«Функциональная грамотность. Поиски и пути решения»
Чтение — далеко не элементарный навык, как может показаться. Даже для взрослых людей. В том, как мы воспринимаем информацию из текста, проявляются наше мышление, знания и опыт.
Особое значение развитию читательской грамотности придают такие исследователи, как И.Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, М.А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день грамотность чтения входит в перечень предметов международного исследования, именно этой составляющей функциональной грамотности уделяется большое внимание. Есть два международных теста, организованных ОЭСР: один определяет уровень читательской грамотности у 15-летних подростков (он проводится в рамках Programme for International Student Assessment, сокращённо — PISA), второй — у людей от 16 до 65 лет (в рамках Programme for the International Assessment of Adult Competences, сокращённо — PIAAC).
Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. В рамках читательской грамотности необходимо развивать компетенцию анализа, осознанного чтения и понимания прочитанного.
Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:
× читательская;
× цифровая;
× языковая информационная;
× математическая;
× социальная;
× естественно-научная.
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:
Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации. (Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.)
Интерпретация текста. (Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.)
Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка. (Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.)
Список литературы
1. «Осмысленное чтение». Как научиться видеть суть в любом тексте. https://shkolamoskva.ru/reading/
2. Виноградова Н.Ф., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников. https://docplayer.com/120010816-Funkcionalnaya-gramotnost-kak-planiruemyy-rezultat-obucheniya-mladshih-shkolnikov-n-f-vinogradova-m-i-kuznecova-o-a-rydze.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.