Мне кажется, что на первом этапе развития гиперкинетического расстройства, когда ребенок еще совсем мал, а диагноз только что установлен, в консультации психолога нуждается не столько ребенок, сколько его родители.
Психолог, у которого времени на индивидуальный прием отводится больше, чем у невропатолога, поставившего диагноз, расскажет родителям, с чем именно им предстоит иметь дело, с какими трудностями в воспитании ребенка им придется столкнуться, какие способы преодоления этих трудностей целесообразны, а какие для ребенка с гипердинамическим синдромом совершенно исключены.
Гиперкинетическое расстройство. Чем может помочь специалист?
Мне кажется, что на первом этапе развития гиперкинетического расстройства,
когда ребенок еще совсем мал, а диагноз только что установлен, в консультации
психолога нуждается не столько ребенок, сколько его родители.
Психолог, у которого времени на индивидуальный прием отводится больше, чем у
невропатолога, поставившего диагноз, расскажет родителям, с чем именно им
предстоит иметь дело, с какими трудностями в воспитании ребенка им придется
столкнуться, какие способы преодоления этих трудностей целесообразны, а
какие для ребенка с гипердинамическим синдромом совершенно исключены.
Так, ничего, кроме вреда, не могут принести обращенные к ребенку призывы
«сосредоточиться», «взять себя в руки», «не отвлекаться». Бесполезной тратой
времени будут и попытки уговорить или заставить такого ребенка «сидеть
спокойно» и «не вертеться», когда ему чтото читают, рассказывают или иным
образом занимаются с ним.
Так, гипердинамичный сын одной из моих клиенток учился читать… под
кроватью. Именно туда он прятался от попыток матери усадить его за стол или
хотя бы на диван. Мать была в отчаянии, так как на следующий год Мише
предстояло идти в школу, а он даже не знал букв. Я посоветовала матери не
напрягаться и идти от предложений ребенка. Изготовив соответствующие
случаю карточки, мать, лежа на кровати, спускала их вниз и задавала вопрос.
Изпод кровати немедленно слышался ответ, сопровождающийся бешеной возней
и довольным хихиканьем. Уверенно читать по слогам шестилетний Миша
обучился за три с небольшим месяца таких «подкроватных» занятий. При этом
занимался он с искренним удовольствием, попутно учил читать плюшевую
собачку и грузовик, которые тоже жили под кроватью, а после окончания цикла
заявил: «В школе еще надо писать и математика. Математику я буду делать под
папиной кроватью, а писать — за фикусом. Только пусть мне мама прописи
купит, как у Иры, с Микки Маусом».
В дальнейшем целесообразно организовать контакт со специалистом так, чтобы
он мог не часто, но регулярно наблюдать за развитием ребенка, соответственно
корректируя рекомендации для родителей.
В случае тяжелого
гиперкинетического расстройства, осложненного другими неврологическими
нарушениями (такими как нарушение развития речи, повышенная агрессивность,
неспособность к контактам с другими детьми т. д.), могут потребоваться
дополнительные исследования (например, при неадекватной агрессивности —
энцефалография, чтобы исключить наличие очагов судорожной готовности в
мозгу ребенка) и (или) коррекционные занятия с психологом. Коррекционные
занятия, в зависимости от фокуса проблем ребенка, могут быть как групповыми,
так и индивидуальными.
Индивидуальные занятия показаны для детей с трудностями в обучении,
связанными с отвлекаемостью и недостаточным развитием произвольного
внимания. Групповые занятия нужны в том случае, когда ребенка необходимо
адаптировать к коллективу сверстников, научить его успешно взаимодействовать
с ними, играть в совместные структурированные игры.