Конспект логопедического занятия в 1 классе. Дифференциация А-О

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект логопедического занятия 1 класс. Кинетически сходные буквы А-О. Смешение букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные "описки". Такие ошибки могут повлечь снижение качества не только письма, но и чтения. Работа по дифференциации кинетически сходных букв А-О предоставлена в данном конспекте.
Иконка файла материала А-О 1 кл.doc

Конспект занятия

1 класс

                         Исмагилова Ирина Александровна 

                         учитель – логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ

Тема. Дифференциация  а — о.

Цель: дифференцировать гласные звуки [а]— [о] и строчные буквы а, о.

Задачи:

Обучающие:

- Учить обобщать и закреплять знания детей о звуках [а]— [о];

 - Учить различать звуки на слух, по артикуляции;

- Учить выделять звуки из ряда гласных, слогов, слов;

- Вырабатывать чёткую кинему каждой из дифференцируемых букв;

- Закреплять соотношение фонемы, графемы, кинемы звуков и строчных букв о-а.

Развивающие:  

- Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание;

- Развивать буквенный гнозис;

- Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- Развивать пространственную ориентировку.

- Развивать мелкую моторику.

Коррекционные:

- Коррегировать фонематические процессы;

Формирование УУД:

Личностные:

- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД:

- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;

- работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

Коммуникативные УУД:

- внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

- понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- слушать собеседника.

 

Оборудование: предметные картинки с изображением облака, аиста; карточки с рукописными строчными буквами о, а; индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Логопед: Сядьте те дети, в чьем имени 1 слог,... 2 слога,... 3 слога...

II. Объявление темы и цели урока

1.Развитие навыков фонематического восприятия, анализа

Логопед: Сегодня на уроке мы будем сравнивать, узнавать звуки и буквы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки. Первые звуки и буквы отгадок и будут сегодня нашими гостями.

Белая вата плывет куда-то. (Облако)

 

На избушке живет,

 Лягушка счет ведет. (Аист)

 

Логопед выставляет картинки с изображением облака и аиста.

Логопед:  Догадались, кто сегодня у нас гостит? (Звуки и буквы о, а.).

Дети отвечают.

– Правильно. Сегодня мы будем слушать, узнавать, различать звуки и буквы а и о.

2. Уточнение и дифференциация артикуляции звуков

Логопед: Внимательно посмотрите друг на друга и произнесите звук [о]. Что вы видите? (Губы в виде овала)

– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)

– Теперь произнесите звук [а].  Что вы видите? (Губы в виде большого круга).

– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)

– Если воздух проходит свободно, без преград, то какие эти звуки?  (Гласные).

3. Дифференциация звуков, произнесенных изолированно

Логопед: Давайте поиграем в игру «Угадайка». Я буду произносить без голоса звуки [а] и [о], а вы угадывайте, что я говорю:

– а, о, ао, аоа, оао, аоао, ооао, аоао, оаоо

Дети произносят звуки хором.

4. Дифференциация звуков в ряду других гласных, слогах, словах.

Логопед раздает детям кружки красного и желтого цвета.

Логопед: Если вы услышите звук [а], то поднимите красный кружок, если звук [о] - желтый.

А, и, о, у, э, ы, а, о, и, а.

Логопед: Звуки спрятались от вас в слоги. Поднимите красный кружок, если звук [о] - желтый.

па, ор, са, до, ап, по, ра, да

– А теперь ищите звуки [а], [о]  в словах. Поднимите красный кружок, если звук [о] - желтый.

мак, дом, нос, кран, мост, слива, стол, ножницы, краски, школа.

5. Уточнение элементов строчных букв а и о.  Отработка навыка кинетического образа букв. Дифференциация этих букв.

Логопед: Звуки вы хорошо слышите и различаете. А буквы хорошо различаете? Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

– Из каких элементов состоит строчная буква о? а?

Логопед  показывает карточки с рукописными строчными буквами а и о. (Буква о состоит из одного элемента – овала.  Буква а состоит из двух элементов – овала и наклонной линии с закруглением внизу вправо).

– Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).

– Чем отличаются эти буквы? (Наклонной линией с закруглением внизу вправо. У буквы о ее нет, а у буквы а он есть).

Логопед: обведите буквы о, а по контуру. Логопед раздает детям карточки с контурным изображением букв.

            

- А теперь выложим эти буквы из фасоли (дети выкладывают на карточках буквы из фасоли).

Логопед:

Дети выполняют индивидуально задания на карточках.

Логопед: Молодцы, ребята. Все справились с заданием.

Логопед раздает таблицу со строчными буквами о, а.

- Посчитай, каких букв в таблице больше? Сколько букв а, о  слева, справа? В верхнем ряду, в нижнем, в среднем?

Дети отвечают.

6. Физкультминутка

– Буквы предлагают немного потанцевать.

Посмотри на букву а

 Топни правая нога!

 Посмотри на букву о

 Наши руки высоко!

Логопед  показывает соответствующее движение.

– Готовы? Слушайте, какую букву я назову, и показывайте движение.

Педагог называет звуки [o] и [a] по очереди.

 Дети показывают движения.

7. Развитие буквенного гнозиса и кинетического образа буквы.

Логопед: Наши буквы такие забавные. Они спрятались от нас, замаскировались в картинки! На карточках найдите буквы а и о и обведите их по контуру.

Дети работают индивидуально на местах.

Проверка: Какая буква спряталась на каждой картинке?

Дети отвечают.

Логопед:

- А теперь преврати эти буквы в букву а:

г , и , л , о , п , с

Логопед раздает детям карточки с буквами для самостоятельного выполнения.

8. Соотношение буквы и звука в словах.

Слуховой диктант.

Логопед: Сейчас буквы хотят посмотреть, какие вы внимательные, не пропустите ли вы случайно букву? Напишите только одну букву о или а, какая встречается в слове.

Слова: танец, крот, брат, енот, гром, врач, диктант, желток, глобус, кусочек, прозвище, ледяной, эскимо, ткань, чемпион.

Дети записывают в тетради буквы о, а. А затем один из учеников записывает правильную последовательность букв.

Логопед: Вы молодцы!

9. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Логопед: А теперь послушайте слова. Из каждого слова выделите только последний звук и запиши в тетрадь через запятую.

Слова: кенгуру, зерно, дом, перо, домино, сон, кольцо, коньки, пальто, палец, молоко, лейка.

- Вычеркни все буквы о. Какое слово получилось из оставшихся букв?  (умница).

- Какая буква занятия встречается в этом слове (а). Подчеркните ее красным карандашом.

Логопед раздает детям карточку со следующим заданием.

- а теперь возьмите карандаш и соедините буквы, рисуя звезду.

- Какое слово у вас получилось? (астра). Запишите его в тетрадь. Какие буквы занятия в нем встречаются? Подчеркните их красным карандашом.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы все сегодня старались.

III. Итог занятия

– Какие звуки и буквы мы различали сегодня?

 – Какие задания урока вам понравились больше всего?

 – В каких заданиях вы испытали затруднения?

 – Как справились с этими трудностями?

 – Какие задания вам хотелось бы повторить, для лучшего закрепления знаний?


Скачано с www.znanio.ru