Где границы нормы и как уберечь ребенка?

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родителям, которые хотят, чтобы их сын или дочь нормально и без потерь прошли этап «подросткового группирования», необходимо помнить следующее: В нормальной гармоничной семье, где к увлечениям ребенка относятся с интересом, без излишней серьезности или, наоборот, сарказма, возможности для коррекции даже очень сильных «отклонений» весьма велики. Если подросток слишком много времени уделяет совершенно бессмысленному, на ваш взгляд, времяпрепровождению и это происходит в ущерб учебе, семейным отношениям и т. д., задумайтесь: что именно он там ищет?
Иконка файла материала Где границы нормы и как уберечь ребенка.doc
Где границы нормы и как уберечь ребенка? Родителям,   которые   хотят,   чтобы   их   сын   или   дочь   нормально   и   без   потерь прошли этап «подросткового группирования», необходимо помнить следующее: 1. В нормальной гармоничной семье, где к увлечениям ребенка относятся с интересом,   без   излишней   серьезности   или,   наоборот,   сарказма, возможности   для   коррекции   даже   очень   сильных   «отклонений»   весьма велики.   Если   подросток   слишком   много   времени   уделяет   совершенно бессмысленному, на ваш взгляд, времяпрепровождению и это происходит в ущерб учебе, семейным отношениям и т. д., задумайтесь: что именно он там ищет?   Может   быть,   он   слишком   мало   развит   интеллектуально   и   более умные   развлечения   ему   просто   не   по   зубам?   Может   быть,   слишком   не уверен в себе, и лишь затерявшись в толпе совершенно одинаковых орущих фанатов чувствует себя комфортно? А может быть, ему не хватает тепла и понимания в семье, и он ищет его среди «единочувственников»? Если вам трудно самим проанализировать  этот вопрос, обратитесь за помощью  к специалисту.   Ответив   на   него,   вы   сможете   совместно   продумать   и осуществить систему коррекционных мероприятий. 2. В   норме   подростковая   реакция   группирования   исчерпывает   себя приблизительно к окончанию неполной средней школы. Двадцатилетний рэпер — это уже нонсенс. Конечно, иногда в лесах ленинградской области встречаются   двадцати   пяти   —   тридцатилетние   эльфы   или   гномы.   Это толкинисты   —   поклонники   многотомного   «Властелина   Колец» Дж. Р. Толкина.   В   тех   же   лесах   и   на   реках   встречаются   и   «старые туристы».   Они   ходят   по   азимуту,   сидят   у   костров   и   задушевно   поют туристские песни двадцати­тридцатилетней давности. Мне кажется, что в этом   случае   мы   имеем   дело   не   столько   с   индивидуальными психологическими   проблемами   и   задержанной   реакцией   группирования, сколько   с   общей   тоской   данного   (весьма,   кстати,   интеллектуально   и эмоционального богатого) слоя по ушедшей юности. 3. Не   стесняйтесь   задействовать   свой   собственный   интеллектуальный потенциал.   Будите   мозги   своих   детей,   побуждайте   их   рассуждать   над причинами и следствиями на материале их реальной подростковой жизни. Не  бойтесь  говорить  правду,  не   бойтесь  оказаться   невежественными  в каких­то вопросах. Если вы чего­то не знаете, почитайте соответствующие книги. Почему существует реакция группирования? Что это дает членам группы?   Как   это   происходит   у   животных?   В   первобытных   племенах?   В Древней   Руси?   Как   сейчас?   В   чем   сходство   и   в   чем   отличие?   Чем референтная группа отличается от объединений павианьей молодежи? В чем   ее   интеллектуальный,   эмоциональный,   социальный   смысл?   Почему люди   пробуют   наркотики?   Что   происходит   потом?   Кто   в   этом заинтересован?   Что   такое   «иная   реальность»   и   как   ее   достичь?   Что делали для этого эскимосские шаманы? Тибетские ламы? Православные святые? Что делают современные кришнаиты? Баптисты? В чем состоит психофизиологическая суть слушания тяжелого рока, приема ЛСД, пения мантр, повторения православной «Умной молитвы»? В чем сходство и в чем различие?   Обсуждайте   все   эти   вопросы   серьезно   и   заинтересованно,запрашивайте примеры у сына или дочери и сами приводите их из своей жизни.   Честное   слово,   вам   самим   понравится.   А   как   это   будет   для подростка полезно… Конечно, после ваших бесед он не перестанет быть «кислотником»   или   «меломаном»,   но   будет   хоть   как­то   осознавать   и анализировать   происходящее,   и   увести   его   «как   телка   на   веревочке» будет уже гораздо труднее. 4. Если у ребенка в детстве были какие­то психоневрологические проблемы, то подростковый возраст для него — чрезвычайно ответственное время. В этот   момент   испытываются   на   прочность   приобретенные   механизмы адаптации   нервной   системы,   и   в   этот   же   момент   особенно   велика опасность срыва. Родителям таких детей следует заранее позаботиться о том, чтобы у ребенка к этому моменту были устойчивые увлечения (кружки, секции,   клубы   —   годится   все),   какой­то   (пусть   самый   узкий,   но относительно привычный и постоянный) круг общения, не особенно много свободного   времени   и   родители   в   свободном   доступе,   то   есть   всегда готовые поговорить, обсудить возникшие проблемы, дать совет и т. д. 5. Если у ребенка отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания, асоциальное   поведение,   психические   заболевания   ближайших родственников), то на таких детей в подростковом  возрасте тоже надо обратить особое внимание. Лучше, если этот период будет протекать под систематическим   контролем   специалиста,   который   будет   регулярно встречаться с самим подростком и его родителями. Это позволит в самом начале заметить возможные отклонения. Справиться с ними «в зародыше» гораздо легче, чем иметь дело с запущенной формой. Кроме того, для этих детей справедливо все то, о чем сказано в предыдущем пункте.