Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский технологический колледж питания»
Методическая разработка открытого мероприятия - круглого стола на тему:
«Слагаемые семейного счастья»
Составитель : Зиновьева Е.Н.
Новосибирск, 2022
Тема: «Слагаемые семейного счастья»
Цели:
Воспитательная – воспитание серьезного, ответственного отношения к созданию семьи, воспитание высоких моральных качеств, необходимых для формирования, сохранения, укрепления семейных отношений.
Дидактическая – формирование основных взглядов на институт семьи, брака, самостоятельного осмысления семейной жизни.
Развивающая – развить умение правильно говорить, формировать свои мысли, умение анализировать и обобщать, логически правильно, стилистически грамотно излагать свои мысли
Форма проведения : беседа – диспут
Участники : студенты 3 курса НТКП, приглашенные преподаватели
Технические средства проведения беседы :
компьютер, видеопроектор,
Оформление кабинета :
1.Растановка столов буквой «О»
2.Украшение столов живыми цветами
3Стеллаж с подборкой литературы по теме мероприятия
4.План диспута на экране видеопроектора
5.На экране видеопроектора презентация слайдов с текстом пословиц, поговорок, высказываниями философов, великих людей по теме мероприятия
План проведения «Круглого стола»:
1Вступительное слово ведущего.
2.Что такое семья? Зачем она нужна человеку?
3.Как складывается семья? Предпосылки семейного счастья?
4.Проблемы молодой семьи.
5.Как сохранить семейное счастье?
6.Заповеди, принципы семейного счастья
7.Нормы семейных отношений.
8.Слагаемые семейного счастья.
9.Заключительное слово ведущего
Вступительное слово ведущего.
«Круглый стол «начинается с выступления ведущего-Зиновьевой Е.Н.
Мы собрались с вами за круглым столом , чтобы обсудить очень важную , те более для вашего возраста , сейчас тему «Семейные отношения»
Семья- очень важное и ответственное дело. Семья приносит полноту жизни, счастье, всю свою жизнь человек проводит в семье, с семьей. Построить счастливую семью сразу не возможно, для этого необходимо много знаний, силы воли, желаний. В нашей стране возникла серьезная проблема в этой сфере- из 100 браков в течение 7 лет рападается1/3. У вас еще вся жизнь впереди. Вскоре принимать решение о создании своей семьи будете принимать и вы. Поэтому, я считаю, что необходимо обсудить проблемы, связанные с созданием семьи и внутрисемейными отношениями.
В нашей беседе будут участвовать: заместитель директора по воспитательной работе :. Кучерова И.В. преподаватели колледжа : Глухова С.В, Мызина О.Д.
Вам предлагается обсудить следующие вопросы:
1. Что такое семья? Зачем она нужна человеку?
2. Как складывается семья? Предпосылки семейного счастья.
3. Проблемы молодой семьи
4. Как сохранить семейное счастье?
5. Нормы семейных отношений.
6. Слагаемые семейного счастья
В ходе обсуждения 1-го вопроса : Что такое семья? Зачем она нужна? приняли участие : Медведева Наташа, Попова Кира, Степанова Лена и др.
Студентки рассказали, когда возникла семья, что подразумевается под понятием «семья», какую роль она играет в нашей жизни. В результате обсуждения пришли к выводу, что
Семья –это совокупность таких отношений :
1. Социально – биологические : пол, возраст, численность семьи, рождаемость, гигиена, половое воспитание, физическое совершенствование, наследственность, родственные отношения.
2. Хозяйственно – экономические : материальная основа семья –ведение хозяйства, бюджета, обязанности по дому.
3. Юридические : правовое регулирование брака и развода, имущества и личных прав, обязанностей детей и родителей.
4. Нравственные – семейные чувства – это фундамент для развития и воспитания детей.
5. Психологические – психологический климат, совокупность формирования межличностных отношений.
6. Педагогические – семейное воспитание.
7. Эстетические –эстетика поведения, речи, одежды, жилища- основа культурной преемственности.
При обсуждении 2-го вопроса «Предпосылки будущего семейного счастья» приняли участие : Теплов Игорь, Фогель Лариса, Хомутова Лена, Бубнова Лена.
В результате обсуждения, пришли к выводам, во многом созвучным мнению американского психолога Роланда
Предпосылками будущего семейного счастья являются :
1. Общительность, отсутствие скованности, непринужденность в общении.
2. Доверительность и эмпатия .
3. Понимание друг друга .
4. Добродушие .
5. Терпимость к недостаткам характера другого человека.
6. Юмор.
7. Рационализм и практичность, экономичность в расходовании денег.
8. Главное укрепление семьи – дети – необходимость их воспитания, заботы о них.
9. Совместный досуг.
10. Выбор партнера ( возраст, профессия, происхождение, заработок, где родился – город, деревня) .
11. Черты личности ( похожесть на партнера, трезвая оценка будущего супруга) .
12. Отношение партнера к людям противоположного пола.
13. Осмысление своей роли в семье , одинаковый взгляд на семью.
14. Взаимная любовь .
15.Взаимное согласие.
16.Общие потребности, интересы, их удовлетворение.
17. Культурная, духовная, экономическая база семьи.
18.Стиль взаимных отношений .
19. Умение найти компромисс.
После обсуждения вопроса Петренко Евгений прочитал стихотворение З. Гиппиус «Любовь» .
Затем обсуждали 3-й вопрос: «Проблемы молодой семьи». В обсуждении этого вопроса приняли участие : Анучина Марина, Егорова Мария, Драгунова Аня и Кравченко Женя.
В ходе живого обсуждения пришли к выводу:
Молодая семья сталкивается с такими проблемами :
1. Незнание друг друга, короткий срок знакомства.
2. Психологическая несовместимость( различие в психике мужчины и женщины не учитывается .
3. Вмешательство в жизнь молодой семьи родителей , защита ими своего «ребенка» .
4. Алкоголизм , наркомания, грубость, жестокость .
5. Супружеская несовместимость( разные взгляды на права и свободу, ответственность, физиологическая несовместимость )
6. Друзья и подруги могут помешать советами .
7. Социальная разница (в доходах, образовании, положении в обществе).
8. Супружеская измена(50% разводов).
9. Чрезмерная занятость женщины домашними делами – отсюда мало уделяет внимания мужу.
10. Эгоизм.
11. Половое невежество – незнание природы мужчины и женщины , не умение приспособиться друг к другу.
12. Проблемы общего воспитания – низкий уровень знаний семейных отношений.
В обсуждении 4-го вопроса «Как сохранить семейное счастье» участвовали: Булынин Алексей, Дьякова Настя, Ершова Анжелика, Киндяев Алексей и др. В результате обсуждения пришли к выводу, что для сохранения семейного счастья, необходимо:
1. Обоим супругам создавать грамотно отношения, ненавязчиво, деликатно распределять роли, каждый должен за что-то отвечать
2. Проявлять инициативу, желание, волю в формировании нормальных семейных отношений
3. Правильно распределять роли в воспитании детей
4. Каждый должен понять – что он должен, обязан многое, если вступил в брак, имеет перед другими обязательства
5. Взаимопонимание
6. Способность сохранить верность
7. Умение прийти на помощь в трудную минуту
8. Не замыкаться в кругу семьи, иметь и другие интересы
9. Иметь хороших , преданных друзей
10. Знать о партнере все
11. Задушевный разговор – как лекарство от стресса
12. Разделение власти
13. Стараться меньше сориться, все вопросы решаются мирным путем
14. Необходимы полезные ритуалы
15. Соблюдать правила при конфликтах
16. Начинать со слов «я» , а не «ты»
17. Держать себя в руках, быть спокойным
18. Выражать мысли четко , вежливо
19. Речь должна носит позитивный характер
20. Не отвергать никаких предложений вашего партнера
Затем обсуждается 5-й вопрос «Заповеди , принципы семейной жизни». В обсуждении участвовали: Петраков Женя, Семенюк Женя, Мизенина Катя и Жиганова Нина.в ходе обсуждения пришли к выводу:
Основами семейной жизни являются :
1. Любовь
2. Забота о членах семьи
3. Примирение и согласие
4. Добровольная инициатива
5. Требуй прежде всего с себя, смотри на свои недостатки
6. В партнере замечай только хорошее
7. Принцип «свободной семьи»( дать свободу), у каждого должны быть свои интересы
8. Ребенок прежде всего !
9. Добровольная взаимопомощь и поддержка
10. Знать о партнере все
11. Принцип «дружбы»
12. Задушевный разговор как лекарство от стрессов.
13. Разделение власти
14. Ссоры не должны быть нормой семейной жизни
15. Надо говорить о сексе , не стесняться , выяснять проблемы, можно отвергать желания партнера, но не высмеивать
16. Нежны полезные ритуалы
В ходе обсуждения Петраков Женя прочитал стихотворение И. Северянина «оттого и люблю».
6-й вопрос – Нормы семейных отношений» .В обсуждении участвовали : Жубро Михаил, Кравченко Женя, Лукина Ира и др. В результате обсуждения група пришла к выводу, что такими нормами являются :
1. Доброжелательность- предпосылка настоящей любви
2. Искренность
3. Ответственность терпимость
4. Отзывчивость
5. Справедливость
6. Всеобщее равенство (никто никому ничего не должен, даже не обязан подчиняться этим правилам- тогда и семья не нужна)
7. Взаимное согласие
8. Надо выработать свое семейное кредо – набор правил, ценностей, целей, идеалов
9. Не надо говорить «нет», брак – это таинство – труд, совместный рост супругов
10. Есть вещи , которые никогда нельзя говорить (я развожусь, зачем связался с тобой) вести себя в семье так, как на работе при беседи с начальством
11. Уважение
7-й вопрос звучал так: «Слагаемые семейного счастья». Фактически этим вопросом подводится итог обсуждения темы круглого стола . В обсуждении приняли участие :Теплов Игорь, Шалимова Настя, Жуканова Нина. В ходе обсуждения все пришли к единому мнению: Семейное счастье складывается из множества факторов, но главными являются :
1. Взаимопонимание между супругами
2. Отдельное жилье
3. Материальное благополучие
4. Дети
5. Уверенность в прочности семьи
6. Интересный досуг в семье
7. Интересная работа обоих супругов
8. Соответствующее образование
9. Хорошее на работе
10. Хорошие друзья
11. Самостоятельность супругов
Психологи считают, для счастья нужно :
1. Направленность на другого
2. Бесконфликтное общение
3. Доверительность и эмпатия
4. Понимание друг друга
5. Нормальная интимная жизнь
6. Наличие дома ( , а не жилья)
После обсуждения вопросов, перед студентами встал итоговый вопрос – «Готовы ли вы к семейной жизни?» Практически все студенты ответили, что еще не готовы ни материально, ни что самое главное – морально-психологически. Что вам дало наше обсуждение? Ответили, что очень многое, встреча и обсуждение заставило более глубоко задуматься , более серьезно подойти к самой важной жизненной проблеме.
Заключение
Итог был подведен ведущей «круглого стола» – Зиновьевой Е.Н.
Именно семья является наилучшей средой для совершенствования человека. За семью, семейное счастье надо бороться – постоянно и непреложно Этому счастью надо учиться и учиться. Самым серьезным образом, как любому другому делу, которому решили посвятить всю жизнь .
Надеюсь, что встреча , обсуждение были не пустой тратой времени. Что вы серьезно задумались над важнейшей проблемой. сделаете выводы. Предпримите усилия для подготовки себя к будущей семейной жизни.
Список использованных источников
1. Андреева И.С. Гулыга А.В. - Семья: Книга для чтения. Кн. 2. - М: Политиздат, 1991.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
3. Волкова А.Н., Штильбанс В.И. На пороге семьи. - Л.: Знание, 1989.- 20с.
4. Зритнева Е.И. Роль семьи в подготовке молодёжи к брачно-семейным отношениям. // Семейная психология, 2005 г. №1 с. 12-18.
5. Зритнева Е.И. Социально - психологические основы и педагогические условия формирования готовности молодёжи к браку и семейной жизни. // Семейная психология, 2005 г. №3 с. 13-28.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ЛЮБОВЬ
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки ,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке
1911, А. Ахматова
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ОТТОГО И ЛЮБЛЮ
Я люблю сердечно, безрассудно,
Безотчетно всю, как есть тебя!
Но за что люблю, я знаю смутно,
А верней – совсем не знаю я.
Как тебя целую! Как милую!
Ты со мной – смеюсь, а нет – грущу.
Оттого тебя ведь и люблю я,
Что любви причину не ищу!
1907, Северянин
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Много есть людей, что полюбив
Мудрые, дома себе возводят,
Возле их благословенных нив
Дети резвые за стадом бродят .
А другим – жестокая любовь,
Горькие ответы и вопросы,
С желчью смешана, кричит их кровь,
Слух их жалят злобным звоном осы.
А иные любят – как поют,
Как поют и дивно торжествуют,
В сказочный скрываются приют;
А иные любят – как танцуют.
Как ты любишь, девушка, ответь?
По каким тоскуешь ты истомам?
Неужель ты можешь не гореть
Тайным пламенем, тебе знакомым ,
Если ты могла явиться мне
Молнией слепительной Господней,
И отныне я горю в огне,
Вставшим до небес из преисподней?
1917, Гумлев.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.