Тема: Паронимы.
Цель урока: дать понятие паронимов и их роли в речи.
Задачи:
- обучающие: ввести понятие «пароним», научить различать паронимы.
- развивающие: развивать умение подбирать паронимы к данному слову, использовать паронимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением паронимов;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли паронимов.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Структура и ход урока:
Слушаем внимательно.
- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях
Лексический диктант
Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.
1. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
2. Совокупность графических знаков буквенной системы письма.
3. Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.
4. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
5. Раздел лингвистики, изучающий лексику.
6. Слова, имеющие одно лексическое значение.
7. Слова, имеющие несколько лексических значений.
8. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
Ответы: антонимы, алфавит, цитата, синонимы, лексикология, однозначные, многозначные, омонимы.
Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.
3. Работа с текстом. Выход на понятие “паронимы”.
- Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста. Объясните свой выбор.
Безымянный мастер.
Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.
- Объясните орфограммы и пунктограммы.
- Как называются слова, заключённые в скобках?
- Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как они называются с точки зрения лексики? (Дети, пользуясь моделями синонимов, омонимов, омографов, приходят к выводу, что данные слова не соответствуют ни одной модели, значит, они не синонимы, не омонимы, не омографы.)
Как же называются подобные слова?
Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению
Их употребление делает речь более яркой, богатой, выразительной.
Формулируют тему и цель урока.
5. Открытие нового знания.
1. Объяснение новой темы.
Итак, первый вопрос “Что такое паронимы”? (Обмен мнениями) Предлагаем послушать текст
Кто прав?
Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится
за стол и бормочет:
- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.
- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.
- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.
- Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)
Делается вывод.
Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.
Проблемное объяснение нового материала.
Знакомство со «Словарём паронимов русского языка».
Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь паронимов.
Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре:
Адресант – Адресат
Адресант – лицо или организация, адресующие или посылающие почтовое отправление (письмо, телеграмму и т.п.) (синоним: отправитель)
Адресат - лицо или организация, кому адресовано, послано любое почтовое отправление (письмо, посылка, телеграмма) (синоним: получатель)
Рассматривают образец словарной статьи
Познавательные
2. Работа с текстом учебника.
Посмотрим теперь, как учебник даёт определение паронимов Стр.92
6. Закрепление знания
1. В каком случае вы употребите слово “представить”, в каком “предоставить”?
Предоставить - дать возможность пользоваться чем-либо, позволить пользоваться.
Представить - предъявить, показать.
Спишите, вставляя нужные глаголы (представить, предоставить):
Вы мне ... решать это самому.
Контролеру я ... свой пропуск.
Я ... ему полную свободу действий.
Вы не навязывайте нам своего мнения, а .... нам самим делать выводы.
2. Часто путают паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? (Обсуждение)
Дать в помощь два словосочетания:
Надеть одежду.
Одеть Надежду.
Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз? Либо в первом, либо во втором слове. Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть.
7. Физкульт-минутка
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).
8. Закрепление знаний (продолжение)
1. Работа в парах
Упражнение №202, 203.
Выполняют задание, один отвечает
2. Упражнение №207
Записывают предложения в тетради, заменяют слова. Проводят взаимопроверку.
9. Контроль усвоения материала
Дано существительное, к нему подберите подходящее по смыслу прилагательное из скобок:
Занятия (практические или практичные); поход (удачный или удачливый); мастер (искусный или искусственный); человек (скрытный или скрытый).
10. Итог урока
Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.
11. Рефлексия
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
- Что такое паронимы?
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.
12. Домашнее задание
§26, Рабочая тетрадь: стр. 51, з.3.
Записывают домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.