Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
141091, М.о., г.о. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Горького, д.16
Конспект логопедического занятия по развитию речи и профориентации на тему «Профессии»
конспект разработал:
учитель-логопед Махова А.С
Королев, 2024
Конспект логопедического занятия на тему «Профессии»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Лексико-грамматическая тема: «Профессии»
Цель педагогической деятельности: активизировать и расширять словарь детей по лексико–грамматической теме «Профессии».
Задачи педагогической деятельности:
1. формировать умение составлять полный, последовательный рассказ о профессиях с помощью мнемотехники;
2. практически употреблять словосочетания с однородными членами предложения; согласовывать существительными с числительными (один, два, пять);
3. работать с деформированной фразой;
4. развивать связную монологическую речь, словарный запас, слуховую и зрительную память, внимание, восприятие, речевой слух, логическое мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторики, координацию речи с движением, тактильные ощущения, творческое воображение;
5. воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, ответственность, интерес к познавательной деятельности.
Методы и приёмы: вопросы, беседа, указание, уточнение, исправление, подсказка, поощрение, художественное слово, образец речи, отражённая речь, дидактическая игра, показ, рассматривание, практические действия.
Оборудование: натуральные объекты, картинки по теме, картинно-графический план к составлению описательного рассказа, мяч, сундучок, карточки с цифрами.
Организационный момент.
«Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, друг другу. А для успешной работы нам необходимо на уроке внимательно слушать педагога, думать и правильно отвечать на вопросы. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. Итак, чтобы построить забор, вылечиться от простуды, приготовить вкусный обед– нужно иметь массу различных инструментов и уметь многое выполнять, приложить много сил и быть мастером своего дела, т.е. иметь профессию. Именно о профессиях мы сейчас и поговорим»!
2
Мишка: Здравствуйте дети, меня зовут Тишка. Я очень
рад, что зашел к вам в гости. Я собираюсь поехать в увлекательное путешествие
по «Городу профессий», для того, чтобы еще больше узнать о профессиях и лучше
запомнить их названия. Я очень хочу, чтобы вы поехали со мной. Говорят, что
там много станций с заданиями, и я боюсь, что один я не справлюсь!! Помогите
мне, пожалуйста!
Логопед: Дети, мы поможем Тишке?
Дети: Да
М: А вот на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, разгадав мою загадку.
3
Что за чудо – длинный дом.
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
М: Правильно, мы поедем на автобусе. Ребята, наше путешествие будет не простое,
нас ждет много нового и интересного. Вместе нам предстоит пройти 5 станций.
(М. предлагает детям сесть в автобус.) Ну что ребята, поехали?
4
М: Да-а-а!
( музыка, дети сидят на стульчиках).
(1)Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим
Всё глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
М: Ребята, мы подъехали к первой станции, которая называется «Отгадай-ка». (Л. загадывает загадки и показывает картинку-отгадку).
5
1.Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
6
2. Кто в дни болезней всех полезней
и лечит нас от всех болезней? (Врач)
7
3.У него товаров горы -
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мед -
Все он людям продает. (Продавец)
8
4.Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. (Cтроители)
9
5.Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер)
10
М: Молодцы, справились с заданием, поехали дальше.
( музыка мы едем, едем, едем в далекие
края)
16
М: Ребята, а теперь мы подъехали ко второй станции, которая называется
«Делай - ка». Тут нам предстоит узнать, кто, что делает. Давайте, я вам
расскажу, а вы это запомните, а потом за мной повторите.
17повар ( что делает?) – режет, мешает, пробует, готовит;
18продавец ( что делает?) –
предлагает, взвешивает, собирает, пробивает;
19строитель ( что делает?) –
красит, строит, клеит, прибивает;
20врач ( что делает?) –
слушает, смотрит, назначает, дает;
21парикмахер ( что делает?) –
расчесывает, стрижет, сушит, причесывает.
27( Музыка мы едем, едем, едем в далекие края).
28М: Ребята, а теперь мы подъехали к третьей станции, которая называется «Потеряшка».
Л: Люди разных профессий используют разные предметы для своей работы. У меня есть «чудесный сундучок», в котором таких предметов много. Я предлагаю каждому, по очереди, посмотреть что там, и определить, кому это нужно. А чтобы сундучок открылся, нужно сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок»!
29
(Дети по очереди подходят).
повар –нож,
ложка, кастрюля, плита;
продавец – весы, пакет, касса, продукты;
строитель –кисточка,кирпичи, клей, молоток;
врач – фонендоскоп, шпатель, справка, лекарства;
парикмахер - фен, расческа, резинки, ножницы.
30
Л: Молодцы ребята, с этим заданием вы тоже справились. А теперь немножко отдохнем и вместе сделаем гимнастику для наших пальчиков.
Л:Профессии разные есть, (ритмично сжимают – разжимают кулаки)
Все сразу не перечесть:
Доктор лечит людей, (поочередно загибают пальцы на правой руке на каждое название профессии)
Учитель учит детей,
Повар готовит обед,
Пожарных смелее нет,
Строитель построит нам дом: (сводят руки над головой – «крыша»)
Все дружно жить будем в нем.
Стены покрасит маляр, (поочередно загибают пальцы на левой руке)
Сантехник починит кран,
Электрик включит нам свет,
Плотник постелет паркет
А если ты хочешь все знать, (дотрагиваются указательным пальцем до лба) Ученым тебе надо стать.
Л: Молодцы! У вас у всех все правильно получилось. Теперь можно ехать дальше.
31( Музыка мы едем, едем, едем в далекие края).
М: Ребята, а теперь мы подъехали к четвертой станции, которая называется «Посчитай - ка».
32
Л: Вот Мастера нас тут встречают,
В большой город приглашают.
Вместе с ними туда войдем,
Быстренько считать начнем.
33
Л: Я возьму мячик и покажу как надо выполнять это задание, а потом каждый из вас повториттоже самое.
(Подкидывает мяч и говорит 1 повар – 2
повара - 5 поваров).
1 продавец – 2 продавца – 5 продавцов
1 строитель – 2 строителя -5 строителей
1 врач- 2 врача -5 врачей
1 парикмахер – 2 парикмахера – 5 парикмахеров
М: Ну как, ребята, понравилось играть с мячом?
Д: Да-а-а!
34
М: Тогда поехали дальше. У нас с вами осталась последняя станция.
( Музыка мы едем, едем, едем в далекие края).
М: Ребята, мы подъехали к пятой станции, которая называется «Помечтай-ка»
35
Л: Ребята, на земле много профессий. Все профессии нужны, все профессии важны. Сейчас мы с вами скажем пару предложений нашим гостям и мастерам города профессий про те профессии, которые сегодня мы узнали. Сейчас я вам покажу, как это делать.
36
Это строитель. Это профессия. Строитель строит, красит, клеит, прибивает. Ему для этого нужны кисточка, кирпичи, клей, молоток. Эта профессия важна.
Л: Давайте кто-нибудь из вас расскажет мне про повара, продавца, врача, парикмахера.
М: Здорово, ну а теперь нам надо возвращаться. Поехали?
37
(Дети садятся на стульчики).
( Музыка мы едем, едем, едем в далекие края).
Итог занятия:
Л: Ребята, вот мы и вернулись. Вам понравилось путешествие?
38
Д: да-а-а.
М: Где мы с вами сегодня путешествовали?
Д: Мы путешествовали по Городу профессий.
М: А что вам больше всего понравилось?
Л:А вы кем хотите стать, когда подрастете? Ребята спасибо вам за старание, вы сегодня молодцы! Давайте попрощаемся с Мшкой и скажем спасибо, что он пригласил нас посетить город профессий!
39
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.