Анатолий Гин
Приемы педагогической техники
Книга адресована: учителю или воспитателю, который хочет, чтобы на уроках было интересно и ему и детям, но не имеет времени отыскивать идеи в лавине педлитературы; преподавателю ВУЗа, который хочет повысить эффективность преподавания; методисту, который стремится помочь преподавателям успешно решать их проблемы; управленцу (менеджеру, бизнесмену), желающему понять, чем отличается настоящий профи от халтурщика; ученикам и их родителям, которые хотят подсказать учителю, как сделать уроки интереснее.
Цель книги: Хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ 2 (стр.)
1. Принцип Свободы выбора 2
2. Принцип Открытости 2
3. Принцип Деятельности 2
4. Принцип Обратной связи 2
5. Принцип Идеальности 2
II. ДИДАКТИКА 2
1. Повышение интереса к учебному материалу 2
2. Повторение пройденного на уроке 3
3. Повторение изученных ранее тем 3
4. Уровни и виды домашнего задания 4
5. Приемы подачи домашнего задания 5
6. Подготовка к докладу 5
7. Коллективная учебная деятельность 6
8. Мозговой штурм 6
9. Деловые игры 8
10. Игровая учебная деятельность 9
III. УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ 10
1. Соуправление 10
2. Традиции урока 10
3. Дирижируем уроком 11
4. Приемы устного опроса 12
5. Приемы письменного контроля 14
6. Против списывания 14-15
7. Оценивание 15
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 16
1. Картотека учителя 16
2. Подготовка темы 16
3. Конструктор урока 16
V. ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Конструктор урока 18-2
2. Главы из новой рукописи 18-2-2
3. Методика оценки педагогических методик
4. Проект: новые задачи
5. Требования к условию открытой учебной задачи
6. Лаборатория образовательных технологий (ЛОТ) «Универсальный решатель»
I. Принципы педагогической техники:
Принципы педагогической техники являются фундаментом или основанием, на котором созидается вся педагогическая практи-ка. Сами же приемы педтехники – это строительный материал, из которого слагается красивое здание под названием «Хорошо организованный урок».
1. Принцип Свободы выбора (СВВ): я должен обеспечивать учащегося, где только это возможно, правом выбора, ограниченным его ответственностью за свой выбор!
2. Принцип Открытости (ОТКР): я обязан обеспечить учащегося знанием и пониманием границ его знаний посредством предоставления возможности решения открытых задач!
3. Принцип Деятельности (ДЕЯТ): я обязан обеспечивать применение учениками полученных ими знаний, умений, навыков, смыслов организовывая этот процесс преимущественно в форме деятельности!
4. Принцип Обратной связи (ОБСВ): я несу ответственность за процесс обучения, контролируя его с помощью развитой системы обратной связи (настроение, степень заинтересованности, уровень понимания учеников и т.д.)!
5. Принцип Идеальности (высокого КПД): мне необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью: минимум затрат – максимум результат в процессе образования! Я должен указать учащимся на их потребности в преподаваемом мною учебном материале! Учащиеся САМИ стремятся узнавать: а что же дальше? Учащиеся САМИ хотят подкрепить свою успешность; учащиеся САМИ обучают друг друга!
ІІ. Дидактика:
Дидактика направлена на то, чтобы контролировать уровень
усвоения учебного материала учащимися.
1. Повышение интереса к учебному материалу:
A. Привлекательная цель (ОБСВ, КПД): простая, понятная, привлекательная для ученика цель, достигая которой, он выполняет то, что запланировано мной (учителем). Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: цель учителя – освоить вопросную форму английского предложения (Question). Разыгрывается ситуация «English Market», в которой дети задают вопросы продавцу с целью выбрать себе покупку. Товары – от книги или платья до автомобиля – представлены рисунками.
B. Удивляй! (ОТКР, ОБСВ, КПД): я нахожу такой угол зре-ния, при котором даже обыденное становится удивительным.
C. Отсроченная отгадка (ДЕЯТ, КПД): 1) в начале урока я даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом; 2) загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
D. Фантастическая добавка (ОТКР, ОБСВ, КПД): я дополняю реальную ситуацию фантастикой. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать прием более инструмен-тальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учеб-ных предметах.
E. Лови ошибку! (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): 1) объясняя мате-риал, я намеренно допускаю ошибки, (должна быть спланирована их убедительность; учитель – ложная мысль, гипотеза → ученики – контраргументы); 2) ученик получа-ет текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приго-товлены другими учениками, в том числе старшими (твор-ческие задания).
F. Практичность теории (ОТКР, КПД): введение в теорию мне необходимо осуществлять через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
G. Пресс-конференция (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): я должен намеренно неполно раскрывать тему, предлагая школьникам задать дораскрывающие ее вопросы (сильные и слабые вопросы). Вопросы бывают: 1) репродуктивные – ответы на них – повторение уже известного; 2) расширяющие знания – позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания; 3) развивающие – вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Вопросы составлены → сортировка: 1) отвечаем на уроке; 2) ответ – в литературе; 3) ответ, возможно, пока никому неизвестен → 1) самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос; 2) попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам; 3) вопросы как темы будущих докладов учащихся. Учтем, что далеко не всегда, особенно в гуманитарных знаниях, существует контрольный ответ на развивающий вопрос. В таких случаях ответом может быть только собственное мнение ученика или учителя.
H. Вопрос к тексту (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов (min 3 репродуктивных и по 5 расширяющих и развивающих).
Хороший учитель не только дает прочные знания, но он еще и показывает их границы. Пусть на каждом моем уроке найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ. Это повышает интерес к учебному материалу.
2. Повторение пройденного на уроке:
Главный принцип повторения – применять и изменять полученное знание.
· Своя опора (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу (если учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников). Это может быть развернутый план ответа, как на экзамене.
· Повторяем с контролем (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
· Повторяем с расширением (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом учителю не обязательно отвечать на все вопросы – пусть они станут открытыми проблемами данной темы.
· Свои примеры (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученики подготавливают свои примеры к новому материалу (свои задачи, идеи по применению…).
· Опрос-итог (ОБСВ, КПД): в конце урока я задаю вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Главное, интересное, новое, чему научились? Учитель не должен добиваться «административными мерами» того, чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Он может наравне со всеми сказать и свое мнение.
· Обсуждаем д/з (домашнее задание) (СВВ, ДЕЯТ, КПД): я вместе с учащимися обсуждаю вопрос: каким должно быть д/з, чтобы новый материал был качественно закреплен? Не давай манипулировать собой, всегда учитывай мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з. Д/з должны быть разнообразными.
3. Повторение изученных ранее тем:
Глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах.
Ø Своя опора (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы. Лист большого формата; различные варианты: а) одна половина класса – одну тему, вторая – другую, попарное объяснение; б) несколько учеников развешивают свои авторские опоры-плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их (см. раздел «Организация работы в группах»); в) конкурс «универсальная шпаргалка»; г) «Лови ошибку!» (см. стр.2) – ошибка специально закладывается в опорный конспект.
Ø Повторяем с контролем (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме (конкурс списков, контрольный опрос по одному из них…).
Ø Повторяем с расширением (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.
Ø Пересечение тем (ОТКР, ОБСВ): ученики подбирают или придумывают свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной мною. Этот прием обеспечивает связь сегодняшнего материала с изученным ранее материалом; сравнение, сопоставление, противо-поставление.
4. Уровни и виды д/з:
Как задавать Д/З с максимальной пользой? Эффектив-ная организация д/з – приемы, описанные выше в раз-делах «Повторение пройденного на уроке» и «Повто-рение изученных ранее тем». Этот раздел – допол-нение к ним с учетом специфики домашней работы.
Три уровня д/з (СВВ, ОБСВ): я одновременно задаю д/з трех уровней: i) Обязательный минимум – задание должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого я берусь; ii) Тренировочный уровень – выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу; по усмотрению учителя они могут освобождаться от заданий первого уровня; iii) Творческое задание – выполняется добровольно и стимули-руется высокой оценкой и похвалой (см. группу приемов оценивания, стр.); я должен использовать в зависимости от темы урока и подготовленности класса. Типовые группы творческих заданий: a) фольклор – частушки, басни, притчи, сказки, фантрассказы по учебным темам; b) чайнворды, кроссворды, …ворды; c) тематические сборники интересных фактов, примеров, задач; d) сборники аннотаций на статьи по выбранной теме; e) учебные комиксы; f) плакаты – опорные сигналы; g) мнемонические (помогающие запомнить) формулиро-вки, стихи, …
Задание массивом (СВВ, ОБСВ): 1) любой из уровней д/з я могу задавать массивом. Например, 10 задач, 10 стихов, 10 слов… Учащийся сам выбирает и решает (выучивает) не менее заранее оговоренного минимального объема заданий. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: к каждому уроку ребята выучивают новые слова из русско- или украинско-английского разговорника. Количество не ограничивается: 10 слов – отлично, 5 - 10 – хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски (по-украински), потом по-английски. К столу ребята выходят по желанию. 2) задается большой массив задач сразу (к примеру, 60) – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 английских слов и словосочетаний ученик обязан выучить минимум 15, остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составляемыми из заданий этого массива (описание приема «Релейные контрольные роботы» см. на стр. 11). Чем больше выучил – тем больше вероятность встретить знакомое слово и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный период времени. Ученик выбирает тот уровень сложности, на который он способен, определяя этим границы своих знаний. Итак, этот прием полезен – во-первых, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он выполняет, во-вторых, дети могут обменяться своими результатами, когда они выполняют разные задания и, наконец, в-третьих, волей-неволей читая все задания ученик расширяет свой учебный кругозор, знает гораздо больше заданий, чем ему дают и учится с первого взгляда оценивать сложность задания.
Особое задание (СВВ, ОБСВ): продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Мне необходимо всячески подчеркивать свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом). Выполняется в спецтетради; включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности. Такое задание ученик должен только заслужить. Задание дается на неделю-две в зависимости от класса и имеет две категории сложности. Более сложная категория отличается заменой 3-5 средних заданий на трудные. Если ученик решился на это, то отказаться не имеет права. Все серьезно. В конце тетради каждому «особисту» вклеивается ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ: 1. Выбор категории сложности осуществляй-те самостоятельно. 2. Задание аккуратно оформляйте и сдавайте к строго оговоренному сроку. 3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (номера задач, решенных легко); РТ (номера задач, решенных с трудом, с подсказкой); НР (номера нерешенных задач). 4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже «8» не выставляются. Оценка «8» переносится в журнал только по желанию выполнившего работу. 5. При заполнении анкеты будьте справедливыми по отношению к себе. 6. В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом. Желаю успеха! С уважением к Вашему труду – [ФИО учителя]. Чтобы облегчить труд учителя: задачи даются из решебника (стандарт-ного или «фирменного»); «разбор полета» со всеми – разбираются те задачи, которые не решил никто или вызвавшие затруднение у всех; решившие каверзную задачу помогают товарищам, старшие помогают среднячкам. Если ученик не сдает вовремя задание: если он – талант, то пригласите его к себе домой на чашечку чая и расставьте все точки над i. Пусть он уважает вашу работу так, как и вы уважаете его. А иначе – карусель обещаний и невыполнений.
Творчество работает на будущее (СВВ, ОТКР, ДЕЯ Т, ОБСВ, КПД): ученики выполняют творческое д/з (см. стр.4) по разработке дидактических материалов.
5. Приемы подачи домашнего задания:
v Необычная обычность (КПД): я задаю д/з необычным способом: «почта», «беспроигрышная лотерея», «пропущена буква», «цифры», whatever.
v Идеальное задание (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их соб-ственному выбору и пониманию. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: не все согласны, что учителю стоит тратить силы на подобные «игрушки». А ваше мнение? Есть ли у вас свои, отличающиеся способы подачи д/з?
Д/з в день, когда его задали, занимает меньше времени и выполняется легче. Полезно делать уроки рано утром, даже если ты учишься в первую смену; полезно читать § учебника до того, как его объяснит учитель. Читайте прекрасно написанную и полезную книгу С. Л. Соловейчика «Учение с увлечением».
6. Подготовка к докладу (ДЕЯТ, ОТКР, КПД): подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов: 1) Карта сообщения = первая и последняя фразы сообщения + опорный план остального текста. Не более 4 минут. Тема – аннотация на книгу (статью), интересный факт… Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Последняя фраза – «Я закончил доклад и передаю слово…», «На этом доклад закончен, я готов ответить на вопросы». 2) Отработка регла-мента (времени выступления). Научить детей чувствовать время. К примеру, 3 мин ± 20 сек. Таймер, песочные часы. 3) Доклад. Больший объем; оптимальное время – 5-7 мин; лучше дробить. 4) Доклад с затруднениями. Этот этап не обязателен. Позволяет в будущем легко адаптироваться в реальной обстановке. «Извините, я продолжу», «Простите, я оговорился». Затруднение 1 – вставка: слова, никак не связанные с текстом доклада ученик должен встроить в доклад. Затруднение 2 – то же самое, только вместо слов – пословицы, афоризмы, крылатые выражения. Затруднение 3 – вопрос во время доклада. Затруднение 4 – мешающий звук. Педагогические технологии, like this, необходимы, чтобы научить любых учеников любому сложному умению (сочинение, лабораторная работа…). ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: нужно составить перечень типовых ситуаций, в которых целесообразно использовать доклады учащихся.
7. Коллективная учебная деятельность:
Цель – научить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща. Фактор успеха – развитие то-варищей по классу, их успеваемость и жизненные планы. Партнерство – каждый работает на каждого в умело организованном коллективе. Создать класс – умение лучших учителей. Работа в группах, группа может быть от 2 до 12 учеников, оптимальна – группа из 4 учащихся.
¶ Организация работы в группах (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): 1) Группы получают одно и то же задание; 2) Группы получают разные задания. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: каждая группа получает маленький рассказик, который должна перевести и инсценировать. 3) группы получают разные, но ра-ботающие на общий результат задания.
¶ Лови ошибку! (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определен-ному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затяну-лось, заранее определить на него время. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: учитель дает несколько различных правил. Одно или несколько из них – неверны. Найти и доказать ошибочность. Тексты с ошибками. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: нужно разработать дидактический материал к этому приему.
¶ Пресс-конференция и вопрос к тексту (ОТКР, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам. 1) Текст один – вопросы разных типов (см. стр.3); 2) Группы работают над разными частями текста (лекции).
¶ Своя опора (см. стр.3,4) (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): 1) Группа составляет опорный конспект урока или темы; 2) Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту. По прошествии определенного времени тренеры меняют группы и процесс повторяется. Группы должны получить от тренеров конкретные задания (список вопросов к конспекту, найти специально вставленную ошибку…)
8. Мозговой штурм:
ЭВРИСТИКА, –и, ж. (спец.). 1. Совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного. 2. Основанный на беседах, диалогах метод обучения, стимулирующий у учеников развитие активного поиска решений.
Открытые задачи – творческие, эвристические задачи; они наиболее развивают креативность (творческость) мышления. Одна из форм или методов решения таких задач – это учебный мозговой штурм (УМ Ш). Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Нет школьного предмета, на котором проведение УМШ было бы нецелесообразно. Популяризация мозгового штурма началась с книги Алекса Осборна «Управляемое воображение». Итак,
УМШ (СВВ, ОТКР, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Развитие творческого стиля мышления – вот основная его цель. Дидактические ценности УМШ: - это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы; - учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли; - участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей; - учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею; - наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы; - УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру (см. раздел «Деловые игры», стр.8-9). ТЕХНОЛОГИЯ: Обычно в группе 7-9 учащихся (для начала можно всем классом). До штурма: 1. Перед штурмом – инструктаж. На первом этапе штурма – никакой критики! В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей, акцентирует внимание на интересной идее, чтобы группа поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком…). 2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. 3. Учитель определяет время на первый этап (до 20 мин., зафиксировать на доске). Основные этапы штурма: 1. Создание банка идей - наработать как можно больше решений, в том числе «диких». Этап длится до полного иссякания идей, после чего перерыв и обсуждение рефлексивных (рефлексия, –и, ж. (книжн. ) размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ) вопросов: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему… 2. Анализ идей – все высказанные идеи группа рассматривает критически, при этом в каждой идее нужно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или применить в других условиях. Опять небольшой перерыв. 3. Обработка результатов – 2-5 самых интересных (практичных, «диких») решений, выбранный группой спикер рассказывает классу и учителю. Иногда спикер может огласить все идеи, если цель группы – найти как можно больше решений. Рекомендации: 1. Класс можно разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить конкурс идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников. 2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой. 3. Третий этап можно отделить временем или даже провести на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Главное – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть столько-то идей в такое-то время. А иногда можно ограничится только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей. КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ ДЛЯ УМШ? Мозговой штурм пройдет интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.
Полезные советы. - Во время пауз можно включать музыку, способствующую отдыху от напряженного мышления. - УМШ учит терпеливому вниманию к чужой мысли. - Обратный мозговой штурм – наработка критических идей. Суть его в том, что группы пытаются как можно больше найти недостатков в решении, идее, гипотезе. Найденные недостатки – это новые задачи, которые тоже можно решать. - Чтобы ребята не выкрикивали и не перебивали друг друга – ведущий повторяет за каждым участником его идею, пока не добивается четкой формулировки и понимания, и только тогда слово предоставляется следующему участнику. Пусть ведущий не забывает особо хвалить тех, кто развивает идеи предыдущих участников. Приучайте ведущих и участников называть имена авторов идей: «В дополнение к идее Саши предлагаю…», «Хочу развить решение Маши…» и т.п. - Пусть под рукой у каждого участника будет лист бумаги и ручка – возникла идея – зафиксируй ее ключевым словом или сделай рисунок! Учитель во время работы групп: а) наблюдает, чтобы сделать свои замечания потом; б) исполняет роль консультанта, к которому могут обратиться за справкой или советом ведущий или участники; в) помогает менее опытным ведущим, подбрасывая новое направление разговора – если видит, что мозговая атака «захлебнулась». - ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОСВОЕНИИ УМШ: 1) Плохо подобрана тема – например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений. 2) При обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участников штурма. 3) Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма – при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель же сможет сказать свои замечания при «разборе полета». ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: полезно разработать пособия со списками тем учебных мозговых штурмов и разборами опыта учителей по каждому из школьных предметов.
9. Деловые игры:
Деловые игры – это хорошая форма для коллективного познания. Они моделируют реальную производственную, научную или иную «взрослую» деятельность. Их особенность – простота и обширная сфера применимости – как по возрастам, так и по учебным предметам.
1) «Компетентность» (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): i) Участники: конкуренты – две команды учащихся; наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу; арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы. ii) До игры: P Учитель знакомит класс со схемой игры. P Формируются команды, определяется состав «фирмы-нанимателя». iii) Во время игры: P Учитель задает тему. P Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Тип заданий определяется заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи. P Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе каждый ответ. P Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полета», обращает внимание на ошибки, делает выводы. iv) Важно: P в каждой группе конкурентов 4-6 игроков, нанимателей – 1-5 (возможны и другие количества); P остальной класс во время игры: болельщики той или иной команды, могут задавать дополнительные вопросы командам-соперницам тем самым заработать несколько баллов для своих – если соперники не смогут ответить, команда может один раз воспользоваться помощью болельщиков. Важно, чтобы класс был вовлечен в действо; P игру можно «закольцевать» – команда А задает задание команде Б, команда Б – команде В… а последняя – команде А. Каждая пара команд выходит на арену борьбы по очереди… Дорогу смекалке и творчеству! v) Еще одна разновидность игры «Компетентность»: До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за неделю-две. Учитель может просмотреть приготовленные задания заранее. Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их в отведенное время. После этого на каждый вопрос команды-соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники! Сильные подтягивают слабых, ибо каждая команда заинтересована в знаниях каждого своего участника!
2) «НИЛ» (СВВ, ОТКР, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): НИЛ – научно-исследовательская лаборатория. Участники: задачедатель – учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, исследователи, решатели – в зависимости от вида задания – группа или несколько групп учеников; приемная комиссия – учитель с 2-3 учениками. До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие – желательно подать их обоснованно. Задание может быть подано учеником как доклад. Или пусть это будет мини-спектакль (сценка) на пару минут. Покажите, как важно решить эту задачу! Во время игры: P Группы решают задачи. Если тема подходящая для мозгового штурма, используют УМШ (см. стр.7-8). Задачедателя можно привлекать как консультанта. P Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат классу. P Спикер группы докладывает результат работы классу. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу. Можно предложить разновидность игры, назовем ее «Тендер». Группы решают одну и ту же задачу. Приемная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим задание для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта. Экспериментальные (в том числе и домашние) задания могут также быть использованы в игре. Если в игре проявляется какой-то нежелательный эффект, то нельзя ли его устранить силами самих же учеников? Что такое педагогические «НИЛы»? Игра будет интереснее, если каждая группа придумает свое яркое название.
3) «Точка зрения» (СВВ, ОТКР, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных эпох... До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: P Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. P Группы вступают в диспут. P Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально? кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)? Дорогу смекалке и творчеству! ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще общие схемы деловых игр, не сводящиеся к уже описанным, применимы в школе? Как (и нужно ли) принимать экзамены в форме деловой игры? Какие типовые проблемы возникают при проведении таких игр с детьми различных возрастов?
10. Игровая учебная деятельность:
A. Игры-тренинги (ДЕЯТ, КПД):
a. Игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: грамматика: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, – найди их и исправь.
b. Логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается определенный формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в игре «города» таким признаком является последняя буква предыдущего слова. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: называются любые английские слова. Цепочка может выглядеть примерно так: day – yard – desk – knife – … Слово нужно правильно назвать (написать) и дать его перевод. По мере накопления словесного запаса можно вводить дополнительные ограничения, например, называть только существительные, или только слова длиной 3-5 букв, или имена собственные…
B. Игры в случайность (КПД): учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Рулетка, игральные кости, орел – решка, жребий, бумажный самолетик… Объекты случайного выбора – решаемая задача, тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик, номер вопроса…
C. Театрализация (СВВ, ОТКР, ДЕЯТ, КПД): разыгрывается сценка на учебную тему. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: На берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего кораблекрушение. Ученики это послание читают, затем в видеозаписи слушают его жену и пишут ей письмо. Эта несчастная женщина через некоторое время звонит по телефону, и ребята, как свидетели бесценной информации о ее муже, рассказывают ей то, что знают о его судьбе.
D. Да-нетка (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя… Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами да, нет, и да и нет. Да-нетка учит: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников. Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом. После игры обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? какие и почему слабыми? Наша цель – научить ребят вырабатывать стратегию поиска. Загадать можно любой персонаж, объект, прибор, предмет, формулу, правило, слово… Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: нужно отгадать одно из слов заданного текста. Ученики задают вопросы типа: Is it a noun? Is it a verb? Has it a letter “a”?.. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: было бы полезно собрать и издать отдельным пособием большую картотеку «Да-неток» по разным учебным предметам.
ІІІ. Управление классом:
Управление группой людей требует авторитета. Авторитеты бывают: авторитет силы – ему подчиняются из страха наказания; авторитет знания – ему подчиняются добровольно из уважения. Авторитет учителя (max) = авторитет силы (max) + авторитет знания (max). Сейчас мы поговорим об авторитете знания.
· Демонстрация профессионального уровня (КПД): учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания. Это трудно. Но по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: прочитайте детям свои сочинения на те самые учебные темы, на которые пишут они. Вывод, который не могут не сделать ученики: да, он имеет право учить!
· Выход за пределы (ОТКР, КПД): 1) учитель выходит за пределы учебника. Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма, книги или детского фильма – восторг и признательность ему обеспечены. 2) учитель выходит за рамки своего учебного предмета. Используйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. 3) учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры. Будьте в курсе того, чем увлекается молодежь, читайте хотя бы один молодежный журнал.
· Сравняйте позиции (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого. В течении некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Ведь риск вознаграждается! Очень важная деталь: оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование. Если конкретные «субъекты» мешали вам вести урок, скажите что-то типа: сегодня я не доволен уроком и собой. Больше тройки не заслужил. Потому что не смог справиться с дисциплиной на уроке.
· Советуйтесь! (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми! Убедите детей, что их мнение значимо для вас. Но последнее слово все-таки за вами.
Традиции позволяют нам согласовывать свои действия, сосуществовать слаженно.
Вход в урок (КПД): учитель начинает урок с «настройки». Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Это может быть знакомство с планом урока в полушуточной манере, или короткая музыкальная фраза, или разбор д/з, или интеллектуальная разминка – 2-3 несложных вопроса на размышление, или традиционный устный (простой, короткий письменный) опрос, цель которого настроить ребенка на работу, или…
Завершение урока (КПД): учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием. «Урок завершен, успехов вам!», «Урок завершен, до встречи на следующем уроке!». Важно, чтобы фраза всегда обозначала конец урока.
Отдых (ОБСВ, КПД): учитель использует традиционную игру-отдых на уроке. Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, ее главная цель – познание. Всему свое время – завершение отдыха происходит так же четко, как и завершение урока.
Задание – на стол! (ОБСВ, КПД): если дети регулярно сдают д/з на проверку, то процедура сдачи отрабатывается единожды и надолго. И кладутся тетради всегда на определенное место учительского стола.
Руки прочь! (ОБСВ, КПД): при необходимости специальный запрещающий знак ставится на стол учителя или вешается на доску. На столе учителей часто приготовлены наглядные пособия к уроку. Но что сделать, чтобы они уцелели от очень любопытных ручонок школьного народца? Один из ответов на вопрос: пусть старшеклассники нарисуют вам яркий знак, смысл которого – не трогать! Можно даже конкурс на лучший знак устроить. Это только повысит его известность. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще традиции полезны на уроках? Как добиться, чтобы полезные традиции начальной школы не потерялись при переходе к среднему звену? Что мешает сделать подобные традиции общешкольными?
Четкая команда (КПД): учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд. «Свободная парта» - такая команда дается учителем, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт. Действия учеников заранее оговорены и отрепетированы. Как победить суету во время сдачи контрольных работ? Пользуйтесь правилом: любая контрольная завершается за 5 минут до звонка. И завершается она четкой командой «Работа окончена». По этой команде ученики СРАЗУ ЖЕ откладывают в сторону ручки, карандаши и т. п. Обмануть в этом случае нельзя – пишущий заметен. Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо, 2-3 минуты беседует с ребятами о контрольной. Ну как, устали? Что было непонятно? Ответы? Пожалуйста… У тебя неправильно? Не переживай, может, только в расчетах ошибся… Главная цель – успокоить, войти в нормальный режим. Теперь последняя четкая команда: по знаку учителя на каждом ряду один ученик собирает тетради. За 2-3 минуты до завершения работы учитель предупреждает об этом. Выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы. Команда «Внимание» – ученики прекращают любую деятельность и сосредотачиваются на учителе. Хорошая технология в образовании – прочные знания + здоровая психика. Команды отрабатываются только для часто повторяющихся ситуаций.
Невербальное управление (ОБСВ, КПД): учитель использует для управления классом несловесные команды. Громко хлопнуть в ладони, например.
Дай себе помочь (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Успевающие ученики 11 класса получают задание: оформить по 3 задачи на повторяемые темы. Каждая задача записывается на отдельном листе. На другом листе приводится ее решение, и выделяются промежуточные результаты. Кроме разработки дидактики и помощи в проверке это может быть и доклад, и часть урока, и полные уроки, которые проводят старшеклассники в младших классах. По мере накопления работ вы сможете давать каждому ученику свой вариант к/р. Не забудьте поблагодарить своих учеников за помощь. Поблагодарить так, чтобы ученик поверил в искреннюю благодарность. Это главная оценка.
Введите роль (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль. Дидактические роли: «Фома неверующий» – «А я не верю! Докажите, что…» – помогает усвоить материал и оживить лекции; «связник» – в конце урока или его теоретической части он находит связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим учебным предметам; «подводящий итог» – скажет, какая мысль, вывод, результат на уроке были, по его мнению, главными; «спонсоры знаний» – это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик; «почемучки» (1 или несколько учеников) – подготавливают серию вопросов к фронтальному устному опросу. Пусть сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку; «штурманы» – группа учеников, задача которых разработать программу повторения какой-то давно пройденной темы (по усмотрению учителя). Организационные роли: «адвокат» – почетная и уважаемая роль – все жалобы учеников по д/з (непонятно, слишком много и т. п.) рассказываются, пишутся, передаются ему, и он защищает их интересы; «психолог» – оценивает атмосферу урока, степень ее дружественности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме (подскажите ему – как) замечания любому участнику урока, в том числе и учителю; «хранитель времени» – записывает на полях своей тетради-конспекта время, когда вы начинаете новую линию урока. Хороший способ научиться «чувствовать кожей» урочное время. «Дежурный по словарю» – повторяет у доски со всеми словарные слова. Роли необходимо «тасовать». ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще роли могут быть? С какими трудностями сталкивается учитель, применяя этот прием? Какие роли хорошо работают в младшей школе? Что из них применимо в детском саду или вузе?
Смайлики (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. BНапример, вот таких (хорошее, среднее и плохое). Каждый ребенок показывает один из смайликов соответственно своему настроению в начале и в конце урока. Этот прием организации обратной связи предназначен для первоклашек и старших групп д/с. Учитель искренно оказывает должное внимание детям.
Резюме (ДЕЯТ, ОБСВ): ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю… Резюме дается раз в неделю или в месяц. Типовые вопросы: 1) Что нравится на уроках? 2) Что не нравится на уроках? 3) Можешь ли учиться лучше по предмету? 4) Что мешает учиться лучше? 5) Какие действия учителя считаешь неправильными? 6) Поставь отметку учителю по 10-балльной шкале. Обоснуй ее. 7) Поставь отметку себе по 10-балльной шкале. Обоснуй ее. Вопросы после проведения конкретного урока или занятия: 1) Что понравилось на занятии? 2) Что не понравилось на занятии? 3) Какие вопросы остались после занятия? 4) Оценка работы преподавателя и своей. Культивируйте строгое отношение к себе. Это хорошее условие для профессионального роста. Начальная школа: на учительском столе лежит маленькая тетрадочка. На ней написано «Помогите мне!» Каждый может ее взять и сделать свои записи: задать вопрос, обратится с просьбой, высказать пожелание, сообщить учителю о своих затруднениях – и сразу же получить совет, поддержку, помощь… Главное правило – быть благодарным за каждое мнение. Хотя ничто не мешает учителю СПОКОЙНО не согласиться с любым высказанным учеником мнением. Только без нездоровых эмоций, даже если задели за живое.
i. Базовый лист контроля (СВВ, ОБСВ, КПД): на первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый. Каждый ученик заводит специальную тетрадь, в которую он аккуратно записывает все данные вопросы. В старших классах могут быть двухэтажные листы – верхний этаж – обязательный минимум для всех, нижний – добавочные вопросы для претендентов на «отлично» и для готовящихся к вузовскому экзамену. Базовые вопросы – для зубрежки, поэтому в них включайте только необходимое. Во время устного опроса часто бывает так, что одни ученики поднимают руку, а другие – нет. Это означает не только знание или незнание учениками ответа. У ребят могут быть разные мотивы. Поднимают руку: 1) они действительно знают ответ; 2) из лицемерия – чтобы показать свою якобы активность и якобы знание; 3) не знают ответ, но надеются – «А вдруг не спросят!». Не поднимают руки: 1) «А, все равно не спросят»; 2) страх перед осуждением одноклассников; 3) из выгоды – ведь если ты всегда поднимаешь руку, когда готов, а сегодня вдруг не поднял – сразу видно, что не готов. Для того, чтобы при устном опросе не возникало таких проблем, пользуемся приемом:
ii. «Светофор» (ОБСВ, КПД): при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Светофор – это длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая. Или на каждого ученика по стаканчику и флажку: готов – поставь флажок в стаканчик, не готов – положи флажок рядом со стаканчиком. Существует 2 типа опроса: а) базовый – по базовым вопросам; б) творческий – по творческим вопросам. В первом случае красный цвет означает «не знаю ответ!» – значит «бей тревогу!», так как ответы на базовые вопросы должен знать всякий учащийся. Во втором случае красный цвет означает «не хочу отвечать!» – ведь не все же обязаны знать ответы на творческие вопросы. От поднятия руки «светофор» отличается тем, что каждый ученик вынужден признаться в неготовности (или готовности) себе и учителю. Если не готов но светит зеленым – низкая оценка в журнал обеспечена. Поэтому ложь и пассивность побеждены. Лишь бы учитель был внимателен к каждому ученику.
iii. Показательный ответ (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): один ученик отвечает у доски, остальные слушают. Такой опрос у доски проводится не часто и с двумя целями: 1) чтоб видели образ ответа, к которому нужно стремиться; 2) репетиция экзамена. После ответа полезен краткий «разбор полета» с учениками.
iv. Опрос по цепочке (ОБСВ, КПД): рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: нужно прочитать и пересказать английский текст. Текст пересказывается по цепочке.
v. Тихий опрос (ОБСВ): беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной (см. раздел «Приемы письменного контроля», стр.14) или групповой работой.
vi. Диктофонный опрос (ОБСВ, КПД): ответ ученика записывается на диктофон, чтобы потом он сам мог себя послушать. Пусть ученик услышит себя со стороны. Это поможет проанализировать свой ответ и дать ему правильную оценку. Если есть такая возможность, то можно использовать видеокамеру.
vii. Программируемый опрос (ОБСВ): ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. То же самое, что и письменный тест, но варианты ответов обсуждаются устно всем классом. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором «переплавится» непонимание. Учитель может защищать один из неправильных ответов – пусть поспорят.
viii. Взаимоопрос (СВВ, ОБСВ, КПД): ученики опрашивают друг друга по базовым листам. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произнесут фразу типа: «У меня вызвали затруднение такие-то вопросы...». Цель работы – регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Длительность – 3-5 минут. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям, в журнал обычно отметки не идут.
ix. Защитный лист (СВВ, ОБСВ, КПД): перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем. Если весь класс «защитился», то реакция учителя: «Ладно, но завтра жесткая контрольная. Завтра лист готовности не работает. Завтра – зачетный день и все должны быть готовы». Системно организованная работа дает гораздо меньше сбоев, чем это бывает при ее отсутствии.
x. Отсроченная реакция (ДЕЯТ, КПД): учитель приучает детей – особенно это касается младших классов – к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика. Если ребенок сильно рвется отвечать, то достаточно кивнуть или назвать его имя. «Светофор» частично помогает решить эту проблему.
xi. Щадящий опрос (КПД): учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику 2 группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики 2 группы прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто «+» или «–». На следующий вопрос учителя отвечают ученики 2 группы, а ребята первой их прослушивают и после ответа учителя выставляют им оценки. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
xii. Идеальный опрос (почти шутка) (КПД): ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. «Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? На «4»? На «3»? Спасибо... Но такой сценарий применяют не часто.
Письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный опрос.
· Фактологический диктант (ОБСВ, КПД): диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. Когда диктант завершен, следует четкая команда об окончании работы (см. прием «Четкая команда» на стр.11). Затем 2-3 минуты спокойного разговора, чтобы отойти от стрессового состояния. Фактологический диктант проводится или нет в зависимости от конкретных условий. Вот 2 из возможных: а) в выпускном классе – диктанты текущие и диктанты на повторение. Тема диктанта на повторение (№ базового листа) объявляется учителем за неделю; б) в начале работы с «разболтанными» классами, которые нужно ввести в рабочее русло. В этом случае можно проводить диктант чуть ли не каждый урок. В этом случае можно проводить диктант чуть ли не каждый урок. Потом привыкают, после чего диктанты проводятся реже. А чтобы при проверке учитель не устал, применяем прием
· Выборочный контроль (ОБСВ, КПД): проверять работы учеников выборочно. Учитель проверяет столько работ, сколько ему угодно – 5-6, или 20, или все. Никто из пишущих не знает, – какие, и поэтому стараются все. Пересчитайте полученные работы, как только их сдали. Это необходимо во избежание несдачи работ некоторыми лентяями. Этот прием применим и к другим формам контроля. К орфографическому диктанту, например.
· Тренировочная контрольная работа (ОБСВ, КПД): учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников. Иногда возможно пользование учебником или списком словарных слов. ТКР особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе. ТКР позволяют ученикам подготовиться к новому уровню требований.
· Блиц-контрольная (ОБСВ, КПД): контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы. Прием служит для проверки учеников на владения стандартными умениями; 7-10 стандартных заданий, по минуте на задание. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ: До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. Или распечатываются, кладутся на парты текстом вниз и по команде переворачиваются. Во время: на парте – чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде. После: работы сдаются учителю или применяется вариант самопроверки: а) задиктовка или таблица правильных ответов и расстановка «+» и «–»; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задается норма оценки; отметки выставляются (или нет) в журнал по усмотрению учителя. Если доверия нет, то самопроверку лучше не делать. Дети ценят доверие авторитетного учителя.
· Релейная контрольная работа (СВВ, ОБСВ, КПД): контрольная проводится по текстам ранее решенных задач. Вы задаете д/з массивом (см. прием «Задание массивом» на стр.4). Задания релейной к/р формируются из массива и когда-то разобранных в классе заданий. Чем больше задач нарешал и чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней. Это – хороший стимул!
Если мы не хотим вырастить халтурщиков и бракоделов, то нам необходимо решительно искоренять списывание. Во-первых, мы не даем детям непосильной работы, во-вторых, применяем следующие приемы:
· Удаление источников (ОБСВ, КПД): удалить на время контрольной самых сильных учеников из класса – в школьную библиотеку, лабораторию, в крайнем случае, просто посадить за учительский стол с отдельным (не обязательно контрольным) заданием. Только ни в коем случае не добавлять задание сильным ученикам, чтобы не ставить их в трудное положение «плохих товарищей».
· Каждому – своя делянка (ОБСВ): каждый ученик получает свой вариант контрольной работы. Где взять такие работы? См. прием «Дай себе помочь» на стр.11.
· Ничто не ново под луной (ОБСВ, КПД): учитель показывает ребятам, что и сам «дока» в проблеме списывания.
Несколько рекомендаций: 1) Во время письменного опроса ученики пишут работу под копирку. Это дает возможность перепроверить себя, подумать и посоветоваться друг с другом после того, как работы сданы. 2) Проверив диктант или сочинение учитель пишет общее число ошибок, не исправляя их. Ученик сам должен найти и исправить ошибки. 3) Контроль не должен быть неожиданным. Заранее спокойно предупредите класс о сроке и форме контроля. Перед работой тоже спокойно пожелайте успеха. Ни в коем случае не запугивайте детей контрольными – это снизит результативность их работы.
Поддерживайте эмоциональную атмосферу урока вербально. Фразы типа «Отлично поработали вместе!», «прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Ты сегодня очень внимательна!», «Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!».
Ø Оценка – не отметка (ОБСВ, КПД): учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика! Главная цель оценки – стимулировать познание. Делайте процесс познания успешным и ученики будут вам благодарны. Сравнивайте ученика только с ним самим: сегодняшнего – с ним же вчерашним. Реакция на неудачу: «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно. Наверно, ты неважно себя чувствовал».
Ø Расширение поля отметок (КПД): учитель увеличивает свой «отметочный арсенал». Зачет «автоматом». В отдельных случаях учитель пишет в конце работы вместо отметки пожелание, указание, ободрение или позитивное ожидание по отношению к работе ученика.
Ø Знакомьте с критериями (ОБСВ, КПД): учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки. Надо, чтобы ученик был согласен со справедливостью учителя. В первые дни работы в новом классе обсудите проблему оценки. Поначалу обосновывайте оценку вслух, не записывая ее в журнал или дневник. Пусть ученик сам оценит свою работу, а потом сравнит свою оценку с оценкой учителя. Могут оценить работу и одноклассники.
Ø Райтинг (ОБСВ, КПД): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 – отметка ученика, а 5 – преподавателя. Прием служит для согласования критериев оценки. А также, чтобы приучить к регулярному оцениванию своего труда. Применяется для докладов, тренировочных к/р, сочинений, особых д/з… Оценки выставляются в тетрадь и дневник, в открытую ведомость учета знаний.
Ø Кредит доверия (КПД): в некоторых случаях учитель ставит отметку «в кредит». Спорная четвертная или вообще любая спорная оценка – причина использования приема.
Ø Своя валюта (СВВ, ОБСВ, КПД): на уроках вводится своя «денежная» единица. Оценивание активности – кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов... Например, красный кружок в младших классах. В старших классах другая валюта. Важно: прием вводится на некоторое время, когда нужно расшевелить пассивный класс. После активизации учеников использование приема необходимо прекратить.
Управление приоритетно. Главная задача первого месяца – сыграться. Наладить четкий ритм и темп. Для этого необходимы долготерпение, последовательность, постоянство! Каждый новый прием отрабатываем до автоматизма. Если класс сыгран, то урок – как музыка.
ІV. Организация труда учителя:
№ карточки |
Раздел |
Ключевые слова |
Адрес |
Примечания |
Заполняется последовательно, номера проставляются и на самих карточках. |
Основные учебные разделы. |
Помогут восстановить в памяти содержание карточки |
Местонахождение карточки: П 7/12 |
… |
Разделы могут быть: «Крылатые фразы о языке и литературе», «Занимательные истории из жизни писателей», «Интересные фразы из школьных сочинений». Пример оформления адреса: П 7/12 – папка 7, лист 12. 3) Шаг в развитие. Классифицируя карточки по различным основаниям, вы можете добавлять соответствующие разделы. Например, язык – раздел I, литература – раздел II; учебная тема (I) – прием педтехники (II). Можно ввести и III раздел, если есть такая цель.
A2; B3; C5; D1; E6; E10; G4.
Время (45 минут): 5 15 10 5 7 0 3
У каждого учителя может быть свой конструктор – мы лишь привели возможную его форму. УСПЕХОВ ВАМ!
Конструктор урока:
Основные функциональные блоки
Разделы урока |
1 |
2 |
3 |
4… |
A. Начало урока |
|
|
|
|
B. Объяснение нового материала |
|
|
|
|
C. Закрепление, тренировка, отработка умений |
|
|
|
|
D. Повторение |
|
|
|
|
E. Контроль |
|
|
|
|
F. Домашнее задание |
|
|
|
|
G. Конец урока |
|
|
|
|
V. Приложения:
Основные функциональные блоки
Разделы урока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13… |
A. Начало урока |
Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам)
10, 12
00 |
«Да-нетка»
9 |
Удивляй! Отсроченная отгадка
2 |
Фантастическая добавка
2 |
«Светофор»
12 |
Щадящий опрос
13 |
Идеальный опрос
14 |
Взаимоопрос
13 |
УМШ (фронтально, со всем классом)
6 |
Игра в случайность
9 |
Театрализация
9 |
Обсуждение выполнения д/з
3 |
|
B. Объяснение нового материала |
Привлекательная цель
2 |
Удивляй!
2 |
Фантастическая добавка
2 |
Практичность теории
3 |
Пресс-конференция
3 |
Вопрос к тексту
3 |
Лови ошибку!
2, 6 |
Доклад
5 |
Театрализация
9 |
Деловая игра «Точка зрения»
9 |
Деловая игра «НИЛ»
8 |
Проблемный диалог (в книге не отражен)
|
|
C. Закрепление, тренировка, отработка умений |
Лови ошибку!
2, 6 |
Пресс-конференция
3 |
УМШ
6 |
Игра-тренинг
9 |
Игра в случайность
9 |
«Да-нетка»
9 |
Деловая игра «Компетентность»
8 |
Деловая игра «Точка зрения»
9 |
Деловая игра «НИЛ»
8 |
Тренировочная контрольная работа
14 |
Устный программируемый опрос
13 |
Взаимоопрос
13 |
Щадящий опрос
13 |
D. Повторение |
Своя опора
3, 4, 6 |
Повторяем с контролем
4 |
Повторяем с расширением
4 |
Свои примеры
3 |
Опрос-итог
3 |
Обсуждаем д/з
3 |
Пересечение тем
4 |
Деловая игра «Компетентность»
8 |
Деловая игра «Точка зрения»
9 |
Деловая игра «НИЛ»
8 |
Игра в случайность
9 |
«Да-нетка»
9 |
Показательный ответ
13 |
E. Контроль |
«Светофор»
12 |
Опрос по цепочке
13 |
Тихий опрос
13 |
Программируемый опрос
13 |
Идеальный опрос
14 |
Фактологический диктант
14 |
Блиц-контрольная
14 |
Релейная контрольная работа
14 |
Выборочный контроль
14 |
Обычная контрольная работа (в книге не отражена)
|
|
|
|
F. Домашнее задание |
Задание массивом
4 |
Три уровня домашнего задания
4 |
Необычная обычность
5 |
Особое задание
5 |
Идеальное задание
5 |
Творчество работает на будущее
5 |
|
|
|
|
|
|
|
G. Конец урока |
Опрос-итог
3 |
Отсроченная отгадка
2 |
Роль «психолог»
11-12 |
Роль «подводящий итог»
11-12 |
Обсуждаем д/з
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Школа-фабрика умрет. Что дальше?
Почему традиционная школа устроена именно так, а не иначе?
«…изобретатели в социальной сфере, считающие, что фабрика или завод являются наиболее прогрессивным и эффективным органом производства, пытались воплотить свои принципы и в другие организации. Таким образом, школам (разрядка автора), больницам, тюрьмам, правительственным структурам и другим организациям присущи многие черты фабрично-заводского производства с его разделением труда, с иерархической структурой и полной безликостью» (Элвин Тоффлер. Третья волна. – М.: АСТ, 1999. – С. 69).
На лимонном дереве вырастает лимон, в индустриальном обществе выросла школа-фабрика. Цели ее были ясны: научить слушать и запоминать, действовать по инструкции, послушно выполнять указания, согласовывать свои действия с коллективными действиями. Научить читать и считать, научить пунктуальности и четкости в выполнении однообразной работы. Дети стали сырьем, которое нужно обработать по определенной технологии, чтобы получить «человека индустриального».
Школа-фабрика сталкивается сегодня с массой проблем. На то есть веские причины. Элвин Тоффлер предложил модель разбиения общества на три этапа: 1) Доиндустриальный этап (примерно до начала 18 века) – на этом этапе мировоззрение ребенка складывается под воздействием семьи. Ребенок почти все время находится в семье и постороннему воздействию неоткуда взяться. 2) Индустриальный этап (условно 3 последних века) – массовая миграция людей в города, изобретение средств массовой информации способствует тому, что главная роль в формировании мировоззрения постепенно переходит от семьи к государству. Радио, телевидение, детские сады, школы – аспекты влияния государства на мнения своих граждан. 3) Информационный этап (наше время 21 век и дальше) – в хаосе информации (СМИ, Internet) труднее влиять на мировоззрение подрастающего человека. Российские учителя заметили, что стало труднее управлять мнением и мироощущением детей, – особенно в крупных городах, где пространство информации в последние годы существенно расширилось.
Другая жизнь – другие задачи. Научить детей самостоятельно принимать решения, брать на себя инициативу, способных изобретать, создавать, мыслить креативно. Научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Сделать их учениками. основная задача – сформировать у детей правильный характер, правильное отношение к жизни. Посеешь характер – пожнешь судьбу. Хотите видеть нормальных, благополучных, счастливых детей – учите их правильно, в соответствии с потребностями самих детей и новыми реалиями общества. В этом случае дети не оказывают такого сопротивления учебе, которое испытывает на себе обычная массовая школа.
Главные функции образования. 1. Воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура – это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения – это все элементы культуры. 2. Подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше – вторая основная функция образования, появившаяся в результате научно-технической революции. В постиндустриальном обществе она становится главной.
Суть момента. Школа-фабрика, целью которой было научить человека четко выполнять стандартные функции, отжила. А школа информационного завтра еще не сложилась. Однако ее главная цель ясна – учить работать на границе знаний, в нестандартных ситуациях, решать открытые задачи.
Семь противоречий нового образования.
A) Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами – в мире будущего.
B) Образование должно быть узкоспециальным, «ибо нельзя объять необъятное». Но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему тяжело найти язык со специалистами других профилей при решении общей задачи.
C) Обучение должно быть предметным, так как оно копирует, повторяет организационную структуру науки. Но предметное обучение мешает цельности восприятия мира.
D) Чем больше требований предъявляет образование, тем больше разрыв между сильными и слабыми учениками.
E) Образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым (или вообще бесплатным), чтобы быть доступным.
F) Образование должно быть добровольным, ибо в этом случае оно максимально эффективно, и образование должно быть обязательным, ибо некомпетентность стала социально опасной.
G) Образование – это всегда вложение в будущее. Жить хорошо хочется сейчас, сегодня. А вложение в будущее требует ограничений в настоящем.
Знакомьтесь: открытые задачи
ЗАДАЧА
Закрытая Открытая
|
размытое
Условие
Пути решения
Единственный путь Разные пути
Ответ
Единственный правильный ответ Набор возможных (условных) ответов
a. Случаи из практики показывают, что мы – участники образовательного процесса – привыкли к закрытым задачам. В условии дано все, что нужно, и ничего лишнего. И привыкли к таким задачам как те, кого образовывают, так и те, кто образовывает.
b. Задачи вокруг нас. Интеллектуал готов решать задачи весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные. Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия.
Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя вырастить «творческий мускул», не вылетев на простор заданий «открытых» – допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные варианты ответов.
Нет такой сферы человеческой жизни, в которой не было бы открытых задач. В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей… Как наладить «нейтралитет» с хулиганами во дворе? Как познакомиться с мальчиком (девочкой)? Как выбирать мужа (жену)? Где продолжить учебу после школы? Все это открытые задачи. Те, кто не справляется с ними, портят характер и жизнь себе и окружающим.
Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач. В этот зазор между реальностью школы и требованием жизни проваливаются усилия учителей и мотивация школьников.
c. Таланты-тупицы. Сколько способных ребят не вписываются в школу и теряются в ней? Речь идет об умных, активных, деятельных ребятах, которые порой выглядят на уроках, как отсталые тупицы. Постоянное подавление креативного мышления у ребенка, попытка заставить мыслить шаблонами побуждает некоторых детей уйти в «глухую защиту». Птицу не учат летать в клетке…
d. Факторы успеха. От чего зависит успешность человека в жизни? Автор этой книги определяет понятие «успешность» так: человек успешен, если он сам себя считает успешным и окружающие люди с этим согласны. Другими словами, если он сам в жизни добился чего-то значительного для себя и для людей. Деньги, образованность, уровень IQ, здоровье… Автор полагает, что есть только одно качество, абсолютно и безусловно необходимое для достижения значительных успехов: умение решать задачи. Но, по убеждению автора данного конспекта, этого недостаточно! На чем должно базироваться это умение решать задачи? Библия – это единственное и эксклюзивное откровение Бога, которое Он дал людям. Бог, и только Бог имеет право определять, что такое успешность. Он является Суверенным Творцом вселенной и человека. И только Он один установил истинные факторы успеха: Быт.39:2-4 2 И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. 3 И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех.4 И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.
Иис.Нав.1:8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
1Пар.22:13 Тогда ты будешь благоуспешен, если будешь стараться исполнять уставы и законы, которые заповедал Господь Моисею для Израиля. Будь тверд и мужествен, не бойся и не унывай.
2Пар.20:20 И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Иосафат и сказал: послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам.
По-настоящему человек может быть успешным только тогда, когда Бог считает его успешным. Человек настолько успешен в своей жизни, насколько он знает Бога, и преклоняется перед Ним как перед Абсолютным Суверенным Владыкой и Любящим Отцом. А также, насколько человек доверяет истине Слова Божьего. Последние два фактора неизбежно ведут к практическому изменению жизни и формированию характера, подобного характеру Иисуса Христа. Основанием для этого является принятие Евангелия. Евангелие состоит из трех основных блоков: 1) Абсолютно полная негодность для Бога абсолютно каждого человека, живущего на Земле. Духовная мертвость, слепота. 2) Абсолютно вседостаточная праведность Иисуса Христа, «14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». (Тит.2:14).
3) Абсолютное господство Христа в каждой сфере жизни христианина. Это и есть практический, постоянный, последовательный и постепенный процесс уподобления своего характера характеру Иисуса. Именно этим измеряется судьба человека и уровень его успешности.
e. Вопросы выживания. Исследования, проведенные Wellcome Trust, показало, что выпускники английских школ не готовы иметь дело со сложными этическими вопросами, порождаемыми современной наукой.
Почти ничего не делается, чтобы научить школьников спокойно думать о таких проблемах, как эмбриональное клонирование человека, тесты на животных и гинетически-модифицированные продукты. Ученики формируют свое мнение, не основываясь на научных фактах.
Учителя обеспокоены низким интересом учащихся к важным событиям и новостям в целом. Они также отмечают, что ученики имеют очень устойчивые мнения по конкретным проблемам…, опираясь на очень скудные факты.
Относительно привычные для нас научные и технические задачи тоже не упрощаются. Экологические задачи на Земле будут возникать постоянно. И что еще характерно – чем большее могущество обретает человек, тем дороже стоят его ошибки.
Наша цивилизация еще очень молода. Она только учится решать задачи. И здесь главную роль должно сыграть Образование. И с каждым годом роль Образования в целом и каждого Учителя – в широком смысле этого слова - будет возрастать.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.