Гендерный подход в преподавании литературы
Е.Е. Андреева, преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ СО «Саратовский колледж кулинарного искусства»
г. Саратов (Россия)
Ключевые слова: гендер, культурные стереотипы, гендерный подход
Аннотация: В данной статье поднимаются вопросы гендерного подхода в обучении студентов, формирования гендерной ориентации и гендерной культуры на уроках литературы
Гендер и нация – это два взаимосвязанных среза жизни общества, а гендерочувствительное общественное сознание выступает фактором его устойчивого развития, препятствуя росту разрушительных тенденций в духовно-ценностном облике наших современников.
21 век. Тенденции развития общества таковы, что при изменении гендерных культурных стереотипов, снижении брачно-семейного статуса мужчины, активизации роли женщины на первый план выходит личность человека, самореализация независимо от половой принадлежности. Однако мы не можем игнорировать гендерную принадлежность людей, их биосоциокультурные особенности.
Быть в обществе мужчиной или женщиной –значит выполнять предписанные гендерные роли. Настоящими мужчинами и женщинами становятся только в процессе социализации.
Отсюда и цель гендерного воспитания - подготовка к выполнению будущей социальной роли мужчины и женщины. К нам ежегодно приходят не просто дети, а мальчики или девочки, однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. Хотя учителя интуитивно чувствуют разницу, реагируя различным отношением к мальчикам и девочкам
Исходя из анализа гендерных особенностей, при работе над будущим уроком следует учитывать следующее:
- мальчикам интереснее работать с нестандартно поданной, разнообразной информацией, причём плотность и скорость подачи материала может быть довольно высокой; работу на уроке с ними лучше всего строить в режиме поисковой активности, делая акцент на самостоятельность принимаемых решений, использовать групповые формы работы с элементами соревновательности и сменой лидера; юношам свойственен подход к формулированию правил через практические действия, поэтому выявление закономерностей, осмысление на уровне теории следует организовывать после практической работы с материалом; в течение урока необходимо уделять большее внимание развитию самоконтроля, а также максимально конструктивно оценивать выполненную учащимися работу;
- девочки лучше воспринимают информацию, поданную эмоционально; при повторении пройденного материала будет эффективным использовать речевые средства, при изучении абстрактных понятий - предметные наглядные пособия; темп подачи учебного материала должен быть размеренным; необходимо стимулирование интереса к поисковой деятельности, нахождению собственных решений незнакомых, нетиповых заданий; групповую работу целесообразно строить на основе взаимопомощи; оценка должна быть эмоциональной и конструктивной, причём не только по результатам выполненной работы, но и во время учебной деятельности.
Работая над единой задачей, мальчики и девочки учатся смотреть на поставленную проблему с разных сторон, обогащают свой личный опыт познания опытом партнёра с несколько иным взглядом на мир и способами его анализа. Таким образом мы не только облегчаем учащимся процесс восприятия и анализа языкового или литературного материала, но и способствуем установлению атмосферы психологического комфорта, создаём условия для гендерной самоидентификации личности, решаем проблемы социализации
Гендерный подход в обучении позволяет по-новому взглянуть на хорошо известные произведения литературы и сформировать новые способы мышления. Произведения русской классики дают прекрасные образцы идеальной женственности и мужественности. Содержание ценностно-нормативного пласта культуры и психо-антропологические характеристики женщин и мужчин «русского типа» можно рассматривать в качестве своеобразного цивилизационного кода, который обеспечивает через механизм идентификации внутреннее самовоспроизводство и самосохранение русской нации и русской культуры. Русские стандарты мужественности и женственности, в том числе мужские и женские образы русской литературы, фиксируют специфически национальное, изначальное и устойчивое представление о соотношении женского и мужского начал в модели отношений «человек – социум». Тем самым они, имеющие прочные связи со всей русской культурной традицией, могут рассматриваться как фактор формирования и поддержания гендерных норм и гендерного порядка.
Национальные образы мужественности и женственности, материнства и отцовства, одухотворенные народными идеалами, запечатленные в русской литературе, можно рассматривать в качестве гендерных идентификаторов. Через всю историю русской литературы проглядывает мужественность, ассоциируемая с силой, патриотизмом и добротой, и женственность, ассоциируемая с материнством, милосердием и жертвенностью. Женщина в образе вечной матери становится осевой нравственной фигурой в художественном мире русской литературы, неразрывно связанной с самим бытием, погруженной в стихию духовной жизни народа. Исконно русские (древнерусские) и советские ценности, которые отличаются некоторой патриархальностью и нетерпимостью к любым альтернативам брака, идеализацией верности супругов, их взаимного уважения и любви, многодетностью как культурной нормой во многом противоположны современному западному идеалу партнерства в семье, утверждающему взаимозаменяемость полов в реализации экономических, воспитательных, хозяйственных, бытовых функций семьи. И в погоне за всем западным, нам бы не заиграться… О потере «гендерной чувствительности» еще Л. Н. Толстой сказал: «Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина».
Любимые героини А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и др. - собирательные образы, в них сосредоточены лучшие черты русской женщины: величественная простота, гордость, ум, верность, тепло души, способность сострадать, прощать, любить. Положительные мужские образы олицетворяют решительность, смелость, правдивость, доброту, умение признать свои ошибки, готовность защищать и помогать. Анализ произведений русской литературы позволяет прийти к выводу, что счастье приходит к тем парам, которые смогли понять и принять личностные, мировоззренческие и гендерные различия, сумели сделать их основой для взаимодополнения и духовного обогащения.
С давних времен женская сущность глубже и ярче проявляется в любовной лирике. Произведения М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой на редкость богаты в этом отношении. Примером противопоставления гендерных признаков служит коротенькое стихотворение А.А. Ахматовой «Он не любил». И вот перед нами в шести строчках образ мужчины сознается только на основе антитезы «любил – не любил». Мужчина любит церковное пение, белых павлинов, не любит детский плач и чай с малиной, не выносит женских истерик. А вот в седьмой строчке – женский образ описан очень просто: «А я была его женой».
На уроках изучаемая литература выступает тем средством, которое помогает ученикам обрести себя, найти своё духовное начало, реализовать свое мужское и женское начало. Образцы гендерных отношений, представленные и в фольклоре, и в классической литературе разных эпох, позволяют ребенку смоделировать свое поведение, выявить характер взаимоотношений мужчина – женщина, сделать правильные выводы
Сегодня стало модным говорить о значении гендерного подхода в обучении. Но словами делу не поможешь. Нужны конкретные шаги в создании нового подхода к преподаванию с учетом гендера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Градусова Л.В. «Гендерная педагогика: Учебное пособие» – [Электронный ресурс] .
2.Крицкая Н.В. Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы в контексте формирования гендерной культуры личности. Воронеж: «Научная книга», 2012. – 206 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.