Конспект индивидуального дефектологического занятия
Тема занятия: «Времена года. Признаки.»
Цель:
Формирование представлений о временах года и их признаках, развитие речи, логического мышления и памяти.
Задачи:
- Образовательные:
- Ознакомить ребенка с четырьмя временами года и их характерными признаками.
- Расширить словарный запас, закрепить знание соответствующей лексики.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки восприятия и понимания информации.
- Развивать звуковую и артикуляционную навыки, а также речь в целом.
Воспитательные:
- Формировать интерес к окружающему миру.
- Содействовать эмоциональному развитию через игры и сюрпризы.
Методы и технологии:
- Наглядные: использование картинок, раздаточных материалов.
- Игровые: применение дидактических игр и упражнений.
- Практические: выполнение физических упражнений и упражнений на развитие памяти.
Оборудование:
- Сюжетные картины с изображением времен года.
- Загадки по теме.
- Раздаточный материал с изображением признаков разных сезонов.
- Музыкальное сопровождение для физминутки и гимнастики для глаз.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Умение выразительно обсуждать увиденное.
- Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям.
Предметные:
- Знание о временах года и их признаках.
- Умение использовать новую лексику в простых фразах.
Сюрпризный момент:
В конце занятия ребенок получает раскраску с изображением одного из времен года, который он сможет раскрасить.
Краткий план занятия (20 минут):
1. Организационный этап (2 мин)
- Приветствие.
2. Основной этап (15 мин)
- Введение в тему (2 мин)
- Дидактическая игра «Когда это бывает?» (3 мин)
- Физминутка «Весенняя капель» (2 мин)
- Упражнение «Времена года - 4 сезона» (3 мин)
- Упражнение на развитие памяти: «Назови три признака лета». (3 мин)
- Гимнастика для глаз «Приближение» (внимание на предмет) (2 мин)
3. Заключительный этап (3 мин)
- Обсуждение, что нового узнал ребенок.
- Вручение сюрприза — раскраска одного из времен года.
- Оценка результатов. Обратная связь по тому, что больше всего понравилось.
- Прощание.
Ход занятия:
Этапы занятия и время |
Действия дефектолога |
Действия ребёнка |
Организационный этап (2 мин) |
||
- Приветствует ребёнка, улыбается, создаёт уютную атмосферу. |
- Смотрит на дефектолога. |
|
- Дефектолог: «Здравствуй, Данил. Как дела? Готов к занятию?» |
- Может кивнуть головой или ответить «Да». |
|
- Задает вопрос: «Какое сейчас время года?» |
- Выдвигает свои предположения. |
|
|
- Если ребёнок не смог ответить, уточняет: «Сейчас весна!» |
- Слушает и ожидает дальнейших действий. |
|
- Дефектолог: «Почему ты думаешь, что весна?» |
- Может отвечать: «Потому что цветы цветут» или «Тепло». |
|
- Дефектолог: «Правильно! Весной начинают расти цветы, снег тает, и становится теплее!» |
- Участвует в обсуждении, может задавать вопросы. |
|
- «Какие ещё признаки весны ты знаешь?» |
- Отвечает на вопросы, делится своими наблюдениями. |
Основной этап (15 мин) |
||
Введение в тему (2 мин) |
- Показывает сюжетные картины, изображающие разные времена года. |
- Смотрит на картины, возможно, указывает на них. |
- Дефектолог: «Смотри, это зима. Что мы можем увидеть зимой?» |
- Ожидаем ответ. Если не может, подтверждает: «снег». |
|
- Дефектолог: «Правильно! Снег. А это весна. Какие признаки весны ты видишь на картинке?» Аналогично обсуждают остальные времена года (лето, осень). |
- Ожидаем ответ. Если затрудняется, помогает сказать: «цветы». |
|
Дидактическая игра «Когда это бывает?» (3 мин) |
- Объясняет ребёнку суть игры: он будет слушать загадки и называть времена года. |
- Внимательно слушает и пытается ответить. |
- Дефектолог: «Сейчас я загадаю загадки. Слушай внимательно!» |
||
Первая загадка: - Дефектолог: «Если всё белым-бело, белым снегом замело, и дороги, и дома — значит к нам пришла ...?» |
- Ожидаем ответ. Если затрудняется, помогает подсказкой: «Когда бывает снег?». |
|
- Дефектолог: «Правильно, это зима! Молодец!» |
- Ответ: «Зима». |
|
Вторая загадка: - Дефектолог: «К нам она пришла с цветами, в ярком, пестром сарафане. И румяна, и ясна, а зовут её ...?» |
- Ожидаем ответ. Если может, говорит «весна». |
|
- Дефектолог: «Верно! Это весна!» |
- Ответ: «Весна». |
|
Третья загадка: - Дефектолог: «Зеленеет все, цветет, зреет сочный, сладкий плод. Солнце льет потоки света, это время года ...?» |
- Ожидаем ответ. Если затрудняется, помогает подсказкой: «Самое теплое время года?». |
|
- Дефектолог: «Отлично, это лето!» |
- Ответ: «Лето». |
|
Четвёртая загадка: - Дефектолог: «Плащ золотистый она надевает, теплое лето она провожает. Птиц отправляет в дальние страны, нам оставляет дожди и туманы. Что это?» |
- Ожидаем ответ. |
|
- Дефектолог: «Правильно, это осень! Молодец!» |
- Ответ: «Осень». |
|
Подведение итогов игровой части: - Дефектолог: «Ты отлично справился! Какие времена года мы сегодня вспомнили?» |
- Ожидаем простые ответы от ребёнка: «Зима, весна, лето, осень». |
|
Физминутка «Весенняя капель» (2 мин) |
- Объясняет движения и показывает их. |
- Смотрит на дефектолога, начинает повторять движения. |
- Дефектолог: «Давай вместе сделаем весеннюю капель!» |
- Повторяет движения: |
|
Солнце стало пригревать (руки вверх, потянулись). |
- Поднимает руки вверх, потягивается. |
|
Стали капельки стучать (кулачки стучат). |
- Стучит кулачками по столу. |
|
Капля – раз, капля – два (руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх). |
- Поочерёдно вытягивает руки вперёд. |
|
Капли медленно сперва (хлопают в ладошки). |
- Медленно хлопает в ладошки. |
|
А потом быстрей, быстрей (быстрые хлопки). |
- Хлопает быстрее. |
|
Побежали ручейки (бег на месте). |
- Начинает бегать на месте. |
|
Их попробуй, догони! (медленный бег на месте). |
- Бегает медленно на месте, будто пытается догнать ручейки. |
|
Подведение итогов физминутки: «Как тебе физминутка? Понравилась?» |
- Улыбается или кивает головой. |
|
Упражнение «Времена года - 4 сезона» (3 мин) |
- Дефектолог объясняет, что они будут работать с карточками, чтобы лучше понять времена года. - Предлагает карточки с изображениями каждого времени года и их названиями. (Подготовить карточки с изображениями для каждого времени года: зима (снег, сосульки), весна (цветы, ручьи), лето (солнце, пляж), осень (желтые листья, дождь)). |
- Слушает инструкции, внимательно смотрит на карточки. |
- Дефектолог показывает карточки поочередно, начиная с зимы, весны, лета и осени. - Каждый раз удерживает карточку на уровне глаз ребенка, чтобы он мог рассмотреть детали изображения. |
- Разглядывает карточки, интересуется, что на них изображено. |
|
|
- Дефектолог демонстрирует первую карточку (например, зима) и спрашивает: - Дефектолог: «Что мы видим на этой карточке? Какое время года изображено?» |
- Ожидаем, что ребенок назовет «зима». |
|
- Дефектолог: «Правильно! Это зима. А что мы можем увидеть зимой?» - Поддерживаем ребенка в формулировке, если он испытывает затруднения. |
- Ответ: «снег, деревья без листьев». |
|
- Когда ребенок успешно отвечает на вопросы, дефектолог хвалит его за правильные ответы: - Дефектолог: «Отлично! Ты прекрасно справляешься!» - Если у ребенка возникают трудности, дефектолог предоставляет подсказки: - «Смотри, на этой картинке много снега, это зимнее время года!» Далее дефектолог предлагает найти все карточки, где изображена зима. |
- Слушает, отвечает, находит карточки. |
|
- Дефектолог продолжает показывать остальные карточки, задавая аналогичные вопросы: - Весна: «А это весна, что ты видишь на этой карточке?» - Лето: «Правильно, это лето. Какие признаки лета ты знаешь?» - Осень: «А где осень? Почему это осень?» |
- Отвечает на вопросы. |
|
- Дефектолог подводит итоги, напоминает ребенку о каждом сезоне и побуждает его поделиться своими личными впечатлениями: - Дефектолог: «Итак, мы сегодня узнали о зиме, весне, лете и осени. Какие из них тебе нравятся больше всего и почему?» |
- Делится впечатлениями, отвечает на вопросы. |
|
- Завершив упражнение, дефектолог может предложить ребенку кратко перечислить все времена года, тем самым закрепляя информацию. Дефектолог: «Итак, давай перечислим все времена года вместе: зима, весна, лето, осень!» |
- Повторяет вместе с дефектологом: «Зима, весна, лето, осень!» |
Упражнение на развитие памяти дидактическая игра «Назови три признака» (3 мин) |
- Дефектолог: «Сейчас мы сделаем упражнение для тренировки памяти. Оно называется «Назови три признака» |
- Внимательно слушает, фиксирует внимание на задании и начинает думать. |
- Дефектолог: «Давай подумаем, какое лето. Какие ассоциации с летом у тебя возникают? Что ты видишь или чувствуешь?» |
- Может задуматься, вспоминать свои ощущения и впечатления от лета |
|
|
- Дефектолог: «Когда я скажу «раз», ты попробуешь назвать три признака, которые относятся к лету. Готов?» |
- Кивает головой или говорит: «Да», показывая готовность к выполнению задания. |
|
- Дефектолог: «Хорошо, начнём! Раз!» |
- Внимание сосредоточено, старается вспомнить и произнести свои мысли. |
|
- Ожидаем, что ребёнок назовёт три признака лета. При необходимости подсказывает: «Можешь вспомнить, что ты любишь делать летом?» |
- Ответ: «жара, солнце, цветы» или аналогичные варианты, связанные с летом. |
|
- Дефектолог: «Отлично! Замечательно! Ты назвал такие признаки, как (перечисляет ответ). Это действительно такие вещи, которые мы можем увидеть, чувствовать и ощущать летом. Как ты думаешь, почему эти признаки важны?» |
- Может задуматься и ответить, например: «Потому что летом тепло и можно гулять на улице» или другие варианты. |
|
- Дефектолог: «Теперь давай подумаем о весне! Как ты думаешь, что мы можем сказать о весне?» |
- Ожидаем, что ребёнок начнёт вспоминать и называть признаки весны |
|
- Дефектолог: «Назови три признака весны!» |
- Ответ: «цветы, дерево, тепло». |
|
Дефектолог: «Правильно! Весна приходит с цветами и теплом. Молодец! А теперь давай поговорим об осени. Какие признаки осени ты знаешь?» |
- Ответ: «листья становятся желтыми, идут дожди, собирают урожай». |
|
- Дефектолог: «Правильно! Осень – это время, когда деревья теряют листья, а природа готовится к зиме. Какие чувства у тебя возникают, когда ты думаешь об осени?» |
- Ожидаем, что ребёнок может ответить: «соскучился(лась) по лету» или «нравится собирать желтые листья». |
|
- Дефектолог: «Как ты думаешь, почему осень особенная?» |
- Ответ может быть: «Потому что можно пойти в парк и посмотреть на красивые листья». |
|
- Дефектолог: «Замечательно! А теперь давай подумаем о зиме. Какие три признака зимы ты можешь назвать?» |
- Ответ: «снег, холод, мороз». |
|
- Дефектолог: «Прекрасно! Все времена года имеют свои особенности. Ты справился замечательно!» |
- Улыбаясь, чувствует себя уверенно, готов продолжить занятие |
|
- Подведение итогов: «Что тебе больше всего нравится в каждом времени года? Давай поговорим о том, что делает каждое время уникальным!» |
- Ожидаем ответы: «Я люблю цветы весной, а осенью — собирать яблоки» и т.д. |
|
- Дефектолог: «Ты молодец! Эти знания помогут тебе лучше понимать окружающий мир!» |
- Улыбается, чувствует гордость за свои знания и готов к следующему этапу занятия. |
Гимнастика для глаз «Приближение» (2 мин) |
- Дефектолог: «Теперь сделаем гимнастику для глаз. Смотри на этот карандаш.» - Демонстрирует упражнение с карандашом. |
- Смотрит на карандаш. |
На расстоянии вытянутой руки держит карандаш. |
- Держит взгляд на карандаше. |
|
Медленно приближает карандаш к носу. |
- Следит за движением карандаша, не отвлекается. |
|
Повторяет 5 раз, подбадривая ребёнка. |
- Повторяет вместе с дефектологом. |
|
- Дефектолог: «Отдохни 5 секунд. Как ты себя чувствуешь?» |
- Может сказать, что чувствует себя хорошо или ничего. |
|
Заключительный этап (3 мин) |
||
Рефлексия |
- Дефектолог: «Что нового ты узнал сегодня о временах года?» |
- Ожидаем простые ответы: «цветы весной», «снег зимой». |
Вручение сюрприза — раскраска одного из времен года. |
- Дефектолог: «Вот тебе раскраска. Раскрась её. Это твое задание на дом.» |
- Улыбается, принимает раскраску, начинает рассматривать. |
|
- Дефектолог: «Ты можешь раскрасить это дома. Я буду ждать твою работу!» |
- Согласен на задание, может задать вопросы о раскраске. |
Оценка результатов. Обратная связь. |
- Дефектолог: «Ты сегодня молодец! Мне очень понравилось работать с тобой.» |
- Слушает комплименты, может улыбнуться или сказать «Спасибо». |
Прощание. |
- Дефектолог: «До свидания! Жду тебя на следующем занятии!» |
- Машет рукой или говорит «До свидания». |
Самоанализ индивидуального дефектологического занятия на тему «Времена года. Признаки.»
Общая информация
Общая информация о занятии:
Дата: ___________________
Тема: «Времена года. Признаки.»
Длительность: 20 минут
ФИ ребёнка: _________________________________
Класс: _________
Занятие проводилось с целью формирования представлений о временах года и их характерных признаках, развития речи, логического мышления и памяти. В ходе занятия я использовала различные методы и технологии, включая наглядные, игровые и практические.
Организация занятия
Организационный момент прошел успешно; я создала уютную атмосферу, что способствовало положительному настрою ребенка. Закрепление темы с вопросами о времени года помогло настроить учащегося на активное участие.
Основная часть занятия
Введение в тему с показом сюжетных картин позволило ребенку визуально воспринимать информацию. Ответы ребенка на вопросы о зиме и весне подтвердили, что у него есть начальное представление о временах года. Игровая часть с загадками активно привлекала внимание; ребенок активно участвовал и показывал интерес.
Дидактическая игра «Когда это бывает?» стимулировала активность ребенка и способствовала развитию их устной речи. Успешно использовались подсказки для поддержания вовлеченности ребенка. Ребенок проявил интерес и готовность к выполнению всех заданий, что является положительным индикатором его заинтересованности в теме.
Физминутка «Весенняя капель» позволила ребенку расслабиться и переключиться на физическую подвижность. Движения были понятны, что обеспечивало увлекательный момент в занятии. Ребенок смог легко повторить все движения и почувствовал себя вовлеченным в процесс.
Упражнение «Времена года - 4 сезона» позволило выявить, насколько успешно ребёнок может применить полученные знания.
Упражнение «Назови три признака» способствовало развитию памяти и логического мышления. Ребенок уверенно называл основные признаки, что показывало его понимание и осознание темы. Я также заметила, что взаимодействие и внимание со стороны ребенка возрастали, когда он сам активно отвечал и вовлекался в обсуждение.
Заключительная часть занятия
Обсуждение итогов и вручение раскраски позволило сделать завершающий аккорд занятия радостным. Подведение итогов способствовало закреплению знаний о временах года, а положительная обратная связь обеспечивала мотивацию ребенка для дальнейшего обучения.
Позитивные моменты
- Эффективное использование наглядного материала и игр.
- Успешная работа с вопросами и подсказками.
- Поддержка интереса ребенка через игровую деятельность.
Области для улучшения
- Возможно, стоило уделить больше времени закреплению знаний о каждом времени года, чтобы ребенок мог более уверенно делиться своими мыслями и ассоциациями.
- Увеличение времени на гимнастику для глаз для улучшения комфорта и сосредоточенности ребенка.
Заключение
В целом, занятие прошло успешно. Ребенок был активным и заинтересованным, что подтвердило эффективность выбранных методов и подходов. Я горжусь тем, что смогла достичь запланированных целей занятия, и готова к улучшению своих навыков для будущих встреч с ребенком.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.