География — аннотация к рабочим программам (10-11 класс)
Программы разработаны на основании Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями), Государственного образовательного стандарта основного общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 202/1846, Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики. География. X-XI классы. Базовый уровень; Авторская программа - География. Рабочая программа. Учебно-методический комплект В.П.Максаковского. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Сост. К.Н.Вавилова]. - М.: Просвещение, 2015. - 46 с.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2016.
Основными целями изучения предмета «География» на ступени среднего общего образования являются:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
· нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
· понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Задачи реализации программы:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и дина-
мично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территори-
альных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их реше-
ния;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и яв-
лений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и куль-
турам, бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистиче-
ские материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и
Эффективными результатами реализации целей географического образования определены личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностным результатом обучения географии в старшей школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в старшей школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; отстаивать личное достоинство, собственное мнение, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы среднего общего образования являются:
– самостоятельное определение цели, задавание параметров и критериев, по которым можно определить, что цель достигнута;
– формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– критическое оценивание и интерпретация информации с разных позиций, распознавание и фиксирование противоречия в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств. Предметные результаты освоения основной образовательной программы по географии.
Предметные результаты
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
• географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
• особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
• определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
• оцениватьи объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий;
• применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
• составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
• сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
В результате освоения программы по географии старшей школы учащийся научится
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социальноэкономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социальноэкономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Общая характеристика предмета «География»
в 10-11 классах
Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный вы- бор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов по- знавательной и практической деятельности.
Место предмета «География» в учебном плане
В соответствии с учебным планом ГОУ «Новосветловская гимназия» предмет «География» изучается в объёме 68 часов, из них: в 10 классе — 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе — 34 часа (1 час в неделю)
Основное содержание программы
Учебно-тематический план
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
||
всего |
10 кл |
11 кл |
||
1. |
Политическая карта мира |
4 |
4 |
|
2 |
Природа и человек |
5 |
5 |
|
3 |
Население мира |
7 |
7 |
|
4 |
География мирового хозяйства. |
18 |
18 |
|
5 |
Зарубежная Европа |
3 |
|
3 |
6 |
Зарубежная Азия |
5 |
|
5 |
7 |
Австралия. Африка |
8 |
|
8 |
8 |
Северная Америка |
5 |
|
5 |
9 |
Латинская Америка |
4 |
|
4 |
10 |
Россия в современном мире |
4 |
|
4 |
11 |
Глобальные проблемы человечества |
5 |
|
5 |
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
В соответствии с
формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная,
групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание,
которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в
том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и
возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2
до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание.В зависимости от
цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные
(проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют
по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или
проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по
звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью
обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов
решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных
способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т.
п.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе
этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала,
качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в
памяти.
Текущий контроль проводится в течение всего обучения, на каждом уроке,
причем почти на каждом его этапе. Оценивание при текущем контроле оказывает
огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить
ученика, поспешно выставленная – задержать, затормозить.
При тематическом контроле выясняется усвоение учащимися основных
положений темы. На основе результатов тематического контроля, включая
результаты контрольной работы по теме, выставляются оценки за четверть,
полугодие, учебный год.
Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится
в форме экзаменов или годовых контрольных работ. На итоговых испытаниях
проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом.
В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль
должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои
знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т.
е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает
возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением,
воспитанием и развитием учащихся.
В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за
деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным
для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником
осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ
их и предупреждение в дальнейшем.
Все используемые формы контроля направлены на одно — включение в работу
всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.