-Добрый день, друзья!
Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов !
Все ли готовы к уроку?
-Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
КАК НАЗЫВАЕТСЯ СТРАНА,
ГДЕ МЫ ЖИВЕМ?
Какие виды пустынь мы знаем?
(Песчаные, глинистые, каменистые)
ПОКАЖИТЕ НА КАРТЕ ПУСТЫНЮ КАЗАХСТАНА?
КАК ОНА НАЗЫВАЕТСЯ?К какому виду она относиться? (песчаная)
ИНФОРМАЦИЯ О ПУСТЫНЕ КАРАКУМ.
Снова пришел долгожданный миг
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона Казахстана.
П У С Т Ы Н ЯСолнечный, жаркийЖёлтый потокЛьётся в пустынеНа жёлтый песок.В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.Жёлтая птица неслышно плывёт.
ВОПРОСЫ:
РАСТУТ В ПУСТЫНЕ РАСТЕНИЯ?
ЕСТЬ ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ?
КАК ОДНИМ СЛОВОМ НАЗВАТЬ ЭТИ ПОНЯТИЯ? КАКОЙ МИР?
Мы- путешественники, вот мы в пустыне. Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.
МЫ УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. СЕГОДНЯ мы БУДЕМ ИЗУЧАТЬ РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПУСТЫНИ.ПОРА ЗА РАБОТУ!
*Отправляемся в ЗОНУ пустыни.
Будем исследовать по плану:
1.ПУСТЫНЯ (ПОНЯТИЕ)
2.БАРХАНЫ (ПЕСЧАНЫЕ БУРИ)
3.ОАЗИС
4.Климат.
5. Растения.
6.Животные.
Нам предстоит провести научную исследовательскую работу.
Используйте в своей работе карточки - помогайки, иллюстрации, наглядный материал, КОМПЬЮТЕР.
ЧТО ТАКОЕ ПУСТЫНЯ?1.ПУСТЫНЯ- это слово образовано от слова «пусто». Пустыня-это большие открытые пространства с жарким климатом.
ЗАГАДКАЭТО ХОЛМ НА НЕМ ВОЛНА БЕЗ ВОДЫ , НО ИЗ ПЕСКА???2. Поверхность пустыни равнинная с холмами из песка. Встречаются и участки глинистой пустыни на ровном месте. Эти песочные холмы называются « барханы». Они постоянно передвигаются с места на место. ДУЕТ сухОЙ и горячиЙ ветЕР–суховЕЙ И ПРОДОЛЖАЕТ ДУТЬ. И МЕДЛЕННО БАРХАНЫ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ,ПЕРЕСЫПАЮТСЯ. Высота барханов может достигать около 50 метров. Двигаясь барханы могут засыпать дороги, поля, селения. Остановить их может растительность, КОТОРАЯ СКРЕПЛЯЕТ своими корнями пески и УМЕНЬШАЕТ силу ветра.
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается до 70 градусов тепла, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают.
Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 градусов.
Зима длится 2-3 месяца. Осадков выпадает мало, а летом не выпадет ни капли дождя.
КАКИЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ СМОГЛИ ПРИСПОСОБИТЬСЯ К ЖИЗНИ В ТАКИХ УСЛОВИЯХ?
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
РАСТЕНИЯ
*ВЕРБЛЮЖЬЯ КОЛЮЧКА
*САКСАУЛ
*ДЖУЗГУН
ВЕРБЛЮЖЬЯ КОЛЮЧКА
Верблюжья колючка. Её корни проникают в глубь почти до
20 метров и оттуда добывают воду.
САКСАУЛ
Цветы мелкие
Это невысокие деревья с извилистым стволом, крепкими как кость и ветками. Это белый или черный саксаул.
ДЖУЗГУН- кустарник 3 - 4 м. Растёт он по склонам и вершинам барханов.
Плоды очень лёгкие, имеют
выросты, благодаря которым
переносятся по пескам на
большие расстояния.
КАКОЙ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД?ВЫВОД
*Растительность пустыни бедная.
*Они растут пучками, Кустиками,
Корни у них глубоко уходят в землю.
Листья мелкие или колючки.
* Встречаются невысокие деревья с извилистым стволом, крепкими как кость и ветками. Это белый или черный саксаул.
Динамическая минуткамы устали? Отдохнем !кто паутину плетет? Паук. Вот запутал ученых-исследователей. паутинку расплетем!
А какие ЖИВОТНЫЕ приспособились к жизни в пустыне?
ЧЕРЕПАХА
ВЕРБЛЮД
ТУШКАНЧИК
УШАСТЫЙ ЕЖИК
ПЕСЧАННЫЙ УДАВЧИК
ВАРАН
СКОРПИОН
ЧЕРЕПАХА
Черепаху можно увидеть только утром или вечером.
Днем она прячется от жары в норах и песке.
Черепаха живет до 100 лет, из них 55 лет она спит.
Кожа у неё жесткая, сухая, плотная, для сохранения влаги. Панцирь очень крепок, он помогает ей спасаться от врагов .
ВЕРБЛЮД
Верблюд может преодолевать большие расстояния, без пищи и воды.
Он расходует жир, накопленный в горбе.
Верблюды могут жить до 40 лет.
У верблюда:
1. Широкие подошвы, чтобы не проваливаться в зыбкий песок.
2. Мозоли – чтобы не обжигать ноги. Такие же мозоли и на коленях,
чтобы отдыхать в пути.
3. Узкие ноздри позволяю дышать во время песчаных бурь.
Зрение у верблюдов отличное: могут видеть человека за
1 километр,
автомобиль за
5 километров.
Они чуют запах воды за 60 километров. Скорость бега 16км/ч.
Песчаные БУРИ- это атмосферное явление, когда сильный ветер на большие расстояния перемещает огромное количество песчинок, частиц грунта или пыли.
ТУШКАНЧИК
Тушканчики –грызуны. У зверьков короткое туловище с сильными, длинными задними лапами, длинный хвостик с кисточкой на конце и коротенькая мордашка с большими выразительными глазами.
Тушканчики –ночные или сумеречные животные, только на территории Казахстана проживает вид, который ведет дневной образ жизни.
Маленькие зверьки могут передвигаться прыжками и разгоняться до 40 км/час.
ПЕСЧАННЫЙ УДАВЧИК
В длину достигает 80 см Ведет скрытный образ жизни, свою добычу — мелких грызунов и ящериц — подстерегает, зарывшись в песок и умерщвляет, сжимая кольцами тела.
Не ядовит и не опасен для человека
ВАРАН
Вараны – это хладнокровные животные, ОНИ адаптировались к жаркому климату. Если же температура становится высокой, вараны начинают проявлять агрессию.
Вараны являются самыми крупными ящерицами в мире.
Их размеры сравниваются с размерами крокодилов. Питаются насекомыми, змеями, птицами. Для своей защиты они используют хвост и больно кусают врага. Яйца, мясо и кожа варанов пользуются большим спросом, поэтому на них всегда идет охота. Их виды в Красную книгу.
СКОРПИОН- смертельный охотник
Желтые скорпионы ведут ночной образ жизни.
Они приспособились к выживанию в засушливых местообитаниях.
Многие роют норы в почве.
Они имеют плоские тела,
что позволяет им прятаться
в небольших трещинах, под камнями и под корой.
Яд очень сильный.
Применяют при изготовлении лекарств.
Какой можно сделать вывод?ВЫВОД
*Животные пустыни хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную окраску, нетребовательны к пище, воде.
*У них отличный слух, зрение, они могут долго находиться без воды, многие ведут ночной образ жизни - кормятся и передвигаются в сумерках, ночью.
*Большинство спасается в норах и в песке.
Разноуровневые вопросы-заданияпо теме урока: «Горячий стулчик»
1.Полина–НАЗОВИ ЖИВОТНЫХ ПУСТЫНИ?
(Черепаха,верблюд,тушканчик,ушастый ёжик,песчаный удав.варан,скорпион)
2.Валентин- КТО КРОКОДИЛ ПУСТЫНИ? (ВАРАН)
3.Андрей-ПОКАЖИ ЖИВОТНЫХ ПУСТЫНИ?
4.Наташа- У КАКОГО РАСТЕНИЯ ПЛОДЫ С ВЫРОСТАМИ? (ДЖУЗГУН)
5.Яна-КРЕПКИЕ КАК КОСТЬ ВЕТКИ.ЭТО??? (САКСАУЛ)
6.Валерия-ЧТО ПЕРЕДВИГАЕТ БАРХАНЫ? (ВЕТЕР-СУХОВЕЙ)
7.Виолетта- КТО ЖИВЕТ 100 ЛЕТ.СКОЛЬКО СПИТ? ( ЧЕРЕПАХА ,55)
кРОССВОРД
1.Растение. Его корни проникают на глубину почти двадцать метров. Самая известная колючка в пустыни.
2.Ёж с большими ушами обитающий в пустыне.
3.Валы из песка.
4.Кустарник, у которого роль листьев выполняют зелёные веточки.
5.Растрескавшийся глинистый участок в пустыне.
6.Крупный жук-навозник. В Египте это насекомое считается священным.
«мишень»
Оцените свою работу на уроке .НАКЛЕЙТЕ СТИКЕР на оценку которою достоины!!!
Окончен урок и выполнен план-исследований.
Спасибо ребята огромное вам!
Зато,что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж
вам пригодились!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.