Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Сердобска
Конспект урока по литературному краеведению.
И.А.Крылов и Пензенский край. Басня «Свинья под дубом».
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок, который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения работать.
II. Актуализация знаний.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
- О каком писателе говорится в стихотворении советского поэта М. Исаковского?
- С сегодняшнего урока мы с вами начнем изучение русской литературы XIX века, которую называют Золотой литературой. На итоговом уроке мы с вами должны ответить на вопрос: почему XIX век литературы называется Золотым?
- Золотой век литературы мы начнем с изучения произведений великого русского баснописца. Вы верно определили, что это И.А. Крылов. (запись темы в тетради, объявление цели и задач урока).
- Прочитайте еще раз стихотворение М. Исаковского об И.А. Крылове. Согласны ли вы с его словами?
- Почему крыловские слова названы «крылатыми»?
*Викторина по проверке знаний учащимися о баснях И.А. Крылова 1. Продолжите крылатые слова:
· Ты все пела? Это дело… (Так поди же попляши)
· А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь)
· Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он Кукушку).
2. Из каких басен эти строки?
· Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и Ягненок»)
· Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона! («Слон и Моська»)
III.Этап усвоения новых знаний.
*Знакомство с биографией И.А. Крылова (учебник); эвристическая беседа.
- Когда, где и в какой семье родился И.А. Крылов?
- Современником каких исторических событий был И.А. Крылов?
С пензенским краем писателя связал князь Сергей Фёдорович Голицын, который, попав в опалу в 1797 году и вынужденный удалиться из Петербурга в своё имение Зубрилово, прихватил с собой в качестве секретаря и учителя своих детей Крылова. Кроме сыновей князя Иван Андреевич преподавал русский язык и словесность ещё и сыну будущего губернатора Пензы Филиппу Вигелю, а также дочери писателя П. И. Сумарокова Маше, которые в то время жили в имении. В последствии Ф. Ф. Вигель писал о своём учителе, что в нём «были положены зародыши всех талантов, всех искусств. Природа сказала ему: выбирай любое, и он начал пользоваться её богатыми дарами, сделался поэт, хороший музыкант, математик…» . Поэт пробыл В Зубрилове всего несколько месяцев, осенью того же 1797 он переехал в село Казацкое близ Киева, где находилось другое имение Голициных. Но несколько пензенских месяцев остались в воспоминаниях Ивана Андреевича и его творчестве. Есть предположения, что именно в Зубрилове были написаны ода «Уединение» , стихотворения «На случай грозы в деревне» и «К спящему дитяти» , а также басня «Свинья под дубом».
Во время Пугачевского восстания отец будущего писателя служил помощником коменданта Яицкой крепости в приуральских степях. Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не погибли: Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург. Вскоре последовала многомесячная осада Оренбурга. Об опасности пребывания в городе, о голоде, который испытали жители, позже Крылов рассказывал А.С. Пушкину. Позже Пушкин писал: «После бунта Ив. Крылов возвратился в Яицкий городок, где завелась игра в пугачевщину. Дети разделились на две стороны: городовую и бунтовскую, и драки были значительные, Крылов, как сын капитанский, был предводителем одной из сторон…» Игра кончилась, но Крылов всю свою жизнь оставался заводилой, забиякой и драчуном. Только его боевой силой сделались не кулаки, а острое меткое слово. Это острое меткое слово выразилось и определилось в таком жанре как басня.
*Словарная работа .
Басня – небольшой стихотворный рассказ, в котором дается нравоучительное сатирическое содержание.
- Каковы особенности басни?
· Аллегорческая форма
· Сатирическое изображение
· Герои – животные
· Диалог
· Афористичность
*Слово учителя
- На планете Земля проживает большое количество людей. Жизнь у них разная, каждый выбирает свой путь, свою судьбу. Как нет одинаковых цветков, птиц, животных, так и одинаковых людей нет. Каждый человек индивидуален, имеет свой характер, стиль поведения.
- Несмотря на то, что вы учитесь в одном классе, вы все совершенно разные. Есть только одна маленькая ниточка. Которая связывает не только вас, но и остальных людей. Эту ниточку можно назвать «Отношение к порокам».
*Словарная работ
- Что такое порок?
- К слову порок можно подобрать синоним: порок – недостаток.
- Как вы думаете, какие пороки бывают?
- Во многих баснях Крылова практически каждый герой имеет свой недостаток. На необходимо выяснить, какие пороки присущи героям басни «Свинья под Дубом». Также определим, как сам Крылов относится к порокам.
*Аналих художественного произведения.
* Прослушивание басни «Свинья под дубом» (учащиеся слушают + читают в учебнике басню).
*Эвристическая беседа.
- Понравилась ли вам басня?
- Кто является главными героям басни?
- Найдите в басни строчки, которые описывают действия Свиньи.
(«…наелась желуде досыта, до отвала; … и рылом подрывать у Дуба корни стала»)
- Для чего Свинья подрывала у Дуба корни? (искала желуди)
- Найдите в басне слова, которые говорит Ворон Свинье.
- Вняла ли словам Ворона Свинья? Что она ответила Ворону?
- Как вы думаете, какая Свинья? (жадная, слайд №8)
- Но знала ли свинья, что желуди растут на Дубе, и если Дуб погибнет, то желудей не будет? Как вы думаете, о какой черте характера Свиньи это говорит? (невежестве)
- Какая Свинья? (жадная, невежественная)
- Нравится ли она вам? А как относится к ней автор?
- В басне И.А. Крылов не столько высмеивает Свинью, сколько осуждает ее пороки, недостатки.
- Найдите мораль басни. Прочитайте ее.
- Как вы понимаете эту мораль? Чему учит нас басня? Можно ли быть жадными, невежественными в нашей жизни?
- Если бы вам предложили сыграть в этой басне, какую. Роль вы бы сыграли? Ответ запишите в тетради. (данный методический прием проверяет личностные качества характера учащихся)
IV.Закрепление полученных знаний.
- Что нового на уроке об И.А. Крылове вы узнали?
- Что такое басня? Каковы ее особенности?
- О чем басня «Свинья под Дубом»? Чему учит нас эта басня?
- Надеюсь, что басня И.А. Крылова приоткрыла занавесу на некоторые пороки людей. Вы поняли, что такие пороки как жадность, невежество – отрицательные черты характера. И я надеюсь, что эти пороки никогда не затронут вашей души.
V.Объявление домашнего задания.
Выучить басню. Нарисовать к басне иллюстрацию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.