Ценности не являются фиксированными абсолютами. Они могут меняться, развиваться, совершенствоваться. Одними ценностями можно жертвовать в пользу других.
Ценности не всегда очевидны. Иногда люди сами не сознают, что ценят, потому что эти ценности спрятаны глубоко внутри или принимаются как нечто само собой разумеющееся. «Избавление от страха» видится как ценность только при наличии угрозы.
Глубокая истина
Ценности не являются фиксированными абсолютами. Они могут меняться,
развиваться, совершенствоваться. Одними ценностями можно жертвовать в
пользу других.
Ценности не всегда очевидны. Иногда люди сами не сознают, что ценят,
потому что эти ценности спрятаны глубоко внутри или принимаются как
нечто само собой разумеющееся. «Избавление от страха» видится как
ценность только при наличии угрозы.
В конечном счете концепции служат лишь для выявления «ценности».
Поэтому ценность — это ядро процесса конструирования решений. Но как
удовольствие от еды является итоговой проверкой ценности трудов повара,
так и эффективность процесса мышления зависит от ценности конечного
результата. Чтобы приготовить пищу, необходимо пройти несколько этапов,
включая приобретение и подготовку ингредиентов, их варку, жарку и т. п.
Таким же сложным является процесс конструирования.
В отношении конструирования решений есть несколько общих стратегий.
Представьте желаемый или идеальный результат и двигайтесь назад.
Стройте результат вокруг доминантной темы или ценности и подгоняйте
под него остальные, второстепенные требования и ценности.
Пытайтесь комбинировать разные потребности и ценности и смотрите,
какой это дает результат. По необходимости улучшайте и модифицируйте
его.
Двигайтесь вперед с предварительным, «черновым» результатом,
предоставив ему возможность эволюционировать под давлением
обстоятельств.
Разработайте альтернативные решения, а потом сравнивайте их друг с
другом и с потребностями.
Выберите стандартное решение. Измените его по необходимости.
Определите ключевую потребность, разработайте решение, отвечающее ей,
а затем на этом «фундаменте» стройте остальную часть «здания».
Упростите и «проредите» потребности, оставив лишь самые необходимые, и
работайте только с ними. Остальное добавится потом.
Как в игре, пробуйте почти наугад комбинировать разные возможности.
Ждите, пока не появится какая-то разумная конструкция.
Разработайте какое-нибудь решение, а затем, учитывая критику, изменяйте
его.
Есть, конечно, и множество других стратегий. И при этом нет ни одной
«правильной». В разных ситуациях разным людям та или иная стратегия
кажется более подходящей, чем другие.До сих пор я оставлял в стороне вопрос о проверке правомерности
возможностей. Это связано с тем, что основательность и тщательность, с
какими проверяется возможность, зависят от той роли, которую она играет в
окончательном решении. Если возможность занимает в решении центральное
место, она проверяется с максимальным пристрастием. Это совсем как
проверка научной гипотезы. Мы разрабатываем метод проверки возможности
точно так же, как планируем научный эксперимент. На этом этапе мы
прикладываем все усилия к тому, чтобы убедиться в правомерности
рассматриваемой возможности.
Если нам не удается довести процесс проверки до конца, тогда решение
должно включать в себя две возможности: возможность того, что идея верна,
и возможность, что она неверна. Решение не должно зависеть от
правомерности возможности, которая не была проверена, — если только мы
не готовы рискнуть.
Давайте рассмотрим некоторые параллели в вопросе занятости.
Крупные компании и правительства сокращают штат в стремлении к
повышению эффективности работы своих сотрудников.
Развитие современных технологий приводит к тому, что для производства
товаров требуется меньше рабочих рук.
Многие товары производятся в странах, в которых дешевая рабочая сила и
низкий уровень социального обеспечения, а потом импортируются.
Конкуренция заставляет снижать производственные расходы.
Некоторые люди, зарегистрировавшись в качестве безработных, работают в
«черной» экономике.
Не хватает рабочих мест.
Некоторые люди недостаточно квалифицированы для современной работы.
Некоторые люди привыкли не работать.
Изменения доходов, связанные с получением работы, могут быть слишком
малы, чтобы мотивировать безработных искать работу.
Механизм перераспределения доходов через налоги и социальную помощь
слишком слаб.
В качестве ценностей мы обнаруживаем:
Ценность труда для работающих.
Ценность труда для общества, поскольку он обеспечивает общество
товарами и услугами.
Ценность товаров и услуг для потребителей.
Ценность снижения налогов, достигаемого благодаря уменьшению
социальных расходов.Ценность снижения безработицы для правительства с точки зрения
бюджетных расходов и поддержки избирателей.
Есть также и другие ценности.
Концепции можно выявить такие:
Сокращение рабочих мест вследствие стремления к повышению
эффективности производства, новым технологическим достижениям и
дешевому импорту.
Слабость механизмов перераспределения доходов через налоги и пособия
по безработице.
Опять же, из этих концепций можно извлечь многие другие.
Сконструированное решение может включать в себя множество вариантов:
Методы распределения существующих рабочих мест между большим числом
работников (более ранний выход на пенсию, работа неполный день и т. п.).
Методы создания новых рабочих мест, представляющих реальную ценность
для общества, и новые способы оплаты этого «некоммерческого» труда.
Ограничение сокращения рабочих мест посредством протекционизма.
Создание рабочих мест путем поддержки малого бизнеса.
Принятие некоторого уровня безработицы как неотъемлемой части жизни.
Самый интересный вариант, связанный с созданием новых рабочих мест и
новыми способами их финансирования, дает новую пищу для размышлений.
Весь процесс параллельного мышления начинается сначала. Теперь
креативность должна занять куда большее место как в предложении
возможностей, так и в конструировании решений из поля параллельных
возможностей. В ходе данного творческого упражнения мы могли бы
выдвинуть такие концепции, как «проектирование рабочих мест» (как новая
профессия) и «отдельные экономические циклы, каждый из которых имеет
свою собственную валюту». Дело в том, что решение не обязано содержаться
в рамках текущей ситуации. Мы не должны от анализа переходить сразу к
решению проблем. Необходим промежуточный этап, связанный с
созидательным мышлением. Мы не просто «ищем истину», а разрабатываем
возможные пути для продвижения вперед.
Процесс конструирования включает в себя не только разработку решений из
поля параллельных возможностей. Как я уже говорил, можно конструировать
альтернативы как потенциальные решения, разрабатывать приоритеты и
методы выбора между альтернативами, а иногда появляется необходимость
разрабатывать методы тестирования вариантов.
В качестве последнего этапа процесса конструирования мы должны
задаться вопросом: «К чему это ведет?», то есть посмотреть, к какому итогу
движется весь процесс параллельного мышления. Это может быть лучшее
понимание ситуации. Это может быть решение проблемы. Это может бытьспособ достижения цели. Это может быть «проект» чего-то. Это может быть
разрешение конфликта или достижение согласия на переговорах. Бывает, что
мыслительный процесс очерчивает перед нами новые области для
дальнейших размышлений, а бывает, что нам не удается разработать
удовлетворительное решение. Или мы знаем, что решение, которое нам
удается сконструировать, далеко от совершенства.
Я хочу подчеркнуть, что в системе параллельного мышления упор делается
на процесс конструирования, а не на споры с позиции силы или
аналитический поиск истины. Мы не «ищем» решение, а «строим путь к
нему».