Лирика Лермонтова
1. Пушкин и Лермонтов
2. Бунтарские мотивы. Критика светского общества
3. Судьба поколения
4. Тема родины
5. Тема поэта и поэзии
6. Тема любви
7. Философские мотивы
1.Сравнивая Лермонтова и Пушкина, Белинский назвал Л. «поэтом совсем другой эпохи». 30-е годы 19 века, период общественной реакции, наступившей после подавления восстания декабристов, наложили свой отпечаток на основную тональность поэзии Л. Если поэзия Пушкина в основном имеет жизнеутверждающий характер, воплощает идеал гармонии, мироощущение поэта светлое, радостное, то в стихах Л. часто поражает трагическое мироощущение, чувство тоски, безысходности, звучат мотивы одиночества. Вместе с тем для лирики Лермонтова характерны мотивы бурного протеста, бунтарские настроения.
2.Порыв к действию, поступку характерен для ранней лирики Л. : «Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал, как тень великого героя, и понять я не могу, что значит отдыхать». Мотив действия и борьбы характерен для стихотворения «Парус» («а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»). В другом стихотворении юный поэт восклицает: «Так жизнь скучна, когда боренья нет». В зрелых стихах бунтарские настроения не оставляют поэта. Его бунт направлен против ненавистного ему светского общества, в котором все люди одинаково бездушны, а разговоры пусты и бессмысленны. Лирический герой чувствует свое одиночество в свете. Светская чернь не терпит «свободного смелого дара» поэта. Л. называет светское общество «толпой палачей Свободы, Гения и Славы». «Смерть поэта» - это гневная и дерзкая сатира на явных и тайных убийц Пушкина, и в то же время это скорбная элегия. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» (1 января 1840 г) поэт говорит о том, как «большой свет» пытается убить его душу. Светский маскарад отвратителен своей фальшью. За масками скрывается бездушие и пустота. Поэт хочет вырваться отсюда «вольной птицей», но это невозможно. Завершается стихотворение гневным вызовом: «О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью».
3. Боль и горечь – пафос многих стихов о судьбе своего поколения. Поэта тревожит невозможность для представителей поколения 30-х годов приложения своих сил и способностей. В стихотворении «Монолог» звучат риторические вопросы: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?» Горькие думы о «потерянном поколении» воплощает Л. в стихотворении «Дума». Поэт говорит о бесцельности существования своего поколения, которое, разочаровавшись в идеалах «отцов», новые не обрело. Не отделяя себя от своего поколения, поэт говорить «мы»: «К добру и злу постыдно равнодушны¸ в начале поприща мы вянем без борьбы, перед опасностью позорно малодушны, и перед властию презренные рабы». Л. упрекает свое поколение в равнодушии ко всему возвышенному, в холодности чувств, в душевной старости:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой- то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Завершает стихотворение мысль о суде грядущих поколений:
И прах наш с строгостью судьи и гражданина
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом».
Скука жизни, разочарование в людях, любви, дружбе, ощущение бессмысленности своего существования, чувство одиночества – эти черты поколения 30-х годов воплощены в стихотворении «И скучно, и грустно» (читать наизусть).
В этом, как и во многих других стихотворениях, звучат мотивы одинокого странничества, душевной опустошенности, тоскливого отчаяния, сомнения и разочарования.
4.В трагические тона окрашено и чувство поэта к родине. Отношение к ней неоднозначно. В стихотворении «Прощай, немытая Россия» Л. называет родину «страной рабов, страной господ». Гневно, обличительно звучат строки «Ивы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ». В этом стихотворении передана атмосфера политической несвободы, ущемленности прав человека в самодержавной России, отсутствие у людей чувства собственного достоинства. В стих. «Родина» поэт называет свою любовь к отчизне «странною». Странность заключается в том, что для поэта существуют две разные России: официальная и народная. «Ни слава, купленная кровью… ни темной старины заветные преданья не шевелят во мне отрадного мечтанья»,- говорит поэт. В то же время с искренней и глубокой любовью он пишет о русской природе, жизни простого крестьянина. Свое кровное родство не с жандармской, а с народной Россией чувствует поэт
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резным ставнями окно…
5. Важной в творчестве Л. является тема поэтического творчества. Так же, как и Пушкин, Л. утверждает высокую общественную миссию искусства: поэт Пушкина должен «глаголом жечь сердца людей»,, пробуждать в них «чувства добрые», а поэт Лермонтова призван «воспламенять бойца для битвы», а голос поэта должен звучать «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных»(«Поэт»). В отличие от Пушкина, Л. утверждает в стихотворении «Поэт» обличительную силу слова, он сравнивает поэзию с кинжалом, а поэта с мстителем, бойцом. Л. трагически осознает утрату поэзией высокого гражданского идеала: «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье, на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье». Стихотворение заканчивается гневным риторическим вопросом:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Ил никогда, на голос мщенья,
Из
золотых ножон не вырвешь вой клинок
Облитый ржавчиной презренья.
Поэту Лермонтова, как и поэту Пушкина, дан от Бога пророческий дар («ПРОРОК»). Но если Пророк Пушкина открывал людям божественные тайны, законы Вечной жизни, то Пророк Лермонтова проникает в тайны человеческих сердец и видит их скрытые пороки. Поэт-пророк, исповедующий «любви и правды чистые ученья», обречен на трагическое одиночество среди людей, которые не хотят его слушать: «Он горд был, не ужился с нами: глупец, хотел уверить нас, что бог гласит его устами… Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его».
Трагичность судьбы поэта раскрыта в стихотворении «Смерть поэта» (см. п.2)
6. Одиночество поэта усиливало поиски «души родной. Л. герой мечтает о любви, но и любовь приносит ему одни разочарования. Мотив неразделенных чувств, обманутых надежд звучат во многих стихах: «Мне грустно, потому что я тебя люблю»… «Я не достоин, может быть, твоей любви, не мне судить, но ты обманом наградила мои надежды и мечты»…
Тема обманутой любви звучит и в стихотворении «Нищий» (наизусть), в других стихах отчетливо звучит мотив одиночества («Тучка», «Утес»).
7. Философские
мотивы в лирике Л. также связаны с темой одиночества.Одиночество лирического
героя избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Он
скиталец, странник, ушедший от людей и мира, который он воспринимает как
тюрьму. «Душа моя должна прожить в земной неволе недолго»,- так начинается одно
из ранних стихотворений. Поэт ощущает принадлежность своей души к Вечности. Он
ищет гармонии с миром, с Вселенной. Мотив обретения этой гармонии звучит в
стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Закончив земную жизнь, душа
приобщается к Вечности, и лишь тогда обретает гармонию Л.г. мечтает «навеки так
заснуть, чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь».
Символ вечности, вечно зеленеющий дуб склоняется и шумит над героем
стихотворения, не умершим, а заснувшим сном Вечности. Он обрел то,о чем мечтал
– свободу и покой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.