Конспект урока литературы в 5 классе
по сказке Антония Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители»
(УМК под редакцией В.Я. Коровиной)
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1. Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.
2. Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.
3. Формирование умений ориентироваться в пространстве текста художественного произведения.
4. Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта.
5. Развитие умений обобщать проанализированный материал.
6. Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).
Задачи урока:
1. При работе с текстом учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их тематические группы, совершенствовать технику чтения.
2. Развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме, рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей).
3. Анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать ценностные ориентации.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.(1 мин.)
II. Содержание:
1. Игра «Цепочка». (2мин.)
2. Повторительно-обобщающая беседа. Составление таблицы «Основные признаки фольклорной и литературной сказки».(9мин.)
3. Проверка знания текста учащимися.(2 мин.)
4. Аналитическая беседа. Характер главного героя.
Составление таблицы «Добродетели и пороки».(20 мин.)
5. Жизнь души героя. Беседа о совести.(7 мин.)
6. Нравственные уроки сказки. Выводы.(3 мин.)
7.Домашнее задание. Составление сборника мудрых мыслей «Нравственные уроки жизни».(1 мин.)
1.Постановка целей и задач перед учащимися.
I. Слово учителя:
–Сегодня мы с вами продолжим работу с произведениями, которые любят и дети, и взрослые. Это, конечно, сказки.
II. Повторительно-обобщающая беседа.
Учитель:
- Найдите сказку «Царевна-Лягушка».
- Назовите автора сказки. (Он не указан).
- Найдите в содержании сказку «Черная курица, или Подземные жители». Да, она на странице 119. Назовите автора. (Антоний Погорельский).
- Чем отличаются произведения? (Одна сказка фольклорная, народная, а другая – литературная – у нее есть автор).
- Вспомним основные признаки литературной и фольклорной сказки, занесем их в таблицу. Главный признак фольклорной сказки мы еще раз обнаружили, вспомнили. (Это ее анонимность, коллективность, устность). Заносим в таблицу.
- А литературной сказки? (Она принадлежит конкретному автору).
- Назовите любимого героя русских народных сказок. (Это Иванушка). Он всегда борется со злом, коварством, защищает родную землю. (Это положительный герой).
- А если я назову Кощея Бессмертного, Бабу Ягу? (Это отрицательные герои).
- Вспомним «Спящую царевну» В.А. Жуковского. Мы останавливались на описании дворца, бора, спящей царевны. Значит, для литературных сказок характерна изобразительность. Описание места, облика, характеров персонажей. Это помогает нам понять авторское отношение к героям: кого он любит, ценит.
В результате беседы в тетрадях заполняется таблица.
Основные признаки фольклорной и литературной сказки
Фольклорная сказка |
Литературная сказка |
Устность, коллективность, анонимность |
Принадлежит конкретному автору |
Используются традиционные образы-персонажи (маски-типажи) |
Свойственна изобразительность (описание места, облика героев, их характеров) |
Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта |
Четко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора |
III. Проверка знания текста учащимися.
- Дома вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте.
1. Алеша проявляет необыкновенные способности.
2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
3. Алеша в подземном королевстве.
4. Спасение Чернушки.
5. Прощание с министром.
6. Предательство.
7. Жизнь Алеши в пансионате.
8. Болезнь и выздоровление.
Упорядоченный ход событий.
1. Жизнь Алеши в пансионате.
2. Спасение Чернушки.
3. Алеша в подземном королевстве.
4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
5. Алеша проявляет необыкновенные способности.
6. Предательство.
7. Прощание с министром.
8. Болезнь и выздоровление.
IV. Аналитическая беседа. Работа с текстом.
Учитель:
- Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша.
Каким мы видим его в начале произведения?
«Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали». (Стр. 120).
-Какой поступок Алеши поразил вас? ( Дети называют шалости Алеши, его рассказ учителю о черной курице и гномах, удивляются его желанию смотреть в дырочки забора, конечно, восхищаются спасением Чернушки, особенно поражает их готовность Алеши отдать золотую монету).
Эпизод «Спасение Чернушки». Чтение. (Стр. 123-124).
- Как называется готовность человека пожертвовать собой, чем-то дорогим ему ради другого? (Самопожертвование). Отметим, что Алеша не знал, что спасает не курицу, а министра подземного королевства. Как и положено в волшебной сказке, герой вознагражден за доброе дело. (Чтение эпизода стр. 135-136).
- Как изменился Алеша после получения конопляного зернышка?
«Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он его гораздо лучше и умнее всех их».( Стр. 141).
«… он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили». (Стр. 142).
- Почему изменился Алеша?
Вопрос обсуждается, делается вывод. Мальчик изменился потому, что получил возможность жить бездумно и желать все получить без труда.
- Возникает ли у вас иногда такое желание: хорошо бы знать все, но не утруждать себя, не прилагать усилий? Что из этого получится? Поразмышляйте над этим. Поделитесь своими размышлениями с друзьями на перемене или дома с родителями.
( Дети признаются, что желание не утруждаться, но знать им знакомо. Но обязательно звучит и ответ-рассуждение о том, что в учебе труд обязателен, «иначе новых извилин не появится», «так неинтересно»).
- А теперь давайте попробуем определить, как называется поступок человека, который, спасая себя, подвергает смертельной опасности других? Предательство.
- Какое отношение это имеет к Алеше?
Он, спасая себя, «… совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.» (Стр. 149).
- Пусть невольно, но он совершил предательство. Итак, Алеша способен и на самопожертвование, и на предательство.
Так какой же он герой, положительный или отрицательный? (Противоречивый). Оказывается, один и тот же человек может совершить и хороший, и плохой поступок. Бывают ли такие герои в народных сказках? (Нет, герои народных сказок всегда понятны. Они или хорошие, или плохие).
- Давайте вспомним, как называет Чернушка отрицательные качества, появившиеся в Алеше?(Пороки).
- Для обозначения положительных качеств есть слово добродетели.
- Как бы вы объяснили первокласснику, что такое добродетель?
( Варианты определений даются детьми: это добро, это когда ты делаешь что-то хорошее другому).
- В словаре В.И. Даля дается такое определение:
добродетель – всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла.
V. Жизнь души героя. Беседа о совести.
- Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят: бессовестный.
Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки.
2. Как относится автор к своему герою?
Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться.
VI. Выводы.
- Л.Н. Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы?
Учащиеся предлагают варианты формулировок, которые записываются в тетрадь.
1. Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.
2. Слушать внутренний голос совести.
3. Быть требовательным к себе.
4. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.
VII. Составление сборника мудрых мыслей.
- А можем ли мы в тексте сказки найти советы: как жить? Как работать над собой?
Найдите такие высказывания, запишите и постарайтесь запомнить.
1. «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку». (Стр. 146)
2. «… если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою». (Стр. 146)
3. «… для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность». (Стр. 147)
4. «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли». (Стр. 148)
5. «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть». (Стр. 148)
6. «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их». (Стр. 142)
VIII. Оценивание.
Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.