Гладкова Лариса Владимировна
Оценка 4.9

Гладкова Лариса Владимировна

Оценка 4.9
docx
21.02.2023
Гладкова Лариса Владимировна
конспект урока И. Крылов по литературному краеведению.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Сердобска

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературному краеведению.

И.А.Крылов и Пензенский край. Басня «Свинья под дубом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Организационный момент.

     - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок, который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения работать.

     II. Актуализация знаний.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский

     - О каком писателе говорится в стихотворении советского поэта М. Исаковского?

    - С сегодняшнего урока мы с вами начнем изучение русской литературы XIX века, которую называют Золотой литературой. На итоговом уроке мы с вами должны ответить на вопрос: почему XIX век литературы называется Золотым?

     - Золотой век литературы мы начнем с изучения произведений великого русского баснописца. Вы верно определили, что это И.А. Крылов. (запись темы в тетради, объявление цели и задач урока).

     - Прочитайте еще раз стихотворение М. Исаковского об И.А. Крылове. Согласны ли вы с его словами?

      - Почему крыловские слова названы «крылатыми»?

     *Викторина по проверке знаний учащимися о баснях И.А. Крылова      1. Продолжите крылатые слова:

·         Ты все пела? Это дело…  (Так поди же попляши)

·         А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь)

·         Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он Кукушку).

     2. Из каких басен эти строки?

·         Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и Ягненок»)

·         Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона! («Слон и Моська»)

     III.Этап усвоения новых знаний.

*Знакомство с биографией И.А. Крылова (учебник); эвристическая беседа.

     -  Когда, где и в какой семье родился И.А. Крылов?

     - Современником каких исторических событий был И.А. Крылов?

С пензенским краем писателя связал князь Сергей Фёдорович Голицын, который, попав в опалу в 1797 году и вынужденный удалиться из Петербурга в своё имение Зубрилово, прихватил с собой в качестве секретаря и учителя своих детей Крылова. Кроме сыновей князя Иван Андреевич преподавал русский язык и словесность ещё и сыну будущего губернатора Пензы Филиппу Вигелю, а также дочери писателя П. И. Сумарокова Маше, которые в то время жили в имении. В последствии Ф. Ф. Вигель писал о своём учителе, что в нём «были положены зародыши всех талантов, всех искусств. Природа сказала ему: выбирай любое, и он начал пользоваться её богатыми дарами, сделался поэт, хороший музыкант, математик…» . Поэт пробыл В Зубрилове всего несколько месяцев, осенью того же 1797 он переехал в село Казацкое близ Киева, где находилось другое имение Голициных. Но несколько пензенских месяцев остались в воспоминаниях Ивана Андреевича и его творчестве. Есть предположения, что именно в Зубрилове были написаны ода «Уединение» , стихотворения «На случай грозы в деревне» и «К спящему дитяти» , а также басня «Свинья под дубом».

          Во время Пугачевского восстания отец будущего писателя служил помощником коменданта Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не погибли: Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Вскоре последовала многомесячная осада Оренбурга. Об опасности пребывания в городе, о голоде, который испытали жители, позже Крылов рассказывал А.С. Пушкину. Позже Пушкин писал: «После бунта Ив. Крылов возвратился в Яицкий городок, где завелась игра в пугачевщину. Дети разделились на две стороны: городовую и бунтовскую, и драки были значительные, Крылов, как сын капитанский, был предводителем одной из сторон…» Игра кончилась, но Крылов всю свою жизнь оставался заводилой, забиякой и драчуном. Только его боевой силой сделались не кулаки, а острое меткое слово. Это острое меткое слово выразилось и определилось в таком жанре как басня.

     *Словарная работа .

     Басня – небольшой стихотворный рассказ, в котором дается нравоучительное сатирическое содержание.

  - Каковы особенности басни?

·         Аллегорческая форма

·         Сатирическое изображение

·         Герои – животные

·         Диалог

·         Афористичность

     *Слово учителя

     - На планете Земля проживает большое количество людей. Жизнь у них разная, каждый выбирает свой путь, свою судьбу. Как нет одинаковых цветков, птиц, животных, так и одинаковых людей нет. Каждый человек индивидуален, имеет свой характер, стиль поведения.

     - Несмотря на то, что вы учитесь в одном классе, вы все совершенно разные. Есть только одна маленькая ниточка. Которая связывает не только вас, но и остальных людей. Эту ниточку можно назвать «Отношение к порокам».

     *Словарная работ

     - Что такое порок?

     - К слову порок можно подобрать синоним: порок – недостаток.

     - Как вы думаете, какие пороки бывают?

     - Во многих баснях Крылова практически каждый герой имеет свой недостаток. На необходимо выяснить, какие пороки присущи героям басни «Свинья под Дубом». Также определим, как сам Крылов относится к порокам.

     *Аналих художественного произведения.

     * Прослушивание басни «Свинья под дубом» (учащиеся слушают + читают в учебнике басню).

     *Эвристическая беседа.

     - Понравилась ли вам басня?

     - Кто является главными героям басни?

    - Найдите в басни строчки, которые описывают действия Свиньи.

(«…наелась желуде досыта, до отвала; … и рылом подрывать у Дуба корни стала»)

     - Для чего Свинья подрывала у Дуба корни? (искала желуди)

     - Найдите в басне слова, которые говорит Ворон Свинье.

     - Вняла ли словам Ворона Свинья? Что она ответила Ворону?

    - Как вы думаете, какая Свинья? (жадная, слайд №8)

     - Но знала ли свинья, что желуди растут на Дубе, и если Дуб погибнет, то желудей не будет? Как вы думаете, о какой черте характера Свиньи это говорит? (невежестве)

     - Какая Свинья? (жадная, невежественная)

     - Нравится ли она вам? А как относится к ней автор?

     - В басне И.А. Крылов не столько высмеивает Свинью, сколько осуждает ее пороки, недостатки.

     - Найдите мораль басни. Прочитайте ее.

     - Как вы понимаете эту мораль? Чему учит нас басня? Можно ли быть жадными, невежественными в нашей жизни?

     - Если бы вам предложили сыграть в этой басне, какую. Роль вы бы сыграли? Ответ запишите в тетради. (данный методический прием проверяет личностные качества характера учащихся)

 

     IV.Закрепление полученных знаний.

    - Что нового на уроке об И.А. Крылове вы узнали?

     - Что такое басня? Каковы ее особенности?

     - О чем басня «Свинья под Дубом»? Чему учит нас эта басня?

     - Надеюсь, что басня И.А. Крылова приоткрыла занавесу на некоторые пороки людей. Вы поняли, что такие пороки как жадность, невежество – отрицательные черты характера. И я надеюсь, что эти пороки никогда не затронут вашей души.

 

     V.Объявление домашнего задания.

    Выучить басню. Нарисовать к басне иллюстрацию.

 

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г

I. Организационный момент

I. Организационный момент

Пушкин писал: «После бунта Ив.

Пушкин писал: «После бунта Ив.

Что такое басня? Каковы ее особенности? -

Что такое басня? Каковы ее особенности? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2023