Конспект открытого логопедического занятия на тему "Осень"

  • Аудио
  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект открытого занятия.docx

Конспект открытого занятия учителя-логопеда

Автор: Токарева Анна Сергеевна.

Тема: «Осень в гости к нам пришла»
Возрастная группа: учащиеся 1 класса
Категория детей: дети с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня
Продолжительность: 25–30 минут
Тип занятия: коррекционно-развивающее, комплексное (лексико-грамматическая, фонетико-фонематическая и связная речь)

Цели занятия

Образовательные:

·         Расширять и уточнять словарь по теме «Осень» (деревья, грибы, ягоды, явления природы).

·         Закреплять умение употреблять прилагательные, существительные и глаголы в правильной грамматической форме.

·         Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.

Развивающие:

·         Развивать связную речь, внимание, слуховую и зрительную память, логическое мышление.

·         Формировать умение выражать свои мысли полными предложениями.

Коррекционные:

·         Корректировать звукопроизношение, артикуляцию и дыхание.

·         Развивать фонематический слух и просодическую сторону речи.

Воспитательные:

·         Воспитывать любовь к природе, интерес к окружающему миру.

·         Формировать положительное отношение к занятиям логопеда, чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Оборудование и материалы

·         Карточки с изображениями осенних явлений, овощей, фруктов, грибов, листьев.

·         Предметные картинки для артикуляционной гимнастики.

·         Мультимедийная презентация «Осень в лесу».

·         Звуковой материал (аудио с дождем, ветром, шелестом листьев).

·         Корзина с муляжами овощей и фруктов.

·         Магнитная доска, набор букв.

Ход занятия

1. Организационный момент (2 мин.)
Логопед:
— Ребята, послушайте, кто это к нам пришёл? (включает звук ветра и шелеста листьев).
— Правильно, это Осень! Сегодня мы отправимся с ней в путешествие и вспомним, что происходит в это время года.

2. Артикуляционная гимнастика (3 мин.)
Упражнения:

·         «Дождик» (постучать язычком по нёбу),

·         «Ветерок» (длинный плавный выдох),

·         «Листочки качаются» (движения языком влево-вправо).

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к речевой активности.

3. Лексическая разминка (5 мин.)
Игра «Что бывает осенью?»
Дети по очереди называют слова, логопед уточняет и дополняет:

·         Явления природы (дождь, ветер, листопад),

·         Овощи и фрукты,

·         Перелётные птицы.

Формируется умение группировать предметы по тематическим признакам.

4. Развитие грамматического строя речи (5 мин.)
Игра «Осенний рынок»
Логопед:
— Я продавец, а вы покупатели. Спрашивайте правильно: «Дайте мне красное яблоко», «Я возьму три гриба» и т.д.
Цель: упражнение в согласовании слов в роде, числе и падеже.

5. Фонематические упражнения (5 мин.)
Игра «Лови звук!»
Логопед называет слова, дети хлопают, если слышат звук [с], [ш] или [з].
Пример: солнце, лиса, шишка, мишка, дождь, зонт.

6. Развитие связной речи (7 мин.)
Составление описательного рассказа по картине «Осенний лес».
Вопросы-помощники:
— Что изображено?
— Какие цвета ты видишь?
— Что делают люди/животные?
— Почему это осень?

В конце дети по очереди составляют мини-рассказы.

7. Итог занятия (3 мин.)
Беседа-рефлексия:
— Что нового узнали?
— Что понравилось больше всего?
Логопед хвалит за активность, дарит каждому «осенний листочек» — символ старания.

Итоговое слово учителя-логопеда

Занятие позволило закрепить лексико-грамматические и фонематические навыки у первоклассников с ОНР в игровой форме, активизировало познавательный интерес к теме «Осень» и создало позитивную речевую атмосферу.

Методические рекомендации

·         Использовать фольклорные элементы (загадки, скороговорки) для эмоционального вовлечения.

·         Включать дыхательную гимнастику в начале и конце занятия.

·         Применять индивидуальный подход — предлагать облегчённые задания для слабомотивированных детей.

·         Сохранять темп занятия, чередуя речевые и двигательные активности.