), аннотирование, реферирование, выделение фактов, составление обзоров.

Требования, предъявляемые к видам аналитико-синтетической переработки

информации: адекватность (полнота и точность) отражения информации,

лаконичность. Виды семантической переработки текстов. Тексты уподобляющие и разуподобляющие в применении к тематической структуре первичного речевого произведения. Модальность текста.

Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы.

Виды функциональной переработки текстов.

Тексты репродуктивного типа и непреднамеренная переработка текста:

переписывание текста, диктант, воспроизведение письменного текста в устной форме, запись звучащего текста. Объективные и субъективные причины непреднамеренной переработки текста. Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста: подробный пересказ, краткий пересказ, реферат, конспект). Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста.

Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой

работы.

Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов

Понятие интертекста в лингвистике и его явления. Интертекст как текстовое

включение. Цитата, аллюзия, ссылка в тексте. Правила включения чужой речи в ткань текста. Плагиат и рерайтинг как использование чужого текста. Сверхтекст и способы объединение речевых произведений в единое текстовое образование. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы.

Типы нелинейного текста

Нелинейное и линейное представление информации.

Монокодовый текст, дикодовый, поликодовый. Вербальный и невербальный

компоненты в поликодовых текстах. Степень обработки и варьирования вербальной и визуальной информации в тексте. Способы повышения изобразительной силы текста вербальными средствами.

Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой

работы.

Информационная переработка текстов.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.Практическое занятие. Поиск и отбор информации. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Свободная ориентация и восприятие тестов разных стилей. Практикум. Определение композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений. Интерпретация текстов: жанровая особенность, композиция, лексический пласт. Интерпретация поэтического текст

Учебное исследование

Обобщение. Подведение итогов и представление учебно-творческой работы.

Экспертиза и самоэкспертиза итоговой работы.

 

11 класс

Введение. Читательская грамотность.Новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю. Основные читательские действия и умения.  Составляющие читательской деятельности

Информационная культура

Информационная культура и культура чтения: роль библиографии в их развитии.Интегративные компоненты функциональной грамотности.

Интерпретация текстов. Деловая игра «Умеете ли вычитать?» Понимание и интерпретация как элемент восприятия текста.

Создание текстов с учетом требований информационной грамотности. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка.

Особенности устно-письменных преобразований текстов

Специфика устной и письменной реализации речи. Нормы графической фиксации и пунктуационного оформления устной речи на письме. Переработка письменных текстов для их устной реализации: адаптация сложного текста в устном изложении; передача психологических состояний и особенностей чужой речи в устном представлении письменного текста.

Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса.

Стилистическая и текстовая специфика речевых произведений научного дискурса.

Разновидности и жанры научных текстов (диссертация, монография, статья и др.) и их переработанных вариантов (тезисы, конспект, реферат, обзор и др.). Реферат, конспект, тезисы в аспектах структурной, семантической и функциональной переработки.

Требования, предъявляемые к составлению этих текстов.

Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой

работы.

Особенности обработки и переработки деловых документов

Виды официально-деловых текстов и особенности их обработки.

Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем обобщения и свертывания информации. Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного документа. Информативность элементов библиографического описания.

Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы.

Особенности обработки и переработки медийных текстов

Виды медийных текстов и особенности ихпереработки. Пресс-релиз и его

преобразования в газетном тексте. Обзор, аннотация, анонс как жанры вторичных текстов СМИ. Интертекстуальные элементы в тексте СМИ: пример, цитата, аллюзия. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы.

Особенности обработки и переработки художественных текстов

Художественный текст как выражение творческого сознания автора. Особенности редактирования художественных текстов. Пересказ и сценарий как способы переработки художественного текста. Анонс и рецензия как способы вторичного представления содержания художественного текста. Имитация и стилизация как способы обработки и переработки текста. Невозможность реферирования и конспектирования художественного текста.

Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы.

Обобщение. Учебное исследование

Подведение итогов и представление учебно-творческой работы.

Экспертиза и самоэкспертиза итоговой работы.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

 Редактирование.Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения. Анализ текстов изложений, взаимопроверка. Отредактированный текст. 

Медиакультура и медиаграмотность. Роль медиаобразования в формировании медиакультуры личности. Формирование медиакультуры.

Мини-исследование. Медиакультура и текст.

Визуальная грамотность. Кинограмотность.

Практикум.Интерпретация информационных текстов и медиатекстов.

Электронные тексты.

Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности.

Практикум.Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы. Участие в on-lain конференциях. Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы. Кейс-стади. Подведение итогов работы.

3.      Учебно-тематический план

10 класс

Номер раздела

Название раздела

Количество часов

1.

Введение

 1 час

2.

Текст: понятие текста и виды его обработки

 5 час.

3.

Виды структурной переработки текста

 7 час.

4.

Виды функциональной переработки текстов

10  час.

5.

Информационная переработка текстов

10 час.

 

Итого

 34час.

 

Учебно-тематический план 11 класс

Номер раздела

Название раздела

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Информационная культура

3

3.

Особенности устно-письменных преобразований текстов

13

4.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку

7

5.

Медиакультура

5

6.

Электронные тексты

5

 

Итого

 34 час

 

 

Календарно-тематическое планирование     10 класс

№ п/п

Тема

Дата

план

факт

1

Введение (1ч.)

 

 

Текст: понятие текста и виды его обработки (5 ч.)

 

 

2

Виды обработки текста

 

 

3

Копирайтинг и рерайтинг как виды работы с текстом

 

 

4

Уровни понимания и обработки текстов Уровни понимания текстов

 

 

5

Практикум. Переработка текстов как вид вторичной текстовой деятельности

 

 

6

Практикум. Переработка текстов как вид вторичной текстовой деятельности

 

 

Виды структурной переработки текста (7ч.)

 

 

7

Компрессия и декомпрессия

 

 

8

Развернутые полуразвернутые и свернутые тексты

 

 

9

Зачетная работа. Мини-исследование. Библиографическое описание

 

 

10

Зачетная работа. Мини-исследование. Библиографическое описание

 

 

11

Аннотирование

 

 

12

Реферирование

 

 

13

Виды семантической переработки текстов

 

 

Виды функциональной переработки текстов (10 ч.)

 

 

14

Тексты репродуктивного типа и непреднамеренная переработка текста

 

 

15

Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста. Пересказ.

 

 

16

Конспект

 

 

17

 Мини-исследование

 

 

18

Мини-исследование

 

 

19

Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста

 

 

20

Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов

 

 

21

 Правила включения чужой речи в ткань текста

 

 

22

Типы нелинейного текста Нелинейное и линейное представление информации

 

 

23

Степень обработки и варьирования вербальной и визуальной информации в тексте

 

 

Информационная переработка текстов (12 ч.)

 

 

24

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

 

 

25

Практическое занятие. Поиск и отбор информации.

 

 

26

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

 

 

27

Свободная ориентация и восприятие тестов разных стилей.

 

 

28

Практикум. Определение  композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений.

 

 

29

Практикум. Определение  композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений.

 

 

30

Интерпретация текстов: жанровая особенность, композиция, лексический пласт.

 

 

31

Интерпретация поэтического текста

 

 

32

Учебное исследование

 

 

33

Обобщение. 

 

 

34

Итоговое занятие

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 11 класс

№ п/п

Тема

Дата

план

факт

Введение (1ч.)

 

 

1

Читательская грамотность в современном мире.

 

 

Информационная культура (3 ч.)

 

 

2

Понятие информационной культуры

 

 

3

Деловая игра «Умеете ли вы читать?»

 

 

4

Создание текстов с учетом требований информационной грамотности.

 

 

Особенности устно-письменных преобразований текстов (13 ч.)

 

 

5

Специфика устной и письменной реализации речи

 

 

6

 Переработка письменных текстов для их устной реализации

 

 

7

 Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса

 

 

8

Разновидности и жанры научных текстов и их переработанных вариантов

 

 

9

Тезисы

 

 

10

Мини-исследование

 

 

11

 Реферат

 

 

12

Особенности обработки и переработки деловых документов Виды официально-деловых текстов

 

 

13

Особенности обработки официально-деловых текстов

 

 

14

Особенности обработки медийных текстов . Тексты СМИ

 

 

15

Особенности обработки и переработки художественных текстов.Художественный текст как выражение творческого сознания автора

 

 

 

 

16

 Особенности редактирования художественных текстов

 

 

17

Обобщение.  Учебное исследование

 

 

Сочинение ЕГЭ по русскому языку (7 ч.)

 

 

18

.   Структура сочинения ЕГЭ. Критерии оценивания.

 

 

19

Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы.

 

 

20

Примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме

 

 

21

Позиция автора. Аргументация собственного мнения.

 

 

22

Написание сочинения-рассуждения

 

 

23-24

Практикум. Анализ и корректировка написанного сочинения.

 

 

Медиакультура (5 ч.)

 

 

25

Медиакультура и медиаграмотность.

 

 

26

Мини-исследование. Медиакультура и текст.

 

 

27

Визуальная грамотность.

 

 

28

Кинограмотность.

 

 

29

Практикум. Интерпретация информационных текстов и медиатекстов.

 

 

Электронные тексты (5 ч.)

 

 

30

Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности.

 

 

31

Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы.

 

 

32

Законы построения электронного текста.

 

 

33

Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы.

 

 

34

Подведение итогов работы

 

 

 

 


 

Программа внеурочной деятельности курс: «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (читательская грамотность) на 2022 – 2023 учебный год

Программа внеурочной деятельности курс: «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (читательская грамотность) на 2022 – 2023 учебный год

Планируемые результаты В результате освоения программы курса обучающийся научится теоретическим основам образования и преобразования текстов; когнитивным и коммуникативным механизмам обработки текстов; способам обработки текста с…

Планируемые результаты В результате освоения программы курса обучающийся научится теоретическим основам образования и преобразования текстов; когнитивным и коммуникативным механизмам обработки текстов; способам обработки текста с…

Личностные УУД: самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения…

Личностные УУД: самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения…

Компрессия и декомпрессия как механизмы структурной переработки текстов

Компрессия и декомпрессия как механизмы структурной переработки текстов

Введение. Читательская грамотность

Введение. Читательская грамотность

Обобщение. Учебное исследование

Обобщение. Учебное исследование

Номер раздела Название раздела

Номер раздела Название раздела

Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста 20

Интерпретация, адаптация и имитация как виды переработки текста 20

Разновидности и жанры научных текстов и их переработанных вариантов 9

Разновидности и жанры научных текстов и их переработанных вариантов 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2022