Гендерный подход в обучении

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гендерный подход в обучении мы понимаем как одну из составляющих личностно ориентированного под¬хода к обучению, учитывающую гендерные особенно¬сти учащегося и предполагающую на основании это¬го определение содержания, форм, методов обучения, создание благоприятной (гендерно комфортной) обра¬зовательной среды, направленной на развитие лично¬сти в соответствии с ее природным потенциалом. Важным аспектом гендерного подхода является при¬знание того, что в отличие от так называемого «граждан¬ского пола», который может быть либо мужским, либо женским, гендеров может быть несколько. При этом со¬гласно концепции андрогинии С. Бем, физический пол и его психологический гендер могут не совпадать.
Иконка файла материала Гендерный подход в обучении.doc
Гендерный подход в обучении мы понимаем как одну из составляющих личностно ориентированного подхода к обучению, учитывающую гендерные особенности учащегося и предполагающую на основании этого определение содержания, форм, методов обучения, создание благоприятной (гендерно комфортной) образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом. Важным аспектом гендерного подхода является признание того, что в отличие от так называемого «гражданского пола», который может быть либо мужским, либо женским, гендеров может быть несколько. При этом согласно концепции андрогинии С. Бем, физический пол и его психологический гендер могут не совпадать. Начатое родителями формирование типа поведения у мальчиков и девочек, соответствующего нормативным представлениям о мужском и женском в современном обществе, продолжается в школе, затем в учебном заведении среднего или высшего образования. Учителя и преподаватели не всегда могут построить процесс педагогического взаимодействия с обучаемыми, исходя из особенностей мальчиков и девочек, они больше ориентируются на среднего, «бесполого» ученика или студента, что становится источником проблем в обучении и воспитании. Гендерный подход в обучении, на наш взгляд, можно рассматривать как в плане организации учебного процесса, так и со стороны содержания образования и построения школьной системы. Если первый аспект затрагивает проблему отбора форм, методов и приемов обучения с учетом гендерных особенностей учащихся, то второй предполагает создание учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий с ис- пользованием гендерного своеобразия. Третий аспект — это проблема формирования различных типов школ и классов с учетом гендерных приоритетов. В этих условиях становятся актуальными формирование у педагогов понимания необходимости гендерного подхода и установки на его реализацию; содержательная и методическая психолого-педагогическая подготовка будущих учителей к реализации гендерного подхода в обучении. Для решения обозначенных задач необходимо внедрение новых организационных форм и эффективных технологий обучения, создание учебных пособий, учебников, дополнительных учебных курсов наряду с обязательными курсами учебного плана. Не менее важным направлением является повышение психолого- педагогической квалификации и мастерства преподавателей, связанное с формированием готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников. Отметим, что под готовностью учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников будем понимать системное образование личности педагога, интегрирующее в себе знание основ гендерной педагогики, потребность и умение применять их в практиче- ской педагогической деятельности, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении. Формирование требуемой готовности означает образование системы таких мотивов, отношений, установок, черт  личности, такого накопления знаний, умений, навыков, которые обеспечивают будущему учителю возможность  эффективно выполнять свои функции. Поскольку совершенствование деятельности и формирование готовности к  ней есть двусторонний, взаимосвязанный процесс, а уровень готовности определяет оптимальную  работоспособность человека и высокую продуктивность его труда, то повышение этого уровня можно  рассматривать как основу совершенствования педагогической деятельности.