Функциональная грамотность на уроках английского языка в рамках компетентностного подхода к образованию по ФГОС.
Оценка 4.9

Функциональная грамотность на уроках английского языка в рамках компетентностного подхода к образованию по ФГОС.

Оценка 4.9
doc
25.08.2022
Функциональная грамотность  на уроках английского языка в рамках компетентностного подхода к образованию по ФГОС.
Функциональная грамотность на уроках английского языка в рамках компетентностного подхода.doc

Функциональная грамотность  на уроках английского языка в рамках компетентностного подхода к образованию по ФГОС.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определяют следующие характеристики выпускника: любовь к своему краю и своему Отечеству, знание русского и родного языков, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям; понимание и принятие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активное

познание мира, понимание ценности труда, науки и творчества; умение учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

Система современного российского образования основывается на компетентностном

подходе к образованию.

 

«Компетентностный подход к содержанию образования рассматривает содержание образования как систему образовательных компетенций, представляющих собой комплексную процедуру, которая интегрирует совокупность взаимосвязанных умений, знаний, ценностных установок для эффективного решения проблем в определённых сферах культуры и видах деятельности». (С.Г. Воровщиков). С точки зрения К.Г. Митрофанова и О.В. Соколовой «Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях».

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний» стала основой такого подхода.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функционально - грамотная личность - это современный человек, который самостоятелен, инициативен, способный обучаться всю жизнь и принимать нестандартные решения, уверенно выбирающий свой профессиональный путь.

Функциональная грамотность можно разделить на три основные группы: математическая грамотность; читательская грамотность и естественно-научная грамотность.

Образовательные результаты в области функциональной грамотности являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов.

 Результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования многих стран, в том числе и России.

По результатам международного исследования качества образования PISA,

 Россия заняла соответственно в целом по читательской грамотности - то есть по умению воспринимать и понимать информацию - 31 место в мире. По естественнонаучной грамотности - 33 место. По математической грамотности - 30 место.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения» Галина Ковалёва руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России.
Таким образом, развитие функциональной грамотности стало приоритетным направлением в современной школе и отражено в
Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018‒2025 годы) от 26 декабря 2017 года.

 

Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели значительно превосходят «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии. Россия также теряет статус самой читающей страны. К сожалению, современные средства массовой информации отвратили большую часть школьников от чтения.  Между тем, от умения читать и понимать прочитанное зависит успех всего обучения ребенка в школе независимо от учебного предмета.

Читательская грамотность, в свою очередь, является одним из важных направлений формирования функциональной грамотности, под которой понимается способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества

Навыки грамотного чтения совершенно необходимы для успешной адаптации в современном обществе. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Общение с носителями языка доступно не всем учащимся, а чтение литературы дает им такой опыт.

В жизни людям приходится сталкиваться с самыми разными видами текстов. Следовательно, одной из задач при обучению любому предмету становится обучение учащихся навыкам работы с разнообразными текстами. Читательские умения можно разделить на три группы.

Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.д.). 

Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.д.). 

Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.). 

Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования. 

Современные УМК по английскому языку направлены на обучение таким навыкам.

На уроках английского языка учащиеся учатся понимать широкий контекст и подтекст, интерпретировать его с разных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста. Учащиеся учатся работать с разными видами текстов, с таблицами, схемами, объявлениями, отрывками.
В учебниках представлены тексты, которые дают разнообразную информацию об англоговорящих странах. Не для кого не секрет, что интернет дает широкую возможность учащимся пользоваться уже готовыми ответами, не прикладывая ни каких усилий для работы и осмысления заданий. С моей точки зрения, использование художественных книг на английском языке на уроках дает учителям большие возможности для развития умений читательской грамотности. Такие издательства, как «Айрис пресс», «Macmillan», «Penguin» выпускают художественную литературу на английском языке как адаптированную, так и оригинальную. Произведения предназначены для разного уровня знаний у учащихся. Учителя могут выбрать от уровня начинающих до уровня продвинутых читателей. Некоторые произведения снабжены разнообразными заданиями, которые помогают в работе.

Работая в шестых классах, мы читаем такую книгу, как «Little Stuart»by Elwyn Brooks White. Для развития читательской грамотности я использую такие задания:

- прочитать текст, выписывая незнакомые слова в словарь.

- разделить текст на смысловые части и найти ключевые слова или предложения.

- поставить предложения в правильном порядке.

- определить соответствуют ли предложения прочитанному тексту.

- дополнить предложения, выбрав правильный вариант из нескольких предложений.

- ответить на вопросы.

- дополнить разные предложение подходящими словами из текста.

- найти эквиваленты предложенным словам из текста.

- найти синонимы или антонимы.

- найти лишнее слово.

- представить себя в роли героя и рассказать о событиях.

- поделиться своим мнением о событиях и выразить свое отношение к героям, аргументируя его.

 

Для чтения в седьмых и восьмых классах мы выбрали книгу «The Headless Horseman» by M.Reid. Для развития умений чтения мы используем следующие задания:

- прочитать текст, выписывая незнакомые слова в словарь.

- разделить текст на смысловые части и найти ключевые слова или предложения.

- ответить на вопросы.

- дополнить разные предложение подходящими словами из текста.

- найти эквиваленты предложенным словам из текста.

- дополнить предложения подходящими существительными из текста.

- поставить глаголы в правильную грамматическую форму.

- описать героев.

- высказаться от лица действующих лиц.

- высказать свое мнение, аргументируя его.

В старших классах мы читаем книги «Rebecca» by D.Du Maurier и «The Picture of Dorian Gray» by O.Wilde.Для работы с этими книгами используются разнообразные задания, которые дают возможность развивать грамматические, лексические и произносительные навыки. Я представляю только часть заданий, которые позволяют эффективно развивать навыки читательской грамотности:

- составить выражения, используя слова из двух колонок.

- перефразировать предложения.

- дополнить предложения подходящими частями речи из текста.

- поставить глаголы в правильную грамматическую форму.

- представьте, что один из учащихся является героем произведения. Задайте вопросы.

- перевести предложения с русского языка на английский, используя данные слова.

- перевести предложения с английского языка на русский, обращая внимание на     выделенные слова.

- составить диалог и разыграть его.

- распределить роли и разыграть сцену из главы.

- чтение отрывка по ролям.

 

Конечно, это только часть заданий, которыми можно пользоваться для развития навыков чтения и учителя имеют широкий выбор упражнений и художественной литературы.

Учителя имеют большой выбор различных методов, форм и приемов работы по обучению чтению по развитию навыков чтения. Нужно отметить, что экзаменационные работы в формате ЕГЭ и ОГЭ предполагают умение обучающихся работать с основными видами чтения и использовать полученные навыки в устной речи.

 

Таким образом, проанализировав всё выше сказанное, сделаем вывод о том, что формирование читательской грамотности учащихся в целом, и в обучении английскому языку в частности, является одной из приоритетных и неотъемлемых составляющих учебного процесса

 

 

 

 

 

 

 


Функциональная грамотность на уроках английского языка в рамках компетентностного подхода к образованию по

Функциональная грамотность на уроках английского языка в рамках компетентностного подхода к образованию по

Россия заняла соответственно в целом по читательской грамотности - то есть по умению воспринимать и понимать информацию - 31 место в мире

Россия заняла соответственно в целом по читательской грамотности - то есть по умению воспринимать и понимать информацию - 31 место в мире

На уроках английского языка учащиеся учатся понимать широкий контекст и подтекст, интерпретировать его с разных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста

На уроках английского языка учащиеся учатся понимать широкий контекст и подтекст, интерпретировать его с разных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста

Задайте вопросы. - перевести предложения с русского языка на английский, используя данные слова

Задайте вопросы. - перевести предложения с русского языка на английский, используя данные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2022