Тема: Дифференциация к-г, к’-г’ в слогах, словах,
предложениях и тексте (Отличие к-г)
Задачи: - создать условия для формирования умений для дифференцировать звуки к-г, к’-г’, соотносить их с буквами в слогах, словах, предложениях и тексте;
- способствовать развитию навыков звукобуквенного и слогового анализа, фонематического восприятия и внимания, речеслуховой памяти и логического мышления, связной речи, зрительного внимания, мелкой моторики рук;
- закреплять знания норм орфографии.
Ход занятия
I. Организационный момент:
1. Психологический настрой:
Заливается звонок,
Начинается урок!
Всё, что нужно для урока,
Подготовь заранее.
Чтоб урок успешным был –
Приложи старания.
2. Пальчиковая гимнастика:
«Крокодил» (ладонь выставлена вперёд горизонтально полу, большой палец под ладонью, указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты к среднему и безымянному)
Крокодил плывёт по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зелёный весь, как тина,
От макушки до хвоста.
«Гусь» (предплечье вертикально, ладонь под прямым углом, указательный палец опирается на большой, все пальцы прижаты друг к другу)
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
II. Основная часть:
1. Знакомство с темой занятия:
- Выделите первые звуки в словах-названиях пальчиковой гимнастики. Сформулируйте тему занятия.
2. Сравнительная характеристика звуков:
- Отправляясь в поход, нужно подготовить рюкзак. Чем похожи и отличаются буква к-г и звуки, которые ими обозначаются?
К – согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким, заднеязычный.
Г – согласный, звонкий, может быть твёрдым и мягким, заднеязычный.
- Какое правило о правописании звонких и глухих согласных пригодится нам сегодня на занятии?
3. Отличие к-г слогах. Развитие фонематического восприятия и внимания:
- В лесу далеко разносится эхо. Игра «Эхо». Прослушайте и повторите ряд слогов
га-ка-га-ка ака-ага-ага-ака
ко-ко-го-го угу-уку-угу-уку
гу-ку-ку-гу оки-оки-оки-оги
4. Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа:
- Пришла весна, начинается капель. Послушайте слова, разделите их на слоги, обозначьте их графически, над чёрточкой укажите, если в слове есть сегодняшний звук.
Галя, зайчик, голуби, влага, капель, рукава, прыгай, сосулька, цветок, ручеёк, грозный, колокольчик.
5. Отличие к-г в словах. Развитие фонематического слуха и внимания:
- Слушаем птиц. Игра «Не ошибись». Послушайте слова, на звонкий звук г, г’ – хлопнуть в ладоши, на глухой к, к’ – ударить кулачками.
Согнул, крепость, жаворонки, около, лягушка, сорока, огромный, грачи, крапива, глубина, кувшин, приказ, клёст, подснежник, слагаемое, бумага, главный.
6. Весна всё пробуждается к жизни, вылезают первые цветочки. Сопоставьте слова-паронимы по смыслу и звучанию. Послушайте слово, измените звук, объясните значение слов: год-кот. Придумайте с ним предложения.
гора – гость –
голос – грот –
игра – гол –
7. Физминутка
8. Дифференциация звуков на уровне предложения:
- Первые ручейки стекают с пригорков. Объясните смысл пословицы, запишите её по памяти.
Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
9. Понаблюдаем за животными. Прочитайте предложения, закончите их словом-картинкой.
2) В тёплом дупле живёт (белочка).
4) Она любит грызть (орешки).
6) Белочке не страшна (вьюга).
3) Много запасов у зверька в (гнезде).
1) Ещё в лесу всё покрыто (снегом).
5) На ветках висят сухие (грибы).
10. Дифференциация звуков на уровне текста.
- Расставьте предложения предыдущего задания так, чтобы получился текст «Белочка». Запиши его.
11. Составление текста-описания по картинке и опорным словам. Задание в конверте: используя данные слова, придумай предложения, опиши животного.
Белочка – прыгает, лапки, носик, хвостик, зубки.
Заяц – скачет, убегает, короткий, кустик.
Ёжик – колючий, маленький, клубок, норка.
Олень – рогатый, копыта, коричневый, кора.
Лиса – красивая, яркий, норка, носик.
Медведь – косолапый, голодный, берлога, огромный.
III. Подведение итогов, рефлексия.
1. Делаем фото на память. Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы к-г, подобрав проверочные слова.
Сне_, кула_, ро_, каблу_, шлан_, рыно_, клубо_, фла_, виз_, банти_, зна_, пау_.
2. Запишите волшебное слово-заклинание, чтобы не делать больше ошибок.
Мазовраггтонилотозаккон (придумайте несколько слов, в которых есть буквы к-г)
3. Давайте нарисуем радугу настроения. Проведите цветную линию. Почему ты выбрал этот цвет?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.