Технологическая карта урока
Ф. И. О воспитателя: Булатова Ландыш Илгизовна.
Учреждение: ГБООУ «Новокашировская санаторная школа – интернат»
Вид занятий: звёздный час
Возраст детей: 10 – 12 лет Тема урока: «Габдулла Тукай – татарский народный поэт»
Цель: расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского писателя Габдуллы Тукая.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая. Развивающие: формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г. Тукая. Воспитательные: воспитывать способность наслаждаться художественным словом; воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г. Тукая.
Планируемые результат.
Метапредметные:
Познавательные УДД: уметь выполнять логические операции (анализ), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.
Регулятивные УДД: уметь быстро включиться в работу на уроке, уметь определять способы достижения целей, уметь выполнять интеллектуальную работу в команде, уметь уважительно относиться к мнению участников группы, уметь обсуждать результаты индивидуальной работы в команде, уметь оформлять и презентовать результаты групповой деятельности.
уметь контролировать и объективно оценивать свои действия и действия одноклассников; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я знаю и умею?»).
Коммуникативные УДД: уметь делать сообщение по результатам опережающего домашнего задания, уметь задавать вопросы и корректировать ответы учащихся, уметь создавать авторский текст, уметь выбирать оптимальные формы коммуникации с одноклассниками: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
Личностные: уметь проявлять интерес к культуре и истории народов Татарстана.
Оборудование: ноутбук, проектор, выставка книг, портрет Тукая, рисунки.
И туган тел, и матур тел,
Эткэм - энкэмнен теле.
Доньяда куп нэрсэ белдем,
Син туган тел аркылы. Г. Тукай
Ведущий1: Тукай Габдулла (1886–1913) – татарский народный поэт, публицист, переводчик, литературный критик и общественный деятель. Будучи основоположником школы поэзии, заложил крепкий фундамент татарского языка и литературы. Биография Габдуллы Тукая Мухамедгарифовича, не смотря на раннюю смерть поэта, оказала большое влияние тюркоязычных писателей в Советском Союзе.
Ведущий2: Каждый год весной мы отмечаем день рождение Габдуллы Тукая. Много говорилось о его жизни, о творчестве Г. Тукая. Вот и сегодня собрались с Вами ещё раз поговорить об этом великом человеке и уточнить свои знания, соревнуясь в интеллектуальной игре звездный час на тему «Г. Тукая – татарский народный поэт».
Ведущий1: Прежде чем представить игроков, задам несколько вопросов на тему Жизнь и творчество Г. Тукая.
1. С 1958 года в Татарстане в день рождения поэта вручаются государственные премии имени Габдуллы Тукая в области искусств. Когда это происходит? 26 апрель.
2. Что украл мальчик у Водяной из сказки Тукая?. Гребешок.
3. Что прищемил в бревне джигит лесному чуду?. Пальцы.
4. Назовите деревню, в которой родился Г. Тукай?. Кушлауч.
5. Природа какой деревни воспета поэтом в сказке «Шурале»? Кырлай.
6. 3. В 2021 году юбилейная дата Г. Тукая —? ... 135 лет со дня рождения.
Ведущий2: Представляю вам игроков……… Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами. А теперь настало время познакомиться с правилами.
Правила игры.
1 За каждый правильный ответ игрок получает 1 очко.
2. На обдумывание каждого вопроса дается 5 секунд.
3. После каждого тура, а их - три, будет отсеиваться один игрок, набравший наименьшее количество очков, но втором туре 2 игрока.
4. Суперигре сразятся два игрока, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки будут жюри.
Итак, начинаем I тур, который состоит из двух отдельных заданий.
Ведущий1: Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс. Один из его современников и близких друзей, известный писатель Ф. Амирхан писал: «Даже личные враги Тукая не могли отрицать народного духа, народной гармонии, народной музыки в его стихотворениях, ибо это выглядело бы просто нарочитым упрямством: народ признал его своим, знал его стихи наизусть»
Дадим слово чтецов.
Габдулла Тукай — Дитя и мотылёк: Стих
Д и т я
Мотылёк, мотылёк,
Расскажи мне, дружок:
Целый день ты летал,
Как же ты не устал?
Что ты ел? Что видал,
Пока всюду летал?
Расскажи про своё
Мне житьё и бытьё.
М о т ы л ё к
Я живу по полям,
По лесам и лугам,
В ясный день на свету
Веселюсь на лету.
Солнце летнего дня
Нежит, холит меня,
А цветов аромат
Утоляет мой глад.
Добрым будь. Коротка,
День — вся жизнь мотылька,
Пожалей, полюби,
Ты меня не губи.
1 тур первое задание
Ведущий2: перед вами представлено 4 фотографий: 1. Кушлавыч; 2. Кырлай; 3. Булгар; 4. Музей Тукая.
1. Малая родина Габдуллы Тукая?
2. В какой деревне жил Сагди абзый?
3. 1907 году Тукай уехал из Уральска в город своей мечты – Казань. В какой гостинце он поселился?
4. Какое здание находится в Кырлае в настоящее время?
Второе задание
Ведущий1: перед вами 4 имена: 1. Мухамедгариф; 2. А. С. Пушкин; 3. Апуш; 4. Мамдуда.
1. Имя отца Тукая?
2. Кто из русских поэтов стал «путеводной звездой» Тукая?
3. Как звали маленького Габдуллу?
4. Имя матери Тукая?
Ведущий1: первый тур окончен.
Жюри сообщает сумму очков, набранных участниками игры …………
Ведущий2: К большому сожалению, из конкурса выбывает один игрок …………….
Чтобы вам было не столь горько, выручаем сладкие призы ………...
А «Звездный час», посвященному творчеству Г. Тукая продолжается.
Пауза
Стихотворения «Ребенку»
Дружок, не бойся шурале, ведьм не бойся и чертей,
Никто, поверь мне, отродясь не встречал таких гостей.
Такие вымыслы, дружок, — лишь туман былых времен;
Не устрашает, а смешит нас шайтан былых времен.
Для упыря нет пустыря, логова для беса нет;
Для недотепы шурале девственного леса нет.
Так постарайся же, дружок, все науки изучить
И вскоре правду ото лжи ты сумеешь отличить.
Начинаем второй тур.
Ведущий1: Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт. Он заложил основы современной татарской литературы и новой национальной поэзии.
II тур
Первое задание
Ведущий2: перед вами 4 фотографии: 1.Волк; 2.Шурале; 3.Щенок; 4. Золотой гребень
1. Голову какого животного нашли коза и баран в сказке Тукая?
2. Кого в лесу встретил джигит из деревни Кырлай?
3. Кто является учеником в детском стихотворении «Забавный ученик»?
4. Что украл деревенский мальчик в сказке Габдуллы Тукая «Су анасы»?
Второе задание
Ведущий1: перед вами 4 фотографии: 1. поэма – сказка;2. Кырлай; 3. Гали; 4.»Туган тел»
1. К какому литературному жанру относится произведение «Шурале»?
2. Красоту какой деревни описывал поэт в сказке «Шурале».
3. Как называли мальчика, который кормил козу в стихотворении Тукая.
4. Какую песню на слова Тукая татарский народ поёт как гимн.
Ведущий2: На этом второй тур окончен.
Жюри сообщает сумму очков, набранных участниками игры ………..
Ведущий1: К большому сожалению, из конкурса выбывает два игрока……………
Чтобы вам было не столь горько, выручаем сладкие призы ………..
А «Звездный час», продолжается посвященному жизнь и творчеству Г. Тукая.
Пауза
Стихотворения Г. Тукая «К птичкам читает Томила.
Ведущий2: Тукай— одна из самых драматичных в истории мировой литературы. За двадцать семь лет жизни — от весны 1886 года до весны 1913 года — успел спеть свою песню так, что она уже никогда не смолкала. Творчество Тукая — это высокий образец той идейно-художественной высоты, которую достигла татарская классическая литература.
III тур
Первое задание
Ведущий1: перед вами 4 фотографии: 1. Мутыгия: 2. Питербург;.3. Уральск; 4. Казань.
1. Название медресе в Уральске.
2. Место просвещения. <…> И улицы, где расположены учебные заведения, так же красивы и ухожены. В любой час дня, вечером, ночью в разных местах самые разные лекции, занятия.
Эти строки написано Г. Тукая. Про какой город речь идет?
3. Город, где учился Тукай.
4. Город, о котором мечтал поэт.
Второе задание
Ведущий1: перед вами 4 фотографии: 1. 1946; 2. Шурале; 3. Су анасы; 4. 26.
1. С какого года имя поэта носить Татарская государственная филармония в Казани?
2. По мотивам какой поэмы балетмейстеры: Л. Жуков и Г. Тагиров поставили балет?
3. Какой сказочный персонаж живёт в озере около деревни Кырлай?
4. Тукай умер в самом рассвете своего творчества. Сколько прожил великий татарский классик?
Ведущий2: На этом третьи тур окончен.
Жюри сообщает сумму очков, набранных участниками игры ………..
Воспитатель: К большому сожалению, из конкурса выбывает один игрок ……………
Чтобы вам было не столь горько, выручаем сладкие призы ………..
Воспитатель: Финал вышли
Финал игры
Воспитатель: Я вам задам по три вопроса на тему творчество Г. Тукая. Кто правильный ответить на мои вопросы, тот и станет победителем.
1.Когда родился Г. Тукай? 26 апреля 1886 г.
2. В каком году Габдулла Тукай написал широко известную сказку- поэму «Шурале»? 1907г.
3. Чем любила играть кошка в сказке «Шаян песи»? Клубок.
4. В каком семье родился Тукай? В семье деревенского муллы.
5. В каком возрасте он стал круглый сиротой? 4 года.
6. Как звали забавного ученика? Акбай.
Воспитатель: Побеждает …………………………….. Настал звездный час ……………………. Заключительное слово представляются победителю. Фотография на память. Выручается подарки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.