Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

  • doc
  • 19.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6 класс. Родной язык.doc

Родной язык. 6 класс.

Тема: Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Задание 1. Прочитайте тексты.

1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 градусов, ночью 8-9 градусов.

3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

Задание 2: устно ответьте на вопросы.

1.     О чём говорится в текстах — об одном и том же или о разном?

2.     Как говорится — одинаково или по-разному?

3.     Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание?

4.     Можно ли 1 или 2 текст использовать в домашней обстановке? Почему?

5.     Можно ли вместо сводки погоды по радио или по ТV передать 1 или 3 текст? Почему?

6.     Какой из текстов вы используете только в разговоре?

7.     Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?

Задание 3. Дополните  примерами  из «Слов для справок» (Записать определение официальной и неофициальной обстановки и в скобочках привести примеры-(выбрать подходящие из «Слов для справок»)- 2-3 примера)

Неофициальная обстановка-это

непринуждённая

Официальная обстановка-это

деловая

Дома,…………

На работе, ………….

Слова для справок : в лесу, в общественном транспорте, в гостях, на перемене на уроке, на экскурсии, , на собрании.

Записать:: в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.

 

СТИЛИ РЕЧИ

5 стилей Табличку перерисовать в тетрадь.

разговорный

к н и ж н ы е

разговорный

научный

художественный

публицистический

официально-деловой

Используется в:

В быту

В науке и технике

В художественной

литературе

В общественной жизни

В официально-служебных отношениях

Тематика и жанры:

Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям

Научная лекция, доклад, статья, учебник

Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня

Речь, выступление, газетные статьи

Законы, договоры, документы, постановления, объявления

 

 

 

 

 

Домашнее задание: Определите стили речи. (Ставим номер текста и пишем какой из 5 стилей используется в данном тексте.)

Образец:

1-    художественный

2-    ………

1. Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.

2. - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.

- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.

3. Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «подо льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.

4. Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, коричневый.

5. Уважаемые любители собак! В нашем городе за последний год увеличилось число бездомных собак. Обращаемся к вам с просьбой: оказать помощь в распределении животных по семьям, желающим приютить у себя собак.  Обращаться за справками по телефону: 5-08-11.

6. - Эти птицы могут погибнуть зимой.

- Нет. Если мы им поможем, этого не случится.

- Что же нужно сделать?

- На уроках труда сделаем кормушки, развесим их в саду. Будем подкармливать птиц хлебом и пшеном.

7. Охрана природы — комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой (растительность и животный мир0 и неживой (почвы, воды, недра, климат) природы.

8. Каждый человек должен беречь природу, охранять её богатства. Забота о природе — мостик, соединяющий духовную жизнь людей со всем живым, что их окружает.