Географические координаты
Оценка 4.6

Географические координаты

Оценка 4.6
docx
30.05.2021
Географические координаты
17.Географические координаты.docx

Урок географии в 5 классе

Тема: Географические координаты

Цели: определить содержание понятия «географическая широта и долгота», научить учащихся определять географические координаты точек; развитие пространственной ориентации, навыков работы с географическими картами; воспитание мотивации к обучению.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Мотивация к учебной деятельности.

Учащимся предлагается задание: «Объясните, где на карте находится Москва» (между Северным Ледовитым океаном и Черным морем, в Европе, на материке Евразия, к западу от Уральских гор).

“Можно ли по вашим предложениям определить точное расположение Москвы?» (нет).

«Как быть?» (мы должны научиться этому).

Положение объекта на карте – это его адрес, в географии адресом называются географические координаты.

«Какая тема урока?» (Адрес географического объекта на карте, географические координаты).

«Координат существует две: широта и долгота.

 «Зачем нужно уметь определять координаты?» (в путешествиях может понадобиться, определение мест аварии, стихийных бедствий).

Актуализация знаний.

«На прошлом уроке мы познакомились с градусной сеткой. Чем она образована?» (Параллели и меридианы)

«Что называется параллелью?» (Линия, точки которой находятся на одинаковом расстоянии от экватора).

«Меридиан, что это за линия?» (Линия, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию).

«Зачем нужна градусная сетка?» (Чтобы находить нужное место, нужный объект).

Проблемное объяснение нового знания.

«Можете ли вы самостоятельно определить хотя бы одну координату по градусной сетке?» (Нет). Если учащиеся предлагают, заслушать их варианты.

«Что мы должны сделать?» ( 1)узнать что это такое; 2) научиться определять.) Учащиеся формулируют учебную задачу.

Учащимся предлагается задание по тексту учебника для определения понятия «географическая широта».

«Используя текст учебника стр.49 выделите существующие признаки понятия «географическая широта» и заполните таблицу:

Понятие

Что такое

Существенные признаки

Географическая широта

Расстояние

От экватора в градусах до заданной точки.

 

«Какая главная линия градусной сетки необходима для определения географической широты?» (экватор).

 

«Цифровое обозначение экватора на карте?» (0°)

«В каких единицах измеряются расстояния на карте?» (в градусах).

Учащимся предлагается работа с рис   из учебника. «Какую информацию о географической широте мы можем получить из этого рисунка?» (Широта бывает северной и южной). Учитель записывает на доске, учащиеся фиксируют в тетради:

Северная широта – с.ш.

Южная широта – ю.ш.

«Вспомним главную задачу урока» (научиться определять географическую широту и долготу).

Учащимся предлагается схема «Определение географической широты» на экране, по которой они отвечают на вопросы:

·         На какой параллели находится Санкт-Петербург? (60°)

·         На какой параллели находится мыс Доброй Надежды? (35°)

·         Какую широту имеют точки, расположенные на экваторе? (0°)

·         Почему стрелки к Санкт-Петербургу и мысу Доброй Надежды разного цвета? (разные полушария).

 

«Попробуйте объяснить, что нужно сделать для определения географической широты» (определить полушарие, найти параллель на которой находится объект).

«Сравните наши действия с тем что предложено в учебнике». Учащиеся зачитывают в тексте учебника, что значит определить географическую широту и фиксируют себе в тетрадь.

Учащимся предлагаются задания по физической карте мира в атласе на определение географической широты для следующих объектов:

·         Санкт-Петербург (60°с.ш.)

·         Москва (56°с.ш.)

·         Северный полюс (90°с.ш.)

·         Мыс Доброй Надежды (34°ю.ш.)

·         г. Сидней (33°ю.ш.)

I.            Первичное закрепления нового знания во внешней речи.

Используя карту обучающиеся отвечают на вопросы:

«Какую широту имеют Полярные круги?» (66,5°)

«Какую широту имеют тропики?» (23,5°)

«Какие океаны пересекают параллель 40° ю.ш.?» (Тихий, Атлантический)

«Какие материки пересекают параллель 20° ю.ш.?» (Ю.Америка, Африка, Австралия)

Географическая долгота - это расстояние в градусах от нулевого меридиана до заданной точки на карте, расположенной на запад или на восток от него ( рис.35 в учебнике)

 

 

 

Западная и восточная долгота изменяется от 0 до 180 градусов. Начальный, нулевой, гринвичский меридиан имеет долготу 0 градусов. От нулевого меридиана начинается отсчет долготы в градусах.

 

Градусная величина меридианов обозначена на экваторе.

 

Географические координаты любой точки на земном шаре – это её широта и долгота.

Алгоритм.

  1. Найти географический объект на карте.
  2. Определение географической широты.

Шаги алгоритма

Работа с картой

1.      Определить полушарие в котором находится географический объект.

Найти на карте линию экватора и как относительно него располагается найденный географический объект.

1.      Определить две параллели, между которыми находится географический объект.

Проецируя на край карты, найти обозначение найденных параллелей в цифрах и градусах.

2.      Определить самую близкую к географическому объекту параллель.

Методом деления отрезка       установить точное обозначение параллели в цифрах и градусах.

3.      Зафиксировать географическую широту.

 

     

  1. Определение географической долготы.

Шаги алгоритма

Работа с картой

1.      Определить полушарие в котором находится географический объект

Найти на карте нулевой и 180-й меридиан и как относительно этих линий располагается географический объект.

2.      Определить два меридиана, между которыми находится географический объект.

Проецируя на линию экватора, найти обозначение меридианов в цифрах и градусах.

3.      Определить самый близкий к географическому объекту меридиан.

Методом деления отрезка установить точное обозначение меридиана в цифрах и градусах.

4.      Зафиксировать географическую долготу.

 

 

Первичное закрепление изученного

1. Игра «Назови объект» (коллективная работа с учителем, запись в тетради, используют политическую карту мира в Приложении учебника)

38 с. ш., 78 з. д. – г. Вашингтон

 52 с. ш., 72 в. д. – г. Астана

(по физической карте России, с.178 учебника)

66 с. ш., 61 в. д.- г. Народная

55 с. ш. , 161 в. д. – влк. Ключевская Сопка

 

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учащимся в тетрадях предлагается 1) определить географическую широту и долготу 3-х объектов:

а) г. Мехико;

б) г. Лондон;

в) г. Москва

2) Выбрать правильное  определение географической широты из предложенных: Географическая широта - это

а) расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в километрах;

б) расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах;

в) расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах;

г) расстояние от Северного полюса до заданной точки, выраженное в градусах.

 

Правильность выполнения учащиеся проверяют по эталону на экране:

1.       а) г. Мехико Широта: 19°25′42″ с.ш. Долгота: 99°07′39″ з.д

б) г. Лондон 51° 31’ 20" (51° 31’ 41) северной широты 0° 7’ 02" (0° 7’ 24) западной долготы


в) г. Москва Широта: 55°45′07″ с. ш. Долгота: 37°36′56″ в. д

      2) ответ б

«Кто справился с заданиями без ошибок?»

Итоги урока.

Домашнее задание:

 

 


 

Урок географии в 5 классе Тема:

Урок географии в 5 классе Тема:

Западная и восточная долгота изменяется от 0 до 180 градусов

Западная и восточная долгота изменяется от 0 до 180 градусов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021