Дикой и Кабаниха. Законы «темного царства» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
Предмет: Литература
Класс: 10
Тема урока: Дикой и Кабаниха. Законы «темного царства» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Обучающая: отрабатывать навыки анализа эпизодов драматического произведения;
Развивающая: развивать умение делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки; совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения;
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы.
Цель для учащегося: помочь учащемуся осмыслить созданные автором образы Дикого и Кабановой, их мораль.
Задачи урока:
-углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях;
-показать нравственную атмосферу, в которой живет главная героиня;
-вывести «законы жизни»города Калинова.
УМК: Маранцман В.Г., Литература, 10 класс в 2-х частях, М., Просвещение,2011.
Прогнозируемые результаты
Предметные результаты:
раскрыть характер героев «темного царства» через речевые характеристики; показать роль второстепенных персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза»; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать отвырки художественного произведения.
Метапредметные результаты:
коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога с учителем, умений работать в паре с учителем и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;
регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки парной работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.
познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; выбрать наиболее эффективные методы решения задач.
Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы, самоконтроль и самопроверка.
Формы работы: индивидуальная, парная (совместно с учителем), самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.
Средства обучения: телевизор, компьютер, текст художественного произведения, презентация, картинки эпизодов пьесы «Гроза», рабочий лист.
Предварительная работа: заучивание наизусть учащимся реплик Дикого явления 2 действия 3 пьесы «Гроза».
Эпиграф к уроку:
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было
нормальным состоянием людей.
(Ф.М.Достоевский)
Этап урока, время |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Мотивация к учебной деятельности 1 мин.
|
Словесное приветствие |
Приветствует учащегося, проверяет его готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Итак, друмой друг, внимание, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! - Поприветствуем гостей улыбкой. |
Организовывает рабочее место. Здоровается с учителем, с гостями.
|
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
|
Актуализация знаний 5 мин. |
Пересказ текста по опорным картинкам. (Репродуктивный метод обучения).
Заполнение кроссенса в рабочем листе. |
Предлагает учащемуся распределить картинки эпизодов из произведения «Гроза» последовательно согласно сюжету и кратко пересказать сюжет произведения. Просит выполнить учащегося кроссенс в рабочем листе. - С кем или чем ассоциируются картинки кроссенса? Объяснить свою точку зрения.
|
Распределяет картинки на доске согласно сюжету пьесы. Пересказывает содержание пьесы по опорным картинкам. Выполняют кроссенс, обясняют свою точку зрения. |
Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи. Предметные: Демонстрирование знания произведения |
Постановка учебной задачи 4 мин. |
Работа с цитатой Ф.М.Достоевского.
Формулирование темы и целей урока |
Просит объяснить смысл выражения Ф.М.Достоевского: Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. - Анализируя задание кроссенса и цитаты, сформулируй тему урока и поставь задачи. |
Размышляет. Объясняет смысл цитаты. Отвечает на вопросы. Формулирует тему и задачи урока.
|
Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. |
Первичное закрепление нового знания, «погружение» в тему. 5 мин |
Выполнение задания в рабочем листе: распределяет всех персонажей пьесы на группы |
Проводит эвристическую беседу. Помогает осмыслить художественный текст, расширяет информацию по теме урока. Сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему… Это — крутой сердцем, властный и дикий человек».
|
Распределяет всех героев пьесы на группы, аргументирует свое мнение. Работает с толковым словарем Ожегова, дает определение понятию «самодур». |
Метапредметные: умение формулировать и аргументировать свои мысли: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения; |
Проблемное объяснение нового материала. Работа над раскрытием образов Дикого и Кабанихи 10 мин.
|
Ответы на вопросы рабочего листа, заполнение таблицы: «Характеристика персонажей» (Дикой и Кабаниха).
Метод работы: частично-поисковый. |
Просит ответить на вопросы в рабочем листе: -Как появляются на сцене «хозяева» Калинова? -Кто подготавливает их появление? -Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках? И др. Просит заполнить таблицу «Характеристика персонажей». |
Отвечает на вопросы учителя, дает словесное описание Дикого и Кабанихи, цитирует фразы из пьесы, заполняет совместно с учителем таблицу в рабочем листе «Характеристика персонажей» |
Метапредметные: умение вести диалог с учителем, умение привлекать новый и изученный материал Предметные: Умение характеризовать героев
|
Практическая исследовательская деятельность обучающихся. Анализ действия 2 явления 3 (взаимоотношения Дикого и Кабанихи) 5 мин. |
Театрализация сцены учащимся и учителем. Форма работы: парная. |
Учитель совместно с учащимся проигрывает сцену встречи Дикого и Кабановой. После инсценировки учитель предлагает моразмышлять над вопросами: - Каковы взаимоотношения Дикого и Кабанихи? Как еще можно охарактеризовать этих героев после встречи? |
Участвует в постановке явления 3. Вживается в роль. Размышляет над вопросами, дает развернутый ответ. |
Регулятивные: решать учебные задачи; анализировать уровень своих знаний; Познавательные: умение сравнивать явления, события, героев, делать выводы. Коммуникативные: выстраивать речевое высказывание; выслушивать разные позиции; аргументировано доказывать свою позицию. Личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям, вырабатывание навыков обобщения и систематизации знаний |
Первичное закрепление материала через выведение «законов жизни» города Калинова. 5 мин. |
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
|
Просит учащегося, опираясь на полученную информацию, свормулировать и записать в рабочий лист «заканы жизни» города Калинова. |
Самостоятельно выводит «законы жизни» города Калинова: а) у кого деньги – у того и власть; б) у кого власть, тот пользуется ею безраздельно; в) человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению; г) запретить любое проявление живого человеческого чувства; д) заставить лгать; е) заставить приспосабливаться. |
Регулятивные: отбирать необходимую информацию. Познавательные: умение найти главное, умение структурировать информацию. Коммуникативные: аргументировано доказывать свою позицию, строить письменный текст по образцу. Личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям, вырабатывание навыков обобщения и систематизации знаний, самооценки. |
Рефлексия, подведение итогов урока 3 мин. |
Диалог учителя и учащегося.
Форма работы: самоконтроль. |
Подводит итоги урока; обращает внимание на итоговый результат деятельности на уроке, на применение полученных знаний в жизни. Организует рефлексию обучающегося по поводу его эмоционального состояния, работы на уроке. Дает оценку работы учащегося. Задает вопросы: - Что узнал на уроке? - Что больше всего запомнилось? - Для чего изучаем произведение? Оценивает деятельность учащегося на уроке. |
Показывает свои знания, уровень усвоения и осознания темы. Отвечает на вопросы учителя, вступает в диалог. Делает самооценку работы на уроке. |
Регулятивные: умение объективно оценить свою работу и знания, формирование навыков самоанализа, умение соотносить цель работы с результатом. Коммуникативные: умение выразить свои мысли и свою точку зрения в соответствии с поставленными задачами; Познавательные: умение оценивать свою работу.
|
Домашнее задание 2 мин. |
Диалог учителя и учащегося.
|
Сообщает домашнее задание (на выбор учащегося): 1.Выписать цитаты из текста на тему: «Город Калинов глазами героев пьесы». 2. Оформить таблицу: «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева». |
Выбирает домашнее задание, записывает его, задает уточняющие вопросы.
|
Коммуникативные: умение воспринимать информацию, при необходимости уточнять задание; Регулятивные: умение планировать; Познавательные: умение осмыслить информаию, определить алгоритм выполнения задания. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.