Цикл логопедических занятий для детей с системным недоразвитием речи (16 занятий)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспекты занятий
Иконка файла материала конспекты СНР.docx

Автор-разработчик:

Учитель-логопед

Токарева Анна Сергеевна

Цикл логопедических занятий для детей

с системным недоразвитием речи (16 занятий)

Занятие 1. Развитие артикуляционной моторики

Цель: развитие артикуляционной моторики, подготовка речевого аппарата к постановке звуков.
Оборудование: зеркало, картинки с артикуляционными упражнениями, мячик, пуговицы.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    Логопед здоровается с детьми, предлагает улыбнуться и повторить: «Здравствуйте, улыбнитесь, будем вместе заниматься!»

2.     Разминка (3 мин)

o    Дыхательное упражнение «Подуем на перышко».

3.     Основная часть (15 мин)

o    Артикуляционные упражнения:

§  «Часики» – покачивание языком из стороны в сторону.

§  «Лошадка» – цоканье языком.

§  «Грибок» – язык присасывается к небу.

§  «Трубочка» – вытянуть губы вперед.

o    Игра «Улыбка – хоботок» – по команде меняем положение губ.

o    Упражнение с мячиком: перекатывание мячика языком по небу.

4.     Закрепление (игра) (5 мин)

o    Игра «Логопедическое эхо» – дети повторяют за логопедом движения языком.

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Что тебе больше всего понравилось?»


 

Занятие 2. Развитие фонематического слуха

Цель: развитие слухового внимания и способности различать звуки.
Оборудование: музыкальные инструменты, карточки с изображениями предметов.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    Приветствие в рифме: «Ладошки хлоп, ножки топ, занятие началось!»

2.     Разминка (игра «Где звук?») (3 мин)

o    Логопед хлопает, дети показывают, откуда идет звук.

3.     Основная часть (15 мин)

o    Игра «Угадай, что звучит?» (колокольчик, барабан, шуршание бумаги).

o    Игра «Назови первый звук» – ребенок называет первый звук в слове.

o    Упражнение «Где спрятался звук?» – логопед называет слова, дети хлопают, когда слышат заданный звук.

4.     Закрепление (5 мин)

o    Подбор картинок на заданный звук.

5.     Рефлексия (2 мин)

o    Обсуждение, какие звуки детям понравились больше всего.


 

Занятие 3. Обогащение словаря (фрукты, овощи)

Цель: формирование лексико-грамматических категорий, развитие словарного запаса.
Оборудование: картинки с изображением фруктов и овощей, игрушечные овощи и фрукты.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    Логопед здоровается и предлагает загадку: «Растут на грядке, бывают сладкие и кислые…» (овощи и фрукты).

2.     Разминка (игра «Назови лишнее») (3 мин)

o    Логопед называет слова: «яблоко, груша, трактор, слива» – дети определяют лишнее.

3.     Основная часть (15 мин)

o    Игра «Что из чего?» – из чего делают сок, варенье, пюре?

o    «Угадай по описанию» – логопед описывает фрукт/овощ, дети угадывают.

o    Сортировка: «Разложи фрукты в одну корзину, овощи – в другую».

4.     Закрепление (5 мин)

o    Составление предложений: «Я люблю…», «Я сегодня ел…».

5.     Рефлексия (2 мин)

o    Вопрос: «Какой твой любимый фрукт?»


 

Занятие 4. Дифференциация звуков [С] – [Ш]

Цель: развитие правильного произношения свистящих и шипящих звуков.
Оборудование: картинки с изображением слов на [С] и [Ш], карточки с буквами.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    «Кто произнесет самый длинный “Сссссссс…”?»

2.     Разминка (игра «Повтори за мной») (3 мин)

o    Дети повторяют слоги: «са-ша», «су-шу», «со-шо».

3.     Основная часть (15 мин)

o    Игра «Кто быстрее назовет слова на [С] и [Ш]».

o    Игра «Исправь ошибку»: логопед называет слова с ошибкой, дети исправляют.

o    Дидактическое задание: «Разложи картинки по звукам».

4.     Закрепление (5 мин)

o    Раскрашивание картинок с предметами на [С] и [Ш].

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Какие слова запомнились лучше всего?»


 

Занятие 5. Развитие мелкой моторики (игры с пальчиками)

Цель: укрепление мышц рук и пальцев, развитие координации движений.
Оборудование: счетные палочки, пуговицы, прищепки, пластилин.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    Игра «Поздоровайся пальчиками» (друг с другом, с ладошками, с носиком).

2.     Разминка (пальчиковая гимнастика) (3 мин)

o    «Сорока-белобока» (массаж пальчиков).

3.     Основная часть (15 мин)

o    Игра «Собери бусы» – нанизывание пуговиц.

o    «Построим домик» – складывание палочек в определенный узор.

o    Работа с пластилином: лепка фигур.

4.     Закрепление (5 мин)

o    «Чей домик выше?» – складывание башенок из кубиков.

5.     Рефлексия (2 мин)

o    Вопрос: «Что тебе понравилось лепить?»


 

Занятие 6. Развитие связной речи (составление рассказа по картинке)

Цель: развитие умения составлять связные высказывания.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    «Давайте поприветствуем друг друга загадкой!»

2.     Разминка (игра «Что сначала, что потом?») (3 мин)

o    Дети расставляют картинки по порядку.

3.     Основная часть (15 мин)

o    Составление рассказа по серии картинок.

o    Ответы на вопросы логопеда по картинке.

o    Упражнение «Продолжи рассказ» – дети добавляют фрагменты к истории.

4.     Закрепление (5 мин)

o    Разыгрывание сценки по рассказу.

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Что было самым интересным?»


 

Занятие 7. Звукопроизношение [Р] (автоматизация в слогах и словах)

Цель: постановка и закрепление звука [Р].
Оборудование: картинки со словами, логопедическое зеркало.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    «Давайте поприветствуем друг друга громко, как лев: Р-р-р!»

2.     Разминка (дыхательное упражнение «Рычащий мотор») (3 мин)

o    Имитация звука мотора: «Др-р-р».

3.     Основная часть (15 мин)

o    Повторение слогов: «Ра-ро-ру», «Ар-ор-ур».

o    Игра «Где спрятался Р?» – поиск звука в словах.

o    Чтение коротких стихотворений с [Р].

4.     Закрепление (5 мин)

o    Раскрашивание картинок с предметами на [Р].

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Какой звук мы учили сегодня?»


 

Занятие 8. Развитие грамматического строя речи (единственное и множественное число)

Цель: формирование умения правильно изменять слова по числу.
Оборудование: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    «Один – хлопок, много – два хлопка!»

2.     Разминка (игра «Назови пару») (3 мин)

o    Логопед показывает картинку (яблоко – яблоки), дети называют пары.

3.     Основная часть (15 мин)

o    Игра «Добавь слово»: «один мяч – много… (мячей)».

o    Составление предложений с разными формами слов.

o    Сюжетная игра «В магазине» – дети покупают предметы и называют их в нужной форме.

4.     Закрепление (5 мин)

o    Раскрашивание предметов и подписание их в единственном и множественном числе.

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Какие слова тебе запомнились?»


 

Занятие 9. Развитие фонематического слуха (различение звуков [С] и [Ш])

Цель: формирование способности различать звуки [С] и [Ш] на слух и в произношении.
Оборудование: картинки с изображением предметов, карточки с буквами, логопедическое зеркало.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    «Превращаемся в ветер (с-с-с) и шуршащие листья (ш-ш-ш)».

2.     Разминка (дыхательное упражнение «Шипящий змей») (3 мин)

o    Дети шипят, как змея, затем свистят, как ветер.

3.     Основная часть (15 мин)

o    Игра «Скажи, где звук» – дети определяют, есть ли звук [С] или [Ш] в слове.

o    Повторение слов и слогов (са-ша, си-ши).

o    Работа с картинками: разделение предметов на группы ([С] – солнце, суп; [Ш] – шапка, шишка).

4.     Закрепление (5 мин)

o    Подбор рифмы: «Мышка – … (шишка)».

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Какой звук тебе было сложнее найти?»


 

Занятие 10. Развитие лексики (тема: «Одежда»)

Цель: расширение словарного запаса по теме «Одежда».
Оборудование: картинки с одеждой, игрушечные предметы.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    Игра «Что мы надеваем утром?» (дети перечисляют предметы одежды).

2.     Разминка (игра «Назови ласково») (3 мин)

o    Пальто – пальтишко, шапка – шапочка.

3.     Основная часть (15 мин)

o    Рассматривание картинок, обсуждение (какие бывают виды одежды, когда носят).

o    Игра «Наряди куклу» – выбор подходящей одежды по сезону.

o    Игра «Купи одежду» – дети называют предмет и его описание.

4.     Закрепление (5 мин)

o    Игра «Что изменилось?» – убрать/добавить предмет одежды на картинке.

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Какая одежда тебе больше всего нравится?»


 

Занятие 11. Развитие грамматического строя речи (предлоги «на», «под», «в»)

Цель: формирование правильного употребления предлогов.
Оборудование: игрушки, коробки, стол, картинки с действиями.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    «Куда спрятался мишка?» – дети отвечают с использованием предлогов.

2.     Разминка (двигательная игра «Повтори движение») (3 мин)

o    Логопед показывает действие: кладет мяч «на» стул, «в» коробку, дети повторяют.

3.     Основная часть (15 мин)

o    Работа с игрушками: дети располагают предметы по инструкциям логопеда.

o    Игра «Помоги зайчику» – ребенок кладет предметы в нужное место.

o    Развитие речи: составление предложений («Машина стоит под столом»).

4.     Закрепление (5 мин)

o    Разукрашивание картинок, где надо обвести предмет, находящийся «в», «на» или «под».

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Какой предлог ты запомнил лучше?»


 

Занятие 12. Развитие связной речи (сказка «Теремок»)

Цель: развитие навыков пересказа и драматизации.
Оборудование: игрушки-персонажи, иллюстрации.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    «Кто живет в теремке?» – загадывание загадок о персонажах.

2.     Разминка (игра «Назови героя») (3 мин)

o    Логопед описывает персонажа, дети угадывают.

3.     Основная часть (15 мин)

o    Чтение сказки с показом картинок.

o    Ответы на вопросы (кто пришел первым? Кто разрушил теремок?).

o    Разыгрывание сказки с игрушками.

4.     Закрепление (5 мин)

o    Дети пробуют рассказать сказку по картинкам.

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Какого героя ты хотел бы сыграть?»


 

Занятие 13. Развитие фонематического слуха (различение звуков [Р] и [Л])

Цель: формирование способности различать звуки [Р] и [Л] в словах.
Оборудование: картинки с предметами, логопедическое зеркало, карточки с буквами.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    «Превращаемся в львов (р-р-р) и лягушек (ла-ла-ла)».

2.     Разминка (артикуляционная гимнастика) (3 мин)

o    Упражнение «Моторчик» (дрожащий язык) для [Р].

o    Упражнение «Лопатка» для [Л].

3.     Основная часть (15 мин)

o    Игра «Скажи, где звук?» – дети определяют, есть ли в слове [Р] или [Л].

o    Повторение слогов (ра-ла, ру-лу).

o    Подбор слов с [Р] и [Л] по картинкам.

4.     Закрепление (5 мин)

o    Игра «Исправь ошибку» – логопед намеренно путает звуки, дети исправляют.

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Какой звук тебе легче произносить?»


 

Занятие 14. Развитие лексики (тема: «Фрукты и овощи»)

Цель: расширение словарного запаса по теме.
Оборудование: муляжи фруктов и овощей, картинки, раскраски.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    Загадки про овощи и фрукты.

2.     Разминка (игра «Скажи наоборот») (3 мин)

o    Кислый – … (сладкий), большой – … (маленький).

3.     Основная часть (15 мин)

o    Рассматривание муляжей и картинок.

o    Игра «Что в корзине?» – логопед описывает фрукт или овощ, дети угадывают.

o    Дидактическая игра «Где растет?» (на дереве, в земле).

4.     Закрепление (5 мин)

o    Раскрашивание овощей и фруктов.

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Какой фрукт ты любишь больше всего?»


 

Занятие 15. Развитие грамматического строя речи (единственное и множественное число)

Цель: формирование умения правильно изменять слова по числу.
Оборудование: картинки с предметами в единственном и множественном числе, игрушки.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    Игра «Один – много» (яблоко – яблоки).

2.     Разминка (игра «Закончи слово») (3 мин)

o    Логопед называет начало слова, ребенок заканчивает (кот – коты).

3.     Основная часть (15 мин)

o    Игра «Чего больше?» – дети называют предметы во множественном числе.

o    Составление предложений (На столе лежит … (карандаш). На столе лежат … (карандаши)).

o    Работа с картинками (обвести предметы, где их много).

4.     Закрепление (5 мин)

o    Игра «Исправь ошибку» (логопед специально делает ошибки в числе, ребенок исправляет).

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Какое слово тебе понравилось изменять?»


 

Занятие 16. Развитие связной речи (составление рассказа по картинке)

Цель: развитие навыков описания изображений.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход занятия:

1.     Приветствие (2 мин)

o    «Что здесь нарисовано?» – дети кратко описывают картинку.

2.     Разминка (игра «Назови три слова») (3 мин)

o    Логопед называет слово, ребенок подбирает три связанных слова (лес – деревья, грибы, белка).

3.     Основная часть (15 мин)

o    Рассматривание сюжетной картинки.

o    Ответы на вопросы: «Кто? Что делает? Где?»

o    Дети составляют рассказ сначала с помощью логопеда, потом самостоятельно.

4.     Закрепление (5 мин)

o    Игра «Что изменилось?» – логопед меняет детали на картинке, дети замечают.

5.     Рефлексия (2 мин)

o    «Что тебе понравилось рассказывать?»