Родителям, которые хотят, чтобы их сын или дочь нормально и без потерь прошли этап «подросткового группирования», необходимо помнить следующее:
В нормальной гармоничной семье, где к увлечениям ребенка относятся с интересом, без излишней серьезности или, наоборот, сарказма, возможности для коррекции даже очень сильных «отклонений» весьма велики. Если подросток слишком много времени уделяет совершенно бессмысленному, на ваш взгляд, времяпрепровождению и это происходит в ущерб учебе, семейным отношениям и т. д., задумайтесь: что именно он там ищет?
Где границы нормы и как уберечь ребенка?
Родителям, которые хотят, чтобы их сын или дочь нормально и без потерь
прошли этап «подросткового группирования», необходимо помнить следующее:
1. В нормальной гармоничной семье, где к увлечениям ребенка относятся с
интересом, без излишней серьезности или, наоборот, сарказма,
возможности для коррекции даже очень сильных «отклонений» весьма
велики. Если подросток слишком много времени уделяет совершенно
бессмысленному, на ваш взгляд, времяпрепровождению и это происходит в
ущерб учебе, семейным отношениям и т. д., задумайтесь: что именно он там
ищет? Может быть, он слишком мало развит интеллектуально и более
умные развлечения ему просто не по зубам? Может быть, слишком не
уверен в себе, и лишь затерявшись в толпе совершенно одинаковых орущих
фанатов чувствует себя комфортно? А может быть, ему не хватает тепла и
понимания в семье, и он ищет его среди «единочувственников»? Если вам
трудно самим проанализировать этот вопрос, обратитесь за помощью к
специалисту. Ответив на него, вы сможете совместно продумать и
осуществить систему коррекционных мероприятий.
2. В норме подростковая реакция группирования исчерпывает себя
приблизительно к окончанию неполной средней школы. Двадцатилетний
рэпер — это уже нонсенс. Конечно, иногда в лесах ленинградской области
встречаются двадцати пяти — тридцатилетние эльфы или гномы. Это
толкинисты — поклонники многотомного «Властелина Колец»
Дж. Р. Толкина. В тех же лесах и на реках встречаются и «старые
туристы». Они ходят по азимуту, сидят у костров и задушевно поют
туристские песни двадцатитридцатилетней давности. Мне кажется, что в
этом случае мы имеем дело не столько с индивидуальными
психологическими проблемами и задержанной реакцией группирования,
сколько с общей тоской данного (весьма, кстати, интеллектуально и
эмоционального богатого) слоя по ушедшей юности.
3. Не стесняйтесь задействовать свой собственный интеллектуальный
потенциал. Будите мозги своих детей, побуждайте их рассуждать над
причинами и следствиями на материале их реальной подростковой жизни.
Не бойтесь говорить правду, не бойтесь оказаться невежественными в
какихто вопросах. Если вы чегото не знаете, почитайте соответствующие
книги. Почему существует реакция группирования? Что это дает членам
группы? Как это происходит у животных? В первобытных племенах? В
Древней Руси? Как сейчас? В чем сходство и в чем отличие? Чем
референтная группа отличается от объединений павианьей молодежи? В
чем ее интеллектуальный, эмоциональный, социальный смысл? Почему
люди пробуют наркотики? Что происходит потом? Кто в этом
заинтересован? Что такое «иная реальность» и как ее достичь? Что
делали для этого эскимосские шаманы? Тибетские ламы? Православные
святые? Что делают современные кришнаиты? Баптисты? В чем состоит
психофизиологическая суть слушания тяжелого рока, приема ЛСД, пения
мантр, повторения православной «Умной молитвы»? В чем сходство и в чем
различие? Обсуждайте все эти вопросы серьезно и заинтересованно,запрашивайте примеры у сына или дочери и сами приводите их из своей
жизни. Честное слово, вам самим понравится. А как это будет для
подростка полезно… Конечно, после ваших бесед он не перестанет быть
«кислотником» или «меломаном», но будет хоть както осознавать и
анализировать происходящее, и увести его «как телка на веревочке»
будет уже гораздо труднее.
4. Если у ребенка в детстве были какието психоневрологические проблемы,
то подростковый возраст для него — чрезвычайно ответственное время. В
этот момент испытываются на прочность приобретенные механизмы
адаптации нервной системы, и в этот же момент особенно велика
опасность срыва. Родителям таких детей следует заранее позаботиться о
том, чтобы у ребенка к этому моменту были устойчивые увлечения (кружки,
секции, клубы — годится все), какойто (пусть самый узкий, но
относительно привычный и постоянный) круг общения, не особенно много
свободного времени и родители в свободном доступе, то есть всегда
готовые поговорить, обсудить возникшие проблемы, дать совет и т. д.
5. Если у ребенка отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания,
асоциальное поведение,
психические заболевания ближайших
родственников), то на таких детей в подростковом возрасте тоже надо
обратить особое внимание. Лучше, если этот период будет протекать под
систематическим контролем специалиста, который будет регулярно
встречаться с самим подростком и его родителями. Это позволит в самом
начале заметить возможные отклонения. Справиться с ними «в зародыше»
гораздо легче, чем иметь дело с запущенной формой. Кроме того, для этих
детей справедливо все то, о чем сказано в предыдущем пункте.