Коррекционное дефектологическое занятие
для обучающихся 4 класса для детей с ОВЗ (УО)
Тема: Дифференцирование вкусовых, обонятельных ощущений, их словесное обозначение
Цель: развивать у обучающихся восприятие запахов, вкусовых ощущений продуктов, обозначение данных ощущений словом. формирование познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
1. коррекционно-образовательная: учить группировать продукты по вкусовым качествам, ощущениям: сладкий, кислый, горький, солёный;
2. коррекционно-развивающая: коррекция и развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов, развитие общей и мелкой моторики;
3. формирование коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения друг к другу, формирование положительной установки на участие в занятии.
Методы обучения: беседа, самонаблюдение, экспериментирование, упражнения, применение технических средств обучения.
Оборудование: презентация «Наши запахи и вкусы», зеркало, лупа, предметы для упражнения:
1) лук, духи, колбаса, кофе, лекарство.
2) четыре стакана с водой простой, сладкой, соленой, кислой.
Ход занятия
I Оргмомент
II Разминка
Цель: Улучшение функции рецепторов, проводящих путей, усиление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующее воздействие на все системы и органы.
· Упражнения с предметами (Су-джок)
· Задание на межполушарное взаимодействие (рисуем двумя руками)
III Основная часть
1.Проблемная ситуация
- Сегодня к нам на урок пришел очень странный человек. (Презентация Слайд № - Что в нем странного? (Ребята отвечают, что у него нет глаз, носа, ушей, рта)
- А чтобы у него все было на месте, необходимо разгадать загадки.
Загадки:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам …. (глаза)
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши… (ушки)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет… (нос)
Чтоб
попробовать компот,
Есть у человека… (рот)
(По мере отгадывания загадок у странного человека появляются глаза, уши, нос и рот)
- Зачем нам нужны глаза, нос, рот и уши? (Ребенок отвечает)
- Правильно. Это наши органы чувств.
2. Слайд (загадка) Первый орган чувств, который изучаем сегодня – это нос.
- Для этого мы проведем небольшое исследование «Определи предмет по запаху»
- Закрой глаза, сможешь ли ты с закрытыми глазами определить по запаху предмет? Давай попробуем.
- Задержи дыхание, чувствуешь запах? (Нет)
- А теперь вдохни и понюхай (подносит к носу ребенка баночки с нарезанным луком, колбасой, с кофе, флакон с духами и с лекарством)
- Какие запахи ты определил? (ребенок отвечает)
- Когда ощущал запах? Когда делал вдох или выдох? (когда делал вдох)
- Какой орган помог тебе почувствовать запах? (нос)
Вывод:
. - Правильно. А умение человека различать запахи получило название обоняние. Все запахи мы чувствуем благодаря органу обоняния - носу. Нос - настоящая химическая лаборатория, способная определять в воздухе тысячи разных веществ. Благодаря обонянию пчелы находят нектар и пыльцу на цветах, а муравьи помнят дорогу домой. Нюх необходим хищникам для охоты, а их жертвам - чтобы избежать опасности. Обоняние помогает и людям. Одни запахи могут успокаивать человека, вызывать приятные ощущения. У каждого из нас есть любимые запахи. Благодаря носу мы можем отличить хорошую пищу от испорченной, вовремя обнаружить утечку газа на кухне.
3. Упражнение «Вспомни, как они пахнут»
- Все окружающие запахи можно разделить на две группы: приятные и неприятные Сравни, например, запах травы и выхлопных газов или запах свежего хлеба и испорченного мяса.
(Слайд № 4)
4. Физкультминутка (Кинезиологические упражнения)
Цель: Активизация различных отделов коры больших полушарий мозга.
· “Ухо – нос” 3–4 раза (дети выходят в круг).
· «Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.
5. Слайд-загадка №5.
Продолжаем наше занятие, поговорим о языке, как органе чувств. Благодаря языку мы можем чувствовать вкус пищи, которую едим. Итак – вкусовые ощущения. Ребята, скажите, какие бывают на вкус продукты?».
Дети дают ответы.
6. Слайд №6 Правильно, вкусовые ощущения разделяются на четыре группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого.
7. Продолжаем наши исследования.
Опыт № 1 Исследование органа вкуса
(4 стакана с водой: простой, сладкой, соленой, кислой)
- Посмотри, понюхай. Можешь ты определить, что в стаканчиках? (Нет)
- Значит, нам необходимо это попробовать на вкус. Попробуй. Что ты ощущаешь? (Ребенок определяет по вкусу: в каком стакане вода простая, сладкая, соленая, кислая)
- Какой орган помог тебе почувствовать вкус жидкости? (Язык)
- Правильно. Это язык - орган вкуса.
Опыт № 2 Рассматривание языка через лупу в зеркало
- Что наблюдаете?
8. Слайд №7 Наш язык состоит из маленьких волшебных клеточек - сосочков, каждая их которых может распознать сладкую, соленую, горькую или кислую пищу. Иногда по вкусу мы узнаем, что пища испорчена, и есть ее нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык. Пища должна быть не очень горячей. Очень осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.
Более чувствительны к кислому края языка, к соленому - самые боковые поверхности краев языка, к сладкому - кончик языка, к горькому - его основание Разные участки языка по-разному чувствительны к различным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому - его края, к горькому – область корня языка» (Демонстрация рисунка языка, с указанием карты вкусовых ощущений).
Это интересно: – Как надо пить таблетку, чтобы не почувствовать ее горький вкус? (Надо поместить таблетку на середине языка.)
9. Слайд №8 Игра «Назови вкус предметов»
10. Слайд №9 Упражнение «Что лишнее?»
- Сейчас вам нужно будет определить, какой из предметов лишний по вкусовым качествам. (На слайде картинки: 1) банан, лимон, арбуз, малина; 2) лимон, груша, клюква, грейпфрут; 3) чеснок, перец сладкий, перец чили, лук; 4) огурцы соленые, яблоко, сельдь, брынза).
11. Работа с карточками (самостоятельно)
- А теперь я предлагаю вам следующее задание с карточками, на которых изображены продукты питания. Ваша задача – обвести все сладкие продукты желтым карандашом, все соленые – синим, кислые – зеленым, горькие – красным. (Дети обводят). Проверяем (слайд)
IV. Подведение итогов. Рефлексия
- Таким образом, за занятие, мы познакомились с такими способностями человека, как умение определять запах и вкус. Они позволяют нам полноценно жить, учиться и трудиться. Мы попытались определять запахи и вкус предметов. Наше обоняние и вкусовые возможности можно развивать и тренировать.
Есть профессии человека в которых особенно задействованы эти органы чувств. Кто знает эти профессии?
Мастер- парфюмер.
Дегустатор – специалист, который определяет качество продукта на вкус)
- О чем было интересно узнать? Что понравилось больше?
- На этом наш урок заканчивается. Всего доброго, до свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.