Гиперактивность у детей и способы педагогической коррекции.

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гиперактивность, «гипердинамический синдром» - проявление нарушений системы эмоциональной регуляции. Он связан с микроорганическими поражениями головного мозга, возникающими в результате множества причин (осложнения беременности и родов, соматические заболевания в раннем детстве, физические и психические травмы и др.). Основными признаками гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность, гипердинамический ребенок импульсивен, непредсказуем. Он и сам не знает, что сделает в следующий миг. Действует, не задумываясь о последствиях, но без злого умысла. Искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
Иконка файла материала конспект.docx
Гиперактивность у детей и способы педагогической коррекции. Гиперактивность, «гипердинамический синдром» - проявление нарушений системы эмоциональной регуляции. Он связан с микроорганическими поражениями головного мозга, возникающими в результате множества причин (осложнения беременности и родов, соматические заболевания в раннем детстве, физические и психические травмы и др.). Основными признаками гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность, гипердинамический ребенок импульсивен, непредсказуем. Он и сам не знает, что сделает в следующий миг. Действует, не задумываясь о последствиях, но без злого умысла. Искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Гиперактивность - это проявление целого комплекса нарушений, квалифицирующиеся как синдромы дефицита внимания. Отвлекаемость внимания и неспособность к умственному сосредоточению - большая проблема для гипердинамического ребенка. У такого ребенка сильно ограничен объем внимания, он может сосредоточиться на какой-либо форме активности лишь на несколько мгновений, а затем переключается на другие виды деятельности. Нарушения проявляются уже в дошкольном возрасте, однако особенно проблемными они становятся с поступлением ребенка в школу. Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения детей младшего школьного возраста. В подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, хотя гиперактивность может исчезать, а на смену ей приходят снижение активности, инертность психической деятельности. В литературе выделены следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:        беспокойные движения в кистях и стопах, ребенок корчится, извивается; неумение сидеть на месте, когда это требуется, ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители; нетерпеливость, неумение дождаться своей очереди во время игр или занятий; неспособность сосредоточиться, выслушать до конца вопрос, неумение концентрировать внимание при выполнении заданий, неумение довести работу до конца, высокая переключаемость с одной незавершенной деятельности на другую; болтливость, неумение играть тихо, спокойно; неумение выслушать обращенную к нему речь; ребенок часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам, и др.).Таким образом, основные характеристики гиперактивного ребенка - расторможенность, отвлекаемость, импульсивность. Эти нарушения поведения могут сопровождаться и серьезными «вторичными» нарушениями - слабой успеваемостью (неуспеваемостью) и трудностями в общении с другими людьми. Гиперактивные дети имеют, как правило, низкую успеваемость в школе, поскольку их поведение не соответствует возрастной норме и затрудняет включение их в учебную деятельность. На уроках эти дети испытывают серьезные трудности при выполнении заданий. Они «выпадают из процесса» выполнения задания, не способны к самоконтролю и самоорганизации. Допускают массу ошибок по невнимательности. Нарушения поведения гиперактивных детей сказываются и на характере их общения со сверстниками. Им трудно устанавливать и поддерживать дружеские отношения, они часто являются источниками конфликтов и быстро становятся отверженными. По данным специалистов, эти дети имеют большие проблемы и в семье. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания. Большинство таких детей имеют низкую самооценку. У них нередко отмечается деструктивное поведение, упрямство, агрессивность, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения. В настоящий момент есть несколько подходов к методам коррекции гиперактивности: Нейропсихологический. Когда с помощью различных упражнений осуществляется возврат на предыдущие этапы онтогенеза и заново перестраиваются те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Синдромальный. Заключается в том, что ребёнку даётся интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребёнок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности. Также добавляются ещё два направления: Бихевиоральная или поведенческая психотерапия: акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Работа над личностью: формирует личность и определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность). В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными; контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил; не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и 2"нельзя"; стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии; избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку; реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.); повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 2. Изменение психологического микроклимата в семье: уделяйте ребенку достаточно внимания; проводите досуг всей семьей; не допускайте ссор в присутствии ребенка. 3. Организация режима дня и места для занятий: установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь; снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания; оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегайте по возможности больших скоплений людей; помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами. 4. Специальная поведенческая программа: придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля; не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка; чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям; составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией; не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап; не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольг ких звеньев; объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться. Вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы. Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело": лишение удовольствия, лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников"; холдинг, или простое удержание в "железных объятиях"; внеочередное дежурство по кухне и т.д. 3Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении: 1. Изменение окружения: изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски; оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. Измените режим урока с включением физкультминуток; разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса; предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения; направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д. 2. Создание положительной мотивации на успех: введите знаковую систему оценивания; чаще хвалите ребенка; расписание уроков должно быть постоянным; избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ; вводите проблемное обучение; используйте на уроке элементы игры и соревнования; давайте задания в соответствии со способностями ребенка; большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них; создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний; научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных; игнорируйте негативные поступки и поощряйте по-зитивные; стройте процесс обучения на положительных эмоциях; помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его! 3. Коррекция негативных форм поведения: способствуйте элиминации агрессии; обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения; регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками. 4. Регулирование ожиданий: объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы; объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения. Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы. 4