Где поставить ударение? (2 класс) Тема. «Ударение»

Где поставить ударение? (2 класс) Тема. «Ударение»

Работа в классе
docx
русский язык
2 кл
18.02.2017
Цели. Закрепить умение находить ударный слог; выяснить роль ударения в слове; воспитывать интерес к русскому языку, к поэтическому слову, умение слушать; развивать мышление, устную и письменную речь, умение наблюдать, сравнивать. Ход урока 1. Организационный момент 2. Минутка чистописания Буквы, которые мы сегодня будем записывать, все перепутались. Чтобы их записать в нужном порядке, следует ориентироваться на прямоугольники – от самых высоких к самым низким. У Р Е Д Е И А Н На доске появляется слово: УДАРЕНИЕdocx

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Ударение.Русский язык(2).docx
Калашникова Любовь Петровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 153» Учитель начальных классов Где поставить ударение? (2 класс) Тема. «Ударение» Цели. Закрепить умение находить ударный слог; выяснить роль ударения в слове; воспитывать интерес к русскому языку, к поэтическому слову, умение слушать; развивать мышление, устную и письменную речь, умение наблюдать, сравнивать. Ход урока 1. Организационный момент 2. Минутка чистописания Буквы, которые мы сегодня будем записывать, все перепутались. Чтобы их записать в нужном порядке, следует ориентироваться на прямоугольники – от самых высоких к самым низким. У Р Е Д Е И А Н УДАРЕНИЕ На доске появляется слово: 3. Знакомство с новым материалом Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (об ударении) Что мы уже знаем об ударении? (Ударение – это выделение голосом одного из гласных звуков в слове. Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным. Чтобы найти ударный слог, нужно "позвать" слово) Молодцы! Сегодня мы с вами узнаем, какова же роль ударения в слове. Об этом я расскажу историю, которая произошла в стране Русского языка. Ваша задача – быть внимательными и ничего не пропустить. Собрались однажды слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется не один человек. Но слова забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: "Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю у вас значения!" Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замόк и сказал: "Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!" Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замόк, а перед взором других слов предстал Зảмок. Слова зашумели. Тогда вышли в перед Белки и сказали: "Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уже с нами-то Ударение не чего не сделает". Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бéлки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словами вот уже вместо Стрéлки получилось СтрелкЍ, вместо КрÝжки – КружкЍ. И сколько ещё таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему одно из почетных мест на своем собрании и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением. Во время рассказа учитель обращает внимание детей на слова, написанные на доске, и показывает, что происходит с ударением. Дети в тетради записывают слова, которые проучило Посмотрите на слова, которые вы записали. Чем они похожи? (пишутся одинаково и в каждом слове по 2 слога) Ну, а чем они отличаются? (ударением и значением) Какой же вывод мы можем сделать? (от ударения зависит смысл слова) Ударение. На доске: замόк - зảмок белкЍ – бéлки стрелкЍ – стрéлки кружкЍ – крÝжки Работы у ударения – не впроворот, только успевай поворачиваться. Вернее, попрыгивать да поскакивать. Как кенгуру. Это вам не через скакалку прыгать: надоело – бросили. Ударение – главный работник в словах! А сейчас давайте проведем с вами исследование и ответим на вопросы: на каком слоге стоит ударение в словах русского языка? Для этого выполним упражнение. Напиши номер ударного слога: Вкусный1, кислый1, сладкий1, мягкий1, свежий1, душистый2, ароматный3. Дети выполняют задание. В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударение может стоять и на первом, и на втором, и на третьем слоге. А есть такие языки, в которых ударение падает всего на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: ПарЍж, пальтό, портрéт, портфéль. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстрό (так, кстати, возникло название маленьких кафе). А теперь поиграем. Вас пригласили сниматься в кино, предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по-русски: он все слова произносит с ударением на последний слог. Прочитайте слова так, как их прочитает францу: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка. Дети выполняют задание. 4. Физкультминутка На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз! Раз – два, раз – два, Раз – два, раз – два, Раз – два, раз – два! Раз – два! Хватит – хватит, прибежали, Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И ещё Через левое плечо! Хватит. Вдохнули, выдохнули. 5. Знакомство с новым материалом (продолжение) Ну вот, все отдохнули и готовы снова работать. Все, кроме ударения. Оно вдруг захотело сегодня понежиться. Видно, устало. Оно просит дать ему 2 выходных. В словах, конечно. В конце концов, у всех, кто работает, тоже есть выходные дни: суббота и воскресенье. Когда же знак ударения может не выходить на работу в словах? Когда не нужно ставить косую черточку над словом? (когда в слове один слог и в словах с буквой Ё) Расскажи – ка Буква Ё, Как твоё Житьё – бытьё? Буква Ё Даёт отчёт: - Ничего житьё. Течёт. Я – ударная всегда! - Ой-ё-ёй, Вот это да! Вот и получил знак ударения два выходных. Как у мам и пап на работе. Только эти выходные не суббота и не воскресенье, а особые слова, над которыми знаки ударения становить не нужно. Пока ударение отдыхает, мы с вами выполним упражнение. Упражнение 1. Переставь строчки так, чтобы получилось стихотворение. Поставь над словами знак ударения. Кот и ёж Очень растревожился кот Идет – на встречу ёж. И, как кот, не ёжился. На ежа стал кот похож Найдите в тексте родственные слова. (ёж, не ёжился) Упражнение 2. Прочитайте. В каждой цепочке слово найдите одно "лишнее". Ответ обоснуйте.  Берёза, осина, тополь, рябина (тополь - ударение падает на первый слог)  Стужа, вишня, туча, мотор (мотор - ударение падает  Дорога, сон, молоко, петух (сон, 1 слог и ударение не на второй слог) ставится) 6. Итог урока Молодцы! Солнце село за село. Нам ужасно повезло, Что в гости к Ударению сходили И все его секреты мы раскрыли. Какие же это секреты? Приведите примеры. (ударение может изменить смысл слова; ударение в русском языке может стоять на любом слоге; если в слоге один слог, то ударение не ставим; на ё всегда падает ударение).
скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)