Функциональная грамотность :
«Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре»
основные признаки функциональной грамотности
способность к коммуникативной деятельности; Коммуникативная грамотность- сложное интегративное образование, которое включает:
способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;
готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.;
потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию
готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности;
Социальная грамотность:
готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе экстремальным;
способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;
совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;
наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
Отличия функциональной грамотности
Так функциональная грамотность становится по значению входом в образования и образованности, а по сути - мерой культурного развития нации, страны, группы людей, и только в этом качестве грамотность применима как мера развития отдельного человека
Способности человека читать, понимать, составлять тексты и осуществлять арифметические действия
Есть атомарный уровень знаний, умений, навыков, обеспечивающий нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Элементарная грамотность
Функциональная грамотность
Как проявляется недостаток функциональной грамотности?
О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, терминалом и др.
В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.
Индикаторы высокого качества преподавания
Компетентность в планировании и подготовке уроков:• высокий темп работы;• концентрация и переключение внимания учеников;• многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютер.
Компетентность в управлении классом:• максимальная включенность всех учеников;• разнообразие форм работы и заданий;• сотрудничество между учителем и детьми.
Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность:• самостоятельная работа в группах и парах;• эмоциональная вовлеченность учеников;• построение коммуникации между учениками.
Индикаторы высокого качества преподавания
Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся:• дифференциация заданий по сложности и объему;• индивидуальная работа и обратная связь;• использование творческих заданий.
Использование разнообразных методов оценивания:• использование различных инструментов оценивания;• формирующее оценивание;• партнерское оценивание, групповое и индивидуальное само оценивание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.