Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного, патриотически настроенного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире.Для выполнения этих задач мы руководствуемся Федеральным государственным стандартом, который предъявляет определенные требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учениками начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Если мы сегодня будем учить так,
как учили вчера, мы украдем у наших
детей завтра
Джон Дьюи
государственным стандартом,
Главные задачи современной школы –
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного,
патриотически настроенного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном мире. Для выполнения этих задач мы руководствуемся
который предъявляет
Федеральным
определенные требования к результатам, структуре и условиям освоения
основной образовательной программы учениками начальной школы с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей. Учебная деятельность –
процесс самоизменения человека, результатом которого являются
приобретенные им знания, умения и способности. В концепции ФГОС нового
поколения подчеркивается мысль о том, что учащиеся «должны научиться
самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать
приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного
процесса».
Формировать основы умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе нам помогают
универсальные учебные подходы – универсальные учебные действия (УУД).
УУД – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его
способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию
этого процесса. Основная педагогическая задача на этом этапе – создание и
организация условий, инициирующих действия учеников.
В соответствии с ФГОС, в программе обучения представлены 4 вида УУД:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, которые,
собственно, должны обеспечить ключевую компетенцию учащихся – умение
учиться, см. схему:Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-
смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. В программу формирования личностных УУД входят
самоопределение
самоидентификация,
самоуважения, и самооценка).
(внутренняя позиция школьника,
Регулятивные универсальные учебные действия
обучающимся организацию своей учебной деятельности:
деятельностью,
самостоятельностиь.
обеспечивают
управление своей
ее контроль и коррекция, проявление инициативы и
компетентность,
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-
познавательную
учебно-познавательной
деятельности и направлены на стремление к познанию. Это работа с информацией,
работа с учебными моделями, использование общих схем решения, выполнение
логических операций:
анализа,
классификации,
установление аналогий, подведение под понятие.
организацию
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению
или деятельности; развивают умение слушать и слышать, вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, способность интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
сравнения,
обобщения,
Как мы это делаем можно увидеть в таблице:УУД – проектная деятельность.
Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа
деятельности. Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки
меня – и я научусь – эта китайская пословица точно характеризует такой вид
учебной деятельности как учебно-исследовательская и проектная деятельности.
Главная особенность учебно-исследовательской и проектной деятельности –
возможность активизировать учебную деятельность детей,
придав ей
исследовательский, творческий характер и связана эта деятельность в большей
степени с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения
практических задач.
Работая над изысканием, проектом, ученики приобретают социальный опыт,
получают возможность саморазвития, расширяют кругозор, делают самостоятельно
пусть маленькие, но открытия, расширяется их познавательная сфера, повышается
интерес к знаниям, и таким образом успешнее развиваются, а этого мы с вами и
добиваемся.
Положительным результатом исследовательских, проектных работ является
развитие умения слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме
формулировать и оценивать познавательные вопросы, что для ребят, погруженных
в компьютер, в виртуальное общение очень и очень важно. Здесь же они проявляют
самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных
способностей; стараются творчески работать в сотрудничестве с другими людьми;
смело и твёрдо защищать свои убеждения; критически оценивать и понимать
собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их
последствия.Процесс проектирования и исследований проходит несколько стадий. В учебной
деятельности используется проектная задача, которая носит групповой характер.
Работа ведется в несколько этапов.
1 этап. Постановка цели и задачи (мотивационный). Ход этапа:
1. Создание мотивации учащихся на деятельность. Перевод проблемы в задачу.
2. Определение замысла проектной задачи. Помогаем сформулировать цель и
проблему проекта.
распределением обязанностей.
поставленных целей задач.
3. Планирование деятельности по решению поставленной цели с
Организация поиска учащимися оптимального способа достижения
4. Наблюдение и контроль.
5. Консультация учащихся.
Во время работы над проектом учащиеся вживаются в ситуацию, осуществляют
уточнение целей и задач, объединяются в группы. У них формируется внутренняя
позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы (личностные УУД). Учащиеся овладевают всеми типами
учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая
способность принимать и сохранять учебные цель и задачу в ходе работы,
планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия
(регулятивные УУД). Учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием
моделирования
Учащиеся приобретают умения
организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации, оценивать и точно выражать свои мысли (коммуникативные УУД).
(познавательные УУД).
2 этап. Выполнение заданий (деятельностный). Его цели и задачи:
1. Реализация замысла проектной задачи (темы, целей, конечного продукта).
Сохранение учебной мотивации учащихся на деятельность.
2. Анализ полученного результата. Учитель оказывает консультативную помощь
в создании «продукта». Фиксация всех идей.
3. Наблюдение и контроль.
4.Ребята получают задания, распределяют роли в группах, работают над
решением поставленной задачи. Развиваются личностные УУД – формирование
мотивации учебной деятельности,
развитие
познавательных интересов, чувства взаимопомощи;
–
формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию
своей работы, на умение планировать деятельность и действовать по плану, на
умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия и
коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение,
аргументировать своё предложение, убеждать, понимать позицию других людей,
уступать им.
личной ответственности,
регулятивные УУД
4. Заполнение оценочного листа.
3 этап. Представление результатов (рефлексивно-оценочный). На данном этапе
оказывается практическая помощь учителя или родителей (по необходимости).
Учащиеся представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам),
осуществляется рефлексия. Развиваются личностные УУД – самоопределение,
действия нравственно этического характера; регулятивные УУД – учащиеся учатся
определению последовательности высказываний с учётом конечного результата;познавательные УУД – учащиеся учатся строить сообщения в устной форме и
коммуникативные УУД – учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства
для решения коммуникативных задач.
Метод проектных задач актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать
творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно
адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Все проекты можно квалифицировать, например, по А. С. Сиденко:
По характеру результата проекты бывают
информационные,
исследовательские, обзорные, проект – инсценировка, сборник иллюстраций,
сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета,
киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т. д.
2. По форме – видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, журнальный
1.
репортаж и т.д.
3. По характеру доминирующей в проекте деятельности – поисковый,
исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-
ориентировочный.
4. По предметно-содержательной области – монопроект (в рамках одной области
знаний), межпредметный проект.
5. По характеру координации проекта – непосредственный (гибкий, жёсткий),
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
6. По количеству участников – личностно-индивидуальные, парные, групповые.
7. По продолжительности – минипроекты, краткосрочные, среднесрочные,
долгосрочные.
УУД – наблюдение и исследование. Учебно-исследовательская деятельность
предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и
навыков научного поиска. Главной целью исследований (исследовательского
проекта) учащихся является развитие их способности занимать исследовательскую
позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического
мышления. Задача исследований (исследовательского проекта) заключается в
выдвижении предположений, установлении причинно-следственных связей, в
поиске нескольких вариантов решения проблемы. Этот вид деятельности тоже
организовывается проектным методом. Он позволяет спланировать исследование
так, чтобы достичь результата оптимальным способом. Здесь от учителя требуется
объяснить причинность, сущность происходящего и найти ответы и суметь
выслушать,
не подавить инициативу и
любознательность. В качестве основных результатов учебно-исследовательской и
проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие
метапредметные результаты, как сформированность умения: наблюдать, измерять,
сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять
понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками
информации.
вместе проанализировать,
Технология сотворчества формирует у ребят вдумчивое и осмысленное
отношение к проводимым экспериментам. Для этого необходимо создавать условия
для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток
анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления, при этом
учащиеся действуют в соответствии со своими интересами и предпочтениями,
занимают творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е.самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом
этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда
даже в ущерб методике, – иначе исследование может постепенно превратиться в
обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных
учебных этапов.
Ребята охотно высказывают массу гипотез, предлагают разные варианты
объяснения увиденного. К такого рода поиску ребят надо подготовить. И поможет в
этом организация работы над исследовательским проектом, а правильно
оформленный проект будет результатом исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество
универсальных учебных действий:
проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей
деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
кооперативные:
взаимодействие с участниками проекта,
оказание
взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог,
задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого
оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно
эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров,
осмысление полученных результатов.
рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и
промежуточных результатов), осуществление самооценки.
презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор
различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи,
ответы на незапланированные вопросы.
Как работать над исследовательским проектом? Тема выбирается задолго до
оформления и защиты. Она должна быть интересной ученику и актуальной для
местности, в которой он проживает. «Ребёнка нужно учить осознавать цель,
которую он должен достичь, с первых дней пребывания в школе». (Н.Ф. Талызина).
Именно вопрос, который заинтересовал ученика, может стать отправной точкой в
исследовании или в разработке проекта. Ход работы:
Поиск решения проблемы
Подбор материалов, инструментов (выбор материалов делается каждым
учеником самостоятельно, а контроль над соблюдением техники безопасности (если
надо) ведет один человек, назначенный ребятами).
Изготовление проекта (на этом этапе главным становится формирование
сплоченности между ребятами, их умение слушать друг друга, развитие
взаимопомощи и взаимовыручки).
Защита, обоснование проекта (продумывается уже в процессе выполнения
работы и производится по желанию учащихся). В ходе презентации результата
проекта ребята могут воспользоваться схемой.
Защита, обоснование проекта продумывается ещё в процессе выполнения
работы и производится по желанию учащихся.
В младших классах часто используются информационные исследовательские
проекты, которые предполагают самостоятельный поиск необходимой информации
(в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), в этом случае
учащиеся учатся структурированию информации, выделению главного. Часто поискнедостающей информации ребята находят вместе с родителями, что тоже важно в
воспитательных целях.
Исследовательская, проектная деятельность имеет свои «плюсы» и «минусы»,
здесь главное не переборщить, отказавшись от других видов познавательной
деятельности, например, наблюдение за демонстрациями учителя, самостоятельная
работа с учебником, просмотр учебных фильмов, беседа и др. Учитель, должен
стремиться к тому, чтобы на основе заданных им условий, ориентиров,
фактического материала, результатов наблюдения учащиеся смогли бы
самостоятельно описывать объекты или явления, в том числе формулировать
определения и строить рассказы (действия 1-го уровня сложности); объяснять
объекты и явления, в том числе формулировать законы, свойства (действия 2-го
уровня сложности); формулировать принципы, правила и применять их на практике
(действия 3-го уровня сложности). Навыки действий первого уровня сложности
вырабатываются у обучающихся довольно быстро при регулярном повторении
требуемых действий. Но при формировании таких навыков недостаточно просто
добиться от учащихся запоминания последовательности действий при описании
объекта или явления или механизма сбора информации – необходимо научить
учащихся максимально полно использовать эту информацию в различных
ситуациях.
Второй уровень сложности требует уже от учащихся не только обширных знаний
по предмету, но и умения сопоставлять факты, выводить на основании этих фактов
закономерности, выделять причинно-следственные связи. При этом развивается
наблюдательность, логическое мышление, способность самостоятельно ставить
вопросы и находить на них ответы. А главное – система действий, направленная на
развитие таких навыков, развивает интерес учащегося к предмету, к науке,
позволяет почувствовать себя исследователем, способным самостоятельно ответить
на вопросы «Где?» и «Почему?»
Третий уровень умений и навыков доступен отнюдь не всем детям. Чтобы
добиться от учащихся подобного способа мышления недостаточно одной только,
даже самой профессиональной, деятельности учителя, необходимы также
значительные способности, серьезная личная заинтересованность учащегося и
увлеченность предметом, выходящая за рамки обычной любознательности. Но
стремиться к этому нужно и добиться этого возможно – это должен осознавать
каждый учитель. Главным результатом обучения и развития детей должно стать
укрепление в каждом ребёнке веры в себя, в свои возможности познавать и
преображать мир.