Годовая контрольная работа по математике в 6 классе состоит из трёх частей и содержит 24 задания. Часть I содержит 12 заданий базового уровня: 6 заданий с выбором верного ответа и 6 заданий с кратким ответом. Часть II содержит 5 заданий с развернутым ответом и 1 задание с выбором верного ответа, соответствующих уровню возможностей и доступных учащимся, хорошо успевающим по математике. Часть III(общая для В 1 и 2) содержит 6 заданий с развернутым ответом, соответствующих уровню возможностей, но доступных учащимся с высоким уровнем математической подготовки, любящим занятия математикой. Это задания повышенной сложности, задания математических олимпиад. Работа содержит нормы оценок за данные задания и ее можно использовать при апробации любого учебно- методического комплекса по математике в 6 классе.
Годовая контрольная работа
по математике в 6 классеПояснения записка к контрольной работе
по математике для 6 класса
Структура контрольной работы
Работа состоит из трёх частей и содержит 24 задания.
Часть I содержит 12 заданий базового уровня: 6 заданий с выбором
верного ответа и 6 заданий с кратким ответом.
Часть II содержит 5 заданий с развернутым ответом и 1 задание с
и
выбором верного ответа, соответствующих уровню возможностей
доступных учащимся, хорошо успевающим по математике.
Часть III(общая для В1и2) содержит 6 заданий с развернутым ответом,
соответствующих уровню возможностей, но доступных учащимся с высоким
уровнем математической подготовки, любящим занятия математикой. Это
задания повышенной сложности, задания математических олимпиад.
Порядок проведения работы
На выполнение работы даётся 75 мин.
Проводится работа в два этапа. При этом реализуется основной
принцип итоговой аттестации в основной школе: успешное выполнение
заданий второй части работы не компенсирует отсутствие результата
выполнения заданий первой части. Оценивание осуществляется способом
«сложения».
На первом этапе в первый день в течение 30 мин учащиеся выполняют
только первую часть работы. В оставшиеся 15 минут урока после сдачи
учащимися контрольных работ проводится проверка ответов и
устанавливается, кто из школьников не преодолел «порог», позволяющий
получить положительную отметку. Проводится анализ возможных причин
затруднений школьников и допущенных ошибок.
На втором этапе во второй день в течение 45 минут учащиеся, не
прошедшие «порог» в первый день, вновь пытаются это сделать, решая
задания первой части (другой вариант). Остальные учащиеся выполняют
задания второй и третьей части работы. При этом некоторые из них могут
попытаться улучшить результат выполнения заданий первой части
Оценивание
Правильное решение каждого из заданий 112 части I полугодовой
контрольной работы оценивается 1 баллом. Полное правильное решение
каждого из заданий 1 и 2 части II оценивается 2 баллами, 318 − 3 баллами,
1923 − 4 баллами, 24 – 5 баллами.
Предполагается,
что для получения положительной отметки
необходимо преодолеть «порог», то есть выполнить верно не менее шестизаданий первой части контрольной работы. Это отвечает минимальному
уровню подготовки, подтверждающему освоение учеником 6 класса
содержания основной общеобразовательной программы в I полугодии.
К каждому заданию с развёрнутым ответом, включённому в
контрольную работу, учащимся может быть предложено несколько способов
решения, за каждый из которых даётся бонус – дополнительный балл.
Предполагается, что такой подход даёт возможность
− учащемуся проконтролировать себя, подтвердив правильный ответ, решая
задачу другим способом, или обнаружить ошибку в решении при
несовпадении ответов;
проявить оригинальность мышления и математические способности;
− проверяющим выявить учащихся, обладающих способностями мыслить
творчески, оригинально, критично.
Нормы оценивания.
Для оценивания результатов выполнения работы применяются два
количественных показателя: отметки «2», «3», «4», или «5» и рейтинг – сумма
баллов за верно выполненные задания. За задание, выполненное несколькими
способами, начисляются бонусы (дополнительные баллы) – по одному баллу
за каждый способ решения.
За каждое верно выполненное задание базового уровня (части I) начисляется 1
балл.
Отметка «3» выставляется за верное выполнение 50 – 80% заданий базового
уровня (6 – 10 заданий) – 6 – 10 баллов.
Отметка «4» выставляется, если набрано от 11 до 16 баллов, в следующих
случаях
− выполнены верно 1112 заданий базового уровня (части I) – 1112 баллов;
− выполнены верно 9 заданий базового уровня (части I) и 1 трёхбалльное
задание из части II;
− выполнены верно 89 заданий базового уровня (части I) и 2 задания из части
II;
− выполнены верно 10 заданий базового уровня (части I) и 12 задания из
части II;
− выполнены верно 11 заданий базового уровня (части I) и 1 задание из части
II;
Для получения отметки «5» необходимо верно выполнить 80100% заданий
части I и 2 задания (одно из которых – трёхбалльное) части II.
За каждые дополнительно набранные 4 балла (каждые две дополнительно
решённые задачи из части II или одну задачу из части III) ученик получает
дополнительно отметку «5».
Годовая контрольная работа по математике
в 6 классе
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из трёх частей и содержит 24 задания.
Часть I содержит 12 заданий базового уровня: 6 заданий с выбором
верного ответа и 6 заданий с кратким ответом. Задания части I считаютсявыполненными, если учащийся указал букву верного ответа (в заданиях 16),
дал верный ответ в виде числа или величины (в заданиях 712).
Часть II содержит 5 заданий с развернутым ответом и 1 задание с
выбором верного ответа, соответствующих уровню возможностей и
доступных учащимся, хорошо успевающим по математике. При их
выполнении надо записать полное решение и ответ.
Часть III содержит 6 заданий с развернутым ответом, соответствующих
уровню возможностей, но доступных учащимся
с высоким уровнем
математической подготовки, любящим занятия математикой. Это задания
повышенной сложности, задания математических олимпиад.
На выполнение работы даётся 75 мин.
Проводится работа в два этапа. При этом реализуется основной
принцип итоговой аттестации в основной школе: успешное выполнение
заданий второй части работы не компенсирует отсутствие результата
выполнения заданий первой части. Оценивание осуществляется способом
«сложения».
На первом этапе в первый день в течение 30 мин учащиеся выполняют
только первую часть работы. В оставшиеся 15 минут урока после сдачи
учащимися контрольных работ проводится проверка ответов и
устанавливается, кто из школьников не преодолел «порог», позволяющий
получить положительную отметку. Проводится анализ возможных причин
затруднений школьников и допущенных ошибок.
На втором этапе во второй день в течение 45 минут учащиеся, не
прошедшие «порог» в первый день, вновь пытаются это сделать, решая
задания первой части (другой вариант). Остальные учащиеся выполняют
задания второй и третьей части работы. При этом некоторые из них могут
попытаться улучшить результат выполнения заданий первой части.
Советуем для экономии времени пропускать задание, которое не
удаётся выполнить сразу, и переходить к следующему. К выполнению
пропущенных заданий можно вернуться, если у вас останется время..
Контрольная работа для 6 класса за год.
Вариант 1
Часть 1
В заданиях 1 – 6 выбрать верный ответ из числа предложенных.
1. Какая из записей является разложением на множители числа 36?
А. 2 3 6 Б. 30 + 6 В. 40 – 1 4 Г. 72 : 2
2. В пропорции
x
6
неизвестный член равен
2 . В.
15
4
5
А. 4,5. Б.
3. Принтер печатает одну страницу за 6 с. Сколько страниц можно распечатать на этом
принтере за t мин?
А. 6t с. Б. 10t с. В. 0,1t с. Г.
5 . Г. 4,8.
24
4. Что больше: 26% учащихся школы или
А. 26% учащихся
1
4
t
6
с.
учащихся этой школы?1 учащихся
4
Б.
В. Эти числа равны
Г. Данных для ответа недостаточно
5. Какой из указанных цифр нужно заменить *, чтобы число 781* делилось и на 3, и на 5?
А. 0. Б. 2. В. 3. Г. 5.
6. За n одинаковых тетрадей и m одинаковых блокнотов заплатили c р. Тетрадь стоит a р.
Сколько стоят m блокнотов?
А. c – am Б. c – an В. c – (n + m) Г. c : (n + m)
В заданиях 7 – 12 записать только ответ.
7. Почтовый конверт стоит 13 руб. 40 коп. Какое наибольшее число конвертов можно
купить на 170 рублей?
Ответ:_____________________________
8. Решите уравнение
Ответ:_____________________________
Ответ:_____________________________
9. Найдите значение выражения
2
x
5
6
.5,7
5
7
2
2
2
5
5
10. На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см
1 см изображён треугольник
(см. рисунок). Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.
Ответ:____________________________
11. Содержание соли в растворе составляет 16%.
А. Сколько килограммов соли содержится в 75 кг раствора?
Б. Сколько килограммов такого раствора можно приготовить из 8,8 кг соли?
А. Ответ: ___________________________
Б. Ответ:_____________________________
12. А. На участке дороги бетонные плиты длиной 6 м заменяют новыми длиной 8 м.
Сколько нужно новых плит для замены 240 старых?
Б. Для изготовления 10 деталей требуется
изготовление 12 таких деталей?
А. Ответ: ___________________________
Б. Ответ:________________________
1
3
3 кг металла. Сколько металла пойдёт на
В заданиях 13 – 24 записать решение.
Часть 2
13. 2 балла. Сократите дробь
1926
3924
.
а)
14. 2 балла. Решите уравнения
; б)
8,4
х
2,1
5
2
3
х
3
4
1
2
х
.15. 3 балла. Из двух городов навстречу друг другу одновременно вышли два
поезда, причем скорость одного из них 93,75 км/ч, а скорость другого на 12,3 км/ч меньше.
Через какое время после начала движения поезда встретятся, если расстояние между
городами 438 км?
16. 3 балла. Из 12 красных, 18 белых и 30 розовых гвоздик составили одинаковые
букеты. Получилось более 5 букетов. Сколько цветков было в каждом букете?
17. 3 балла. Из пункта А в пункт D ведут три дороги. Через пункт В едет
грузовик со средней скоростью 35км/ч, через пункт С едет автобус со средней скоростью
30км/ч. Третья дорога — без промежуточных пунктов, и по ней движется легковой
автомобиль со средней скоростью 40км/ч. На рисунке показана схема дорог и расстояние
между пунктами по дорогам.
Все три автомобиля одновременно выехали из А. Какой автомобиль добрался до D позже
других? В ответе укажите, сколько часов он находился в дороге.
18. 3 балла. Для изготовления книжных полок требуется заказать 48 одинаковых
стекол в одной из трех фирм. Площадь каждого стекла 0,25
. В таблице приведены цены
на стекло, а также на резку стекол и шлифовку края. Сколько рублей будет стоить самый
дешевый заказ?
Фирма
A
Б
В
Цена стекла
(руб. за 1
)
420
440
470
Резка и шлифовка
(руб. за одно стекло)
75
65
55
Контрольная работа для 6 класса за год.
Вариант 2
Часть 1
В заданиях 1 – 6 выбрать верный ответ из числа предложенных.
1. Какая из записей является разложением на множители числа 42?
А. 2 3 7 Б. 36 + 6 В. 49 – 1 7 Г. 84 : 2
2. В пропорции
неизвестный член равен
x
5
3
4
3
3
4
.
4 . В.
15
Б.
А.
3. Принтер печатает одну страницу за 4 с. Сколько страниц можно распечатать на этом
принтере за t мин?
А.
с. В. 4t с. Г. 15t с.
с. Б.
3 . Г. 0,15.
20
.
t
4
t
15
4. Что больше: 25% учащихся школы или
А. 25% учащихся
1
5
учащихся этой школы?1
5
учащихся
Б.
В. Эти числа равны
Г. Данных для ответа недостаточно
5. Какой из указанных цифр нужно заменить *, чтобы число 537* делилось и на 2,
и на 3?
А. 5. Б. 6. В. 7. Г. 8.
6. За n одинаковых коробок конфет заплатили на c рублей больше, чем за m одинаковых
пачек печенья. Коробка конфет стоит a рублей. Сколько стоят m пачек печенья?
А. c – am Б. an – c В. c – (n + m) Г. c : (n + m)
В заданиях 7 – 12 записать только ответ.
7. Сырок стоит 6 рублей 60 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 80
рублей?
Ответ:_____________________________
8. Решите уравнение
Ответ:_____________________________
6
x
5
7
3
2
9. Найдите значение выражения
2
15
Ответ:_____________________________
10. На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см
(см. рисунок). Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.
4
75
0,36
1 см изображён треугольник
Ответ:_____________________________
11. Содержание соли в растворе составляет 16%.
А. Сколько килограммов соли содержится в 75 кг раствора?
Б. Сколько килограммов такого раствора можно приготовить из 8,8 кг соли?
А. Ответ: ___________________________
Б. Ответ:_____________________________
12. А. На участке дороги бетонные плиты длиной 6 м заменяют новыми длиной 8 м.
Сколько нужно новых плит для замены 240 старых?
Б. Для изготовления 10 деталей требуется
изготовление 12 таких деталей?
А. Ответ: ___________________________
Б. Ответ:__________________________
1
3
3 кг металла. Сколько металла пойдёт на
В заданиях 13 – 24 записать решение.
Часть 2
13. 2 балла. Сократите дробь
1926
3924
.
14. 2 балла. Решите уравнения
3
4
2
3
х
5,3
4
7,0
а)
15. 3 балла. Из деревень A и B, расстояние между которыми 26 км, одновременно
; б)
.
х
х
3
2
навстречу друг другу выехали два велосипедиста. В момент встречи преодоленные ими
расстояния относились соответственно как
1:5,1
встречи велосипедист из деревни A?
3
4
. Какое расстояние проехал до
16. 3 балла. Из 12 красных, 18 белых и 30 розовых гвоздик составили одинаковые
букеты. Получилось более 5 букетов. Сколько цветков было в каждом букете?
17. 3 балла. Из пункта A в пункт D ведут три дороги. Через пункт B едет грузовик
со средней скоростью 32 км/ч, через пункт C едет автобус со средней скоростью 44 км/ч.
Третья дорога — без промежуточных пунктов, и по ней движется легковой автомобиль со
средней скоростью 48 км/ч. На рисунке показана схема дорог и расстояние между
пунктами по дорогам.
Все три автомобиля одновременно выехали из A. Какой автомобиль добрался до D позже
других? В ответе укажите, сколько часов он находился в дороге.
18. 3 балла. Для транспортировки 45 тонн груза на 1300 км можно использовать
одного из трех перевозчиков. Стоимость перевозки и грузоподъемность автомобилей для
каждого перевозчика указана в таблице. Сколько рублей придется заплатить за самую
дешевую перевозку за один рейс?
Перевозчик Стоимость перевозки одним автомобилем
(руб. на 100 км)
3200
4100
9500
А
Б
В
Часть 3
Грузоподъемность автомобилей (тонн)
3,5
5
12
19. 4 балла. Имеется два города, в одном из которых живут рыцари, а в другом
лжецы. Рыцари говорят только правду, Лжецы всегда лгут. Путешественник попадает на
рынок, расположенный в одном из этих городов. Какой вопрос он должен задать первому
встреченному им покупателю, чтобы понять, в каком городе он находится? На рынке
встречаются жители обоих городов.
20. 4 балла. Найдите наибольший общий делитель чисел a и b, если их произведение
равно 13 650, а наименьшее общее кратное равно 210.
21. 4 балла. Найдите объединение и пересечение множеств A и B, если A –
множество чётных однозначных чисел, а B – множество однозначных простых чисел.22. 4 балла. Преступник, отрицая свою вину, заявил:
− В момент преступления я обменивал деньги в банке.
− Сколько у Вас было денег? – внезапно спросил его Холмс.
− Один фунт стерлингов и ещё два пенса.
− Зачем Вы их обменивали?
− Мне хотелось иметь весь свой капитал в трехпенсовиках.
− Обмен Вам удался?
− О, да!
− Ага! Вот Вы и попались!
Как Холмс раскрыл преступление?
Справка: 1 фунт стерлингов = 20 шиллингам; 1 шиллинг = 12 пенсам.
23. 4 балла. Доктор Айболит раздал четырём заболевшим зверям 2006 чудодейственных
таблеток. Носорог получил на одну больше, чем крокодил, бегемот на одну больше, чем
носорог, а слон на одну больше, чем бегемот. Сколько таблеток придётся съесть слону?
24. [4 балла]. Квадратный торт с четырьмя розочками надо разрезать на 4 равных куска так,
чтобы на каждом было по розочке. Нарисуйте, как это сделать.
*
*
*
*
Оценивание.
работы
выполнения
Для оценивания результатов
применяются
количественных показателя:
два
оценка «2», «3», «4», или «5» и рейтинг – сумма баллов за верно выполненные задания. За
задание, выполненное несколькими способами, начисляются бонусы (дополнительные
баллы) – по одному баллу за каждый способ решения.
За каждое верно выполненное задание базового уровня (части I) начисляется 1 балл.
Отметка «3» выставляется за выполнение 50 – 80% заданий базового уровня (6 – 10
заданий) – 6 – 10 баллов.
Отметка «4» выставляется, если набрано от 11 до 16 баллов, в следующих случаях
− выполнены верно 1112 заданий базового уровня (части I) – 1112 баллов;
− выполнены верно 9 заданий базового уровня (части I) и 1 трёхбалльное задание из части
II;
− выполнены верно 89 заданий базового уровня (части I) и 2 задания из части II;
− выполнены верно 10 заданий базового уровня (части I) и 12 задания из части II;
− выполнены верно 11 заданий базового уровня (части I) и 1 задание из части II;Для получения отметки «5» необходимо верно выполнить 80100% задания части I и 2
задания (одно из которых – трёхбалльное) части II.
За каждые дополнительно набранные 4 балла (каждые две дополнительно решённые задачи
из части II или одну задачу из части III) ученик получает дополнительно отметку «5».
Литература.
1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике
/Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, Г. М. Кузнецова и др. – 2е изд., стереотип.
– М.: Дрофа, 2009
2. Требования к математической подготовке учащихся (программы общеобразовательных
учреждений, математика, Москва «Просвещение» 2007)
3. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы: проект. – 2е
изд. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
4. Демоверсия ЕГЭ 2010 года
5. Муравин Г. К. Математика. 5 – 6 классы: дидактические материалы к учебникам
Г. К. Муравина, О. В. Муравиной «Математика. 5 класс», «Математика. 6 класс»
/Г. К. Муравин, О. В. Муравина. – М.: Дрофа, 2010.
6. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл.
/Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.
– 2е изд. – М.: Просвещение, 2007.
7. Математика. Всё для ЕГЭ 2011. Часть I: учебнометодическое пособие
/Под ред. Д. А. Мальцева. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д. А.;
М.: НИИ школьных технологий, 2010.
8. Банк заданий ЕГЭ 2010 на сайте ФИПИ (цифровой вариант)
9. Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. 5 – 11 классы
/ А. В. Фарков. – 3е изд. – М.: Айриспресс, 2008.
10. А. С. Чесноков, К. И. Нешков. Дидактические материалы по математике для 6 класса.
– М.: Просвещение, 2009.
11. Э. Г. Гельфман, Е. Ф. Бек, Ю. Ю. Вольфенгаут и др. Дело о делимости и другие
рассказы: Учебное пособие по математике для 6 класса. – Томск: Издво Том. унта, 1992.
12. Википедия (Свободная энциклопедия).