Географические свойства воды. Безопасность на воде

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок географии и ОБЖ, где ученики знакомятся с географическими свойствами воды; решают проблему: почему иногда вода - друг, а иногда - враг; знакомятся с правилами поведения на воде и у воды в разные времена года.Тема урока: «Вода. Безопасность на воде.» Тип урока: интегрированный урок общеметодологической направленности Цель урока: В результате знакомства с темой урока ученики систематизируют знания о трёх состояниях воды, познакомятся со свойствами воды, сформируют навыки безопасного поведения у воды в летний и зимний периоды, научатся различать понятия «состояние воды», «свойства воды», «гейзер».
Иконка файла материала конспект.docx
Интегрированный урок ОБЖ и географии  в 5 классе «Географические свойства воды. Безопасность на воде.»Тема урока: «Вода. Безопасность на воде.» п Тип урока: интегрированный урок общеметодологической направленности 2Цель  урока:   В   результате   знакомства   с   темой   урока   ученики   систематизируют   знания   о   трёх состояниях воды, познакомятся со свойствами воды, сформируют навыки безопасного поведения у воды в летний и зимний  периоды, научатся различать понятия «состояние воды», «свойства воды», «гейзер». Дидактические средства: Электронная презентация, физическая карта полушарий и карта  Нижегородской области, географические атласы, карточки по ОБЖ и географии, оборудование  для опытов (4 стана с водой, соль, картофель, разделочная доска, нож).     Понятийно­категориальный аппарат усвоения: География: состояния воды, свойства воды, гейзер. ОБЖ: значение воды для людей; безопасность у воды в летнее и зимнее время. Способы деятельности обучающихся: делать выводы о состояниях и свойствах воды;  формулировать правила поведения у воды в различные сезоны года; Ценностный компонент урока:  1. Раскрыть значимость идеи — состояние воды может повлиять на безопасность человека, но  2. знание правил безопасного поведения у воды может спасти жизнь человека;   Расширить возможность использования теоретических знаний для решения практических  задач       Работа с учебником: Учебник ОБЖ 5 класс. Вставить нужное слово в контекст на с.71 Методы и приёмы: (по источнику знаний) Словесные: фронтальный опрос, обсуждение, объяснение, беседа, рассказ. Практические: решение ситуационных задач, составление кластеров «Состояния воды» и  «Свойства воды», работа с учебником, работа с карточками, работа с картой, задание с  интерактивной доской. Наглядные: демонстрация опытов, карточки ­ задания, листы для составления кластера физические карты, ИКТ­презентация. УУД, формируемые в процессе урока: 3Коммуникативные: развитие   умений   слышать,   слушать   и   понимать   партнера,   планировать   и согласованно выполнять совместную  деятельность,  распределять  роли,  взаимно  контролировать действия друг друга; развитие умений договариваться, развивать умение  правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителями, так и со сверстниками. Регулятивные: формирование способностей  управления познавательной и учебной деятельностью посредством   постановки   целей,   планирования,   контроля,   коррекции   своих   действий,   оценки успешности усвоения; Познавательные: развитие   действий   исследования,   поиска,   отбора   и   структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания; Личностные – развитие осмысленного учения, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; План урока I. Вводная часть (организация занятия) а) Проверка готовности к уроку. б) Мотивация учащихся на урок. Определение темы урока. II. Объяснение нового материала с первичной рефлексией по отдельным блокам III. Закрепление полученных знаний. IV. Итог урока (оценивание учащихся проводится на разных этапах урока). V. Рефлексия содержательная и эмоциональная  VI. Постановка домашнего задания Учитель  Этап урока/содержание Дидактическ ие средства Распределе ние времени Учитель ОБЖ:  I. Вводная часть (организация занятия). а) Проверка готовности к уроку. 0 мин Дорогие ребята, мы приветствуем вас на интегрированном уроке ОБЖ и географии. б) Проверка домашнего задания: Вопрос: верно неверн 4Наука,   изучающая   погодные   явления, называется метеорология. Температуру   воздуха   измеряют гигрометром. Синоптики   ­   это   учёные,   которые определяют состояние погоды. Сильный землетрясением.   ветер   называется Гололедица ­ это тонкий слой льда. в) Мотивация учащихся на урок. о                   Для   того,   чтобы   определить   тему,   вам   необходимо отгадать загадку.  Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли — Жить нельзя нам без ... (Воды) Решите мою задачу: Перед   вами   ассоциативный   ряд   «Охрана,   защита, обеспечение,   обеспеченность,   гарантия»   назовите   их одним словом, словом­синонимом? (Ответы детей.) О чем будем говорить? Теперь сформулируем общую тему… Учитель географии:  Учитель ОБЖ: 1 минута На   доске ассоциати вный ряд 1 минута Учитель географии  Тема   нашего   урока   “Вода.   Безопасность   на   воде”. Сегодня на уроке мы вместе с вами попробуем ответить на   вопросы:   Какая   бывает   вода?   Какими   свойствами   и секретами она обладает? Где мы можем встретить её в Слайд  1 минута 5природе?  Учитель ОБЖ:  И решить проблему: Вода друг или враг? Связь с литературой: «…Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь… Учитель географии:  …С   тобой   во   всем   существе   разливается   блаженство, которое   не   объяснишь   только   нашими   пятью чувствами…» 1 минута Слайд (связь   с литерату рой) Учитель ОБЖ:  Так писал о воде французский писатель Антуан де Сент­ Экзюпери. Какие его произведения вы знаете? Найдите к следующему занятию произведения, которые он написал. 1 минута II. Объяснение нового материала III. Закрепление полученных знаний. Учитель географии Наша Земля прекрасна.  «Голубая  планета», так назвали Землю, когда первый раз увидели её из космоса.  ­ Глобус   раскрутим. 2 минуты Только Земля обладает огромными запасами воды. Водой покрыто   3/4   земного   шара;   96%  содержится   в   морях  и океанах; 3% в озёрах, реках и подземных водах; 1 % ­  в живых организмах и растениях. А самое главное ­ в воде зародилась ЖИЗНЬ! Давайте вспомним состояния воды, которые вы изучали на окружающем мире, а помогут вам в этом опять загадки: Видео   о зарождении жизни   на Земле 1) Без досок, без топоров,     Через речку мост готов. (лед)  ­ Какое это состояние воды? (твердое) 2) Течёт, течёт ­ не вытечет,     Бежит, бежит ­ не выбежит. (река)  – Какое это состояние воды? (жидкое) 3) Был водой, теперь летаю.     Невидимкой проживаю.  (пар)  – Какое это состояние воды? (газообразное) Мы   назвали   три   состояния   воды:   назовите   их   (жидкое, твердое, газообразное)  6Первичная рефлексия:   Если   я  попрошу   вас   составить кластер, как вы это сделаете? (Раздаю карточки с кластером и прошу вклеить их дома в тетрадь.) Учитель ОБЖ А для чего нужна вода людям? (Ответы детей).  *! Опережающая информация*! Связь с химией: Немалое   значение   имеет   вода   в   химических   процессах организма человека ­ например, в пищеварении. Об этом подробно вы поговорите в 8 классе на уроках химии.  А сейчас я вам покажу химическую формулу воды. Химическая формула воды H2O, чтобы легче запомнить её, говорят “Сапоги мои того – пропускают H2O!”.  На   доске ученик пытается составить кластер «Три состояния воды» запись значений на доске. 2 минуты Учитель географии:  ­   Ребята,   в   древности   люди   всегда   селились   возле водоёмов.   И   сейчас   большая   часть   населенных   пунктов расположены на берегах рек, озер или морей, во многих есть пруды, водохранилища. Давайте попробуем на карте найти города, которые стоят на реках. Работа   с физической картой России, атласами 3 минуты Информация, основанная на местном материале: ­ А наш посёлок находится рядом с водоёмом?  ­ Назовите поселки Вадского района, которые находятся рядом с реками или крупными озёрами. ­   Может   быть   вы   вспомните   населённые   пункты   в соседних районах, расположенные также около водоёмов. Учитель ОБЖ:  ­   Ребята,   а   какое   время   года   вам   нравиться   больше?   ­ Встаньте,   пожалуйста,   те,   кому   нравится   осень?.. Присаживайтесь!   Зима?..   Весна?..   Лето?...   (Группы обучающихся поочерёдно встают и садятся.) Слайд 5 минут ­ А какое, по вашему мнению, самое лучшее место для отдыха в жаркую погоду? (Ответы обучающихся.) Летом,   в   жаркую   погоду   лучший   отдых   —   на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Что существуют 7правила безопасного поведения. Первое правило безопасного поведения человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья человека, где купание разрешено. Дно   водоема   в   месте   купания   должно   быть   пологим, ровным, плотным, лучше песчаным. Не следует купаться в местах с быстрым течением. Не следует   входить   в   воду   вспотевшим   и разгоряченным, сразу после приема солнечных ванн или после   подвижных   игр.   Прежде   чем   войти   в   воду, необходимо   охладиться,   Не рекомендуется входить в воду сразу после приема пищи. Сделайте перерыв не менее 1 часа. Необходимо научиться отдыхать на воде, не терять самообладания и правильно действовать в критической ситуации, не стесняться звать на помощь.   отдохнуть   в   тени. Вклеить памятку в тетрадь. Памятка «Правила безопасного поведения на воде»: Если   вы   ещё   не   научились   плавать,   то   все упражнения в водоёме выполняйте около берега. Никогда не   купайтесь   в   одиночку.   Если   вы   решили   совершить дальний заплыв, кто­нибудь должен сопровождать вас на лодке со спасательными средствами. Не   следует   входить   в   воду   вспотевшим   и разгорячённым, сразу после приёма солнечных ванн или после   подвижных   игр.   Прежде   чем   войти   в   воду, необходимо   охладиться,   Не рекомендуется входить в воду сразу после приёма пищи.   отдохнуть   в   тени. Запрещается: нырять и прыгать в воду в незнакомых местах; заплывать за буйки; выплывать на судовой ход и приближаться к судам; устраивать на воде игры, связанных с захватами; далеко   заплывать   на   надувных   матрасах   или камерах. 8 (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216)Первичная рефлексия. Работа с учебником:  Вставьте нужное слово, используя текст учебника на  с.71. Взаимопроверка. Первичная   рефлексия.  Работа   с   интерактивной доской.  Игра «Покажи опасность», дети зачеркивают опасность на воде. работа   в парах   по учебнику под музыку с ручки   красной пастой работа   на интерактив ной доске Музыка    1 минута ?! Физкультминутка. К речке быстрой мы спустились, (Ходьба на месте.) Наклонились и умылись. (Наклоны вперед.) Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши.) Учитель географии:  Славно отдохнули,  ну а  сейчас  будем  познакомимся  со свойствами воды. Первое свойство вы назовёте сами: 5 минут Опыт Опыт ­   Два   стакана:   с   тёплой   и   холодной   водой.   Ученик опускает палец в один стакан, затем в другой. Называет 9Видео «Гейзеры»; показать на карте гейзеры Камчатки; свойство. ­ Температура 1) Вода может быть холодной и тёплой, т.е. нагревается. Что   её   может   нагреть   в   природе?   (Солнце).   А   ещё   её может нагреть внутренняя энергия Земли, и образуются горячие источники или гейзеры.  Опыт. ­   Два   стакана   с   водой.   Опускаю   в   стаканы   по   одному кусочку     картошки.   Почему   в   одной   воде   картофель плавает, а в другой тонет?  Информация, основанная на местном материале. Подсказка: в стакане, где картофель не тонет, растворена горная порода, которую мы используем в пищу. Это соль. Её добывают и у нас в Нижегородской области ­ в городе Балахна. (в   том   стакане,   где   картофель   плавает,   вода   солёная). Значит, в какой воде легче плавать? (В солёной). 2) Второе свойство воды ­ солёность. А вам дома задание: провести опыт: какая вода замерзает быстрее ­ пресная или   солёная.   Только   проводите   опыт     в   пластиковой посуде, а почему ­ на этот вопрос я вам отвечу в 6 классе. Первичная рефлексия: итак, мы выявили два свойства воды:   впишите   их   в   карточки.  (Раздаю   карточки   с кластером «Свойства воды», ребята должны вписать свойства) !!! практическ ое   задание на дом!!! ­ Ребята, а где в природе мы можем встретить солёную воду? (океаны, моря) Это интересно! !!! Самый солёный океан  ­ Атлантический; самое солёное море ­ Красное; самое осолёное озеро ­ Мёртвое; самое солёное озеро в России ­ Баскунчак;) Работа   с картой   и 10Учитель ОБЖ:  Вода   может   быть   теплой   и   холодной,   Холодная превращается в лед. атласами Слайд  6 минут Прочность льда можно определить по ряду признаков: ­   наиболее   прочен   чистый   прозрачный   лед,   мутный   лед ненадежен; ­   на   участках,   запорошенных   снегом,   лед   тонкий   и некрепкий; ­ в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед. Не   рекомендуется   передвигаться   по   льду   при   плохой видимости в туман, метель, сильный снегопад. Памятка «Если вы провалились под лёд» не   следует   беспорядочно   барахтаться   и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда; постараться   опереться   локтём   на   лёд   и переместить   тело   в   горизонтальное   положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы   шли,   то   есть   возвращаться   на   уже   пройденную   и проверенную дорогу); осторожно   вытащите   на   лёд   одну   ногу,   затем   Видео: «Если   вы провалили сь под лёд»  (пока идёт видео, раздаём памятки)  другую; Учитель географии:  постарайтесь   выкатиться   на   лёд   и   без   резких движений,   не   вставая,   переместитесь   подальше   от опасного места (ползти в ту сторону, откуда вы шли); на твёрдом  льду встаньте и  постарайтесь быстро добраться до жилья.            «Метод шока» ­ пожар в квартире. ­ Ребята, а преодолеть пожар тоже поможет вода. Вода – самая удивительная на свете жидкость. Она таит в себе разрушение и созидание. Ведь очень часто с водой связаны стихийные   бедствия.   Давайте   их   назовём.   (Наводнения, град, гололёд) ­ Итак, вода ­   прекрасное и загадочное вещество нашей планеты.   В   ней   таится   много   интересных   и   необычных загадок.   Давайте   разгадывать   эти   загадки   вместе   на 5 минут   Связь жизнью с 11 (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216)уроках географии, ОБЖ, физики, химии!... IV. Итог урока (оценивание учащихся проводится на разных этапах урока). Учитель ОБЖ Первичная рефлексия:  1. Решите ситуационную задачу. Вам необходимо перейти по льду на другую сторону реки. Что   вам   следует   учесть   при   выборе   направления   для переправы? •Проверка   результатов   самостоятельной   работы групп. 5 минут Конверт   с заданием: самостояте льная работа   в группах. Учитель Географии ­Ребята, мы смогли ответить на вопросы:  1) Какая бывает вода?  первый слайд 3 минуты 2) Какими свойствами и секретами она обладает? (в воде зародилась   жизнь;   вода   участвует   в   химических процессах организма и др.) Учитель ОБЖ 3) Где мы можем встретить её в природе? ­ Ребята, мы решили проблему: вода друг или враг? ­ А вы запомнили химическую формулу воды? V. Рефлексия VI. Постановка домашнего задания. Учитель  географии  Учитель  ОБЖ  (по  очереди) Приём «Незаконченная фраза» Сегодня я для себя открыл….. Сегодня я узнал…. Сегодня я научился…. Этому я научу своего брата (сестру)… Учитель географии Эмоциональная   рефлексия:  смайлы   без   рта,   ученики сами его дорисовывают. 2 минуты Учитель ОБЖ Творческое Д/З: прочитать § 3.2.; запомнить памятки, * провести опыт 1 минута 12*найти произведения, которые написал Антуан Де Сент­ Экзюпери.   13