Конспект индивидуального дефектологического занятия "Времена года. Признаки."

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект индивидуального дефектологического занятия «Времена года. Признаки.».docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конспект индивидуального дефектологического занятия

 

Тема занятия: «Времена года. Признаки.»

 

Цель:

Формирование представлений о временах года и их признаках, развитие речи, логического мышления и памяти.

 

Задачи:

  - Образовательные:

  - Ознакомить ребенка с четырьмя временами года и их характерными признаками.

  - Расширить словарный запас, закрепить знание соответствующей лексики.

 

Коррекционно-развивающие:

  - Развивать навыки восприятия и понимания информации.

  - Развивать звуковую и артикуляционную навыки, а также речь в целом.

 

Воспитательные:

  - Формировать интерес к окружающему миру.

  - Содействовать эмоциональному развитию через игры и сюрпризы.

 

Методы и технологии:

- Наглядные: использование картинок, раздаточных материалов.

- Игровые: применение дидактических игр и упражнений.

- Практические: выполнение физических упражнений и упражнений на развитие памяти.

 

Оборудование:

- Сюжетные картины с изображением времен года.

- Загадки по теме.

- Раздаточный материал с изображением признаков разных сезонов.

- Музыкальное сопровождение для физминутки и гимнастики для глаз.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

  - Умение выразительно обсуждать увиденное.

  - Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям.

 

Предметные:

  - Знание о временах года и их признаках.

  - Умение использовать новую лексику в простых фразах.

 

Сюрпризный момент:

В конце занятия ребенок получает раскраску с изображением одного из времен года, который он сможет раскрасить.

 

Краткий план занятия (20 минут):

 

1. Организационный этап (2 мин)

- Приветствие.

 

2. Основной этап (15 мин)

- Введение в тему (2 мин)

- Дидактическая игра «Когда это бывает?» (3 мин)

- Физминутка «Весенняя капель» (2 мин)

- Упражнение «Времена года - 4 сезона» (3 мин)

- Упражнение на развитие памяти: «Назови три признака лета». (3 мин)

- Гимнастика для глаз «Приближение» (внимание на предмет) (2 мин)

 

3. Заключительный этап (3 мин)

- Обсуждение, что нового узнал ребенок.

- Вручение сюрприза — раскраска одного из времен года.

- Оценка результатов. Обратная связь по тому, что больше всего понравилось.

- Прощание.

 

Ход занятия:

Этапы занятия и время

Действия дефектолога

Действия ребёнка

Организационный этап (2 мин)

- Приветствует ребёнка, улыбается, создаёт уютную атмосферу.

- Смотрит на дефектолога.

Дефектолог: «Здравствуй, Данил. Как дела? Готов к занятию?»

- Может кивнуть головой или ответить «Да».

- Задает вопрос: «Какое сейчас время года?»

- Выдвигает свои предположения.

 

- Если ребёнок не смог ответить, уточняет: «Сейчас весна!»

 - Слушает и ожидает дальнейших действий.                

 

- Дефектолог: «Почему ты думаешь, что весна?»   

- Может отвечать: «Потому что цветы цветут» или «Тепло».

 

- Дефектолог: «Правильно! Весной начинают расти цветы, снег тает, и становится теплее!»

- Участвует в обсуждении, может задавать вопросы.        

 

- «Какие ещё признаки весны ты знаешь?»          

- Отвечает на вопросы, делится своими наблюдениями.     

Основной этап (15 мин)

Введение в тему (2 мин)

- Показывает сюжетные картины, изображающие разные времена года.

- Смотрит на картины, возможно, указывает на них.

Дефектолог: «Смотри, это зима. Что мы можем увидеть зимой?»

- Ожидаем ответ. Если не может, подтверждает: «снег».

Дефектолог: «Правильно! Снег. А это весна. Какие признаки весны ты видишь на картинке?»

Аналогично обсуждают остальные времена года (лето, осень).

- Ожидаем ответ. Если затрудняется, помогает сказать: «цветы».

 

Дидактическая игра «Когда это бывает?» (3 мин)

- Объясняет ребёнку суть игры: он будет слушать загадки и называть времена года.

- Внимательно слушает и пытается ответить.

Дефектолог: «Сейчас я загадаю загадки. Слушай внимательно!»

Первая загадка:

Дефектолог: «Если всё белым-бело, белым снегом замело, и дороги, и дома — значит к нам пришла ...?»

- Ожидаем ответ. Если затрудняется, помогает подсказкой: «Когда бывает снег?».

Дефектолог: «Правильно, это зима! Молодец!»

- Ответ: «Зима».

Вторая загадка:

Дефектолог: «К нам она пришла с цветами, в ярком, пестром сарафане. И румяна, и ясна, а зовут её ...?»

- Ожидаем ответ. Если может, говорит «весна».

Дефектолог: «Верно! Это весна!»

- Ответ: «Весна».

Третья загадка:

Дефектолог: «Зеленеет все, цветет, зреет сочный, сладкий плод. Солнце льет потоки света, это время года ...?»

- Ожидаем ответ. Если затрудняется, помогает подсказкой: «Самое теплое время года?».

Дефектолог: «Отлично, это лето!»

- Ответ: «Лето».

Четвёртая загадка:

Дефектолог: «Плащ золотистый она надевает, теплое лето она провожает. Птиц отправляет в дальние страны, нам оставляет дожди и туманы. Что это?»

- Ожидаем ответ.

Дефектолог: «Правильно, это осень! Молодец!»

- Ответ: «Осень».

Подведение итогов игровой части:

Дефектолог: «Ты отлично справился! Какие времена года мы сегодня вспомнили?»

- Ожидаем простые ответы от ребёнка: «Зима, весна, лето, осень».

Физминутка «Весенняя капель» (2 мин)

- Объясняет движения и показывает их.

- Смотрит на дефектолога, начинает повторять движения.

Дефектолог: «Давай вместе сделаем весеннюю капель!»

- Повторяет движения:

Солнце стало пригревать (руки вверх, потянулись).

- Поднимает руки вверх, потягивается.

Стали капельки стучать (кулачки стучат).

- Стучит кулачками по столу.

Капля – раз, капля – два (руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх).

- Поочерёдно вытягивает руки вперёд.

Капли медленно сперва (хлопают в ладошки).

- Медленно хлопает в ладошки.

А потом быстрей, быстрей (быстрые хлопки).

- Хлопает быстрее.

Побежали ручейки (бег на месте).

- Начинает бегать на месте.

Их попробуй, догони! (медленный бег на месте).

- Бегает медленно на месте, будто пытается догнать ручейки.

Подведение итогов физминутки: «Как тебе физминутка? Понравилась?»

- Улыбается или кивает головой.

Упражнение «Времена года - 4 сезона» (3 мин)

- Дефектолог объясняет, что они будут работать с карточками, чтобы лучше понять времена года.

- Предлагает карточки с изображениями каждого времени года и их названиями. (Подготовить карточки с изображениями для каждого времени года: зима (снег, сосульки), весна (цветы, ручьи), лето (солнце, пляж), осень (желтые листья, дождь)).

- Слушает инструкции, внимательно смотрит на карточки.    

- Дефектолог показывает карточки поочередно, начиная с зимы, весны, лета и осени.

   - Каждый раз удерживает карточку на уровне глаз ребенка, чтобы он мог рассмотреть детали изображения.

- Разглядывает карточки, интересуется, что на них изображено.

 

- Дефектолог демонстрирует первую карточку (например, зима) и спрашивает:

     - Дефектолог: «Что мы видим на этой карточке? Какое время года изображено?»

- Ожидаем, что ребенок назовет «зима».

 

- Дефектолог: «Правильно! Это зима. А что мы можем увидеть зимой?»

     - Поддерживаем ребенка в формулировке, если он испытывает затруднения.

- Ответ: «снег, деревья без листьев».                                                                                               

 

- Когда ребенок успешно отвечает на вопросы, дефектолог хвалит его за правильные ответы:

     - Дефектолог: «Отлично! Ты прекрасно справляешься!»

   - Если у ребенка возникают трудности, дефектолог предоставляет подсказки:

     - «Смотри, на этой картинке много снега, это зимнее время года!»

Далее дефектолог предлагает найти все карточки, где изображена зима.

- Слушает, отвечает, находит карточки.

 

   - Дефектолог продолжает показывать остальные карточки, задавая аналогичные вопросы:

     - Весна: «А это весна, что ты видишь на этой карточке?»

     - Лето: «Правильно, это лето. Какие признаки лета ты знаешь?»

     - Осень: «А где осень? Почему это осень?»

- Отвечает на вопросы.

 

- Дефектолог подводит итоги, напоминает ребенку о каждом сезоне и побуждает его поделиться своими личными впечатлениями:

     - Дефектолог: «Итак, мы сегодня узнали о зиме, весне, лете и осени. Какие из них тебе нравятся больше всего и почему?»

- Делится впечатлениями, отвечает на вопросы.

 

   - Завершив упражнение, дефектолог может предложить ребенку кратко перечислить все времена года, тем самым закрепляя информацию. Дефектолог: «Итак, давай перечислим все времена года вместе: зима, весна, лето, осень!»

- Повторяет вместе с дефектологом: «Зима, весна, лето, осень!»

 Упражнение на развитие памяти дидактическая игра «Назови три признака» (3 мин)

- Дефектолог: «Сейчас мы сделаем упражнение для тренировки памяти. Оно называется «Назови три признака»                     

- Внимательно слушает, фиксирует внимание на задании и начинает думать.                                                     

- Дефектолог: «Давай подумаем, какое лето. Какие ассоциации с летом у тебя возникают? Что ты видишь или чувствуешь?»              

- Может задуматься, вспоминать свои ощущения и впечатления от лета

 

- Дефектолог: «Когда я скажу «раз», ты попробуешь назвать три признака, которые относятся к лету. Готов?»                        

- Кивает головой или говорит: «Да», показывая готовность к выполнению задания.                                              

 

- Дефектолог: «Хорошо, начнём! Раз!»                                                                                               

- Внимание сосредоточено, старается вспомнить и произнести свои мысли.                                                       

 

- Ожидаем, что ребёнок назовёт три признака лета. При необходимости подсказывает: «Можешь вспомнить, что ты любишь делать летом?»     

- Ответ: «жара, солнце, цветы» или аналогичные варианты, связанные с летом.

 

- Дефектолог: «Отлично! Замечательно! Ты назвал такие признаки, как (перечисляет ответ). Это действительно такие вещи, которые мы можем увидеть, чувствовать и ощущать летом. Как ты думаешь, почему эти признаки важны?»

 - Может задуматься и ответить, например: «Потому что летом тепло и можно гулять на улице» или другие варианты.

 

- Дефектолог: «Теперь давай подумаем о весне! Как ты думаешь, что мы можем сказать о весне?»                                    

- Ожидаем, что ребёнок начнёт вспоминать и называть признаки весны

 

- Дефектолог: «Назови три признака весны!»                                                                                      

- Ответ: «цветы, дерево, тепло».                                                                                            

 

Дефектолог: «Правильно! Весна приходит с цветами и теплом. Молодец! А теперь давай поговорим об осени. Какие признаки осени ты знаешь?»

- Ответ: «листья становятся желтыми, идут дожди, собирают урожай».                                                         

 

- Дефектолог: «Правильно! Осень – это время, когда деревья теряют листья, а природа готовится к зиме. Какие чувства у тебя возникают, когда ты думаешь об осени?»

- Ожидаем, что ребёнок может ответить: «соскучился(лась) по лету» или «нравится собирать желтые листья».                   

 

- Дефектолог: «Как ты думаешь, почему осень особенная?»                                                                          

- Ответ может быть: «Потому что можно пойти в парк и посмотреть на красивые листья».                                        

 

- Дефектолог: «Замечательно! А теперь давай подумаем о зиме. Какие три признака зимы ты можешь назвать?»                         

- Ответ: «снег, холод, мороз».                                                                                               

 

- Дефектолог: «Прекрасно! Все времена года имеют свои особенности. Ты справился замечательно!»                              

- Улыбаясь, чувствует себя уверенно, готов продолжить занятие

 

- Подведение итогов: «Что тебе больше всего нравится в каждом времени года? Давай поговорим о том, что делает каждое время уникальным!»

- Ожидаем ответы: «Я люблю цветы весной, а осенью — собирать яблоки» и т.д.                                                 

 

- Дефектолог: «Ты молодец! Эти знания помогут тебе лучше понимать окружающий мир!»                                               

- Улыбается, чувствует гордость за свои знания и готов к следующему этапу занятия.                                         

Гимнастика для глаз «Приближение» (2 мин)

Дефектолог: «Теперь сделаем гимнастику для глаз. Смотри на этот карандаш.»

- Демонстрирует упражнение с карандашом.

- Смотрит на карандаш.

На расстоянии вытянутой руки держит карандаш.

- Держит взгляд на карандаше.

Медленно приближает карандаш к носу.

- Следит за движением карандаша, не отвлекается.

Повторяет 5 раз, подбадривая ребёнка.

- Повторяет вместе с дефектологом.

Дефектолог: «Отдохни 5 секунд. Как ты себя чувствуешь?»

- Может сказать, что чувствует себя хорошо или ничего.

Заключительный этап (3 мин)

Рефлексия

- Дефектолог: «Что нового ты узнал сегодня о временах года?»

- Ожидаем простые ответы: «цветы весной», «снег зимой».

Вручение сюрприза — раскраска одного из времен года.

- Дефектолог: «Вот тебе раскраска. Раскрась её. Это твое задание на дом.»

- Улыбается, принимает раскраску, начинает рассматривать.  

 

- Дефектолог: «Ты можешь раскрасить это дома. Я буду ждать твою работу!»

- Согласен на задание, может задать вопросы о раскраске.  

Оценка результатов. Обратная связь.

- Дефектолог: «Ты сегодня молодец! Мне очень понравилось работать с тобой.»

- Слушает комплименты, может улыбнуться или сказать «Спасибо».

Прощание.

Дефектолог: «До свидания! Жду тебя на следующем занятии!»

- Машет рукой или говорит «До свидания».

 

Самоанализ индивидуального дефектологического занятия на тему «Времена года. Признаки.»

Общая информация

Общая информация о занятии:

Дата: ___________________

Тема: «Времена года. Признаки.»

Длительность: 20 минут

ФИ ребёнка: _________________________________

Класс: _________

Занятие проводилось с целью формирования представлений о временах года и их характерных признаках, развития речи, логического мышления и памяти. В ходе занятия я использовала различные методы и технологии, включая наглядные, игровые и практические.

Организация занятия

Организационный момент прошел успешно; я создала уютную атмосферу, что способствовало положительному настрою ребенка. Закрепление темы с вопросами о времени года помогло настроить учащегося на активное участие.

Основная часть занятия

Введение в тему с показом сюжетных картин позволило ребенку визуально воспринимать информацию. Ответы ребенка на вопросы о зиме и весне подтвердили, что у него есть начальное представление о временах года. Игровая часть с загадками активно привлекала внимание; ребенок активно участвовал и показывал интерес.

Дидактическая игра «Когда это бывает?» стимулировала активность ребенка и способствовала развитию их устной речи. Успешно использовались подсказки для поддержания вовлеченности ребенка. Ребенок проявил интерес и готовность к выполнению всех заданий, что является положительным индикатором его заинтересованности в теме.

Физминутка «Весенняя капель» позволила ребенку расслабиться и переключиться на физическую подвижность. Движения были понятны, что обеспечивало увлекательный момент в занятии. Ребенок смог легко повторить все движения и почувствовал себя вовлеченным в процесс.

Упражнение «Времена года - 4 сезона» позволило выявить, насколько успешно ребёнок может применить полученные знания.

Упражнение «Назови три признака» способствовало развитию памяти и логического мышления. Ребенок уверенно называл основные признаки, что показывало его понимание и осознание темы. Я также заметила, что взаимодействие и внимание со стороны ребенка возрастали, когда он сам активно отвечал и вовлекался в обсуждение.

Заключительная часть занятия

Обсуждение итогов и вручение раскраски позволило сделать завершающий аккорд занятия радостным. Подведение итогов способствовало закреплению знаний о временах года, а положительная обратная связь обеспечивала мотивацию ребенка для дальнейшего обучения.

Позитивные моменты

- Эффективное использование наглядного материала и игр.

- Успешная работа с вопросами и подсказками.

- Поддержка интереса ребенка через игровую деятельность.

Области для улучшения

- Возможно, стоило уделить больше времени закреплению знаний о каждом времени года, чтобы ребенок мог более уверенно делиться своими мыслями и ассоциациями.

- Увеличение времени на гимнастику для глаз для улучшения комфорта и сосредоточенности ребенка.

Заключение

В целом, занятие прошло успешно. Ребенок был активным и заинтересованным, что подтвердило эффективность выбранных методов и подходов. Я горжусь тем, что смогла достичь запланированных целей занятия, и готова к улучшению своих навыков для будущих встреч с ребенком.Начало формы