ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 8 класс (70 час., 2 час. в неделю) Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс,
Оценка 4.8

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 8 класс (70 час., 2 час. в неделю) Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс,

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
география
8 кл
10.02.2017
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 8  класс (70 час., 2 час.  в неделю) Алексеев А.И.  География  России. Природа и население. 8 класс,
Пояснительная записка Главная задача курса — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России).
рабочие программы 8 кл.doc

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

8  класс (70 час., 2 час.  в неделю)

Алексеев А.И.  География  России. Природа и население. 8 класс, 

М.,  «Дрофа»,  2010 г.

 

Пояснительная записка

Главная задача курса — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

Одна из задач курса — подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:

а) очеловечивание раздела о природе России: например, рассматриваются не природные, а природно-хозяйственные зоны; в главе о лесах присутствуют сюжеты о лесозаготовках и деревообработке; в главе о  почвах — сюжеты о земледелии и т. д.;

б) увеличение объема и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов  и т. д.;

в) формирование образов мест России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве (в том числе о народных  художественных промыслах), об отражении специфики регионов в литературе, искусстве и т. д.;

г) насыщение большинства сюжетов историческим материалом — раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным условиям  природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизнь его обитателей в  различные исторические периоды.

География России изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится два часа в неделю.

В 8 классе изучается I часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:

1. Показать интегрирующую роль населения в системе «Природа — люди — хозяйство».

2. Сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны.

3. Подвести учащихся к ощущению себя и своей, семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями. 

          Реализация краеведческого подхода в изучении географии России осуществляется через  систему поэлементного изучения  своего края во всех темах курса. В данном курсе отводится  10  часов.

Программа курса «География России» построена учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и  др.)        

 

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

·        стандарта основного общего образования по географии

·        сборник «Программы для  общеобразовательных учреждений: География.  6 – 11 класс (базовый уровень), М., «Дрофа».  2009 г.

·         Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. При  изучении географических регионов  рассматриваются как природные, так и социально-экономические особенности региона, прослеживаются взаимосвязи между природными условиями, ресурсами и направлениями хозяйственной деятельности населения.

Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

 

Цели:

·        освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

·        овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

·        воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

·        формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Географическая  номенклатура  по курсу «География России»

Природа и население. 8 класс

 

Раздел 1. Пространства России

Географическое положение и границы России: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Дагестан, Кавказ, Балтийская коса, Калининградская область, мыс Дежнева, остров Ратманова, Кольский полуостров, Финский залив, проливы: Берингов, Лаперуза, Кунаширский, Керченский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро; Земля Франца-Иосифа, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка; реки Амур и Уссури. Содружество Независимых Государств (СНГ). Государства — соседи РФ.

Формирование территории России: Шпицберген, Белгородская черта, Становой хребет, Новороссия, Аляска и Алеутские острова, Приамурье и Приморье, Маньчжурия, Чита, Владивосток.

Раздел II. Природа и человек

Рельеф и недра: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье, Кумо-Манычская впадина; Кавказ (Большой Кавказ, горы Казбек, Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, вулканы Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Верхоянский хребет, Черского хребет, Сихотэ-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря.

Бассейны каменноугольные: Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский.

Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Горная Шория.

Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Норильск. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров.

Климат: Оймякон, Сибирский антициклон, Черноморское побережье Кавказа.

Внутренние воды. Реки: Волга, Кама, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Индигирка, Колыма, Амур. Озера: Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское.

Живая природа. Заповедники: остров Врангеля, Центральнолесной, Центрально-черноземный, Баргузинский, Сихотэ-Алинский, Астраханский.

 

Раздел Ш. Население России

Республики: Карелия, Коми, Удмуртская, Марийская, Мордовия, Чувашская, Татария, Башкирия, Калмыкия, Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Ингушская, Чеченская, Дагестан, Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия, Саха (Якутия).

Автономная область: Еврейская. Автономные округа: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Ачинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Корякский, Чукотский.

Города-«миллионеры»: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск.

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Учащиеся должны  владеть следующими навыками и умениями…

Умения   и  навыки  по курсу «География России»

 

         1. Называть (показывать):

численность населения и площадь страны; географические районы страны; субъекты РФ;

морские и сухопутные границы РФ;

народы РФ, основные языковые группы;

крупнейшие города, исторические и промышленные центры; сельскохозяйственные районы страны;

важнейшие транспортные магистрали, морские порты;

особенности тектонического и геологического строения территорий;

основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых; крупнейшие реки и озера страны;

распространение основных типов почв; природно-хозяйственные зоны;

моря, омывающие РФ;

климатообразующие факторы и типы климата;

распространение многолетней мерзлоты.

2. Определять (измерять)

географическое положение объектов: местное и поясное время;

коэффициент увлажнения (Кувл.);

необходимые источники географической информации; количество и плотность населения;

динамику движения населения по статистическим данным; уровень урбанизации;

показатель специализации по статистическим данным.

3. Объяснять

сущность основных научных понятий и терминов;

значение географического разделения труда;

территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения;

особенность современной демографической ситуации в России;  

влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;

влияние факторов на размещение промышленности и отраслей сельского хозяйства по территории России;

причины и основные направления миграций населения РФ; значение внешних социально-экономических и политических связей для развития стран;

причины возникновения опасных природных процессов и явлений.

4. Прогнозировать и оценивать

изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;

влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;

изменение демографической ситуации в РФ в настоящее время и в будущем;

влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;

современное состояние и перспективы социально-экономического развития РФ;

составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации;

объяснять особенности природы, населения и хозяйства на основе географических карт с использованием разных источников информации.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Природа и население», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Количество часов

Всего  70  часов; в неделю 2 час.

Плановых практических работ 22   ( из них  12 оценочных  и   10  тренировочных  и  обучающих)

 

                                                    

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое  планирование

(по учебнику А.И. Алексеева,  География России.  «Природа  и  население», 8 класс;)

Раздел. Тема.

 

Количество    часов

1

Введение.

 

        1 час

 

Раздел 1.   Пространства России.                                                                                                  7 часов

Раздел  2.  Природа и человек.                                                                                                     48 часов

2

Тема  1.     Рельеф и недра России.

        8 часов

3

Тема  2.   Климат.

 

        8 часов

 

4

Тема  3.   Богатство внутренних вод России.

 

        6 часов

5

Тема  4.   Почвы – национальное достояние страны.

 

        5 часов

6

Тема  5.   В природе всё взаимосвязано (ПТК).

 

        4 часа

7

Тема  6.   Природно-хозяйственные зоны.

 

        14 часов

 

8

Тема  7.   Природопользование и охрана природы.

 

        3 часа.

 

9

Раздел  3.  Население России.

 

        11 часов

 

 

Итоговое занятие по географии России.

         1  час

 

Резерв 2часа  

Всего  часов  -  70 часов

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Практические   работы

(по учебнику А.И. Алексеева,  География России.  «Природа  и  население», 8 класс;)

№ п/п

                Практическая  работа

Тренировочная

Оценочная

1.

Оценка особенностей географического положения России.

 

оценочная

2.

Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР.

 

оценочная

3.

Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени).

 

оценочная

4.

Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур.

 

оценочная

5.

Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния рельефа н жизнь и хозяйственную деятельность людей. (Восточно-Европейская равнина – Урал, Среднерусская возвышенность – Хибины или Кавказ).

обучающая

 

6.

Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и  полезных ископаемых на основе работы с различными источниками географической информации на примере своего края.

 

оценочная

7.

Характеристика климатических областей  с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

 

оценочная

8.

Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника).

тренировочная

 

9.

Обозначения на контурной карте крупных рек, озёр.

 

оценочная

10.

Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

 

оценочная

11

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

обучающая

 

12

Анализ почвенного профиля и описание  условий его формирования.

обучающая

 

13

Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне.

 

оценочная

14

Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

тренировочная

 

15

Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах

тренировочная

 

16

Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.

 

оценочная

17

Характеристика полового и возрастного состава  населения  на основе    разных    источников информации.

       обучающая

 

18

Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.

тренировочная

 

19

Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России.

 

оценочная

20

Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны,  отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.

тренировочная

 

21

Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территорий.

тренировочная

 

22.

Нанесение  на  к / карту городов - миллионеров,   объяснение особенностей  их  развития.

 

оценочная

                                                           

Используемый УМК

  1. А.И.Алексеев и др. География России. Природа  и  население. 8  класс – М.: Дрофа, 2010 г.

 2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Природа и население“. 9 класс – М.:     Дрофа, 2008 г.

3 .Атлас. География России. Природа 8  класс. Издательство «Дрофа», М., 2009г

4. Атлас. География России.  8 – 9 класс.  М., 2010г.,  Н.Н.Полункина.

5.Мультимедийная программа: География    8 класс  Кирилла и  Мефодия.

                                                          

 

 


ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 8 класс (70 час

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 8 класс (70 час

Особенностью курса является гуманизация его содержания

Особенностью курса является гуманизация его содержания

Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями

Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями

Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу

Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу

Географическая номенклатура по курсу «География

Географическая номенклатура по курсу «География

Месторождения цветных металлов:

Месторождения цветных металлов:

Результаты обучения Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту

Результаты обучения Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту

Объяснять сущность основных научных понятий и терминов; значение географического разделения труда; территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения; особенность современной демографической ситуации в

Объяснять сущность основных научных понятий и терминов; значение географического разделения труда; территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения; особенность современной демографической ситуации в

Место предмета в базисном учебном плане

Место предмета в базисном учебном плане

Тематическое планирование (по учебнику

Тематическое планирование (по учебнику

Практические работы (по учебнику

Практические работы (по учебнику

Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника)

Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника)

Изучение особенностей размещения народов

Изучение особенностей размещения народов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017