ТЕМА:
Использование гендерного подхода
на уроках биологии как условие создания ситуации успеха для каждого обучающегося.
1. Информация об опыте
1.1. Тема опыта
Использование гендерного подхода на уроках биологии как условие создания ситуации успеха для каждого обучающегося.
1.2.Условия возникновения, становления опыта
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что «главные задачи современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
В настоящее время перед преподавателем стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования.
Школа - важная ступень непрерывного образования, имеющая самостоятельные задачи, содержание и методы организации образовательной работы. Она призвана обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявление и целостное развитие его способностей, создание условий для его индивидуального развития.
Школа сегодня — единственный социальный институт, который занимается подготовкой детей к жизни в обществе, т.е. обучает их успешной социальной адаптации.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал, необходимые для реализации личных планов. А воплотить в жизнь данную стратегию позволяет «адаптивная школа - образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении» (Е. Ямбург). [22, 7].
Значит, можно сказать, что ребенок в школе – не просто ученик, он – личность [10, 21]. Главный акцент в своей деятельности школа делает на учёт индивидуальных особенностей ребёнка, так как контингент обучающихся школы неоднороден; поэтому содержание образовательного процесса, подбор технологий осуществляется таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечён в активную учебную и воспитательную деятельность в зоне своего ближайшего развития.
Каждый учитель в своей деятельности ставит определенную цель профессионального развития. Ключевая идея цели моего профессионального развития - формирование общих способностей, эрудиции мальчиков и девочек в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка. Изучив литературу, посвященную применению гендерного подхода в образовательном процессе и проанализировав ее, стала применять методы и приемы гендерного обучения в своей педагогической деятельности.
1.3. Актуальность опыта
С января 2007 года в России начала действовать обнародованная в Послании Президента демографическая программа, рассчитанная на 10 лет. Репродуктивный потенциал общества определяется, по крайней мере, двумя составляющими: медицинской, в которой этот потенциал рассматривается в зависимости от состояния здоровья подрастающих граждан, в первую очередь, девочек – будущих матерей; и психолого-педагогической, которая представлена мотивацией женщин на рождение не менее трех детей, необходимых для расширенного воспроизводства населения.
При всей очевидности гуманистической направленности начатой правительством программы успешность долгосрочной перспективы может не состояться, если не использовать при ее реализации систему воспитания и обучения школьников гендерным ролям – принятым в обществе моделям женского и мужского поведения. Английское слово Gender широко используется в современной социологической литературе для разделения «биологического» и «социального» пола, формируемого в обществе посредством социально-культурного воздействия таких институтов, как семья, образование, СМИ, политика и др. Отечественные исследователи опираются в основном на такое определение гендера: «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности». [5, 10]
Гендерная педагогика построена «на учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов образовательного процесса (содержания, методов обучения, организации школьной жизни, общения, школьных традиций, культуры и др.)». [13, 121]
С одной стороны, в школах необходимо осуществлять не просто воспитание детей, а полоролевое воспитание. Его суть в овладении культурой в сфере взаимоотношения полов, в формировании адекватной полу модели поведения, в правильном понимании роли мужчины и женщины в обществе.
С другой стороны, основной задачей обучения, отвечающей требованиям модернизации образования и новым ФГОС, современная педагогика считает воспитание личности:
· гармоничной;
· развитой в интеллектуальном и личностном плане;
· творчески и нестандартно мыслящей;
· владеющей необходимой суммой базовых знаний, умений и навыков;
· способной и стремящейся к саморазвитию;
· психологически и физически здоровой.
Особое внимание в настоящее время уделяется индивидуализации обучения и воспитания.
В школу ежегодно приходят не просто дети, а мальчики или девочки со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, со своими эмоциями, с разными установками, типами характера, поведения, разные по своему биологическому возрасту. Школа же готовится к встрече с детьми, но не с мальчиками и девочками.
В педагогической и психологической литературе все усреднено. Считается, что в определенном возрасте ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками. Однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. Нет ни подходов в обучении, ни специальных программ или методик именно для мальчиков или для девочек. Школа нивелирует различия, обучая всех одинаково. Конечно, учителя интуитивно чувствуют разницу, реагируя различным отношением к мальчикам и девочкам.
Проанализировав новые образовательные стандарты, я увидела, что в их основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
· формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
· активную учебно-познавательную деятельность школьников;
· построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.
Значит, одним из наиболее эффективных способов реализации природосообразного и индивидуализированного образования является гендерное обучение и воспитание мальчиков и девочек с учетом половых, психофизиологических и личностных возможностей обучающихся.
1.4. Ведущая педагогическая идея опыта
Моя задача заключается в повышении эффективности процесса обучения биологии путем внедрения в образовательный процесс гендерного подхода, который позволяет обучающимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении, создать ситуацию успеха для каждого школьника на уровне его учебных способностей и полоролевых возможностей.
Почему сегодня следует думать о реализации гендерного подхода в воспитании?
Во-первых, система образования переходит совершенно на другой уровень преподавания и воспитания в свете новых образовательных стандартов, в которых личность ребенка и его индивидуальность выходит на первый план.
Во-вторых, потому что мы имеем феминизацию системы воспитания в целом за счёт её кадров и реализуемых этими кадрами не выраженных концепций личности и воспитания, т.е. не осознаваемых, скрытых представлений о человеке и его воспитании.
В-третьих, необходимо думать о реализации гендерного подхода потому, что мы должны не преодолевать, а сдерживать, корректировать общий процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Это объективный и позитивный процесс, если он хоть как-то сбалансирован.
В-четвертых, гендерный подход в социальном воспитании может стать некоторой компенсацией семейной феминизации, так как по последним статистическим данным в нашей школе 47 % детей живут в неполных семьях.
Таким образом, реализация гендерного подхода в социальном воспитании позволяет откорректировать отрицательные моменты стихийной гендерной социализации.
1.5. Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентябрь 2009 года по май 2012 года.
1.6. Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта – урочная и внеурочная деятельность, родительские собрания и лектории, педагогические советы.
1.7. Теоретическая база опыта
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - это модернизация и инновационное развитие, которое обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам в 21 веке. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. С учетом гендерной идентичности достичь этих результатов будет гораздо проще, если уже с начальной ступени образования и девочки, и мальчики будут учитывать свою принадлежность в окружающем мире. Это особенно актуально для современной жизни, так как социальная стратегия нашего государства предполагает включение гендерного компонента в политику, экономику, культуру, образование, т. е. во все социальные области.
Кандидат педагогических наук, доцент Мурманского Государственного Гуманитарного Университета Штылева Л. В. отмечает, что гендерные подходы в педагогике воспринимаются пока как научная экзотика. [16, 121]Система образования в целом довольно консервативна и с настороженностью воспринимает многие «новшества», которые впоследствии оцениваются как прогрессивные. Неоднозначное понимание самих терминов и их содержания приводит к трудностям в общении и деятельности. Именно поэтому очень важно понять принципиальную новизну и эффективность гендерного подхода, раскрыть его суть и провести четкую дифференциацию с полоролевым подходом в образовании.
В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: «sex» и «gender». Первое обозначает «пол человека как сексуально-биологическую характеристику»; второе — «как систему полоролевых отношений». [3, 121] Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.
Таким образом, пол — это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения; гендер — это социальный пол, социальный конструкт пола, надстраиваемый обществом над физиологической реальностью. [4, 124]
Гендерный подход в любой сфере предполагает, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально- культурными факторами.
Ключевая идея гендерного подхода в образовании заключается в учете специфики воздействия на развитие девочек и мальчиков всех факторов образовательного процесса (содержание, методы и формы обучения, организация пространства, педагогического общения и др.)
В процессе анализа научных трудов Т.В. Бендас, И.В. Грошева, В.Д. Еремеевой, Е.Н. Каменской, И.С. Клециной, И.С. Кона, Т.П. Хризман, И.П. Шелухиной, Л.В. Штылевой, Л.А. Ясюковой, С.Н. Ждановой мною были выделены следующие гендерные особенности детей:
Гендерные различия в интеллектуальной сфере |
|
Мальчики |
Девочки |
Уступают в восприятии пространства, цветов, в различие их оттенков. Превосходят восприятии времени. Предметы воспринимают как целое, мало внимания обращают на детали. Скорость мыслительных процессов выше. Предпочитают искать логическое обоснование всему. Зрительно-пространственные и математические способности выше. Мыслят нестандартно. Размышления на более высоком уровне обобщения. Речь менее связная. Хорошо передают последовательность событий, используют глаголы, слова, обозначающие действия. Любят экспериментировать со словом. При выполнение заданий на внимание ориентированы на точность работы. Ускорение темпа работы на внимание вызывает снижение точности. Наблюдательность выше, хуже удерживают в памяти заученное. Стремятся понять, а не заучить. Скорость запоминания медленнее. Период запоминания дольше. |
Превосходят в восприятии пространства, цветов, в различении их оттенков. Уступают в восприятии времени. Переоцениваю временные интервалы. Восприятие более детализировано. Мышление алгоритмическое, конкретное. Изобретательность ниже. Предпочитают анализировать , а не обобщать. Лучше решают речевые задачи. Меньшая способность к пространственному мышлению. Склонны к предметно-оценочной речи, используют имена существительные, имена прилагательные, обращения, утверждения. Речь более связная. Склонны к ответам заученными фразами. Меньше собственных формулировок. Речь описательная, с большим количеством подробностей. Обращают внимание на конкретные, близкие и понятные предметы и явления непосредственного окружения. Переключаемость внимания выше. Хорошо удерживают в памяти заученное. Предпочитают запомнить , а не понять. Скорость запоминания выше. Период запоминания короче.
|
Гендерные различия в эмоционально-волевой сфере |
|
Более рациональны. Менее импульсивны. Более спокойно относятся к похвалам и порицаниям. Их труднее растрогать, рассмешить или заставить плакать. Менее самолюбивы и обидчивы. Более независимы от родителей и самостоятельны в поведении. Реагируют прежде всего на содержание и справедливость замечания. Произвольность процессов и действий выше. Агрессивность выше. Стресс обучения переживают глубже. |
Более эмоциональны. Более импульсивны. Болезненно переживают допущенные нарушения норм, принятых в их социальной группе. Легко расстраиваются. Зависят от настроения. Более самолюбивы и обидчивы. На тон замечания реагируют острее, чем на содержание. Отрицательно относятся к иронии. Реакция на публику. Интуитивное понимание эмоционального состояния других. Нуждаются в эмоциональной поддержке. Переносят оценки деятельности на личные отношения.
|
Гендерные различия в мотивационной сфере |
|
При соответствии содержания и форм учебной деятельности индивидуальным особенностям реагируют негативно, знания приобретают избирательно, получают контрастные отметки; обучаются менее успешно. |
При соответствии содержания и форм учебной деятельности индивидуальным особенностям реагируют лояльно, более комфортны, внушаемы, дисциплинированны; обучаются более успешно. |
Гендерные различия в коммуникативной сфере |
|
Нет выраженного желания заботиться о ком либо. Хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке. Легче приспосабливаются к обстоятельствам. Важнее что-то делать, чем просто общаться. Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемым ими самими или другими детьми. Часто спорят. Обычно не склонны обращаться к взрослому как арбитру. Реже жалуются. Уступают в дисциплине. Чаще хотят общаться с отцом , а поддержку ищут у мамы. |
Склонны к попечительской деятельности. Любят нянчить, ухаживать, проявлять заботу. Чаще критикуют, наставляют, поучают младших. Теряются в непривычной обстановке. Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Без помощи взрослого деятельность в новых условиях носит деструктивный характер. Чувствительны к похвале. Более чувствительны к межличностным отношениям. Нередко спорят между собой. В случаях конфликтов и затруднений склонны апеллировать к старшим. Чаще обращаются к старшим с просьбой и жалобами. Круг интересов уже. |
В одном из пунктов ФГОС второго поколения говорится о личностных результатах освоения основной образовательной программы, который предполагает:
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Исходя из выше перечисленного, я убеждена, что при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям в образовательном процессе необходимо учитывать особенности мальчиков и девочек и целесообразно использовать различные методы, приемы, средства и формы работы с учетом гендерного подхода в смешанных классах.
Во-первых, следует опираться на творческий характер игровых заданий, на визуально-пространственные способности, психическую активность, которая активизирует работу всех психических функций. Особое внимание необходимо уделить развитию мелкой моторике рук, развитию речи, внимания, усидчивости, аккуратности. У мальчиков меньше объем кратковременной памяти, поэтому в программу по предмету необходимо включать задания на ее развитие.
Поскольку девочки лучше всего выполняют задания по образцу, шаблону, алгоритму необходимо особо развивать у них креативное мышление, поощрять стремление к поиску, активизировать творческие способности, стимулировать воображение, пространственное мышление, совершенствовать умения воспринимать не только речевую, но и знаковую информацию.
Во-вторых, в процессе обучения необходимо развитие эмоционально-волевой сферы, умения произвольно управлять собой. У детей школьного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольное управление ими еще явно недостаточно. Поэтому необходима специальная работа по закреплению и обобщению полученных знаний и сформированных умений.
В-третьих, в процесс урока необходимо включать работу по повышению учебной мотивации. Имеется в виду не тот естественный интерес, который обучающиеся проявляют в школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной стремления к приобретению знаний. Здесь важно учитывать, что ведущие мотивы поведения ребенка связаны с интересом к процессу игры. Играя с учащимися любого возраста в процессе выполнения упражнений, мы одновременно развиваем их мыслительные процессы и способности к восприятию, запоминанию, контролю внимания.
В-четвертых, мальчикам показаны групповые формы работы с элементами соревновательности. Однако с девочками этот вид деятельности надо использовать осторожно, так как это может вызвать у них повышенную тревожность, которая может затормозить переход информации для анализа и обработки в левом полушарии мозга. Для девочек желательно использовать групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь.
Кроме того, девочки всегда ожидают оценки своего труда, но при этом похвала не побуждает их к дальнейшей активности: с получением положительной оценки девочки, как правило, завершают деятельностный цикл. Мальчиков интересует преимущественно оценка только той работы, которая имеет для них значение, положительная оценка побуждает их к дальнейшей деятельности — цикл становиться непрерывным.
Данные кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника НИИ дошкольного воспитания Т.П. Хризман [7, 4] показывают, что мальчики и девочки существенно отличаются в физическом и интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируются два человека с разной психикой, разными законами организации высших психических функций. В связи с этим следует помнить, что мальчики и девочки ведут себя по-разному, поэтому в процессе обучения и воспитания важно раскрыть те уникальные возможности ребенка, которые даны ему в силу половой и генетической принадлежности.
Это еще раз подтверждает идею о том , что необходимо учитывать гендерные аспекты в образовательном процессе, чтобы достичь тех результатов, которые перед нами ставит Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
1.8.Новизна опыта
Новизна опыта определяется его ориентированностью на решение актуальных задач современного образования в соответствии с ФГОС, концептуальным подходом к решению проблемы внедрения гендерного подхода, разработкой и применением в урочной и внеурочной деятельности методических и дидактических продуктов, направленных на раскрытие творческого потенциала обучающегося, данного ему от природы и в силу индивидуальной организации.
Педагогические технологии, внедренные в образовательный процесс, помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к изучению предмета, активизируют их творческую и познавательную деятельность.
Дальнейшее развитие опыта - пропаганда гендерного подхода педагогическому сообществу.
2.Технология опыта
Введение в действие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в корне изменит концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе обучающихся. Современный учебный процесс в отличие от былых подходов направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию.
Концептуальная идея гендерного обучения определяется:
▪ условиями жизни, потребностями и задачами оздоровления личности и общества, ее полоролевым самоопределением и общечеловеческими ценностями;
▪ ныне существующими представлениями о полноценной жизнедеятельности современного человека и необходимых для развития юноши и девушки социального, духовно-нравственного, физического и психологического потенциала.
Цель моей педагогической деятельности - повышение эффективности процесса обучения биологии через создание ситуации успеха для каждого обучающегося посредством использования гендерного подхода в учебном процессе.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. повышение у обучающихся уровня мотивации к учебно-познавательной и творческой деятельности;
2. создание условий для:
· приобретения учащимися умений выделять главное в изучаемом материале, сравнивать и классифицировать полученные знания;
· развития самостоятельности школьников, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала;
3. повышение конструктивного и творческого уровней обучения школьников, практическую направленность обучения;
4. введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы максимально организовать учёт индивидуальных особенностей мальчиков и девочек в процессе обучения и сделать их активными участниками образовательного процесса.
Гендерный подход может реализоваться в разнообразии форм учебной работы. В дополнение к уроку ученик может использовать и другие формы обучения, которые наиболее близки ему. Это может быть самостоятельная работа в библиотеке или в учебном кабинете, работа с техническими средствами и внеклассная работа, в том числе и в рамках олимпиад и конкурсов, а также другие формы приобретения знаний и способов творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования и в стихийно возникающих группах.
В условиях, когда распределение обучающихся по половому признаку в разные классы невозможно, необходимо осуществлять гендерный подход к обучающимся в смешанном классе. Я определяю механизм реализации гендерного подхода следующим образом:
Во- первых, через диагностику особенностей ребят и анализ их вербального поведения, выявляю индивидуально-личностные характеристики учащихся (пол, тип мышления (мужской/женский) (приложение 1) (http://www.indigo-papa.ru/polusharie) (http://osoznanie.org/1294-trenirovka-polushariy-mozga-testy.html ).
Во- вторых, я провожу диагностику функциональной асимметрии полушарий и создаю индивидуальный профиль обучающихся, что помогает выявить ведущий тип мышления и позволяет учесть гендерное своеобразие конкретного ученика, определить его психофизиологическое место в классе. Это значительно облегчает выбор и разработку классных и домашних заданий оптимальных как для девочек, так и для мальчиков, повышает качество усвоения учебного материала.
Так, при составлении заданий, предназначенных для обучающихся правополушарного типа (мальчиков), стоит предусматривать следующие возможности:
- замену словесного объяснения картинками, диаграммами, схемами;
- визуализацию (закройте глаза и представьте себя в космическом полете, на дне океана, в эпоху динозавров, в кратере вулкана, в грозовой туче и т.д. Что видите? Что чувствуете? Что слышите?);
- инсценировки (изобразите походки животных, круговорот воды в природе, тающий снег, прорастание семени и т.д.);
- иллюстрацию (нарисуйте рыбу, фрукт, овощ – конкретное понятие, тепло, музыку, вежливость – абстрактное понятие);
- аналогию;
- использование практических умений и навыков в различной деятельности (вылепите из пластилина клетку, соберите гербарий; выразите свои мысли с помощью движения языка и тела);
- изучение биологии на примерах истории;
- придумывание задач на основе жизненных ситуаций, эмоционально близких детям;
- приобретение экспериментального опыта в совместном поиске решения учебной проблемы при работе в группах по 3-4 человека. (см. приложение)
Задания, ориентированные на школьников левополушарного типа, свойственного в основном девочкам, преимущественно отличаются логичностью, четкой структурированностью и предусматривают:
- сортировку, группировку и классификацию (например, создать иерархическую систему овощей, фруктов по определенному признаку);
- аналогии;
- конструирование (сконструируйте классный кабинет, свою комнату, улицу и т.д.);
- изобретение (придумайте машину времени, звездолет);
- творческие задания (придумайте способ взвешивания слона, подсчета волос на голове);
- решение логических задач;
- анализ понятий.
Не менее значимым направлением реализации гендерного подхода является ориентация источника информации в обучении на конкретного обучающегося. Например, гендерный подход позволяет переориентировать ведущий источник информации с сигнально-словесного на зрительно-образный либо сочетает различные источники информации.
Традиционная современная система организации образовательного процесса в качестве ведущего инструмента использует условный сигнал – слово (книжные формы, вербальные формы подачи информации), что ориентировано на левополушарный способ обучения. А гендерный подход указывает на то, что преобладание вербальных каналов обучения не соответствует биологическим закономерностям функционирования головного мозга ребенка, основанным на межполушарной синхронизации и предполагает разработку системных методов обучения детей.
При планировании занятия обязательно включение в урок заданий, направленных на развитие мышления. Например, по теме «Простейшие» в 7 классе всем детям дается право выбора выполнить одно из заданий, которое способствуют формированию образного мышления.
Задания
|
Методы педагогики |
1. Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные
|
метод образного видения
|
2. Представьте себе, что вы – эвглена зелёная. Опишите свои ощущения.
|
метод эмпатии (вживания) |
3. Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова: кто? что? зачем? где? чем? когда? как?
|
метод эвристических вопросов |
Задания такого типа способствуют реализации гендерного подхода на уроках биологии.
С учетом психологических особенностей мальчиков и девочек можно составлять вопросы для олимпиад. Например:
4. Зачем кактусу колючки?
|
метод смыслового видения
|
5. Принято собирать в кучи и сжигать опавшие листья. Хорошо это или плохо. Почему?
|
метод смыслового видения
|
6. На грядке с огурцами юннаты оборвали все пустоцветы. Правильно ли они сделали? Почему?
|
метод смыслового видения
|
7. Какие особенности характерны для прикреплённых и малоподвижных кишечнополостных? Как связаны эти особенности с их образом жизни?
|
метод фактов |
Характер творческих заданий также может быть различным. Для мальчиков предпочтительнее задания на составление кроссвордов, кластеров и ребусов по теме, так как у них больше развито графическое восприятие, а для девочек с описанием определенных характеристик, например, синквейны.
Дети отвечают абсолютно с разных позиций на задание: «Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры».
Ответ обучающегося 7а класса звучал следующим образом: «Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружён до зубов, на рёбрах ходит, у него есть «капюшон», на нём – татуировка». А ответ обучающейся этого же класса был такой: «Внимание! Разыскивается та, которая людей сделала смертными! Ее приметы: грациозная, вертлявая, хитрая, ядовитая». В ответах на задания такого типа можно проследить гендерные аспекты.
Внедряя гендерный принцип обучения, я адаптировала модель «веерного» (дифференцированного) подхода С.Н. Ждановой (к.п.н., доцента кафедры социальной педагогики Оренбургского пединститута) на своих уроках:
· совместное вводное занятие, на котором дается общее представление о теме урока;
· уроки освоения материала строятся по принципу самостоятельной работы обучающихся с использованием заданий проблемного характера;
· уроки коллективного способа обучения, где даются дифференцированные задания девочкам и мальчикам;
уроки обобщения знаний
проводятся совместно со всеми обучающимися.
Особенность всех занятий состоит в том, что организованная деятельность девочек
предполагает выполнение заданий по алгоритму при обязательном повторении,
закреплении каждого шага обучения, а мальчики занимаются частично-поисковой
деятельностью, работой, направленной на решение проблем.
Примеры заданий, используемых на уроках природоведения в 5-м классе
№ п/п |
Тема урока |
Задания для девочек |
Задания для мальчиков |
11 |
Земля– планета Солнечной системы |
Работа с текстом. Алгоритм «Учись выделять главное» (см. приложение 2) |
Работа с текстом. Составить вопросы-задания к параграфу
|
22 |
Литосфера |
Работа по индивидуальному алгоритму |
Проблемные вопросы: – Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов? – Как образуются горные породы магматического, осадочного и метаморфического происхождения? |
33 |
Движения земной коры |
Подготовить сообщения, используя дополнительную литературу |
Проблемный вопрос: – Какое отрицательное и положительное значение в жизни человека имеют вулканы? Почему? |
44 |
Рельеф суши |
Работа с алгоритмом «Сравнение объектов» |
Проблемные вопросы: – Почему рельеф Земли такой разнообразный? – Каковы причины разнообразного залегания горных пород? |
55 |
Рельеф дна океана |
Работа в паре по методике «Совместное изучение темы» |
Практическая работа: «Выявление изменений глубин океана вдоль одной параллели» |
66 |
Гидросфера |
Напишите рассказ о путешествии капли |
Докажите, что гидросфера – непрерывная оболочка |
77 |
Части Мирового океана |
Составить вопросы по теме
|
Проблемное задание: – Почему соленость Мирового океана различна? |
88 |
Воды суши |
Составить кроссворд «Образование котловин озер», используя новые понятия. Подготовить доклады |
Решение географических задач: – От чего зависит уровень грунтовых вод? – Почему колодцы копают зимой? – Где в походе будете искать родник? |
99 |
Реки |
Работа по алгоритму самостоятельного изучения темы |
Проблемный вопрос: – Почему исток реки не может находиться в Мировом океане? |
110 |
Атмосфера |
Работа «Обсуждение проблемы» |
Ответить на вопросы: – От чего зависит погода? – Почему погода бывает разная? – Почему и в каком направлении движется воздух? – При каких условиях выпадают осадки? |
111 |
Биосфера |
Алгоритм работы в паре по методике «Совместное изучение темы» |
Краткое описание природных зон. Поиск интересной, социально значимой информации |
Обучение с учетом гендерных особенностей обучающихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации и отвечали бы запросам мальчиков и девочек в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе девочки и мальчики приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.
Я активно применяю современные технологии преподавания, использую интерактивные методы обучения: тренинги, деловые игры, дискуссии , мини-исследования и т. д., которые предполагают постоянную рефлексию, поэтому бесспорно, способствуют формированию у девочек и у мальчиков гендерной чувствительности и эгалитарного мышления.
Анализ психических и анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек показал, что значительные различия в строении их мозга, в способах обработки информации, в интеллектуальных способностях предполагают и различный подход к их обучению и воспитанию. Следовательно, одним из существенных недостатков организации образовательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.
Теоретические исследования и обобщение опыта преподавания с учетом гендерного подхода на уроках биологии показали, что его реализация способствует повышению уровня обученности школьников и росту уровня их успеваемости. Также гендерное образование благоприятно влияет на состояние физического и психического здоровья обучающихся, что является главным в модернизации системы образования и основным в новых ФГОС.
3. Результативность опыта
За последние годы прослеживается ярко выраженная позитивная динамика качества знаний по биологии и экологии. При стопроцентном уровне обученности среднее значение качества знаний по биологии составило 69%, а по экологии – 80%, что выше школьного и муниципального уровней.
В Новых стандартах для основной школы и примерной программе по биологии важной целью образования подрастающего поколения провозглашено формирование основных видов деятельности ученика и четко прописаны требования к результатам обучения, среди которых выделены личностные, метапредметные и предметные результаты. Для реализации нового стандарта главной задачей учителя становится организация познавательной учебной деятельности школьников, на основе которой должны быть получены как личностные и предметные (биологические), так и метапредметные результаты. В процессе обучения ученики должны усваивать, прежде всего специфические для биологии учебные действия, связанные с содержанием биологических знаний и заложенных в них способов их познания. Формирование метапредметных умений требует установления взаимосвязи между биологией и другими учебными дисциплинами. Здесь преподавателю необходимо учесть интерес обучающихся к другим наукам и умело их объединить в учебной и внеурочной деятельности, так как исследования показали, что предпочтения к предметам у мальчиков и девочек разные.
Метапредметные результаты требуют от обучающихся овладения исследовательской и проектной деятельностью, умения работать с различными источниками, отстаивать свою позицию.
Важную роль в этом направлении в нашей школе играет научное общество школьников. Являясь руководителем и членом экспертной группы секции «Биология и экология». Моя цель - формирование исследовательских умений и навыков, активизация профессиональной ориентации обучающихся. Используя ИКТ, создаю условия для развития познавательных и творческих способностей обучающихся при сохранении фундаментальности биологического образования и усиления его практической направленности.
Формирование навыков самостоятельной научно – исследовательской деятельности предполагает не только теоретическую подготовку обучающихся, но и самостоятельное выполнение проектных работ. В поисках информации для своих проектов, учащиеся используют не только материалы библиотек, но и Интернет-ресурсы, особенно образовательные порталы, знакомство с которыми происходит под моим руководством. Результаты своей работы обучающиеся представляют в форме мультимедийных презентаций, буклетов, видеороликов.
Проектные работы, которые выполняют обучающиеся, тоже заранее продумываются с учетом гендерных аспектов, что приносит положительные результаты.
Таблица 1: Информация об участии обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.
Год |
Наименование мероприятия |
Уровень (муниципальный, региональный, федеральный) |
Фамилия, имя участника; класс |
Результат |
||||
2010 |
Научно-практическая конференция «Новое поколение. Путь в науку- 2010». |
муниципальный |
Федотов Илья 9г |
2 место |
||||
2010 |
Конкурс исследовательских проектов им. Вернадского «Я и Земля»
|
региональный |
Левин Андрей 7в |
участие |
||||
2010 |
Конкурс исследовательских проектов им. Вернадского «Я и Земля»
|
региональный |
Воякина Юлия 7в |
участие |
||||
2011 |
Научно-практическая конференция «Новое поколение. Путь в науку -2011». |
муниципальный |
Тимофеева Елена Елена 9б |
3 место |
||||
2011 |
Конкурс социально- значимых исследовательских и проектных работ по экологии «Природа- бесценный дар, один на всех» регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета - 2011» |
региональный |
Сайкин Артём 8г, Степанова Алина 8г, Котельникова Анастасия 8г, Глазкова Юлия 8г |
2 место
2 место
2 место
2 место |
||||
2011 |
Всероссийский дистанционный детский экологический Фестиваль «Природа - бесценный дар, один на всех», «Методисты.ру» |
федеральный |
Тимофеева Елена 9б |
3 место |
||||
2012 |
Научно-практическая конференция «Новое поколение. Путь в науку -2012». |
муниципальный |
Сайкин Артем 9г |
3 место |
||||
2012 |
Конкурс исследовательских проектов им. Вернадского «Я и Земля» |
региональный |
Степанова Алина 9г |
2 место |
|
|
||
2012 |
Конкурс социально -значимых исследовательских и проектных работ по экологии «Природа- бесценный дар, один на всех» регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета - 2012» |
региональный |
Тимофеева Елена, 10б Солнцев Сергей,10б Степанова Алина 9г |
участие
2 место |
|
|
||
2012 |
Международная Акция « Марш парков- 2012»- конкурс рисунков на противопожарную тему |
региональный |
Учащиеся 5в и 7а |
участие |
|
|
||
2012 |
Всероссийский дистанционный конкурс « Тайны природных явлений» ( сайт «Мир конкурсов») |
федеральный |
Степанова Алина 9г; Сайкин Артем 9г; |
2 место
3 место |
|
|
||
2012 |
Всероссийский дистанционный конкурс «Генетика вокруг нас, генетика внутри нас» ( сайт «Мир конкурсов»). |
федеральный |
Федотов Илья 10б; Тимофеева Елена 10б; Иванова Лиана 10б. |
участие |
|
|
||
2012 |
Всероссийская дистанционная олимпиада школьников по биологии 6-11 класс |
федеральный |
30 участников |
|
|
|
||
2012 |
Всероссийский игровой конкурс по естествознанию « Человек и Природа» |
федеральный |
135 участников |
|
|
|
||
Таким образом, создание ситуации успеха на уроках биологии через использование гендерного подхода в учебном процессе повышает не только уровень мотивации к учебно-познавательной деятельности, но и качество усвоения предмета, конструктивный и творческий уровни обучения, а также уровень социализации обучающихся школы. Образовательные технологии с учетом гендерных особенностей помогают максимально организовать учёт индивидуальных возможностей мальчиков и девочек в процессе обучения и сделать их активными участниками образовательного процесса.
Особенно важно, что реализация гендерного подхода к обучению школьников требует изменения акцентов в деятельности учителя, требует овладения и использования им специальных методик, способствующих выявлению гендерных особенностей обучающихся.
Рекомендации:
Основная задача педагогов — создать положительную мотивацию, помочь и мальчикам, и девочкам правильно и полно организовать свою учебную деятельность, оценить эффективность затраченных ими усилий, полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи детей.
При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:
· В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание;
· При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы: «мальчики» и «девочки»;
· При объяснении последовательности работы следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, немногословным, что особенно важно для мальчиков;
· При обобщении пройденного материала рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимо дополняют друг друга;
· Пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер;
· Продумывать вопросы к занятию необходимо с учетом особенностей детей разного пола;
· Использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков;
· Используя проблемные ситуации на занятиях, необходимо помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера;
· проводить викторины типа “А ну-ка мальчики!”, “А ну-ка девочки!”
5. Выводы:
Применяя в своей профессиональной деятельности гендерный подход, я пришла к следующим выводам:
· Использование возможностей гендерного подхода способствует повышению мотивации и качества знаний в изучении биологии.
· Обучающиеся достигают более высоких результатов в обучении, раскрывая свои творческие способности.
· Формируются навыки самостоятельной и групповой форм работы.
· У обучающихся возрастает интерес к использованию информационных технологий.
Реализация гендерного подхода в образовательном процессе помогает достичь поставленных задач в ФГОС второго поколения. Учитывая предпочтения девочек и мальчиков к различным учебным дисциплинам и психологические особенности обучающихся, учитель более глубоко продумывает каждый урок, что позволяет каждому ребенку достичь ситуации успеха, расширить кругозор и правильно применять полученные знания в повседневной жизни.
Однако пока гендерные подходы в педагогике воспринимаются как новшество. Становиться очевидным, что педагогика в целом и воспитание, как педагогическое явление, нуждаются в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и корректировке своих позиций в вопросах полоролевой социализации воспитанников.
6. Заключение:
В заключении хочется сформулировать ряд основополагающих принципов для создания гендерной модели образовательно-воспитательной системы :
1. Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний и участие в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.
2. Природосообразность. Признание личностного равноправия
мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических
особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует
различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации
способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во внеучебной
деятельности.
3. Соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к
обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей
ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями обучающихся для
согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий,
требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности,
соблюдения его прав как человека.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.