Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его нормальному росту.
Детский голосовой аппарат должен развиваться в полном соответствии с развитием всего организма ребенка.
Поэтому "заниматься с детьми пением надо осторожно, помогая развитию голосового аппарата и общему развитию детей, а значит и материал для обучения (упражнения, песни) надо подбирать для них по возрасту".[3,5]
"Детский и подростковый возраст характеризуется вегетативной лабильностью и понижением устойчивости нервной системы к внешним воздействиям. Перенапряжение мышц голосового аппарата, крик, бесконтрольное пение, особенно в мутационном периоде или после перенесенных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек могут привести к значительным функциональным и органическим нарушениям голоса. Частота дисфоний[1] зависит от возраста детей и среды, в которой они проводят больше всего времени. Максимальное число детей с патологией голосового аппарата выявлено в возрасте от 5 до 8 лет. Дети с повышенным темпераментом, со склонностью к командованию общительны, много разговаривают и кричат, и к вечеру голос у них «садится», иногда полностью исчезает, вследствие чего общение с окружающими затруднено, отмечается напряжение и спазмы шейных мышц, набухание вен шеи, возможна отдышка. Дисфонии у детей и подростков чаще возникают после перенесенных воспалительных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей. Ларингоскопическая картина при дисфониях разнообразна и зависит от тяжести голосовых нарушений. Органические дисфонии у детей встречаются чаще, чем функциональные". [7,151]
Как надо охранять детский голос
Первое, необходимо бороться с криком. Резкий, напряженный крик портит голосовой аппарат.
Чтобы воспитать детский голос правильно, нужно, прежде всего, не допускать у детей крика. Некоторые из них слишком резко и много кричат дома, на переменах в школе, на улице.
Презентация Microsoft PowerPoint (10).pptx
Гигиена и охрана детского голоса
ГИГИЕНА И ОХРАНА
ДЕТСКОГО ГОЛОСА
Гигиена и охрана детского голоса
Гигиена и охрана детского голоса
ПОЧЕМУ НАДО ОХРАНЯТЬ
ДЕТСКИЙ ГОЛОС
• РУПКИЙ, НЕЖНЫЙ, НЕПРЕРЫВНО РАСТЕТ, ИЗМЕНЯЕТСЯ, И ЧРЕЗМЕРНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ ЕГО НОРМАЛЬНОМУ
РОСТУ.
• ДЕТСКИЙ ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ В ПОЛНОМ СООТВЕТСТВИИ С РАЗВИТИЕМ ВСЕГО ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА.
• ПОЭТОМУ "ЗАНИМАТЬСЯ С ДЕТЬМИ ПЕНИЕМ НАДО ОСТОРОЖНО, ПОМОГАЯ РАЗВИТИЮ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ОБЩЕМУ
РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ, А ЗНАЧИТ И МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ (УПРАЖНЕНИЯ, ПЕСНИ) НАДО ПОДБИРАТЬ ДЛЯ НИХ ПО ВОЗРАСТУ".
[3,5]
• "ДЕТСКИЙ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ ЛАБИЛЬНОСТЬЮ И ПОНИЖЕНИЕМ УСТОЙЧИВОСТИ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ К ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ. ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ МЫШЦ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА, КРИК, БЕСКОНТРОЛЬНОЕ
ПЕНИЕ, ОСОБЕННО В МУТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ ИЛИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, КАК У
МАЛЬЧИКОВ, ТАК И У ДЕВОЧЕК МОГУТ ПРИВЕСТИ К ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ И ОРГАНИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЯМ
ГОЛОСА. ЧАСТОТА ДИСФОНИЙ[1] ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ И СРЕДЫ, В КОТОРОЙ ОНИ ПРОВОДЯТ БОЛЬШЕ ВСЕГО ВРЕМЕНИ.
МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА ВЫЯВЛЕНО В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО 8 ЛЕТ. ДЕТИ С
ПОВЫШЕННЫМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ, СО СКЛОННОСТЬЮ К КОМАНДОВАНИЮ ОБЩИТЕЛЬНЫ, МНОГО РАЗГОВАРИВАЮТ И КРИЧАТ, И
К ВЕЧЕРУ ГОЛОС У НИХ «САДИТСЯ», ИНОГДА ПОЛНОСТЬЮ ИСЧЕЗАЕТ, ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО ОБЩЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМИ
ЗАТРУДНЕНО, ОТМЕЧАЕТСЯ НАПРЯЖЕНИЕ И СПАЗМЫ ШЕЙНЫХ МЫШЦ, НАБУХАНИЕ ВЕН ШЕИ, ВОЗМОЖНА ОТДЫШКА.
ДИСФОНИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЧАЩЕ ВОЗНИКАЮТ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ВЕРХНИХ И
НИЖНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ. ЛАРИНГОСКОПИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПРИ ДИСФОНИЯХ РАЗНООБРАЗНА И ЗАВИСИТ ОТ ТЯЖЕСТИ
ГОЛОСОВЫХ НАРУШЕНИЙ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ДИСФОНИИ У ДЕТЕЙ ВСТРЕЧАЮТСЯ ЧАЩЕ, ЧЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ"
Гигиена и охрана детского голоса
КАК НАДО ОХРАНЯТЬ
ДЕТСКИЙ ГОЛОС
• ПЕРВОЕ, НЕОБХОДИМО БОРОТЬСЯ С КРИКОМ. РЕЗКИЙ, НАПРЯЖЕННЫЙ КРИК ПОРТИТ ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ.
• ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ДЕТСКИЙ ГОЛОС ПРАВИЛЬНО, НУЖНО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ ДОПУСКАТЬ У ДЕТЕЙ КРИКА. НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ
СЛИШКОМ РЕЗКО И МНОГО КРИЧАТ ДОМА, НА ПЕРЕМЕНАХ В ШКОЛЕ, НА УЛИЦЕ.
• В РЕЗУЛЬТАТЕ ТАКИЕ ДЕТИ ОБЫЧНО НАЧИНАЮТ СИПЕТЬ, КАШЛЯТЬ, А ИНОГДА И ТЕРЯЮТ НА ВРЕМЯ ГОЛОС, ПОТОМУ, ЧТО ОТ
НАПРЯЖЕНИЯ У НИХ ВОСПАЛЯЕТСЯ ГОРТАНЬ, А ЧАСТО И САМЫЕ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕСТАЮТ НОРМАЛЬНО СМЫКАТЬСЯ.
• С ОХРИПШИМИ, БОЛЬНЫМИ ГОЛОСАМИ ЭТИ ДЕТИ ПРИХОДЯТ НА УРОК ПЕНИЯ. ПРИВЫКНУВ КРИЧАТЬ, ОНИ И ПЕТЬ НАЧИНАЮТ КРИКЛИВО,
ГРУБО, ХРИПЛЫМИ ГОЛОСАМИ, ЧТО ПРИНОСИТ ИМ ТОЛЬКО ВРЕД.
• НО ИНОГДА СЛУЧАЕТСЯ НАБЛЮДАТЬ, ЧТО САМ УЧИТЕЛЬ ТРЕБУЕТ ОТ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ПЕНИЯ В ШКОЛЕ РЕЗКОГО ЗВУКА, БОЛЬШОЙ
СИЛЫ, КОТОРОЙ У НИХ ЕЩЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ.
• В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ МОЖНО ТАКЖЕ ПОВРЕДИТЬ ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ И ПОТЕРЯТЬ
ЕСТЕСТВЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ГОЛОСА (А ИНОГДА И ВООБЩЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕТЬ).
• РЕЗКОЕ, НАПРЯЖЕННОЕ, КРИКЛИВОЕ ПЕНИЕ ТОЧНО ТАК ЖЕ ПОРТИТ ГОЛОСА УЧАЩИХСЯ, КАК И КРИК В БЫТУ.
• КРОМЕ ТОГО, ТАКОЕ ПЕНИЕ НЕКРАСИВО, НЕХУДОЖЕСТВЕННО, ПРИНОСИТ ВРЕД САМИМ УЧАЩИМСЯ И ЯВЛЯЕТСЯ ДУРНЫМ ПРИМЕРОМ ДЛЯ
ТОВАРИЩЕЙ, КОТОРЫЕ ИХ СЛУШАЮТ.
• КОНЕЧНО, ГРОМКАЯ РЕЧЬ И ДАЖЕ КРИК ВО ВРЕМЯ ИГР – ЯВЛЕНИЕ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ПОЭТОМУ, ЕСЛИ
ПОДХОДИТЬ К ГОЛОСОВОМУ РЕЖИМУ ДЕТЕЙ ВНЕ ШКОЛЬНОГО ПЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОХРАНЫ ИХ ГОЛОСА, НАДО ИМЕТЬ В ВИДУ НЕ
НАСИЛЬСТВЕННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЛИ СКОВЫВАНИЕ ИХ НАДУМАННЫМ РЕГЛАМЕНТОМ, А ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ДОВЕДЕНИЕ ДО ИХ
СОЗНАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕДЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ГОЛОСОМ И О ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ. ТАК ЖЕ МОЖНО
ПРОВЕСТИ "БЕСЕДУ С РОДИТЕЛЯМИ О ВАЖНОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ГОЛОСОВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В БЫТУ (В ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ,
ОБЛАДАЮЩИХ ХОРОШИМ ГОЛОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ)". [12,58]
• ЕЩЕ ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ГОЛОСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПЕНИЕМ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ БОЛЕЕ ИНТЕНСИВНОМУ И ПЛАНОМЕРНОМУ РАЗВИТИЮ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА. ПРИ ЭТОМ УКРЕПЛЯЮТСЯ
ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ, ФОРМИРУЮТСЯ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ТРЕНИРУЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И, ТАКИМ ОБРАЗОМ,
ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОЛОСА.
Гигиена и охрана детского голоса
• ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКАЗАЛИ, ЧТО ПЕНИЕ ОКАЗЫВАЕТ БЛАГОПРИЯТНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА И
ЕГО ИНТЕЛЛЕКТ. ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ГОЛОСА ПЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ СВОЕОБРАЗНОЙ
ГИМНАСТИКОЙ, КОТОРАЯ СПОСОБСТВУЕТ ПРАВИЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ, РЕГУЛИРУЕТ
ФУНКЦИЮ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ПРИВИВАЕТ РЕБЕНКУ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ
НАВЫКИ. ОДНАКО ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА
ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСНОВАНЫ НА ЗАКОНАХ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ. ПРИ НЕСОБЛЮДЕНИИ ЭТИХ ЗАКОНОВ У
ДЕТЕЙ ЧАСТО ВОЗНИКАЮТ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА, А ИНОГДА ПРОИСХОДЯТ ОСОБЫЕ СДВИГИ
В ОРГАНИЗМЕ, КОТОРЫЕ НЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ У ВЗРОСЛЫХ.
• НО НУЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ПЕНИЕ УТОМЛЯЕТ ГОЛОС, ПОЭТОМУ "ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН
СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕНИЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ПРОДОЛЖАЛОСЬ НЕ БОЛЕЕ 20 МИН, А
В СТАРШИХ – НЕ БОЛЕЕ 30 МИН." [7,153-155] ПЕРЕРЫВЫ ЯВЛЯЮТСЯ ТАКОЙ ЖЕ ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГИГИЕНЫ – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА. ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ВОКАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ПРИ ОТБОРЕ ПЕСЕН
СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА И ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА.
НЕОБХОДИМО ВЫБИРАТЬ ПЕСНИ, УДОБНЫЕ ПО ТЕССИТУРЕ, ОГРАНИЧЕННОГО ДИАПАЗОНА СООТВЕТСТВЕННО
ВОЗРАСТНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ И СОСТОЯЩИЕ ИЗ НЕБОЛЬШИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФРАЗ. ТЕКСТ ПЕСЕН ДОЛЖЕН
БЫТЬ ДОСТУПЕН ПОНИМАНИЮ ДЕТЕЙ И ОПИРАТЬСЯ НА ИМЕЮЩИЕСЯ У НИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРАЗЫ.
ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА ПЕСНИ ЗАСТАВЛЯЕТ ДЕТЕЙ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ЗВУЧАНИЮ И ТАКИМ ОБРАЗОМ
ПРИУЧАТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ МУЗЫКАЛЬНУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОГО ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ
АКТИВНОЕ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ, Т.Е. СЛУХОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА. СЛУХОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОЗВОЛЯЕТ ВОСПРИНИМАТЬ И ТОЧНО
ВОСПРОИЗВОДИТЬ ЗВУКОВЫСОТНЫЕ СООТНОШЕНИЯ МЕЛОДИЙ. КАК УЖЕ ОТМЕЧАЛОСЬ, СЛУХОВЫЕ
ОЩУЩЕНИЯ СВЯЗАНЫ С МЫШЕЧНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ
ОДНОВРЕМЕННО РАЗВИВАЕТСЯ СЛУХОВАЯ И МЫШЕЧНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, Т.Е. ВОКАЛЬНО-СЛУХОВАЯ
КООРДИНАЦИЯ, КОТОРАЯ НЕОБХОДИМА ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОЛОСА.
Гигиена и охрана детского голоса
• УЧИТЫВАЯ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА В ПЕРИОД РОСТА,
НЕОБХОДИМО КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯТЬ УКРЕПЛЕНИЮ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
ПРИ ЭТОМ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЫХ МЕР ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКАЛИВАНИЕ, КОТОРОЕ СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ, КАК
ВАЖНЕЙШУЮ СОСТАВНУЮ ЧАСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ЭТО ОСОБЕННО
КАСАЕТСЯ ДЕТЕЙ-ВОКАЛИСТОВ. ЛУЧШИМИ СРЕДСТВАМИ ЗАКАЛИВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ВОЗДУХ, СОЛНЦЕ И ВОДА.
К МЕТОДАМ ЗАКАЛИВАНИЯ СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ АКТИВНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ НА ВОЗДУХЕ В ЛЮБУЮ
ПОГОДУ, СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ, КАТАНИЕ НА САНКАХ, КОНЬКАХ, ЛЫЖАХ, ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТУ НА ОТКРЫТОМ
ВОЗДУХЕ (СГРЕБАНИЕ СНЕГА, ПОСТРОЙКА СНЕЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ И Т.Д.).
• СЛЕДУЮЩЕЕ НЕ МЕНЕЕ ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ – ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА ВСЕХ
МОМЕНТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ИЗМЕНЯТЬ ЕГО НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, О ЧЕМ ГОВОРИЛОСЬ ВЫШЕ.
НАКОНЕЦ, В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НЕОБХОДИМА МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОСТОТА В ПОЯСНЕНИИ
ПРИЕМОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПЕДАГОГОМ. РЕБЕНОК СПОСОБЕН ОЧЕНЬ ЛЕГКО ВОСПРИНИМАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ
ТРЕБОВАНИЯ ПЕДАГОГА, ЕСЛИ ОНИ ПОСТАВЛЕНЫ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ, ОТЧЕТЛИВО И ЯСНО
СФОРМУЛИРОВАНЫ ПОНЯТНЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЯЗЫКОМ. ОСНОВНЫЕ ВОКАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
ДОЛЖНЫ ПРИВИВАТЬСЯ ТОЛЬКО С ЦЕЛЬЮ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАЙТИ И ЗАФИКСИРОВАТЬ НАИБОЛЕЕ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ.
• В ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ТАКОЙ СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС, КАК ПЕВЧЕСКОЕ ГОЛОСОВЕДЕНИЕ,
ОСОБЕННО У ДЕТЕЙ, МОЖЕТ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАТЬСЯ И ПРОТЕКАТЬ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ
БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ. НЕСОМНЕННО, ЧТО ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛНОЦЕННОСТЬ
ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ТАК КАК ЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЕДУЩАЯ РОЛЬ В КООРДИНАЦИИ И
РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССА ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ НА ВСЕХ ЭТАПАХ.
• УЧИТЕЛЯ, ВОКАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ, ХОРМЕЙСТЕРЫ, ВОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
РУКОВОДИТЕЛИ ДЕТСКИХ ХОРОВ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ХРУПКОСТИ И МАЛОЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ГОЛОСОВ. ПРОФИЛАКТИКА СТОЙКИХ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ДОЛЖНА ПРЕДУСМАТРИВАТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ИМИ ГИГИЕНЫ ГОЛОСА, САНАЦИЮ
ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОЧАГОВ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, СВОЕВРЕМЕННУЮ ДИАГНОСТИКУ ИЗМЕНЕНИЙ В
ГОЛОСОВОМ АППАРАТЕ НА РАННИХ СТАДИЯХ, КОГДА ОНИ ОБРАТИМЫ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.