Главные задачи современной школы

  • Научные работы
  • docx
  • 12.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного, патриотически настроенного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире.Для выполнения этих задач мы руководствуемся Федеральным государственным стандартом, который предъявляет определенные требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учениками начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Иконка файла материала Главные задачи современной школы (1).docx
Если мы сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра Джон Дьюи государственным стандартом, Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного, патриотически настроенного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Для выполнения этих задач мы руководствуемся который предъявляет Федеральным определенные требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учениками начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Учебная деятельность – процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им знания, умения и способности. В концепции ФГОС нового поколения подчеркивается мысль о том, что учащиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса». Формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности – умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе нам помогают универсальные учебные подходы – универсальные учебные действия (УУД). УУД – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса. Основная педагогическая задача на этом этапе – создание и организация условий, инициирующих действия учеников. В соответствии с ФГОС, в программе обучения представлены 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, которые, собственно, должны обеспечить ключевую компетенцию учащихся – умение учиться, см. схему:Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В программу формирования личностных УУД входят самоопределение самоидентификация, самоуважения, и самооценка). (внутренняя позиция школьника, Регулятивные универсальные учебные действия обучающимся организацию своей учебной деятельности: деятельностью, самостоятельностиь. обеспечивают управление своей ее контроль и коррекция, проявление инициативы и компетентность, Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно- познавательную учебно-познавательной деятельности и направлены на стремление к познанию. Это работа с информацией, работа с учебными моделями, использование общих схем решения, выполнение логических операций: анализа, классификации, установление аналогий, подведение под понятие. организацию Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; развивают умение слушать и слышать, вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. сравнения, обобщения, Как мы это делаем можно увидеть в таблице:УУД – проектная деятельность. Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь – эта китайская пословица точно характеризует такой вид учебной деятельности как учебно-исследовательская и проектная деятельности. Главная особенность учебно-исследовательской и проектной деятельности – возможность активизировать учебную деятельность детей, придав ей исследовательский, творческий характер и связана эта деятельность в большей степени с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. Работая над изысканием, проектом, ученики приобретают социальный опыт, получают возможность саморазвития, расширяют кругозор, делают самостоятельно пусть маленькие, но открытия, расширяется их познавательная сфера, повышается интерес к знаниям, и таким образом успешнее развиваются, а этого мы с вами и добиваемся. Положительным результатом исследовательских, проектных работ является развитие умения слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы, что для ребят, погруженных в компьютер, в виртуальное общение очень и очень важно. Здесь же они проявляют самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; стараются творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твёрдо защищать свои убеждения; критически оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.Процесс проектирования и исследований проходит несколько стадий. В учебной деятельности используется проектная задача, которая носит групповой характер. Работа ведется в несколько этапов. 1 этап. Постановка цели и задачи (мотивационный). Ход этапа: 1. Создание мотивации учащихся на деятельность. Перевод проблемы в задачу. 2. Определение замысла проектной задачи. Помогаем сформулировать цель и проблему проекта. распределением обязанностей. поставленных целей задач. 3. Планирование деятельности по решению поставленной цели с Организация поиска учащимися оптимального способа достижения 4. Наблюдение и контроль. 5. Консультация учащихся. Во время работы над проектом учащиеся вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач, объединяются в группы. У них формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы (личностные УУД). Учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу в ходе работы, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия (регулятивные УУД). Учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования Учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли (коммуникативные УУД). (познавательные УУД). 2 этап. Выполнение заданий (деятельностный). Его цели и задачи: 1. Реализация замысла проектной задачи (темы, целей, конечного продукта). Сохранение учебной мотивации учащихся на деятельность. 2. Анализ полученного результата. Учитель оказывает консультативную помощь в создании «продукта». Фиксация всех идей. 3. Наблюдение и контроль. 4.Ребята получают задания, распределяют роли в группах, работают над решением поставленной задачи. Развиваются личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи; – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, на умение планировать деятельность и действовать по плану, на умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия и коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать своё предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им. личной ответственности, регулятивные УУД 4. Заполнение оценочного листа. 3 этап. Представление результатов (рефлексивно-оценочный). На данном этапе оказывается практическая помощь учителя или родителей (по необходимости). Учащиеся представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам), осуществляется рефлексия. Развиваются личностные УУД – самоопределение, действия нравственно этического характера; регулятивные УУД – учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учётом конечного результата;познавательные УУД – учащиеся учатся строить сообщения в устной форме и коммуникативные УУД – учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Метод проектных задач актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Все проекты можно квалифицировать, например, по А. С. Сиденко: По характеру результата проекты бывают информационные, исследовательские, обзорные, проект – инсценировка, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т. д. 2. По форме – видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, журнальный 1. репортаж и т.д. 3. По характеру доминирующей в проекте деятельности – поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно- ориентировочный. 4. По предметно-содержательной области – монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект. 5. По характеру координации проекта – непосредственный (гибкий, жёсткий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). 6. По количеству участников – личностно-индивидуальные, парные, групповые. 7. По продолжительности – минипроекты, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. УУД – наблюдение и исследование. Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Главной целью исследований (исследовательского проекта) учащихся является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Задача исследований (исследовательского проекта) заключается в выдвижении предположений, установлении причинно-следственных связей, в поиске нескольких вариантов решения проблемы. Этот вид деятельности тоже организовывается проектным методом. Он позволяет спланировать исследование так, чтобы достичь результата оптимальным способом. Здесь от учителя требуется объяснить причинность, сущность происходящего и найти ответы и суметь выслушать, не подавить инициативу и любознательность. В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированность умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации. вместе проанализировать, Технология сотворчества формирует у ребят вдумчивое и осмысленное отношение к проводимым экспериментам. Для этого необходимо создавать условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления, при этом учащиеся действуют в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимают творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е.самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, – иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов. Ребята охотно высказывают массу гипотез, предлагают разные варианты объяснения увиденного. К такого рода поиску ребят надо подготовить. И поможет в этом организация работы над исследовательским проектом, а правильно оформленный проект будет результатом исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество универсальных учебных действий:  проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.  кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.  коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.  экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.  рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.  презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. Как работать над исследовательским проектом? Тема выбирается задолго до оформления и защиты. Она должна быть интересной ученику и актуальной для местности, в которой он проживает. «Ребёнка нужно учить осознавать цель, которую он должен достичь, с первых дней пребывания в школе». (Н.Ф. Талызина). Именно вопрос, который заинтересовал ученика, может стать отправной точкой в исследовании или в разработке проекта. Ход работы:  Поиск решения проблемы  Подбор материалов, инструментов (выбор материалов делается каждым учеником самостоятельно, а контроль над соблюдением техники безопасности (если надо) ведет один человек, назначенный ребятами).  Изготовление проекта (на этом этапе главным становится формирование сплоченности между ребятами, их умение слушать друг друга, развитие взаимопомощи и взаимовыручки).  Защита, обоснование проекта (продумывается уже в процессе выполнения работы и производится по желанию учащихся). В ходе презентации результата проекта ребята могут воспользоваться схемой.  Защита, обоснование проекта продумывается ещё в процессе выполнения работы и производится по желанию учащихся. В младших классах часто используются информационные исследовательские проекты, которые предполагают самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), в этом случае учащиеся учатся структурированию информации, выделению главного. Часто поискнедостающей информации ребята находят вместе с родителями, что тоже важно в воспитательных целях. Исследовательская, проектная деятельность имеет свои «плюсы» и «минусы», здесь главное не переборщить, отказавшись от других видов познавательной деятельности, например, наблюдение за демонстрациями учителя, самостоятельная работа с учебником, просмотр учебных фильмов, беседа и др. Учитель, должен стремиться к тому, чтобы на основе заданных им условий, ориентиров, фактического материала, результатов наблюдения учащиеся смогли бы самостоятельно описывать объекты или явления, в том числе формулировать определения и строить рассказы (действия 1-го уровня сложности); объяснять объекты и явления, в том числе формулировать законы, свойства (действия 2-го уровня сложности); формулировать принципы, правила и применять их на практике (действия 3-го уровня сложности). Навыки действий первого уровня сложности вырабатываются у обучающихся довольно быстро при регулярном повторении требуемых действий. Но при формировании таких навыков недостаточно просто добиться от учащихся запоминания последовательности действий при описании объекта или явления или механизма сбора информации – необходимо научить учащихся максимально полно использовать эту информацию в различных ситуациях. Второй уровень сложности требует уже от учащихся не только обширных знаний по предмету, но и умения сопоставлять факты, выводить на основании этих фактов закономерности, выделять причинно-следственные связи. При этом развивается наблюдательность, логическое мышление, способность самостоятельно ставить вопросы и находить на них ответы. А главное – система действий, направленная на развитие таких навыков, развивает интерес учащегося к предмету, к науке, позволяет почувствовать себя исследователем, способным самостоятельно ответить на вопросы «Где?» и «Почему?» Третий уровень умений и навыков доступен отнюдь не всем детям. Чтобы добиться от учащихся подобного способа мышления недостаточно одной только, даже самой профессиональной, деятельности учителя, необходимы также значительные способности, серьезная личная заинтересованность учащегося и увлеченность предметом, выходящая за рамки обычной любознательности. Но стремиться к этому нужно и добиться этого возможно – это должен осознавать каждый учитель. Главным результатом обучения и развития детей должно стать укрепление в каждом ребёнке веры в себя, в свои возможности познавать и преображать мир.