Тема: Дифференцирование вкусовых, обонятельных ощущений, их словесное обозначение
Оценка 4.7

Тема: Дифференцирование вкусовых, обонятельных ощущений, их словесное обозначение

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
дефектология
4 кл
17.12.2024
Тема: Дифференцирование вкусовых, обонятельных ощущений, их словесное обозначение
Коррекционное дефектологическое занятие для обучающихся 4 класса для детей с ОВЗ (УО)
коррекционное дефектологическое занятие 4 класс.doc

Коррекционное дефектологическое занятие

для обучающихся 4 класса для детей с ОВЗ (УО)

Тема: Дифференцирование вкусовых, обонятельных ощущений, их словесное обозначение

Цель: развивать у обучающихся восприятие запахов, вкусовых ощущений продуктов, обозначение данных ощущений словом. формирование познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

1.     коррекционно-образовательная: учить группировать продукты по вкусовым качествам, ощущениям: сладкий, кислый, горький, солёный;

2.     коррекционно-развивающая: коррекция и развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов, развитие общей и мелкой моторики;

3.     формирование коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения друг к другу, формирование положи­тельной установки на участие в занятии.

Методы обучения: беседа, самонаблюдение, экспериментирование, упражнения, применение технических средств обучения.

Оборудование: презентация «Наши запахи и вкусы», зеркало, лупа, предметы для упражнения:

1) лук, духи, колбаса, кофе, лекарство.

2) четыре стакана с водой простой, сладкой, соленой, кислой.

 

Ход занятия

I Оргмомент

II Разминка

Цель: Улучшение функции рецепторов, проводящих путей, усиление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующее воздействие на все системы и органы.

 

·       Упражнения с предметами (Су-джок)

·       Задание на межполушарное взаимодействие (рисуем двумя руками)

III Основная часть

1.Проблемная ситуация

 - Сегодня к нам на урок пришел очень странный человек. (Презентация Слайд № - Что в нем странного? (Ребята отвечают, что у него нет глаз, носа, ушей, рта)

- А чтобы у него все было на месте, необходимо разгадать загадки.

Загадки:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам …. (глаза)

Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши… (ушки)

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет… (нос)

Чтоб попробовать компот,
Есть у человека… (рот)

(По мере отгадывания загадок у странного человека появляются глаза, уши, нос и рот)

- Зачем нам нужны глаза, нос, рот и уши? (Ребенок отвечает)

- Правильно. Это наши органы чувств.

2. Слайд (загадка) Первый орган чувств, который изучаем сегодня – это нос.

- Для этого мы проведем небольшое исследование «Определи предмет по запаху»

- Закрой глаза, сможешь ли ты с закрытыми глазами определить по запаху предмет? Давай попробуем.

- Задержи дыхание, чувствуешь запах? (Нет)

- А теперь вдохни и понюхай (подносит к носу ребенка баночки с нарезанным луком, колбасой, с кофе, флакон с духами и с лекарством)

- Какие запахи ты определил? (ребенок отвечает)

- Когда ощущал запах? Когда делал вдох или выдох? (когда делал вдох)

- Какой орган помог тебе почувствовать запах? (нос)

Вывод:

. - Правильно. А умение человека различать запахи получило название обоняние. Все запахи мы чувствуем благодаря органу обоняния - носу. Нос - настоящая химическая лаборатория, способная определять в воздухе тысячи разных веществ. Благодаря обонянию пчелы находят нектар и пыльцу на цветах, а муравьи помнят дорогу домой. Нюх необходим хищникам для охоты, а их жертвам - чтобы избежать опасности. Обоняние помогает и людям. Одни запахи могут успокаивать человека, вызывать приятные ощущения. У каждого из нас есть любимые запахи. Благодаря носу мы можем отличить хорошую пищу от испорченной, вовремя обнаружить утечку газа на кухне.

3. Упражнение «Вспомни, как они пахнут» 

- Все окружающие запахи можно разделить на две группы: приятные и неприятные Сравни, например, запах травы и выхлопных газов или запах свежего хлеба и испорченного мяса.

(Слайд № 4)

4.       Физкультминутка (Кинезиологические упражнения)

 

Цель: Активизация различных отделов коры больших полушарий мозга.

·        “Ухо – нос” 3–4 раза (дети выходят в круг). 

·         «Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

 

5.                 Слайд-загадка №5.

Продолжаем наше занятие, поговорим о языке, как органе чувств. Благодаря языку мы можем чувствовать вкус пищи, которую едим. Итак – вкусовые ощущения. Ребята, скажите, какие бывают на вкус продукты?».

Дети дают ответы.

 

6.                 Слайд №6 Правильно, вкусовые ощущения разделяются на четыре группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого.

 

7.                 Продолжаем наши исследования.

Опыт № 1 Исследование органа вкуса

(4 стакана с водой: простой, сладкой, соленой, кислой)

- Посмотри, понюхай. Можешь ты определить, что в стаканчиках? (Нет)

- Значит, нам необходимо это попробовать на вкус. Попробуй. Что ты ощущаешь? (Ребенок определяет по вкусу: в каком стакане вода простая, сладкая, соленая, кислая)

- Какой орган помог тебе почувствовать вкус жидкости? (Язык)

- Правильно. Это язык - орган вкуса.

Опыт № 2 Рассматривание языка через лупу в зеркало

- Что наблюдаете?

8. Слайд №7 Наш язык состоит из маленьких волшебных клеточек - сосочков, каждая их которых может распознать сладкую, соленую, горькую или кислую пищу. Иногда по вкусу мы узнаем, что пища испорчена, и есть ее нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык. Пища должна быть не очень горячей. Очень осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

Более чувствительны к кислому края языка, к соленому - самые боковые поверхности краев языка, к сладкому - кончик языка, к горькому - его основание Разные участки языка по-разному чувствительны к различным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому - его края, к горькому – область корня языка» (Демонстрация рисунка языка, с указанием карты вкусовых ощущений).

Это интересно: – Как надо пить таблетку, чтобы не почувствовать ее горький вкус? (Надо поместить таблетку на середине языка.)

9.            Слайд №8  Игра «Назови вкус предметов» 

10. Слайд №9  Упражнение «Что лишнее?»

- Сейчас вам нужно будет определить, какой из предметов лишний по вкусовым качествам. (На слайде картинки: 1) банан, лимон, арбуз, малина; 2) лимон, груша, клюква, грейпфрут; 3) чеснок, перец сладкий, перец чили, лук; 4) огурцы соленые, яблоко, сельдь, брынза).

 

11. Работа с карточками (самостоятельно)

- А теперь я предлагаю вам следующее задание с карточками, на которых изображены продукты питания. Ваша задача – обвести все сладкие продукты желтым карандашом, все соленые – синим, кислые – зеленым, горькие – красным. (Дети обводят). Проверяем (слайд)

 

IV. Подведение итогов. Рефлексия

- Таким образом, за занятие, мы познакомились с такими способностями человека, как умение определять запах и вкус. Они позволяют нам полноценно жить, учиться и трудиться. Мы попытались определять запахи и вкус предметов. Наше обоняние и вкусовые возможности можно развивать и тренировать.

Есть профессии человека в которых особенно задействованы эти органы чувств. Кто знает эти профессии?

 Мастер- парфюмер.

Дегустатор – специалист, который определяет качество продукта на вкус)

 

- О чем было интересно узнать? Что понравилось больше?

- На этом наш урок заканчивается. Всего доброго, до свидания.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Коррекционное дефектологическое занятие для обучающихся 4 класса для детей с

Коррекционное дефектологическое занятие для обучающихся 4 класса для детей с

Сегодня к нам на урок пришел очень странный человек

Сегодня к нам на урок пришел очень странный человек

У каждого из нас есть любимые запахи

У каждого из нас есть любимые запахи

Пища должна быть не очень горячей

Пища должна быть не очень горячей

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2024