«Гипсовые фигуры. Особенности изготовления с детьми младшего школьного возраста».
Автор: Сабельникова Татьяна Сергеевна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 53».
Должность: учитель начальных классов.
г. Мурманск
2023г.
I. Описание методической разработки:
1. Название методической разработки: «Гипсовые фигуры. Особенности изготовления с детьми младшего школьного возраста».
2. Педагогическая проблема, на решение которой направлена методическая разработка.
Данная методическая разработка направлена на решение проблемы приобщения детей младшего школьного возраста к творческой деятельности через организацию исследовательской и проектной деятельности, применения полученных знаний и навыков для участия в конкурсах и выставках.
3. Возраст обучающихся: 8-11 лет.
4. Цель методической разработки: изучить особенности изготовление гипсовых фигур с детьми младшего школьного возраста.
5. Задачи методической разработки:
1. Сформировать навыки исследовательской и проектной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
2. Развивать у обучающихся наблюдательность, воображение, умение рассуждать и делать выводы.
3. Научить детей самостоятельно выполнять поставленные учителем задачи.
6. Формы и методы вовлечения родителей и обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность:
· опрос;
· родительские собрания;
· внеурочная работа (тематические консультации, внеурочные мероприятия, дни творчества детей и их родителей и т.п.;
· учебные проекты;
· наблюдение;
· опытно-экспериментальная деятельность;
· презентация исследования и др.
7. Планируемые результаты реализации методической разработки педагога:
· Предметные результаты: знать название материала (гипс) и его свойства; научиться изготавливать из него фигуры; применять дополнительные материалы – инструменты, краски; обрабатывать изделия.
· Метапредметные результаты: уметь организовывать свое рабочее место; уметь выбирать необходимые материалы и инструменты, контролировать правильность действий.
· Личностные результаты: участвовать в конкурсах декоративно-прикладного искусства и выставках.
8. Используемые технические средства для вовлечения обучающихся в проектную или исследовательскую деятельность:
· компьютер с выходом в Интернет;
· мультимедийный проектор;
· подвесной экран;
· аудиоколонки.
9. Новизна.
Новизна методической разработки заключается в развитии у детей художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости, воображения. При раскрашивании гипсовых фигур дети раскрывают себя, выражают свои эмоции, т.е. данная деятельность носит арт-терапевтический характер (способствует расслаблению и снятию стресса).
II. Информационная карта проекта или исследования:
· Полное название проекта или исследования: «Гипсовые фигуры. Особенности изготовления с детьми младшего школьного возраста».
· Автор проекта или исследования: Сабельникова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 53.
· Продолжительность проекта или исследования: декабрь 2022г. – май 2023г.
· Цель проекта или исследования: изучить особенности изготовление гипсовых фигур с детьми младшего школьного возраста.
· Задачи проекта или исследования:
1. Сформировать навыки исследовательской и проектной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
2. Развивать у обучающихся наблюдательность, воображение, умение рассуждать и делать выводы.
3. Научить детей самостоятельно выполнять поставленные учителем задачи.
· Ожидаемые результаты реализации проекта или гипотеза исследования:
· Предметные результаты: знать название материала (гипс) и его свойства; научиться изготавливать из него фигуры; применять дополнительные материалы – инструменты, краски; обрабатывать изделия.
· Метапредметные результаты: уметь организовывать свое рабочее место; уметь выбирать необходимые материалы и инструменты, контролировать правильность действий.
· Личностные результаты: участвовать в конкурсах декоративно-прикладного искусства и выставках.
· План исследования или этапы реализации проекта:
Этапы |
Сроки |
Деятельность |
Подготовительный |
Декабрь 2022г. |
Постановка проблемы, определение темы, актуальности, цели и задач работы. |
Планирование работы |
Первая половина января 2023г. |
Определение источников поиска информации, способов представления результатов проделанной работы, распределение обязанностей. |
Процесс проекта |
Вторая половина января 2023г. |
Сбор необходимой информации, проведение эксперимента. |
Выводы |
Первая половина февраля 2023г. |
Сформулировать выводы (достигнуты ли цель и задачи?) |
Отчет |
Вторая половина февраля 2023г. |
Принять участие в конкурсах и выставках. |
Оценка результатов |
Май 2023г. |
Провести самооценку, дождаться результатов конкурсов, проанализировать достижения. |
Технологическая карта реализации проектной или исследовательской деятельности, отражающая этапы сопровождения педагогом проектной или исследовательской деятельности учащихся:
Период |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Декабрь 2022г. (подготовительный) |
Разъясняет замысел проекта, его актуальность, участвует в обсуждении идеи, помогает сформулировать тему, цель и задачи. |
Обсуждают идею, формулируют темы. |
Первая половина января 2023г. (планирование работы) |
Помогает с определением источников поиска информации, распределяет обязанности совместно с учениками. |
Выдвигают предложения по предоставлению результатов работы. Совместно с учителем распределяют обязанности. |
Вторая половина января 2023г. (процесс проекта) |
Помогает обучающимся в сборе информации, наблюдает за работой и корректирует действия при проведении эксперимента (изготовлении гипсовых форм и их обработке). |
Совместно с учителем собирают необходимую информацию по теме, проводят эксперимент (изготавливают гипсовые фигуры, обрабатывают их). |
Первая половина февраля 2023г. (выводы) |
При необходимости вносит корректировки. |
Определяют достижение поставленной цели работы и задач. |
Вторая половина февраля 2023г. (отчет) |
Подготавливает классную выставку работ. Оформляет заявки на конкурсы, предоставляет на них продукт проделанной работы (готовые гипсовые фигуры). |
Принимают участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного искусства. |
Май 2023г. (оценка результатов) |
Оценивает усилия обучающихся, качество и креативность работы. |
Оценивают достоинства и недостатки проделанной работы, (не)соглашаются с итогами конкурсов, мнением учителя. |
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время реализации проекта (в том числе ссылки на электронные образовательные ресурсы):
1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей [Текст]: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
2. Махмутова Э.А., Развитие художественного творчества детей школьного возраста в проектной деятельности: [Электронный ресурс]. URL: . (Дата обращения: 2.06.2023г.).
Методическая разработка: «Гипсовые фигуры. Особенности изготовления с детьми младшего школьного возраста».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………. |
8 |
I. Теоретическая часть …………………………………………………… |
9 |
1.1. Описание работы……………………………………………………... |
9 |
1.2. История происхождения гипса и его свойства …………………… |
11 |
1.3. Литье фигур из гипса и их обработка................................................. |
12 |
II. Практическая часть …………………………………………………… |
12 |
2.1. Техника безопасности при работе с гипсом ....................................... |
12 |
2.2. Изготовление гипсовых фигур детьми .............................................. |
13 |
Заключение ………………………………………………………………... |
13 |
Список литературы ………………………………………………………. |
14 |
ВВЕДЕНИЕ
В рамках всестороннего развития детей я со своими учениками принимаю активное участие в различных мероприятиях, в том числе и в конкурсах декоративно-прикладного искусства. Нами было принято решение изготавливать поделки из гипса. Учеников замотивировал мой пример (увлекаюсь лепкой из глины и гипсом). Они заинтересовались данной темой, когда увидели мои изделия. Необходимые формы у меня были приобретены, специально для участия в конкурсах закупила 2 марки гипса, которые наиболее быстро сохнут. На этапе заполнения форм мы столкнулись со следующей проблемой: одна марка гипса слишком быстро застывала, что не давало полноценно заполнять форму, образовывались полости, итоговый вариант фигуры выглядел неаккуратно; вторая марка гипса была более податливой, но нужно было строго соблюдать соотношение гипса и воды, иначе состав также слишком быстро застывал. Дети заинтересовались составом гипса и влиянием воды на него. В связи с чем мною было предложено провести проектную работу, на что дети с удовольствием согласились.
Цель методической разработки: изучить особенности изготовление гипсовых фигур с детьми младшего школьного возраста.
Задачи методической разработки:
1. Сформировать навыки исследовательской и проектной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
2. Развивать у обучающихся наблюдательность, воображение, умение рассуждать и делать выводы.
3. Научить детей самостоятельно выполнять поставленные учителем задачи.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты: знать название материала (гипс) и его свойства; научиться изготавливать из него формы; применять дополнительные материалы – инструменты, краски; обрабатывать поделки.
Метапредметные результаты: уметь организовывать свое рабочее место; уметь выбирать необходимые материалы и инструменты, контролировать правильность действий.
Личностные результаты: участвовать в конкурсах декоративно-прикладного искусства и выставках.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Описание работы
Для реализации проекта нам понадобилось составить технологическую карту (см. таблицу № 1).
Таблица № 1
Период |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Декабрь 2022г. (подготовительный) |
Разъясняет замысел проекта, его актуальность, участвует в обсуждении идеи, помогает сформулировать тему, цель и задачи. |
Обсуждают идею, формулируют темы. |
Первая половина января 2023г. (планирование работы) |
Помогает с определением источников поиска информации, распределяет обязанности совместно с учениками. |
Выдвигают предложения по предоставлению результатов работы. Совместно с учителем распределяют обязанности. |
Вторая половина января 2023г. (процесс проекта) |
Помогает обучающимся в сборе информации, наблюдает за работой и корректирует действия при проведении эксперимента (изготовлении гипсовых форм и их обработке). |
Совместно с учителем собирают необходимую информацию по теме, проводят эксперимент (изготавливают гипсовые фигуры, обрабатывают их). |
Первая половина февраля 2023г. (выводы) |
При необходимости вносит корректировки. |
Определяют достижение поставленной цели работы и задач. |
Вторая половина февраля 2023г. (отчет) |
Подготавливает классную выставку работ. Оформляет заявки на конкурсы, предоставляет на них продукт проделанной работы (готовые гипсовые фигуры). |
Принимают участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного искусства. |
Май 2023г. (оценка результатов) |
Оценивает усилия обучающихся, качество и креативность работы. |
Оценивают достоинства и недостатки проделанной работы, (не)соглашаются с итогами конкурсов, мнением учителя. |
В следующих параграфах будут представлены труды совместной работы учителя и обучающихся.
Теоретическая часть подготавливалась совместными усилиями. Практическую часть ученики выполняли самостоятельно под контролем учителя.
1.2. История происхождения гипса и его свойства
Гипс – минерал. Гипсом также принято называть строительный материал, получаемый путем частичного обезвоживания и измельчения минерала. Название происходит от греческого «Гипсос», что в древности обозначало и гипс, и мел.
Осаждается из богатых сульфатами водных растворов при усыхании морских лагун, солёных озёр. Образует пласты, прослои и линзы среди осадочных пород. В России мощные гипсоносные толщи распространены по Западному Приуралью, в Башкирии и Татарстане, в Архангельской, Вологодской, Горьковской и др. областях. Многочисленные месторождения верхнеюрского возраста устанавливаются на Сев. Кавказе, в Дагестане. Замечательные коллекционные образцы с кристаллами гипса известны из месторождения Гаурдак (Туркмения) и других месторождений Средней Азии (в Таджикистане и Узбекистане), в Среднем Поволжье.
Свойства гипса. Цвет самый разный, но обычно белый, серый, жёлтый, розовый и т.д. Чистые прозрачные кристаллы бесцветны. Примесями может быть окрашен в различные цвета. Обладает заметной растворимостью в воде. Быстро затвердевает; возможность получения отливок с гладкой поверхностью и четкими формами.
1.3. Литье фигур из гипса и их обработка
Что понадобится для изготовления фигур:
- форма для заливки гипса;
- гипс;
- вода;
- палочка для размешивания гипса;
- контейнер или емкость для смешивания гипса, подходящего объема;
- клеенка для стола или бумага;
- инструменты для выравнивания формы.
Для изготовления фигур гипс и воду смешивают в пропорции 1:1. Сначала в емкость наливается вода. Гипс отмеряется в отдельной таре и потихоньку насыпается на поверхность воды тонкой пленкой. Перемешивается. Этот алгоритм повторяется до использования всего объема гипса.
Перемешивать смесь нужно интенсивно и тщательно, чтобы в готовом растворе не было комочков и пузырьков воздуха. Если держать смесь долго, гипс начнет схватываться. Чем более холодной будет вода – тем медленнее смесь будет застывать.
Для того чтобы раствор после высыхания был более прочным, можно добавить в него пару ложек ПВА.
Готовое изделие при необходимости обработать наждачной бумагой и убрать излишки пыли кистью.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Техника безопасности при работе с гипсом
Техника безопасности:
· Рабочее место покрыть пленкой или бумагой.
· Надеть фартук и нарукавники.
· Не вдыхать гипсовый порошок.
· Запрещается выливать жидкую формующую гипсовую массу в канализацию и в раковину.
· Не допускать попадания гипса в глаза. При попадании срочно промыть большим количеством воды.
· Так как поделки из гипса являются хрупким материалом, с поделками следует обращаться аккуратно.
· Вымыть руки после работы.
2.2. Изготовление гипсовых фигур детьми
Опираясь на изученные источники, обучающиеся самостоятельно развели гипсовый раствор. Нами использовался гипс Г-16 скульптурный для творчества. При взаимодействии с водой данный гипс затвердевал в емкости для смешивания не слишком быстро, что позволяло детям без спешки залить формы.
При соблюдении всех пропорций и техники безопасности, обучающиеся получили формы без каких-либо дефектов.
Также нами был проведен эксперимент. В емкость для смешивания залили горячую воду и добавили в нужных пропорциях гипс. Дети обратили внимание, что гипс стал застывать быстрее. Из-за чего они торопились залить формы. В итоге некоторые готовые изделия получились с дефектами (не все части формы были заполнены гипсом, образовались пустые области). Такая же ситуация возникла при добавлении большего количества гипса, т.к. смесь стала слишком густой и не заполнила все полости.
Готовые фигуры дети обработали наждачной бумагой, если требовалось убрать излишки гипса. Покрывали высохшие изделия акриловыми красками, а после – финишным лаком. Фигуры с дефектами были выброшены.
Таким образом, при соблюдении пропорций воды и гипса у обучающихся получились фигуры без дефектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы была достигнута цель – изучить особенности изготовление гипсовых фигур с детьми младшего школьного возраста.
А также были достигнуты поставленные задачи:
1. Сформировать навыки исследовательской и проектной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
2. Развивать у обучающихся наблюдательность, воображение, умение рассуждать и делать выводы.
3. Научить детей самостоятельно выполнять поставленные учителем задачи.
Таким образом, удалось вовлечь обучающихся не только в проектную и исследовательскую деятельность, но и творческую. Своим примером, ученики вызвали интерес к фигурам из гипса и у других детей.
Три работы были отправлены на разные конкурсы декоративно-прикладного искусства (один из которых был международного уровня, а два – муниципального). Двое учеников получили сертификаты участников, один – диплом II степени в муниципальном конкурсе.
Сами ученики высоко оценили свои старания, согласились с результатами конкурсов и характеристикой работ, данной учителем.
Для одного из конкурсов потребовалось изготовить дополнительную деталь из глины, которая заинтересовала обучающихся. Данная идея, по изучению свойств глины, ляжет в нашу дальнейшую работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виды работ с гипсом. [Электронный ресурс]. URL: https://dzgo.ru/raboty/chem-smazat-formu-dlya-gipsa.html. (Дата обращения: 7.06.2023г.).
2. Гипс: [Электронный ресурс]. URL: https://mineralpro.ru/minerals/gypsum/#origin. (Дата обращения: 2.06.2023г.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.