«Функциональная грамотность в начальной школе» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для 1 класса
Оценка 4.6

«Функциональная грамотность в начальной школе» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для 1 класса

Оценка 4.6
docx
13.08.2022
«Функциональная грамотность в начальной школе» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для 1 класса
1ГЛАВНАЯ Рабочая программа по внеурочной деятельности Функциональная грамотность 1 класс.docx

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Функциональная грамотность в начальной школе»

Направленность: обще - интеллектуальная

1 класс

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации программы: 36 часов

Содержание

 

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Нормативно-правовые документы……………………………………………….3

 

1.2 Пояснительная записка……………………………………………………………4

 

1.3 Цель и задачи программы…………………………………………………………5

 

1.4 Учебный план……………………………………………………………………....6

 

1.5 Содержание программы…………………………………………………………...7

 

1.6 Планируемые результаты программы……………………………………………8

 

 

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий программы

 

2.1 Календарный учебный график……........................................................................10

2.2 Условия реализации программы………………………………………………….30

2.3 Кадровое обеспечение, формы аттестации………………………………………31

2.4 Оценочные материалы…………………………………………………………….31

2.5 Методические материалы…………………………………………………………31

2.6 Рабочая программа воспитания…………………………………………………...32

2.7 Календарный план воспитательной работы……………………………………...34

2.8 Список литературы…………………………………………………………...........35

 

Приложение 1…………………………………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Нормативно-правовые документы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Функциональная грамотность в начальной школе» обще-интеллектуальной направленности разработана на основе:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 г. № 373

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986, зарегистрированный Минюстом России 3 февраля 2011 года № 19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»

4. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)

5. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» .


 6. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. № 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;

7. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

8. Проектом Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Пояснительная записка

Направленность   программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Функциональная грамотность в начальной школе» имеет обще-интеллектуальную направленность.

Актуальность данного курса: Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать с ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность- уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 Новизной настоящей программы является: Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально
успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому развитие функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность

Отличительные особенности программы

 

Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности:
1. Направленность на решение бытовых проблем;
2. Является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3. Связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4. Это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма
.

Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-технология исследовательской деятельности;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные и коммуникационные технологии;

 

 

 

Адресат программы. Учет возрастных особенностей детей. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 7-8 лет. Набор обучения в группы проводится в начале сентября. Занятия проводятся в группах без специального отбора и подготовки, не имеющие ограничений по здоровью.

Количество обучающихся: не более 15 человек.  

 

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 36 часов, для учащихся 1 класса. Один учебный год, 36 учебных недели. Период обучения: с 1 сентября по 24 мая.

Форма обучения на занятиях очная. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия.

 

Особенности организации образовательного процесса.

Формы реализации образовательной программы: традиционная. Занятия проводятся очно в учебном кабинете педагогом школы

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

-Групповая форма работы

-Игровая форма работы

-Творческие задания

-Тестовые задания

-Практическая работа

-Ролевые и деловые игры

-Исследовательская деятельность

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Объем модуля составляет 9 часов.  Учащиеся по данной программе занимаются 1 час в неделю (0.5 часа – теория, 0.5 часа – практика)

Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Один академический час в 1 классе, длится: 1-2 четверть 30 минут, 3-4четверть по 45 минут. Программа рассчитана на 36 учебных часов.

 

 

1.3 Цель и задачи программы


Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Математическая грамотность», «Читательская грамотность», «Естественно – научная грамотность», «Финансовая грамотность»

 

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей. Развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

 

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

 

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Целью изучения блока  «Естественно – научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

 

1.4 Учебный план

№ п/п

тема

кол-во часов

теория

практика

форма аттестации

Читательская грамотность (9ч)

1

«Лис и мышонок» Виталий Бианки

1

0.5

0.5

рисунок

2

«Мороз и заяц» русская народная сказка

1

0.5

0.5

рисунок

3

«Живые грибы» Владимир Сутеев

1

0.5

0.5

ролевая игра

4

«Петушок и солнышко»    Геннадий Цыферов

1

0.5

0.5

ролевая игра

5

«Урок дружбы» Михаил Пляцковский

1

0.5

0.5

инсценирование

6

«Лев и заяц» грузинская сказка

1

0.5

0.5

рисунок

7

«Как лиса училась летать»               русская народная сказка

1

0.5

0.5

викторина

8

«Четыре брата» Евгений Пермяк

1

0.5

0.5

рисунок

9

Путешествие по стране сказок

1

0.5

0.5

викторина

Математическая грамотность (9ч)

10

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.

1

0.5

0.5

ролевая игра

11

Про козу, козлят и капусты.

1

0.5

0.5

тест

12

Про петушка и жерновцы.

1

0.5

0.5

ролевая игра

13

Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки.

1

0.5

0.5

тест

14

Про наливные яблочки.

1

0.5

0.5

тест

15

Про Машу и трёх медведей.

1

0.5

0.5

тест

16

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

0.5

0.5

тест

17

Про медведя, лису и мишкин мёд.

1

0.5

0.5

тест

18

Математическая викторина

1

0.5

0.5

 

Финансовая грамотность (9ч)

19

За покупками.

1

0.5

0.5

ролевая игра

20

Находчивый Колобок

1

0.5

0.5

 

21

День рождения Мухи-Цокотухи.

1

0.5

0.5

ролевая игра

22

Буратино и карманные деньги.

1

0.5

0.5

ролевая игра

23

Кот Василий продаёт молоко.

1

0.5

0.5

ролевая игра

24

Лесной банк.

1

0.5

0.5

тест

25

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

0.5

0.5

ролевая игра

26

Как мужик золото менял.

1

0.5

0.5

ролевая игра

27

Ролевая игра «Черная пятница»

1

0.5

0.5

игра

Естественно-научная грамотность (9ч)

28

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

0.5

0.5

рисунок

29

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.

1

0.5

0.5

наблюдение

30

Про репку и другие корнеплоды.

1

0.5

0.5

ролевая игра

31

Плывёт,                         плывёт кораблик.

1

0.5

0.5

наблюдение

32

Про Снегурочку и превращения воды.

1

0.5

0.5

тест

33

Как делили апельсин.

1

0.5

0.5

наблюдение

34

Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду.

1

0.5

0.5

тест

35

Иванова соль

1

0.5

0.5

наблюдение

36

«Яблоко»                Владимир Сутеев

1

0.5

0.5

рисунок

 

итого

36

18

18

 

 

 

 

1.5 Содержание программы

 

«Читательская грамотность» (9ч)

Темы занятий:

«Лис и мышонок» ,«Мороз и заяц ,«Живые грибы», «Петушок и солнышко» ,   «Урок дружбы» ,«Лев и заяц» ,«Как лиса училась летать» ,  «Четыре брата»

  Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации просмотр мультфильмов; построение речевых высказываний; отзыв на произведение

 

Математическая грамотность (9ч)

Темы занятий:

«Про курочку Рябу, золотые и простые яйца», «Про козу, козлят и капусту», «Про петушка и жерновцы»,«Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки», «Про наливные яблочки», «Про Машу и трёх медведей», «Про старика, старуху, волка и лисичку» «Про медведя, лису и Мишкин мёд».

Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации, практические занятия; определять истинность/ложность высказываний

 

Финансовая грамотность (9ч)

Темы занятий:

«За покупками», «Находчивый Колобок», «День рождения Мухи-Цокотухи», «Буратино и карманные деньги», «Кот Василий продаёт молоко», «Лесной банк», «Как мужик и медведь прибыль делили», «Как мужик золото менял»

Применяемые формы:  просмотр фильма, практическая работа, работа в парах, проводить оценку и коррекцию своим действиям, анализировать информацию и делать соответствующие выводы.

 

Естественно-научная грамотность (9ч)

Темы занятий:

«Как Иванушка хотел попить водицы», «Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик»,

«Про репку и другие корнеплоды», «Плывёт, плывёт кораблик», «Про Снегурочку и превращения воды», «Как делили апельсин» ,«Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду»,

«Иванова соль», «Яблоко»               

Применяемые формы: практическая работа, работа в парах, просмотр научных фильмов, проводить несложные опыты, представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах.

 

 

 

 

1.6 Планируемые результаты программы

 

Прогнозируемый результат: программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

 

 Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений6 сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

 

Метапредметные  результаты изучения курса:

 

Регулятивные:

-проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить свои коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка.

 

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже знакомого;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- доносить свою позицию до других: оформлять  свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- учиться выполнять различные роли в группе.

 

 

 

 

 

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

-  способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

 

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- умение рассчитывать доходы и расходы и сопоставлять простой семейный бюджет;

-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

-проведение элементарных финансовых расчётов.

 

 Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

-способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

 

 

Оценка достижения планируемых результатов

 

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

 

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

 

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

 

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.

 

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий программы

2.1 Календарный учебный график

№ п/п

Дата

Время

Форма

Тема урока

Предмет изучения

Формируемые умения

Место проведения

Контроль

Блок «Читательская грамотность» 9ч

1

9.09

 

 

13 час

беседа

«Лис и мышонок» Виталий Бианки

Содержание сказки.   Качество: осторожностьпредусмотрительность.

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;           - давать характеристику героям;                                                             - определять последовательность событий и рассказывать сказку;    - составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;                                                                                          - различать научно-познавательный текст и художественный;           - определять, чему учит сказка.

учебный кабинет

рисунок

2

16.09

13 час

беседа

«Мороз и заяц» русская народная сказка

Содержание сказки.   Качество: выносливость, упорство.

- определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке сказки;                                                                                   - отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;                                       - давать характеристику героям;                                                                         - делить текст на части в соответствии с предложенным планом;       - объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);          - устанавливать истинность и ложность высказываний;                      - подбирать из текста слова на заданную тему;                                            - определять, чему нужно учиться у героев сказки;                              - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабине

рисунок

3

23.09

13 час

беседа

«Живые грибы» Владимир Сутеев

Содержание сказки.   Качество:  трудолюбие.

- давать характеристику героям;                                                             - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;                    - определять последовательность событий и рассказывать сказку;             - составлять вопросы по содержанию сказки;                                         - на основе научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. 

учебный кабинет

ролевая игра

4

30.09

13 час

беседа

«Петушок и солнышко»    Геннадий Цыферов

Содержание сказки.   Качество:   вежливость,               умение признавать свои ошибки.

- определять вид сказки;                                                                                   - назвать героев сказки, находить среди них главного героя;                     - определять принадлежность реплик персонажей сказки (без опоры на текст);                                                                                                              - определять последовательность событий сказки;                               - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;                                                                                                      - находить необходимую информацию в тексте;                                               - определять, чему учит сказка.

учебный кабинет

ролевая игра

5

7.10

13 час

игровая

«Урок дружбы» Михаил Пляцковский

Содержание сказки.   Качество:          дружба,                 жадность

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                 - определять по рисунку содержание отрывка из текста;                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                               - фантазировать и придумывать продолжение сказки.                                                                              

учебный кабинет

инсценирование

6

14.10

13 час

беседа

«Лев и заяц» грузинская сказка

Содержание сказки.   Качество:       смекалка, находчивость, хитрость,          глупость.

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                   - выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; - давать характеристику персонажам сказки;                                                   - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                                - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;                                                            - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.                                                                               

учебный кабинет

рисунок

7

21.10

13 час

игровая

«Как лиса училась летать»               русская народная сказка

Содержание сказки.   Качество:        смекалка, находчивость, хитрость,          глупость.

- давать характеристики героям;                                                                       - определять по рисунку содержание отрывка из текста;                              - соединять части предложений;                                                                      - задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки;                                                                                                                - дополнять отзыв на прочитанное произведение.

учебный кабинет

викторина

8

28.10

13 час

беседа

«Четыре брата» Евгений Пермяк

Содержание сказки. Семейные ценности.

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                     - находить в тексте образные сравнения;                                                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                                  - рассказать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;     - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

учебный кабинет

рисунок

9

3.11

13час

практика

Путешествие по стране сказок

Содержание сказок

называть героев сказки;                                                                                     - находить в тексте образные сравнения;                                                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;

 - дополнять отзыв на прочитанное произведение                                               

учебный кабинет

викторина

Блок «Математическая грамотность» 8ч

10

11.11

13 час

практика

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.

Счёт предметов, составление и решение выражений, задач. Многоугольники.

- определять количество предметов при счёте;                                       - составлять и решать выражения с ответом 5;                                                               - решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц;                         - соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; - решать задачу в два действия.

учебный кабинет

ролевая игра

11

18.11

13 час

практика

Про козу, козлят и капусты.

Счёт предметов, составление и решение выражений, задач. Ломаная.

- определять количество предметов при счёте;                                                - образовывать число 8;                                                                                 - решать задачу в два действия;                                                                             - составлять и решать выражения с ответом 9;                                                    - находить остаток числа;                                                                                       - соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.

учебный кабинет

тест

12

25.11

13 час

практика

Про петушка и жерновцы

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

- раскладывать число 9 на два слагаемых;                                                       - отвечать на вопросы на основе условия задачи;                                              - анализировать данные и отвечать на вопросы;                                            - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;                      - работать в группе.

учебный кабинет

ролевая игра

13

2.12

13 час

практика

Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки.

Разложение числа 10 на два или три слагаемых.

- раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;                                                                                                      - раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; - раскладывать число 10 на три слагаемых;                                                        - раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

учебный кабинет

тест

14

9.12

13 час

беседа

Про наливные яблочки.

Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20

- преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;        - находить недостающие данные при решении задач;                                 - складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;                                         - выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;                                                                                                               - определять истинность/ложность высказываний.

учебный кабинет

тест

15

16.12

13 час

беседа

Про Машу и трёх медведей.

Состав чисел 9, 10, 11. Задание на нахождение суммы.

- раскладывать числа9. 10, 11 на три слагаемых;                                              - решать задачи на нахождение суммы;                                                              - овладеть практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;                                                                                    - читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;                      - устанавливать закономерность.

учебный кабинет

тест

16

23.12

13 час

практика

Про старика, старуху, волка и лисичку.

Задачи на нахождение части.                                   Состав числа 12.

- раскладывать число 12 на несколько слагаемых;                                             - решать задачи на нахождение части числа;                                                    - читать таблицы;                                                                                                        - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;                                                                                      - практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;                                                                              - сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;                 - находить прямоугольники на рисунке.

учебный кабинет

тест

17

28.12

13 час

практика

Про медведя, лису и мишкин мёд.

Задачи на нахождения суммы. Состав чисел второго десятка.

- решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;                                                                                          - читать таблицы;                                                                                                        - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;                                                                                     - раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;                                                                                                      - читать простейшие чертежи.

учебный кабинет

тест

18

13.01

13 час

практика

Математическая викторина

Состав чисел. Увеличение, уменьшение числа. Нахождение суммы и разности чисел.

практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы. - анализировать данные и отвечать на вопросы;                                            - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;                      - работать в группе.

учебный кабинет

викторина

Блок «Финансовая грамотность»9ч

19

20.01

13 час

практика

За покупками.

Цена,                               товар,                             спрос.

- наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;                                            - анализировать информацию и объяснить, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;                                                                                                           - рассуждать об умении экономно тратить деньги.

учебный кабинет

ролевая игра

20

27.01

13 час

практика

Находчивый Колобок.

Деньги,                              цена,                             услуги,                          товар.

- наблюдать над понятиями: товар и услуга;                                                - определять необходимые продукты и их цены;                                              - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;                                                                                                               - работать в группе.

учебный кабинет

ролевая игра

21

3.02

13 час

практика

День рождения Мухи-Цокотухи.

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

- наблюдать над различием цены и стоимости;                                                   - определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;                - определять стоимость покупки;                                                                        - анализировать информацию и делать соответствующие выводы;             - объяснять смысл пословиц.

учебный кабинет

ролевая игра

22

10.02

13 час

практика

Буратино и карманные деньги.

Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

- наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;                                                                              - выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;                   - анализировать информацию и делать соответствующие выводы;          - рассуждать о правильности принятого решения.

учебный кабинет

ролевая игра

23

17.02

13 час

практика

Кот Василий продаёт молоко.

Реклама.

- наблюдать над понятием «реклама»;                                                                 - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;                                                                                                                 - анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;                                                                                                       - делать выбор на основе предложенной информации;                                          - называть различные виды рекламы.

учебный кабинет

тест

24

24.02

13 час

практика

Лесной банк.

Банки,                    финансы,               банковские услуги, работники банка.

- наблюдать над понятием «банк»;                                                                      - объяснить значение понятий на доступном для первоклассника уровне;                                                                                                                 - анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы;                                                 - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

ролевая игра

25

3.03

13 час

практика

Как мужик и медведь прибыль делили.

Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом.

- наблюдать над понятием «сделка»;                                                                  - объяснять, что такое доход, затраты и как получать прибыль;                  - понимать, почему оптом можно купить дешевле;                                           - выбрать товар для покупки на определённую сумму;                                        - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

ролевая игра

26

10.03

13 час

практика

Как мужик золото менял.

Услуга, равноценный обмен, бартер.

- различать платную и бесплатную услугу;                                                  - наблюдать над понятие «равноценный обмен»;                                                   - объяснять, что такое бартер;                                                                          - формулировать правила обмена;                                                                   - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

ролевая игра

27

17.03

13 час

практикум

Ролевая игра «Чёрная пятница»

Реклама, доход, выручка, прибыль, продажа оптом

понимать, почему оптом можно купить дешевле;                                           - выбрать товар для покупки на определённую сумму;                                        - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

игра

Блок «Естественно-научная грамотность»9ч

28

24.03

13 час

практикум

Как Иванушка хотел попить водицы.

Вода,                            свойства воды.

- наблюдать за свойством воды – прозрачность;                                          - определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода с сахаром;                                                                                                     - определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;           - объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;                                                                                                                 - использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;              - определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;                                                                                                          - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

учебный кабинет

рисунок

29

31.03

13 час

практикум

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.

Воздух,                    воздушный шарик.

- доказать, что внутри шарика находиться воздух, который легче воды;                                                                                                                         - показать, что шарик можно наполнять водой;                                                    - объяснить, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;                                                                                                                       - рассказать о свойствах шарике плавать на поверхности воды;                        - объяснить, почему шарик не тонет в воде;                                                           - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

учебный кабинет

наблюдение

30

7.04

13 час

практикум

Про репку и другие корнеплоды.

Корнеплоды.

- описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;             - осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;                                                  - контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

учебный кабинет

ролевая игра

31

14.04

13 час

практикум

Плывёт,                         плывёт кораблик.

Плавучесть предметов.

- определять плавучесть металлических предметов;                                           - объяснять, плавучесть предметов зависит от формы;                                        - понимать, что внутри плавучих предметов находиться воздух;                 - объяснять, почему случаются кораблекрушения;                                            - объяснять, что такое ватерлиния;                                                                   - определять направление ветра.

учебный кабинет

наблюдение

32

21.04

13 час

Беседа, практикум

Про Снегурочку и превращения воды.

Три состояния воды.

- объяснять, что такое снег и лёд;                                                                      - объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрепит;                 - наблюдать за переходом воды из одного состояние в другое;                   -  наблюдать над формой и строением снежинок;                                                - составлять кластер;                                                                                              - проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;                                                                             - высказывать предложения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

учебный кабинет

тест

33

28.04

13 час

практикум

Как делили апельсин.

Апельсин,                 плавучесть,                 эфирные масла из апельсина.

- объяснять, почему лопается надутый воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;                                                 - объяснять, почему не тонет кожура апельсина;                                               - объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;                                                                                                                 - определять в каком из апельсинов больше сока;                                         - познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;                                                                                                                    - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты.

учебный кабинет

наблюдение

34

5.05

13 час

практикум

Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду.

Зеркало,                    отражение, калейдоскоп.

- объяснять, как можно увидеть своё отражение в воде;                                - определять, в каких предметах можно увидеть своё отражение;                  - наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах;                                                                   - наблюдать многократность отражения;                                                           - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты;                                                                                                                - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

тест

35

12.05

13 час

практикум

Иванова соль

Соль,                  свойства соли.

- наблюдать свойство изучаемых объектов: сравнить свойства соли и песка;                                                                                                                           - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей; - представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное устное высказывание;                                                                                                - анализировать условия опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;                                                         - проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты;                                                                                                                - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

наблюдение

36

19.05

13 час

беседа

«Яблоко»                Владимир Сутеев

Яблоко.

- доказать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;                              - доказывать, что существует сила притяжения (закон Ньютона);               - пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;                      - соединять части текста и рисунки;                                                                        - называть героев сказки; - давать характеристику герою;                             - отвечать на вопросы после выполнения арифметических действий;                                                                                                                      - определять стоимость части и целого;                                                            - придумывать рекламу – упаковку;                                                                          - определять профессию рабочего банка; объяснять, чему учит сказка.

учебный кабинет

рисунок

 

 

2.2.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для проведения теоретических занятий есть учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям.
Учебно-практическое оборудование.
− Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
− Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
− Стол учительский.
− Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и прочего.
− Стенды для вывешивания иллюстративного материала, постановки наглядных пособий.

                                          Технические средства обучения


− Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. Принтер.
Учебные презентации, созданные самостоятельно для работы с интерактивной доской на уроке. CD/DVD-диски, электронные издания
Мультимедийные издания

 

 

 

 

Информационное обеспечение

 

Интернет – ресурсы
https://suvlesheniyemusheniye.jimdofree.com/
http://www.profkniga.ru - Издательский дом «1 сентября»
http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»

http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»

http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов

http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.

http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.

http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения

 

Таблицы :.

Состав числа.

Живая и неживая природа

Фрукты и овощи

Сказки зарубежных писателей

Писатели в начальной школе



 

2.3 Кадровое обеспечение

 

Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе имеет  высшее профессиональное образование по специальности.

 

Формы аттестации

Контроль и оценка результатов освоения Программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: игры, творческие конкурсы, викторины, ролевые игры, защита творческих работ.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

 

2.4 Оценочные материалы


1. Диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного
интереса и регулятивных УУД (из методики Г.В. Репкиной, Е.В. Заика)

2.  Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф

 

 

2.5  Методические материалы

Для реализации программы необходимо иметь календарный план, календарно-учебный график.

Методы обучения

Словесный - лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа,  инструкция,  объяснение.

Наглядный - демонстрация изучаемых действий.

Упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных умений, знаний и навыков.

Объяснительно-иллюстративный – работа с демонстрационными таблицами, картами.

Поисковый – через постановку проблемы, вопроса на который нужно найти ответ.

Игровой –через игры

 

Педагогические технологии

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные    и          коммуникационные технологии;

-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

 

 

Формы занятий определяются особенностями изучаемого раздела.

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

-Групповая форма работы

-Игровая форма работы

-Творческие задания

-Тестовые задания

-Практическая работа

-Ролевые и деловые игры

-Исследовательская деятельность

Практические занятия проводятся с целью закрепления ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива.

Алгоритм учебного занятия

Организационный момент. Разминка. Повторение материала.

Целеполагание. План занятия.

Открытие новых знаний

Физкультминутка

Первичное закрепление/ самостоятельная работа

Подведение итога занятия

 

Дополнительные методические материалы  содержатся в Приложении

 

 

 

 

 

 

2.6  Рабочая программа воспитания

 

Цель – Осознание и проявление положительного отношения к самому себе, к другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне.     Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника

Задачи:

Первый  этап Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве.  

Второй этап Усиление самостоятельности детей обеспечиваю за счет опосредованного руководства с моей стороны учителя и организации учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю.

На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу.

На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более младшего ученика, затем и самого себя).   И этот этап имеет место выражению своего отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения, ценит здоровье и др.) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, поставить  цели задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.    

 

Формы и содержание деятельности.

Воспитательная компонента данной программы осуществляется как непосредственно на занятиях, так и на внеаудиторных активностях. Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 

 

Планируемые результаты и формы их проявления

 

1.Мыслить критично, ставить под сомнение факты, которые не
проверены официальными данными или источниками

2.Развивать коммуникативные навыки, выступать перед публикой, делиться
своими идеями и выносить их на обсуждение

3.Расширять кругозор разбираться в искусстве, экологии, здоровом
образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как
можно больше читать книг, журналов

4.Организовывать процесс познания, ставить цели и задачи,
разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения,
анализировать данные, делать выводы
.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7  Календарный план воспитательной работы

 

№ п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Сроки проведения

1

Книжкин дом

Экскурсия в школьную библиотеку и ДК

 сентябрь

2

Неделя математики

Уроки, внеклассные мероприятия

 октябрь

3

 Маленький Почемучка

Игровая программа

ноябрь

4

Цифровая грамотность (безопасный интернет)

 Беседа

декабрь

5

Финансовая грамотность

Экскурсия по торговым точкам

январь

6

«Край в котором я живу»

Исследовательская работа

февраль

7

Я познаю мир

Экскурсия

март

8

«Во саду ли, в огороде…»

Практико-исследовательская работа

апрель

9

По ступенькам знаний

 Викторина

май

 

 

 

Оценочные материалы

 

Оценка эффективности реализации программы воспитания осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность дополнительного образования в воспитании, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.

            Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.8 Список дополнительных учебных пособий (литературы):

 

-для учителя:

 

1. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ) Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL

 

2. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004

 

3. Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и межкультурной компетенций// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013, – №10. – C. 125–126

 

4. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф, 2013. – 432 с.  

 

5. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования: автореф. дис. докт. педагогических наук/ М.И. Кузнецова. – Москва. – 2017.

 

-для учащихся:

 

1. Почемучка: Энциклопедия для любознательных/Сост. А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин; Худож. А. Гурьев и др.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.- 335 с.: ил.

 

2.  Пятиязычный наглядный словарь.- Алматы:Алматыкiтап, 2007.- 400 с.: ил.

 

3.  Русские народные загадки, пословицы, поговорки/Сост. Ю.Г. Круглов.- М.:Просвещение,1990.- 335 с.:ил.-(Б-ка словесника)

 

4.Функциональная грамотность. Тренажер для школьников изд.»Планета»2021г.

 

5.  Сборник загадок: Пособие для учителя /Сост. М.Т. Карпенко.- М.:Просвещение,1988.-80 с.

 

6.  Сергеев Б.Ф., Томилин А.Н. Большая энциклопедия начальной школы. Вопрос-ответ.- М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методические материалы

Методические упражнения для формирования функциональной грамотности младших школьников

 

Упражнение на формирование диалога:
1. «Цепляющиеся реплики»
- Петя: Один котенок спит, а другой?
- Оля: Один котенок спит, а другой играет.
Один котенок играет, а другой? ...

2. Упражнения, построенные на воображаемых ситуациях:
Правила этикета с людьми разного статуса:
• Ты ведешь беседу со случайным спутником;
• Поздравляешь бабушку (соседку, подругу
мамы, приятеля) с Днем рождения;
• Приветствуешь: учителя, директора школы,
одноклассника, друга.

3.Рассмотри узелковое письмо. Постарайся
сложить предложение из предложенных узелков.
Объясни выражения:
«узелки на память», «говорить путано», «завязка»,
«развязка», «что знала, то сказала, на нитку навязала».

Упражнение 1. «Чтение наоборот»

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если школьник только в 1 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 2. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Сделаем отметку, где остановились.

Немного отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Через минуту делаем засечку. Уже больше!

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще лучше!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 3. Таблицы Шульте.

Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения. Если угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.

И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 25, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 25 до 1.

Упражнение 4. Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит "всплывание" привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок "зеркального" чтения.

Упражнение 5. «Концептуальная таблица» можно применить при сравнении героев какого-либо рассказа. В середине по вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение.

 

Герой

Линия сравнения

Герой

Характер

Речь

Поведение

 

Упражнение 6. «Драматизация».

Этот вид задания творческого характера является средством эстетического воспитания и развития детей.

Формы драматизации: чтение по ролям, кукольный театр, музыкальные инсценировки, пантомима, костюмированные представления.

Упражнение 7. «Составление синквейна». Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Первая строка: записывается одно слово – существительное. Это тема.

Вторая строка: два прилагательных, раскрывающих тему.

Третья строка: три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

Четвертая строка: фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.

Пятая строка: слово-синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

Упражнение 8. Короткий пересказ.
Ученик должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.

Упражнение 9. Ответь на вопросы.
Учитель задает 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если ученик не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.

Упражнение 10. Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из текста или стихотворения информации.

Упражнение 11. Предложите пофантазировать.

Придумать продолжение рассказа, что могло произойти с героями дальше.

Упражнение 12. Чтение текста с картинками и заданиями.

Простые тексты с картинками для чтения – это одна из методик по обучению школьников чтению. Каждый из рассказов дополнен цветными маленькими картинками, которые облегчают процесс чтения и делают его более интересным.

Упражнение 13. «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами (словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

Упражнение 14. Мнемотаблицы.

Это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.

Упражнение 15. Формирование интонационной выразительности речи.

Проговаривать небольшие стихи, скороговорки с различной заданной интонаций (грустно, радостно, удивленно, вопросительно), читаем с поочередным ударением на каждое слово и т.д.).

Например:

1.СТЕША спешила рубашку шила,

Да поспешила - рукав не пришила.

 

2.Стеша СПЕШИЛА рубашку шила,

Да поспешила - рукав не пришила.

3.Стеша спешила РУБАШКУ шила,

Да поспешила - рукав не пришила?

4.Стеша спешила рубашку ШИЛА,

Да поспешила - рукав не пришила!

( ударение ставим на выделенные слова).

Прочитай текст, восстанавливая «поврежденные» слова

***

Из ле_ выш_ на берег ре_ медведи__ с дву_ медвеж__ . О_ схва__ од__ медвеж__ и стала окун__ его в ре_ . Медвеж__ визж_ и барах__ . Мать иску__ его. Дру_ медвеж__ испу__ холо__ во_ и побе__ в ле_. Медвед__ догн__ его, надава_ шлеп_ и иску__ .

Довол__ купани_ медведи уш_ в ча_ ле_.

 

1. Озаглавьте текст.

2. Кто вышел на берег реки из леса?

З. Как медведица купала первого медвежонка?4. Почему побежал в лес дргой медвежонок?

Упражнение «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами (словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

 

          


 

Скачано с www.znanio.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Функциональная грамотность в начальной школе»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Функциональная грамотность в начальной школе»

Список литературы…………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………

Пояснительная записка Направленность программы

Пояснительная записка Направленность программы

Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии: - проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; -технология формирования типа правильной читательской деятельности; -технология исследовательской деятельности; -обучение…

Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии: - проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; -технология формирования типа правильной читательской деятельности; -технология исследовательской деятельности; -обучение…

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей

Про медведя, лису и мишкин мёд

Про медведя, лису и мишкин мёд

Применяемые формы : просмотр фильма, практическая работа, работа в парах, проводить оценку и коррекцию своим действиям, анализировать информацию и делать соответствующие выводы

Применяемые формы : просмотр фильма, практическая работа, работа в парах, проводить оценку и коррекцию своим действиям, анализировать информацию и делать соответствующие выводы

Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - доносить свою…

Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - доносить свою…

Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий программы 2

Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий программы 2

Мороз и заяц» русская народная сказка

Мороз и заяц» русская народная сказка

Живые грибы» Владимир СутеевСодержание сказки

Живые грибы» Владимир СутеевСодержание сказки

Урок дружбы» Михаил ПляцковскийСодержание сказки

Урок дружбы» Михаил ПляцковскийСодержание сказки

Как лиса училась летать» русская народная сказка

Как лиса училась летать» русская народная сказка

Путешествие по стране сказокСодержание сказок называть героев сказки; - находить в тексте образные сравнения; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; - дополнять отзыв на…

Путешествие по стране сказокСодержание сказок называть героев сказки; - находить в тексте образные сравнения; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; - дополнять отзыв на…

Про петушка и жерновцыСостав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы

Про петушка и жерновцыСостав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы

Про наливные яблочки. Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20 - преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; - находить недостающие данные…

Про наливные яблочки. Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20 - преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; - находить недостающие данные…

Про старика, старуху, волка и лисичку

Про старика, старуху, волка и лисичку

Математическая викторинаСостав чисел

Математическая викторинаСостав чисел

Находчивый Колобок. Деньги, цена, услуги, товар

Находчивый Колобок. Деньги, цена, услуги, товар

Буратино и карманные деньги.

Буратино и карманные деньги.

Лесной банк.Банки, финансы, банковские услуги, работники банка

Лесной банк.Банки, финансы, банковские услуги, работники банка

Как мужик золото менял.Услуга, равноценный обмен, бартер

Как мужик золото менял.Услуга, равноценный обмен, бартер

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Про репку и другие корнеплоды

Про репку и другие корнеплоды

Беседа, практикумПро Снегурочку и превращения воды

Беседа, практикумПро Снегурочку и превращения воды

Как делили апельсин.Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина

Как делили апельсин.Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина

Иванова сольСоль, свойства соли

Иванова сольСоль, свойства соли

Яблоко» Владимир

Яблоко» Владимир

Яблоко» Владимир

Яблоко» Владимир

Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе

Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе

Педагогические технологии -проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; -технология формирования типа правильной читательской деятельности; -обучение на основе «учебных ситуаций»; -уровневая дифференциация обучения; -информационные и коммуникационные технологии;…

Педагогические технологии -проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; -технология формирования типа правильной читательской деятельности; -обучение на основе «учебных ситуаций»; -уровневая дифференциация обучения; -информационные и коммуникационные технологии;…

Задачи: Первый этап

Задачи: Первый этап

Организовывать процесс познания, ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы

Организовывать процесс познания, ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы

Список дополнительных учебных пособий (литературы): -для учителя: 1

Список дополнительных учебных пособий (литературы): -для учителя: 1

Сергеев Б.Ф., Томилин А.Н. Большая энциклопедия начальной школы

Сергеев Б.Ф., Томилин А.Н. Большая энциклопедия начальной школы

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте

Этот вид задания творческого характера является средством эстетического воспитания и развития детей

Этот вид задания творческого характера является средством эстетического воспитания и развития детей

Это опорные схемы , которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать

Это опорные схемы , которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2022