Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)
Оценка 4.6

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русский язык
10 кл
14.06.2017
Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)
Вид данной работы - решение теоретической части в форме и по материалам ЕГЭ. Контрольные материалы составлены на основе материалов из банка ФИПИ. Учащимся предлагается 2 варианта. В каждом варианте 19 заданий. На выполнение работы даётся 60 минут. К работе прилагаются ключи,шкала оценивания, кодификаторы и спецификация.
10 класс. Русский язык..docx
Годовая контрольная работа по русскому языку. Решение теоретической части в  форме и по материалам ЕГЭ. 10 класс. /2 варианта. Вариант 1 Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1)Метафизическое мировоззрение как система взглядов человека на окружающий мир  формировалось с древних времён. (2)В его основе лежит мысль о постоянстве и изначальной  целесообразности живой природы. (3) Представление людей об изначальной целесообразности  живой природы основано на убеждённости в том, что каждый вид организмов создан с  определённой целью: для обитания в определённых условиях, <…> для выполнения определённых  функций. 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Метафизическое мировоззрение – это убеждённость в изначальной целесообразности живой природы,  движущей силой которой является изменчивость организмов. 2) Древнее мировоззрение базировалось на убеждении, что живая природа характеризуется  постоянством и человек не вправе это постоянство нарушать. 3) В основе метафизического мировоззрения, формировавшегося с древних времён, лежит мысль о  постоянстве и изначальной целесообразности живой природы, в соответствии с этой мыслью каждый  вид организмов создан для выполнения определённых функций в определённых условиях. 4) Изначальная целесообразность – это представление о том, что каждый вид организмов создан с  определённой целью, для выполнения определённых функций на основе постепенного приспособления к среде обитания. 5) С древних времён формировалось метафизическое мировоззрение, в основе которого лежит  представление о том, что живая природа отличается постоянством и изначальной целесообразностью:  каждый вид организмов создан с определённой целью. 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем  (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). напротив, а также дабы хотя потому что 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ.  Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста.  Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной  статьи. УСЛОВИЕ, ­я, ср. 1) Обстоятельство, от которого что­н. зависит. Требовательность к себе – у. успеха. 2) Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия  перемирия. 3) Устное или письменное соглашение о чём­н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у. 4) мн., чего. Правила, установленные в какой­н. области жизни, деятельности. На льготных условиях. 5) мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что­н. Хорошие условия для работы.  Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях. 6) обычно мн. Положения, сведения, лежащие в основе чего­л. Условия задачи. Условия теоремы. 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО  выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. начАвший донЕльзя откупОрил красИвее знАчимый 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.  Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64­м языком, используемым в  автоматическом переводе в Интернете. Родители предложили ОДЕТЬ на рюкзаки школьников светоотражатели. Преподаватели консерватории требуют от студентов соблюдения неукоснительной  ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ дисциплины. ИРОНИЧЕСКИЙ мюзикл по рассказам О. Генри покажет Театр сатиры. Испытав БЕЗОТВЕТНОЕ чувство к Онегину, Татьяна дала согласие стать женой нелюбимого  человека. 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте  ошибку и запишите слово правильно. пять ПИХТ задача более ЛЁГКАЯ более ДВЕ тысяч человек ИСПЕЧЁМ пирог рота СОЛДАТ 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых  они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из  второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи  между подлежащим и  сказуемым Б) нарушение в  построении  предложения с  несогласованным  приложением В) ошибка в  построении предложения с  однородными членами Г) неправильное  построение  предложения с  деепричастным  ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после  дождя. 2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых  величественных по замыслу картин художника. 3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты,  заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий,  мерцание позолоченных куполов. 4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только  опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян. 5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества  заметно ускорилось. 6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование  внеземных цивилизаций. 7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых  творчеству Н.В. Гоголя. 8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного. оборотом Д) нарушение в  построении  предложения с  причастным оборотом 9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть  человечество хоть немного вперёд. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите  это слово, вставив пропущенную букву. сд..ржать изл..гать тр..пещущий пан..рамный г..ристый 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти  слова, вставив пропущенную букву. об..рвал, пр..бабушка пр..влечь, пр..гласил о..гладил, на..рывный пере..здал, об..грать и..брать, ра..правил 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. подпрыг..вать крестонос..ц обид..ться локт..вой зате..ть 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю. (кресла) верт..тся люб..щий (поесть) (снега) присыпл..т пил..щий (дрова) (они) расстав..т 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и  выпишите это слово. Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не  тревожил птиц. Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО  ожидания ответа. Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков,  (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд. Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их  особенности ещё известны языковедам. Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий  океан. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте  скобки и выпишите эти два слова. Данте упоминает церковь Сан­Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать,  как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы. Корсакову казалось, что авторы критических статей говорят не то, ЧТО(БЫ) им хотелось сказать, и (ПО)ТОМУ пребывают в раздражении. (В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов «Мира искусства» был  необычайно широк: «мирискусники» много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами  интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали в печати по разным вопросам искусства. В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые  дубки, он познакомился с Фенечкой. Для И.А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л.Н. Толстой  оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества. 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Славное место эта долина: со всех сторон неприступные горы, красноватые скалы, обвеша(1)ые  зелёным плющом и увенча(2)ые купами чинар, жёлтые обрывы, исчерче(3)ые промоинами; высоко­высоко – золотая бахрома облаков, а внизу – Арагва. Прочитайте текст и выполните задания 15–19.  (1) Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2) Он не понимал, что это значит. (3)  Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4) Земля  отцов! (5) Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где  он родился. – (6) Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья. – (7) Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак! (8) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9) Он предпочитал портрет, плакат. (10) Он  старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей. (11) Однажды  Берг получил письмо от художника Ярцева. (12) Он звал его приехать в муромские леса, где проводил  лето. (13) Август стоял жаркий и безветренный. (14) Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на  берегу глубокого озера с чёрной водой. (15) Он снимал избу у лесника. (16) Вёз Берга на озеро сын  лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик.  (17) На озере Берг прожил около месяца. (18) Он не собирался работать и не взял с собой масляных  красок. (19) Он привёз только маленькую коробку с акварелью. (20) Целые дни он лежал на полянах и с  любопытством рассматривал цветы и травы. (21) Берг собирал ягоды шиповника и пахучий  можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (22) На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23) Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему  предателями. (24) Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный  безымянных озёр и непролазных зарослей. (25) В сентябре пошли дожди. (26) Ярцев собрался уезжать. (27) Берг рассердился. (28) Как можно было  уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29) Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда­ то отлёт журавлей, – это была измена. (30) Чему? (31) На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)  Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём. – (33) Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34) Я хочу написать эту осень. (35) Ярцев уехал. (36) На следующий день Берг проснулся от солнца. (37) Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38) Слово  «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)  Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба  и солнца. (40) Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41) Он торопился. (42) Он хотел всю силу  красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где­то на сердце, отдать этой бумаге,  чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43) Берг  работал как одержимый. (44) Никто его никогда таким не видел! (45) Вернувшись в город, Берг  обнаружил извещение о выставке. (46) Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47) Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим  летом, – мой первый пейзаж». (48) Была полночь. (49) Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50) В соседней квартире кто­то играл на рояле сонату Грига. (51) Берг хотел проследить, какими  неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52) Оно зрело годами, но  последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53) Почему? (54) Берг никак не мог найти  ответа, хотя и знал, что это было так. (55) Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только  разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь  тёплой, весёлой. (56) Во сто крат более прекрасной, чем раньше.                (По К.Г. Паустовскому*) * Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик  отечественной литературы. 15. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В попытках найти стиль своего времени Берг предпочитал пейзажную живопись плакатам и  портретам. 2) Чтобы принять участие в выставке, Берг должен был написать пейзаж. Для этого он поехал в  гости к Ярцеву в муромские леса.  3) Отправляясь в гости к художнику Ярцеву в муромские леса, Берг взял с собой маленькую  коробочку с акварельными красками, которыми и был впоследствии написан его первый пейзаж. 4) Отъезд Ярцева Берг расценивал как измену, так как теперь он оставался совсем один далеко от  безлюдной станции, в доме лесника, в окружении дикой природы. 5) По возвращении из муромских лесов художник Берг решил представить на выставке свой первый  пейзаж. 16. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 8–10 представлено повествование. 2) В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания. 3) Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 22. 4) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27. 5) В предложениях 45–47 содержится повествование. 17. Из предложений 33–44 выпишите слово со значением: «Проникнутый приподнятостью,  страстным желанием придать значимость чему­либо, значимостью не обладающему». 18. Среди предложений 20–39 найдите такое(­ие), которое(­ые) связано(­ы) с предыдущим с  помощью однокоренных слов. Напишите номер(­а) этого(­их) предложения(­ий). 19. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали,  выполняя задания 15­18. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.  Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б,  В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Последовательность цифр запишите  без пробелов, запятых и других дополнительных символов. «Передать красоту родной природы автору помогают тропы: (А)_________ («тени ветвей  дрожали», «разлилась… синева» в предложении 37) и (Б)_________ (торжественный край» в  предложении 24, «необыкновенной осени» в предложении 28). Чтобы показать эволюцию чувств  Берга, их силу и глубину, писатель использует синтаксическое средство – (В)_________  (предложения 42, 52) и приём – (Г)_________ (предложения 55–56)». Список терминов: 1) эпитет 2) сравнительный оборот 3) восклицательные предложения 4) метафора 5) фразеологизм 6) лексический повтор 7) парцелляция 8) ирония 9) ряды однородных членов предложения Вариант 2 Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка,  этнография. (2) Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в  них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и  грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3) <…> этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как  в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире. 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1)Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся  архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а  диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и  историков народной культуры. 2)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка и этнография, ведь  современные границы диалектов позволяют с большей или меньшей степенью вероятности восстановить границы, разделявшие древние племена, а затем различные феодальные области. 3)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются  архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. 4)Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в  ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и  грамматического строя. 5)В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при  объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире,  чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в  третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Например А Тем самым Несмотря на это Если 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ  (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2)  предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом  фрагменте словарной статьи. ОБРАТИТЬСЯ, ­ащусь, ­атишься; сов. 1) вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего­н. О. вокруг своей оси. 2) к кому­чему. Повернуться в направлении кого­чего­н. О. лицом к окну. 3) к чему. Направить на что­л. свою деятельность, приняться, взяться за что­н. О. к первоисточникам.  О. к занятиям. 4) к кому. Направиться к кому­н. с просьбой или отнестись к кому­н. с какими­н. словами, с речью. О. к  врачу. О. с вопросом, за советом к кому­н. 5) в кого­что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух  (перен.: начать внимательно слушать). 4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановкеударения: НЕВЕРНО  выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. отключЁнный Отрочество шофЁр Оптовый новостЕй 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.  Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное  слово. Глубокого уважения заслуживает плодотворная педагогическая, общественная и  ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра. Цель программы – расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста,  ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности. С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции. Россия имеет ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения со многими странами. Мякоть КОРНЕВОГО сельдерея очень плотная, ароматная, со сладковатым вкусом, поэтому это  растение широко используется в кулинарии. 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте  ошибку и запишите слово правильно. НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд за СЕМЬЮ замками пачка МАКАРОНОВ в ДВУХТЫСЯЧНОМ году ВКУСНЕЕ торта 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИ Е ОШИБКИ А) нарушение в  построении  предложения с  причастным оборотом Б) ошибка в  построении  сложного  предложения В) нарушение в  построении  предложения с  несогласованным  приложением Г) нарушение связи  между подлежащим  и сказуемым Д) нарушение  видовременной  соотнесённости  глагольных форм ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную  сущность своего героя. 2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие  впечатления о море, горах, южных травах и цветах. 3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные  события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. 4) С.В. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть  на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров. 5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто  семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И.  Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском  лицее. 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой  красочности городской улицы. 8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей. 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по­разному «град  Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.  Достоевского. 8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите  это слово, вставив пропущенную букву. в..рховье орнам..нт те..ретический к..снулся п..норама 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова,  вставив пропущенную букву. бе..цельный, ра..кол не..глядный, з..ходил пр..обрёл, пр..белый раз..скать, на..скось пре..стать, о..бойный 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. худ..нький обур..вать милост..вый замш..вый глянц..вый 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я. пол..щая (огород) вид..щий (насквозь) (гуси) щипл..т (траву) раду..щийся (гостю) кол..щий (предмет) 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Живопись И.К. Айвазовского получила признание зрителей (НЕ)ОБЫКНОВЕННО рано: уже в  юности за этюд «Воздух над морем» художнику была присуждена серебряная медаль. Автор проекта понимал: реконструируя старую часть города, ему придётся принять отнюдь  (НЕ)ПРОСТОЕ решение. Поэзия А.А. Ахматовой возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии (НЕ)ОЦЕНИВАЕМ. (НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны. С тёмного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, раздаются  раскаты грома. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.    менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми  водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин. На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события,    Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших  (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим  карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены  спортивные площадки, аттракционы и пляжи.    учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.    (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется. Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ. 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Угловые въезды на городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и воротами,  украше(3)ыми изящным позолоче(4)ым узором. Прочитайте текст и выполните задания 15–18. (1) Я знала замечательную писательницу. (2) Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3) Она сказала мне  однажды: – В жизни много испытаний. (4) Их не перечислишь. (5) Но вот три, они встречаются часто. (6) Первое –  испытание нуждой. (7) Второе – благополучием, славой. (8) А третье испытание – страхом. (9) И не  только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной,  мирной жизни. (10) Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11) Не выдумка ли он? (12) Нет, не  выдумка. (13) Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14) «Удивительное дело, – писал поэт­ декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15) С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни  души. (16) Человек прошёл войну как герой. (17) Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18) Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19) И вот  война кончилась, человек вернулся домой. (20) К своей семье, к своей мирной работе. (21) Он работал  так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22) Но когда по навету  клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он  был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23) Он, не боявшийся ни пуль, ни танков,  испугался. (24) Он не страшился смерти наполе битвы, но побоялся сказать слово в пользу  справедливости. (25) Мальчишка разбил стекло. – (26) Кто это сделал? – спрашивает учитель.  (27) Мальчишка молчит. (28) Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29) Он  не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30) Но он боится сказать: «Стекло  разбил я». (31) Чего он боится? (32) Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33) Переплывая реку,  может утонуть. (34) Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35) Почему же он боится их  произнести? (36) Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало  страшно, очень страшно». (37) Он говорил правду: ему бывало страшно. (38) Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что  велел ему долг: он сражался. (39) В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40) Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41) Скажу правду – уволят с работы... (42) Уж  лучше промолчу. (43) Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая  выразительная: «Моя хата с краю». (44) Но хат, которые были бы с краю, нет. (45) Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46) В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47) И  не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие­то особые, роковые  минуты: на войне, во время какой­нибудь катастрофы. (48) Нет, не только в исключительных  обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое  мужество. (49) Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50) Мужество бывает одно. (51) Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда:  в бою, на улице, на собрании. (52) Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53) Оно в  любых условиях одно.  (По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист. 15. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) По наблюдениям Рылеева, люди, проявившие себя на полях сражений как бесстрашные воины, могут  опасаться высказываться в защиту справедливости. 2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог  признаться в том, что он разбил стекло. 3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится. 4) Страх многолик, но по­настоящему страшно бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего. 5) В жизни много испытаний, и проявление мужества выражается в умении «преодолевать в себе  обезьяну» не только в военное, но и в мирное время. 16. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 3–9 представлено повествование. 2) Предложения 12–13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10–11. 3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение. 4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение. 5) В предложениях 50–53 представлено описание. 17. Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару). 18. Среди предложений 34–42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного  местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 19. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы  анализировали, выполняя задания 15–18. В этом фрагменте рассматриваются языковые  особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.   «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим  приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание  читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17– 18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме,  поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей  собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в  предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)». Список терминов: 1) книжная лексика 2) эпитет 3) противопоставление 4) разговорная лексика 5) анафора 6) олицетворение 7) вводное слово 8) синонимы 9) сравнительный оборот КОДИФИКАТОР Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по русскому языку: Код  раздела Код  контролируемого элемента   2 6 8 9 10 11 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 6.5 6.6 6.7 6.8 6.10 6.11 6.13 6.16 8.1 8.2 8.3 9.1 9.2 9.3 9.4 10.5 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ  Таблица1 Лексика и фразеология Лексическое значение слова Синонимы. Антонимы. Омонимы Фразеологические обороты Группы слов по происхождению и употреблению Лексический анализ Орфография Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов различных частей речи  (кроме ­Н­/­НН­) Правописание ­Н­ и ­НН­ в различных частях речи Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий   Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи Правописание НЕ и НИ Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи  Речь Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Средства связи предложений в тексте Стили и функционально­смысловые типы речи Языковые нормы Орфоэпические нормы Лексические нормы Грамматические нормы (морфологические нормы)   Грамматические нормы (синтаксические нормы) Выразительность русской речи Выразительные средства грамматики   Информационная обработка текстов различных стилей и жанров Перечень требований к уровню подготовки учащихся, в соответствии с Федеральным  компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования:    Код  требования 1 2 Проверяемые умения: Таблица2 Знать и понимать: Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма,  культура речи; Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в  социально­культурной, учебно­научной, официально­деловой сферах общения. Уметь: Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности  их употребления; Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и  разновидностей языка контрольно­измерительной работы по русскому языку. 10 класс.  СПЕЦИФИКАЦИЯ 1. Назначение работы: проверить общий уровень усвоения учебного материала в соответствии с  требованиями государственного стандарта и программы. 2. Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов: 1. Федерального   государственного стандарта основного общего образования.   2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума   содержания   основных   образовательных   программ   и   Требований   к   уровню   подготовки выпускников основной школы. 3. Характеристика структуры и содержания   работы Данная работа представляет собой теоретическую часть в форме и по материалам ЕГЭ с формулировкой ответа.  В работу по включено 19 заданий.  Ответами к заданиям 1–19 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). В контрольной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:  – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;   – задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.            Работа представлена двумя вариантами. № Вид задания 1 2 3 4 5 6 7 Анализ текста Лексика Акцентологические нормы Грамматика Орфография Типы речи Изобразительно­выразительные средства языка Распределение заданий по разделам курса «Русский язык». №  задания Проверяемый элемент содержания  Коды проверяемых  элементов содержания  (по кодификатору)  1 2 3 4 5 6 7 8 Информационная обработка письменных текстов  различных стилей и жанров  Средства связи предложений в тексте  Лексическое значение слова Орфоэпические нормы (постановка ударения)  Лексические нормы (употребление слова в  соответствии с точным лексическим значением и  требованием лексической сочетаемости) Морфологические нормы (образование форм слова)  Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления  Правописание корней 11 8.2 2.1 9.1 9.2 9.3 9.4 6.5 Таблица 3. № задания 1, 2, 15 3,5, 17 4 6, 7, 18 8­14 16 19 Таблица 4. Максимальн ый балл за  выполнение  задания  2 1 1 1 1 1 5 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Правописание приставок Правописание суффиксов различных частей речи   (кроме ­Н­/­НН­) Правописание личных окончаний глаголов и  суффиксов причастий   Правописание НЕ и НИ   Слитное, дефисное, раздельное написание слов   Правописание ­Н­ и ­НН­  в различных частях речи  Текст как речевое произведение. Смысловая и  композиционная целостность текста   Функционально­смысловые типы речи Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов  по происхождению  и употреблению  18 19 ИТОГО Средства связи предложений в тексте   Речь. Языковые средства выразительности 6.6 6.7 6.10 6.11 6.13 6.16 6.8 8.1 8.3 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 8.2 10.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 27 Перечень требований к уровню подготовки учащихся, Таблица 5. достижение, которого проверяется на контрольной работе по русскому языку: Основные умения и виды деятельности Число заданий Требования: «знать/понимать» Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая  норма, культура речи; Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в  социально­культурной, учебно­научной, официально­деловой сферах общения. Требования: «уметь» Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления; Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и  разновидностей языка 1 4 14 16 3 4. Время выполнения работы        Примерное время на выполнение заданий, в зависимости от формы представления информации в  условии задания и объёма информации, которую необходимо проанализировать и осмыслить составляет  от 2 до 5 минут. На выполнение всей работы отводится 60 минут 5. Дополнительные материалы и оборудование Для выполнения контрольной работы учащимся предлагаются распечатанные КИМы, черновики. 6. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом. Задания с выбором ответа считаются выполненным верно, если выбранный учащимся номер  ответа совпадает с эталоном.  За верное выполнение заданий 2–6, 8–14, 15–19 учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ  или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение задания 1 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором  есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других  случаях выставляется 0 баллов. За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.  За выполнение задания19 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в  котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру,  соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу. Ответы Количест во баллов 2 балла 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 5 баллов 1 балл 1 балл №  задан ия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2 вариант 15 <или> 51 а 3 оптовый изобретательской  макарон 59321 коснулся бесцельныйраскол <или>  расколбесцельный милостивый видящий необыкновенно сначалазатем <или>  затемсначала 34 или 43 125 <или> любая другая  последовательность этих цифр 234 <или> любая другая  последовательность этих цифр плохоехорошее <или>  хорошееплохое 37 3592 Количест во баллов 2 балла 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 5 баллов 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 4 балла Итог  27 баллов 1 вариант 35 или 53 а также 5 откупорил надеть двух 32451 излагать привлечьпригласил<или>пригл асилпривлечь Подпрыгивать присыплют нетерпеливого затемчтобы<или>чтобызатем 123<или>любая другая  последовательность этих цифр 35<или>53 245<или>любая другая  последовательность этих цифр №  зада ния 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 пафосный<или>пафосным 1 балл 2329<или>2923 4197 1 балл 4 балла Итог  27 баллов Шкала оценивания: 27-25 баллов = «5» 24 – 20 баллов = «4» 19 - 14 баллов = «3» 13 – 0 баллов = «2»

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)

Годовая контрольная работа по русскому языку (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2017