Лекция по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по литературному чтению для СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классов
Оценка 4.8

Лекция по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по литературному чтению для СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классов

Оценка 4.8
Лекции
docx
русская литература
11 кл +1
13.10.2024
Лекция по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по литературному чтению для СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классов
Лекция на тему: "Народное творчество как искусство устное, коллективное. Общая характеристика малых фольклорных жанров. Детский фольклор: содержание, стиль, богатство жанров" для обучающихся СПО 44.02.02. Преподавание начальных классов
3-4_ДЛСППВЧ_ЗНО-20.docx

МДК 01.03 Детская литература с практикумом

Курс IV_Группа: ЗНО-20_Дата:

Преподаватель: Хамраева Г.И.                                                                                                                                                      

Уроки № 3-4.

Тема 1.1.

1) Народное творчество как искусство устное, коллективное. Общая характеристика малых фольклорных жанров.

2) Детский фольклор: содержание, стиль, богатство жанров.

Цели: рассмотрение особенностей фольклорных произведений, характеристика малых фольклорных жанров; знакомство с детским фольклором, его содержанием, стилем и богатством жанров; развитие умений ориентироваться в методическом содержании учебников, использовать методические материалы для извлечения необходимой информации, развивать навыки сотрудничества и взаимодействия, умение высказывать и обосновывать собственное мнение; воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение.

Компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и соц. значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ЛР 14. Демонстрировать высокий уровень социализации, способствующий приобщению подрастающего поколения к научному наследию.

ЛР 16. Проявлять готовность соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с др.людьми, осознанно выполняющий проф. требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

Тип занятия: лекция-объяснение.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос

- Дайте определение понятию детская литература.

- В чём заключается специфика детской литературы?

- Каковы предмет, цели, задачи и функции детской литературы?

III. Изучение нового материала.

Народное творчество как искусство. Общая характеристика малых фольклорных жанров.

     Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «УНТ», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме.

     Для фольклора характерна естественная народная речь, пора­жающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные за­коны композиции с устойчивыми формами зачина, развития фа­булы, концовки.

     Любое произведение фольклора функционально — оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.

     В УНТ отражался весь свод правил на­родной жизни. Народный календарь точно определял порядок сель­ских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской об­щины помогали преодолевать социальные противоречия. Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества. Важная часть жизни — праздники с их песнями, плясками, играми.

     Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знако­мится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

     Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпи­ческие, лирические и драматические. К эпическим жанрам отно­сятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лириче­ским жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим - народные драмы. Существуют так же малые жанры фольклора.

     Малые фольклорные жанры – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

     К малым фольклорным жанрам относятся: пестушки, потешки, песенки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички. В работе с детьми 3-го года жизни используются пестушки, потешки, песенки, прибаутки, в среднем и старшем добавляются остальные виды малых фольклорных жанров.

     Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной на­родной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. 

     Пестушки (от слова «пестовать» — воспиты­вать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тель­це, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

    Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки, А в ножки — ходунушки, А в ручки — хватунушки, А в роток — говорок. А в голову — разумок.

     Пестушки сопровождают физические проце­дуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкрет­ными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лако­ничны.

     Потешки — более разработанная игровая форма, чем пестуш­ки. Потешки развлека­ют малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность: Тра-та-та, тра-та-та. Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра ка-ка, Попросил он молока! Дла-ла-ла. дла-ла-ла, Кошка-то и не дала!

     Прибаутка – небольшое смешное произведение, вы­сказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмо­ванное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существу­ют и вне игры, в отличие от потешек. Прибаутка всегда динами­чна, наполнена энергичными поступками персонажей. В прибаутке основу образной системы составляет имен­но движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке — туды ж по дорожке». 

      Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов — в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.

     Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра. Благодаря перевертышам у детей развивается чув­ство комического именно как эстетической категории. Педагогическая цен­ность ее состоит в том, что смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представ­лении о мире.

     Нелепицы-перевертыши привлекают комизмом сценок, смеш­ным изображением жизненных несообразностей: «Ехала деревня мимо мужика, Глядь, из-под собаки лают ворота...». 

     Считалки – веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считал­ки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.

     Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекатель­ному. Это словесная игра, входившая составной ча­стью в веселые праздничные развлечения народа. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспита­телями и медиками.

     Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фолькло­ра. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания: «Скажи двести. Двести.Голова в тесте!» (Поддёвка.), «Радуга-дуга, Не дай нам дождя, Дай красна солнышка Колоколицы!» (Закличка.), Мишка-кубышка, Около уха — шишка.» (Дразнилка.) 

     Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекатель­ных песенок.

Детский фольклор: содержание, стиль, богатство жанров.

     Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педаго­гики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллек­тивная нравственная мудрость и эстетическая интуиция выраба­тывали национальный идеал человека.

     Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

     Система жанров детского фольклора представлена в таблице:

Отношение к игре

Типы функций

Жанры

 

 

 

Неигровой фольклор

      

Поэзия пествования

Колыбельные

Пестушки

Прибаутки

Докучные сказки

 

 

            Потешный фольклор

Потешки

Скороговорки

Дразнилки, поддевки

Мирилки

Небылицы

Перевертыши

 

Игровой фольклор

Заклички, присказки

Считалки

Игровые песни, припевки, приговоры

Молчанки

Уловки                                                                                   

 

 

Неигровой фольклор. Поэзия пестования.

      Пестушки (от "пестовать" - "нянчить, растить, воспитывать") – это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие разные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм, они связаны с физическим и эмоциональным развитием ребёнка, помогают ему двигаться, и создают особое настроение. Например, потягушки:

                                                 Потягушечки, потянись,

                                                 Поскорей, скорей проснись.

     Колыбельные песни – одни из древних жанров детского неигрового фольклора, исполняемый женщинами над колыбелью ребенка с целью его успокоить, усыпить; часто заключает в себе магические (заклинательные) элементы. Можно сказать, что колыбельные песенки – это тоже пестушки, только связанные со сном.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

     Прибаутки – это небольшие стихотворные сказочки в стихах с ярким динамичным сюжетом. шуточного характера, представляющие собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме. Они не связаны с конкретными действиями или играми, а предназначены для развлечения малыша.

И-та-та, и-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота котовича,

За Иван Петровича.

     Докучные сказки – шутки, сочетающие сказочную поэтику с насмешливым или издевательским содержанием. Главное в докучной сказке, это то, что она «ненастоящая, это пародия на установившиеся нормы сказочной техники: на зачины, присказки и концовки. Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок».

     Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы В.И. Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр - «докучливая сказка»:

     «Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?»

«Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?»

Неигровой фольклор. Потешный фольклор.

     Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру.

- Ладушки, ладушки!

Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку.

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу, полетели!

На головку сели!

Сели, посидели,

Прочь улетели!

     Небылицы-перевертыши - особый вид песен-стишков, пришедших в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора и вызывающих смех тем, что нарочито смещены, нарушены реальные связи предметов и явлений.

     В фольклоре небылицы существуют и как самостоятельные произведения, и в составе сказок. В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевёртыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления.

     Приёмы народной небылицы в изобилии можно встретить в авторской детской литературе - в сказках К. Чуковского и П. П. Ершова, в стихах С. Маршака. А вот примеры народных небылиц-перевёртышей:

Ещё где же это видано,

Ещё где же это слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросёночек яичко снёс…

Стучит-гремит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

     Скороговорки – народнопоэтические произведения, построенные на сочетании однокоренных или похожих по звучанию слов, что затрудняет их произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи. Т.е. скороговорки - словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку - цап!

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

 

     Дразнилки - короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени - вид творчества, почти всецело развитый детьми. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли из прозвищ и кличек - к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, и сформировалась дразнилка. Сейчас дразнилка может быть не связана с именем, а высмеивать какие-то отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость.

Коля-Коля-Николай!

Сиди дома, не гуляй!

А то девочки придут,

 Поцелуют и уйдут.

Ябеда-корябеда,

Солёный огурец!

На полу валяется,

Никто его не ест.

     Поддевка – разновидность дразнилки, содержащая вопрос, таящий в себе лукавый подвох. Поддёвки - своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего он начинается с вопроса или просьбы:

- Скажи: лук.

- Лук.

- По лбу стук!

      Мирилки - на случай ссоры придуманы приговоры-мирилки.  Не дерись, не дерись,

                                                                                                                                       Ну-ка быстро помирись!

Игровой фольклор

     Считалки – короткие, часто шутливые стихи с чёткой рифмо-ритмической структурой, которыми начинаются детские игры (прятки, салки, лапта и т.д.). Главным в считалке оказывается именно ритм, часто считалка представляет собой смешение осмысленных и бессмысленных словосочетаний.

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка.

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу.

Цынцы-брынцы, куда едешь?

Цынцы-брынцы, в городок.

Цынцы-брынцы, чего купишь?

Цынцы-брынцы, молоток!

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе водить.

     Игровые песни, припевки, приговоры – стишки, сопровождающие детские игры, комментирующие их этапы и распределение ролей участников. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать “условия” игры, определять последствия при нарушении этих условий.

     Молчанки – стишки, которые произносятся для отдыха после шумных игр; после стишка все должны замолкнуть, сдерживая желание засмеяться или заговорить. Играя в молчанку, нужно было как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: ел угли, валялся в снегу, обливался водой…

А вот пример современных молчанок, ставших вполне самостоятельными играми:

Тише, тише,

Кот на крыше,

А котята еще выше!

Кот пошёл за молоком,

А котята - кувырком!

Кот пришёл без молока,

А котята: "Ха-ха-ха!"

     Ещё одна группа жанров - календарный детский фольклор - связана уже не с игрой: эти произведения - своеобразный способ общения с окружающим миром, с природой.

     Заклички – короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых. Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях:

Солнышко-ведёрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

     Приговорки – стихотворные обращения к животным, птицам, растениям, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают котлетки,

А собакам не дают,

Только сами достают.

     Страшилки – устные рассказы-пугалки; небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика. 

IV. Итог занятия. Рефлексия.

- Чему было посвящено занятие?

- Что называют фольклором? Детским фольклором?

- Что относится к малым жанрам фольклора?

- Что включает детский фольклор? Дайте характеристику жанрам детского фольклора.

- Как оцениваете свою деятельность на занятии?

Домашнее задание: повторить и усвоить материал лекции; подготовиться к практическому занятию – презентация конспектов уроков по теме: Считалки. Скороговорки.

                                                                      Поддевки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички.     

                                                                      Загадки. Пословицы и поговорки.

                                                                      Русские народные сказки (волшебные, социально-бытовые, сказки о животных)


 

Скачано с www.znanio.ru

МДК 01.03 Детская литература с практикумом

МДК 01.03 Детская литература с практикумом

Пестушки (от слова «пестовать» — воспиты­вать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка

Пестушки (от слова «пестовать» — воспиты­вать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка

Неигровой фольклор. Поэзия пестования

Неигровой фольклор. Поэзия пестования

Скажи: лук. - Лук. - По лбу стук!

Скажи: лук. - Лук. - По лбу стук!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2024