Физическая культура
Одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.
На уроках физкультуры формируются следующие компетенции:
общекультурная,
учебно-познавательная,
коммуникативная,
социальная,
личностная,
информационная.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности
Учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения.
Развивает у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
Развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
Воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
Формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
Воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.
Активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий
Создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.
Ключевые компетенций
Способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может проявляться на уроках легкой атлетики, лыжной подготовки);
Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе(брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно).
Формируемые компетенции
Осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни
Сохранение здоровья и высокой работоспособности
Знания и особенности индивидуального здоровья, физического развития, возможности их коррекции, умение выполнять комплексы физических упражнений, используя приобретённые знания
Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение
Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма
Воспитание бережного отношения к собственному здоровью
Понимание и знание здорового образа жизни
Профилактика вредных привычек
Формирование этой компетенции происходит
Когда ученик, который сам провел небольшие исследования в области физической культуры понимает, насколько важно знать, как правильно распределить нагрузку, какие могут быть положительные и отрицательные моменты в ходе выполнения того или иного двигательного упражнения.
Зная теоретический материал более осознано подходит к самому уроку.
Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека,
Повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни,
Роль физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом
Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников;
Умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии
Формирование этой компетенции происходит
Через организацию деятельности обучающихся на уроке: это работа в парах, тройках, командах.
Командные игры могут заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, в конечном счете, работает на результат.
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом;
Знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом
Информационная компетенция
формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры
Обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия
Теоретические сведения это: исторические сведения о виде спорта,
Правила соревнований,
Техника выполнения упражнения,
Примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д.
Рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.
Предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата.
Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах
Карточки с вопросами, тесты.
Задания творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки,
Задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности
Образовательный эффект рефлексии
Создает условия для внутренней мотивации на деятельность
Помогает ученикам осмыслить получаемые результаты
Наметить цель будущей работы, соединить результаты с целями
Обобщенные предметные умения :
К ним относятся умения выполнять правильно физические упражнения (техника выполнения упражнений, бега, прыжков, лыжных ходов, гимнастических упражнений и т.д.).
Прикладные предметные умения : это умение выполнять физические упражнения вне урока (на практике, на службе в армии, в туристических походах, на различных состязаниях, в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой для жизни человека).
Жизненные навыки – необходимы для поддержания здорового образа жизни посредством занятий физическими упражнениями, в нестандартных ситуациях (переправиться через водную преграду, когда нет плавательных средств, оказать первую доврачебную помощь пострадавшему и т.д.)
Математическая грамотность
Пульс подсчитывают обычно за 10-секундный интервал, используя секундомер. На какое число нужно умножить полученный показатель, чтобы получить значение ЧСС за 1 минуту?
А. на 10
В. на 15
С. на 6
D. на 9
Вспоминает и применяет соответствующие математические знания.
Демонстрирует знание и понимание математических понятий
Эстафеты
Игра «Молекулы»
Дети свободно перемещаются по залу, затем по сигналу учителя, взявшись за руки, образуют пары, тройки, пятёрки и т. д.,
Эстафета Лесенка.
Дети бегут к гимнастической стенке, на ступеньках которой прикреплены карточки с примерами. Каждый срывает одну из карточек и возвращается к своей команде, где лети коллективно решают пример, ответ записывают маркером. Все ступеньки собирают и сдают учителю.
Например, тема «Кувырок вперед перекатом назад в стойку на лопатки».
Отрывки текста:
-Переворачиваясь через голову
-Принять упор присев далее
-Из упора присев
-Удерживать туловище в вертикальном положении.
-Наклоняя голову вперед,
-Поднять их вверх
-Сделать перекат на шею и лопатки взять группировку
-Перекат назад лежа на спине,
-Руками опереться в поясницу
Правильно: Из упора присев ,наклоняя голову вперед, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки взять группировку ,принять упор присев далее , перекат назад лежа на спине, выпрямляя ноги, поднять их вверх, руками опереться в поясницу, удерживать туловище в вертикальном положении.
Читательская грамотность, формирования смыслового чтения
Чтение с пометками.
Предлагают учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными.
Например; о технике безопасности, о ЗОЖ, о результатах сборной на олимпиаде или конкретно о каком то спортсмене и т.д.
Данный приём способствует развитию читательской грамотности.
Выбор правильного ответа
*Внимание! Во всех вопросах только один правильный ответ.
1. Закончите выражение: «Если хочешь быть здоров - …».1) Улыбайся2) Закаляйся3) Вдохновляйся4) Просыпайся2. Отгадайте шараду.1) Гимнастика2) Зарядка3) Спорт4) Моцион3. Спортивная командная игра, в которой мячзабрасывают руками в корзину, называется …?1) Гандбол2) Регби3) Волейбол4) Баскетбол4. Каким видом спорта занимается Алина Загитова?1) Художественная гимнастика2) Синхронное плавание3) Фигурное катание4) Лёгкая атлетика
Задание на логическое мышление
Пример 1
В любом беговом упражнении выделяют 4 фазы движения. Расставь их в необходимой последовательности, запиши в ответе без кавычек, пробелов и каких-либо знаков препинания. Например: в а г б
а) бег по дистанции б) финиширование в) стартовый разгон г) старт
Ответ: ___________
Естественнонаучные знания
Вопрос № 1
При легкой физической нагрузке пульс достигает 100-120 уд./мин, во время средней – 130-150 уд./мин, при высокой – 160-190 уд./мин. Какие физические нагрузки можно отнести к наиболее интенсивным?
А. Ходьба
В. Прогулка на велосипеде
С. Бег по пересеченной местности
Вспоминает, распознает и применяет соответствующие естественнонаучные знания.
Демонстрирует знание и понимание естественнонаучных понятий
Круговая тренировка
Броски в кольцо баскетбольным мячом с трапеции.
1 станция (Правила проведения самостоятельных занятий)
Тренировку обязательно начинать с разминки, а по завершению использовать восстанавливающие процедуры (массаж, душ, сауна ит.д.).
Составляя план тренировки включать упражнения для развития всех физических качеств; нагрузки должны соответствовать вашим физическим возможностям.
Соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности нагрузок; правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузок; регулярность занятий.
Если вы почувствовали какие-либо отклонения в состоянии здоровья, посоветуйтесь с учителем, врачом, тренером.
Задание.
Поочередные передачи двух баскетбольных мячей в стену двумя руками от груди.
Круговая тренировка
2 станция (Питание)
От питания зависят физическое развитие (рост, масса), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни.
В рационе должны обязательно присутствовать продукты животного происхождения (мясо, молочные продукты, рыба) – содержат белок, жиры; растительного происхождения (овощи, фрукты, растительные масла, зерновые)- содержат минеральные соли, витамины, углеводы, клетчатку, положительно влияющие на пищеварение. Соотношение продуктов животного и растительного происхождения в рационе питания - 40 и 60%.
Задание.
Поднимание туловища из положения, лежа на спине, согнув ноги до положения сед.
Задания на установление правильной последовательности
Установите правильную последовательность обучения техники броска баскетбольного мяча двумя руками от груди:
А) Броски мяча со средней дистанции (3м – 3,60м);Б) Согласованность движений рук и ног;В) Броски мяча в сочетании с другими техническими приёмами;Г) Исходное положение;Д) Бросок мяча с близкой дистанции (1,5м – 2м);Е) Выпуск мяча с различной траекторией полёта.
Ключевые компетенции
1 способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может проявляться на уроках легкой атлетике кроссовой подготовки, плавания, спортивных играх, гимнастики);
2 способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях: при подготовки к спортивным соревнования, конкурсам, проведению динамических перемен, в трудовых лагерях в школьных лагерях отдыха). В свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов результатом освоения дисциплины «Физическая культура» являются не только знания и умения, а еще и обозначенные стандартом общие компетенции
Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся
Способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение уживаться с другими;
готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.