ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ-
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц |
Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного
образования; осознают ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: таблицы, стихотворение |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося |
Формируемые способы деятельности |
|||||||
I. Повторение пройденного материала. 1. Работа с таблицей |
См. Ресурсный материал |
Выполняют задание по таблице: вставляют пропущенные буквы, объясняют выбор написания |
Используют таблицу для решения учебно-практических задач |
|||||||
2. Работа с текстом |
– Рассмотрите предложения. Ну, право, взял бы Никиту. Богом тебя прошу. Вот как банный лист пристала. Ну куда я его возьму. –
Найдите в тексте повествовательное, побудительное – Расставьте нужные знаки препинания. Как вы поняли, что перед вами диалог? – Найдите и подчеркните фразеологизм. Объясните его значение. Сделайте морфемный разбор слова пристала |
Выполняют задания. Отвечают на вопрос. Объясняют значение фразеологизма |
Владеют способами конструктивного взаимодействия. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
|||||||
II. Постановка учебной задачи |
Сообщает тему, цели урока |
Внимательно слушают |
Принимают и сохраняют учебные задачи |
|||||||
III. Работа по теме урока. 1. Игра «Не спутай кармашки» |
Предлагает разложить данные слова по кармашкам.
Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный. |
Выполняют задание |
Используют таблицу для решения учебно-практических задач. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Осуществляют логические операции |
|||||||
– Что общего у всех этих слов? – Назовите четыре значения приставки – Рассмотрите таблицу на с. 111 учебника и сформули- руйте правило о написании приставки Сравните его с правилом в учебнике на с. 112 |
Отвечают на вопросы |
|||||||||
2. Выполнение |
– Догадайтесь, какое слово с приставкой или соответствует каждому словосочетанию. Запишите его. Пуговицу к пальто, участок рядом со школой, чуть-чуть открыть, край у моря, гвоздь к стене, очень красивый, на самолете в Сочи, нарушитель закона |
Выполняют задание |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
|||||||
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
– Сейчас я прочитаю стихотворение. (См. Ресурсный материал.) Ваша задача – назвать приставку или когда я подниму руку. Домашнее задание: придумать предложение со словами, начинающимися на приставки и и записать на отдельном листе (пропустить гласные в приставках); упражнение 202 |
Выполняют задание. Записывают задания, задают уточняющие вопросы |
Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Осуществляют поиск средств их решения |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Гласные после приставок |
и |
ы |
Слова |
||
Раз..скивать |
||
Сверх..дейный |
||
Без..скусный |
||
Сверх..нтересный |
||
С..грать |
||
Меж..нститутский |
||
Под..грать |
Стихотворение
При- или пре-, пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно,
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется при- обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-.
Предлинный достанет с крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой –
Пре- мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным – дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.