Технологическая карта урока по математике на тему "Компоненты вычитания" 1 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала компоненты вычитания 1 класс.doc

Конспект урока

 

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

 

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Здравствуйте, ребята, меня зовут Евгения Рашидовна.

Вспомним, какие арифметические действия вы знаете?

Как называются числа при сложении?

К отправлению на ферму готовы!

 

-Здравствуйте!

-Сложение и вычитание

-Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма

 

 

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии)

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

Сегодня мы отправимся в Простоквашино посмотреть на ферму Матроскина. Каких животных вы знаете, которые живут на ферме? Одни из них – это коровы. 

Ой, кажется, в стойле не хватает коров, какие числа вы видите? А каких чисел не хватает?

( 1 .  3 . 5 . 7)

Назовите число, которое могло бы быть суммой двух других чисел.  Какие числа складывали?

Найдите это выражение у себя в рабочем листе и прочитайте его, используя названия чисел при сложении.

Найдем число, которое получится при вычитании самого маленького числа из самого большого. 

Назовите выражение

Найдите его в своем рабочем листе и прочитайте его, используя названия чисел при вычитании.

В чем возникло затруднение?

 

 

 

 

 

 

-1, 3, 5, 7

-2,4,6

 

-3, 4, 5.

-1 и 2, 1 и 3, 1 и 4

 

-Первое слагаемое один, второе слагаемое два, сумма 2

 

 

 

-7-1

 

 

 

-(затрудняются)

-Мы не знаем как называются эти числа.

 

3. Действие целеполагание

Тогда какую цель поставим на наш сегодняшний урок?

А чтобы достичь цели, у меня есть план, как вы думаете, правильный ли у него порядок?

Расставьте в нужном порядке.

Откройте учебники на странице номер 29 и прочитайте, правильно ли мы поставили цель.

-Узнать, как называются числа при вычитании.

-1) Назвать числа при вычитании

2)Научиться находить эти числа

3)Закрепить умения находить эти числа

 

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения)

Задача:

решение ситуации затруднения

Самое время отправиться на поиски убежавших коров.  Но нужно узнать, сколько же коров не хватает.

Сколько всего мест?

Сколько коров в стойле?

Составим выражение 7-4

Найдите значение выражения.  Сколько получилось?

Рассмотрим это равенство.

Прочитайте выражение, которое получилось, используя термин «уменьшить на…»  Следующим шагом найдите у себя жетончики с изображением коров.

Какое число мы уменьшали?

Данное число называется «уменьшаемым». Отсчитайте семь коров.

 Какое число мы вычитали?

Данное число называется «вычитаемым». Уменьшите число семь на четыре

- Сколько коров в результате получилось?

- Результат вычитания называется разностью.

- Получается, из уменьшаемого «7» вычли вычитаемое «4», и получили разность, которая равна «3»

- Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».

(на доску вывешиваются плакаты с названиями компонентов при вычитании)

 

Какую задачу мы выполнили?

А теперь вернемся к самому началу.

Какая разность получится при вычитании самого маленького числа в ряду из самого большого?

Прочитайте это выражение с помощью компонентов вычитания.

 

Тогда переходим ко второй, как вы думаете, куда могли уйти коровы?

Посмотрим на поляне, там стоит одна из коров! Но посмотрите, путь нам преграждает река, которую мы можем пересечь через камни.

Для этого нам нужно найти значения выражений и подчеркнуть в первом выражении уменьшаемое, во втором вычитаемое, а в третьем разность.

Сначала сделаем все вместе, а затем в парах. Дано выражение 4-2, какое будет значение? Нам нужно подчеркнуть уменьшаемое, какое число подчеркнем? Почему?

Назовите в этом выражении вычитаемое и разность.

Прочитайте это выражение, используя компоненты вычитания. Остальные  выражения на ваших рабочих листах. Я буду слушать как вы проговариваете.

(4-2

7-1

6-4)

Проверка по образцу

Проговорите, что у вас получилось и оцените свою работу.

Мы смогли подобраться к корове и отвести её обратно!

Кот Матроскин моет нос, (имитируют мытьё носа лапкой)

Лапкой трёт длиннющий хвост, (руками «проводят»  по хвосту)

Чешет ушки, шёрстку трёт,

(руками поочерёдно проводят по ушам, голове, плечам)

Вокруг миски обойдет, (руки на пояс, делают круг впереди себя)

Очень котик наш устал, (ладони к щекам, качают головой)

На подушку он упал… (ладони вместе, прижаты к правому уху)

Глазки котик закрывает, наш Матроскин отдыхает…

(закрывают глаза)

 

 

А куда ещё могла убежать корова? Например в лес, посмотрим и там.

Нашли корову! Только кажется, их тут больше, чем нам нужно, а чтобы узнать, какая наша в группах вам предстоит найти значение выражения и записать в таблицу число, которое соответствует названию числа при вычитании. Первое сделаем вместе.

 

 

 

 

-Всего семь мест

-В стойле 4 коровы

 

-Значение выражения равно трём

 

 

 

 

-Семь уменьшить на четыре получится три

-Мы уменьшали число семь

 

 

 

 

-Мы вычитали число четыре

 

 

 

-В результате получилось три коровы

 

 

 

 

 

 

 

-Из уменьшаемого «7» вычли вычитаемое «4», и получили разность, которая равна «3»

 

 

 

-Назвали числа при вычитании

 

 

-Разность будет равна одному

 

-Из уменьшаемого семь мы вычитаем вычитаемое один и получаем разность, которая равна одному.

 

 

 

-Коровы могли уйти на луг, поляну

 

 

 

 

 

 

 

 

-Значение выражения равно двум

 

-Мы подчеркнем число четыре

 

-Потому что из него мы вычитаем

 

-Вычитаемое два, разность два

 

-Из уменьшаемого четыре мы вычитаем вычитаемое два и получаем разность, которая равна двум.

 

 

 

-Значение второго выражения шесть, вычитаемое один

-Значение третьего выражения, разность два.

 

- Корова могла убежать в лес или поле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Задача

Тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи.

 

Находим значение выражения 5-3.

Какое число будет уменьшаемым? Почему

Какое число будет вычитаемым? Почему?

Какое число будет разностью?

Прочитайте выражение используя названия чисел при вычитании.

По такому же алгоритму вы работаете в группах по 3 человека на рабочих листах  Я буду слушать как вы проговариваете.

(

выражение

уменьшаемое

вычитаемое

разность

5-3

5

3

2

8-2

8

2

6

4-3

4

3

1

 

Группы, обменяйтесь листочками.

Проверяем ответы по образцу.

выражение

Умень

шаемое

вычитаемое

Раз

ность

5-3

5

3

2

8-6

8

6

2

4-3

4

3

1

 

Прокомментируйте полученные ответы. 

Найдите сумму разностей второго и третьего выражений.

Значит и корова наша третья.

Скорее ведем её домой.

Кот Матроскин очень рад
Позабавить всех ребят.
Хорошо нам всем размяться,
Вместе с ним поупражняться.
Раз – подняли руки вверх.
Нас сегодня ждёт успех!
Два – хлопок над головой.
Разминайся, друг, не стой!
Три – присели. На четыре –
Поднялись. Улыбки – шире!
Посмотрели вправо, влево.
Веселей зарядку делай!
Мы подпрыгнем 10 раз.
У кота зарядка – класс!

 

Какую задачу мы выполнили?

Какую осталось?

Сколько коров осталось найти?

-Значение выражения равно двум

-Уменьшаемым будет число пять, так как из него мы вычитаем

-Вычитаемым будет число три, так как его мы вычитаем

-Разностью будет число два

-Из уменьшаемого пять, мы вычитаем вычитаемое три и получаем разность, которая равна двум.

 

 

 

 

 

-В выражении 8-6, восемь-это уменьшаемое, шесть-это вычитаемое, а два – это разность.

 

-В выражении 4-3, четыре это уменьшаемое, три это вычитаемое, а  один – это разность

 

 

 

 

 

 

 

-Значение выражения равно трём!

 

 

 

 

-Научились находить эти числа

-Закрепить свои знания

-Осталось найти одну корову

 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задача: закрепление новых знаний и умений

Уверена, что Шарик знает, куда убежала последняя корова, но он точно не согласится сказать, если мы его не удивим своими знаниями. Самый ответственный момент, иначе Матроскин расстроится. Ваша задача самостоятельно записать выражения на рабочий лист, прочитав что является уменьшаемым и вычитаемым, после найти значения выражений.

Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Найти разность.

Уменьшаемое 5, вычитаемое 4. Найти разность.

Уменьшаемое 6, вычитаемое 2. Найти разность.

 

Проверка по образцу

8-3=5

5-4=1

6-2=4

Посмотрите свой результат, если всё верно, то на рабочем листе нарисуйте стакан молока.

 

 

7.Включение понятия в систему понятий (повторение)

Шарик удивлен, что мы уже знаем компоненты вычитания, поэтому показал нам где находится последняя корова.

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Итог урока (рефлексия учебной деятельности)

Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме

Матроскин пришел довольный, увидев стойло полное коров, а мы будем довольны, если узнаем, что достигли цели урока. Получилось у нас это сделать?

Как мы это делали?

А теперь изобразите какое-нибудь животное, которое живет на ферме, если вам было легко на уроке, потопайте, если возникли затруднения. Спасибо за урок!

 

 

 

 

-Получилось

-Назвали числа при вычитании, научились их находить и закрепили свои знания.

 



Скачано с www.znanio.ru