Годовое тематическое планирование занятий с учащимися 1 класса с логопедическим заключением «ОНР» в школе V вида
Тематическое планирование занятий с учащимися 1 класса с логопедическим заключением «ОНР»
№ занятия |
Тема коррекционного занятия |
Пропедевтика русского языка |
Речевой материал |
Восполнение пробелов в разв. предпосылок к полноцен. овладению чт. и письмом |
1 |
Развитие и уточнение временных представлений
|
Согласование имен существительных с числительными в роде и числе |
Час, минута, сутки, день, ночь, вчера, сегодня, завтра, дни недели |
Развитие слухового внимания, всех видов памяти, словесно-логического и образного мышления |
2 |
Развитие и уточнение временных представлений
|
Год, календарь, времена года, месяцы |
||
3 |
Уточнение пространственных представлений (дифференциация правых и левых частей тела; ориентировка в схеме собственного тела, схеме тела стоящего напротив) |
Практическое ознакомление с предлогами, формирование умения правильно употреблять их в речи |
Тема: «Части тела» (названия частей тела) + левый - правый, назад - вперед, вверх - вниз, над - под, на, центр-угол, около, напротив. |
Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие внимания, слуховой, зрительной и двигательной памяти, мыслительных операций |
4 |
Уточнение пространств. представлений (правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов); графическое воспроизведение направлений |
|||
5 |
Звуки речи и неречевые звуки (строение артикуляционного аппарата, образование и дифференциация неречевых звуков) |
Звуки речи
|
Тема «Осень, осенние месяцы, погода осенью» Неречевые звуки: шелест, шуршание листьев, капли дождя. Осень, природа, увядание, листопад, сырость, ненастье, урожай, лужи, дождь, небо, солнце, тучи, туман, изморозь и т.д. Тема «Перелетные птицы» |
Развитие слухового внимания, восприятия и памяти. |
6 |
Гласные звуки (а,о,у,э,ы, и), их артикуляция |
Гласные звуки |
Развитие фонематического восприятия, концентрации слухового внимания, наблюдательности, способности к воссозданию мысленных образов |
|
7-8 |
Гласные звуки. Выделение гласных звуков из слогов и слов: - под ударением - в начале и конце слова - в безударной позиции |
Образование слов с помощью суффиксов (умен.-ласк.): дождь – дождик, ветер – ветерок |
||
9 |
Согласные звуки. Выделение согласных: - из слогов - в начале слова |
Образование относительных прилагательных (сок из моркови – морковный) |
Тема «Сбор урожая»: огород, теплица, грядка, семена, плоды, овощи. |
Развитие фонематического восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики. |
10 |
Согласные звуки. Дифференциация согласных по твердости – мягкости |
Мягкие и твердые согласные; образование существительных множественного числа («один-много») |
Тема «Растительный мир» (травы, кусты, деревья): лес, бор, чаща, сад, названия деревьев (тополь, дуб, клен, липа, береза, рябина, черемуха), названия частей дерева (крона, ветка, кора, листья, иголки, хвоя, цветки), названия плодов (шишка, сережка, желудь) |
Развитие мыслительных операций (анализ, обобщение - «4-й лишний»), развитие слухового внимания, памяти |
11 |
Согласные звуки. Дифференциация согласных по звонкости – глухости |
Звонкие и глухие согласные; согласование прилагательного с существительным в роде (сосновый – шишка, кресло, бор) |
Упражнения на увеличение объема внимания, развитие зрительной, слуховой памяти |
|
12 |
Дифференциация гласных и согласных звуков |
Гласные и согласные звуки; образование существительных множ. числа в родительном падеже «Один-много» |
Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбки (аквариум, озеро, река, окунь, акула, карась, щука, плотва, судак, меченосец, сом) |
Развитие слухового внимания, логического мышления («Кто лишний?») |
13-14 |
Фонематический анализ и синтез слов |
Связь слов по типу управления (войти в класс – выйти из класса) |
Тема «Школа, школьные принадлежности» |
Развитие фонематических процессов, мелкой моторики |
15 |
Слоговой состав слова. Развитие слогового анализа и синтеза. |
Образование существительных с помощью суффиксов (улочка, мостик) |
Тема «Наш город» (адрес, улица, дом, мост, вокзал, завод, фабрика, почта, школа, цирк) |
Развитие фонематического восприятия, зрительной памяти |
16 |
Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных. |
Образование прилагательных в сравнительной степени (этот мост широкий, а тот шире) |
Тема«Достопримечательности города» (театр, музей, площадь, памятник, парк) |
Развитие наблюдательности, зрительного внимания, фонематического восприятия |
17 |
Слоговой состав слова. Порядок слогов в слове. |
Образование имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов (почтовый, газетный) |
Тема «Почта» (письмо, конверт, бланк, посылка, адрес, газета, журнал, перевод, телеграмма) |
Развитие мыслительных операций (загадки), воображения, слухового внимания и памяти |
18 |
Слоговой состав слова. Ударение. |
Образование имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов (овощной, книжный) |
Тема «Магазин» (товар, продавец, покупатель, чек, касса) |
Развитие наглядно-образного мышления, зрительной восприятия и памяти |
19 |
Слоговой состав слова. Ударение, ударный слог, ударная гласная. |
Связь слов в предложении (составление предложений по опорным словам и картинкам) |
Тема «Зима, зимние месяцы, зимние забавы» (санки, лыжи, коньки, снеговик, снежки) |
Развитие временных представлений, зрительной и двигательной памяти |
20-21 |
Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. |
Подбор однокоренных (родственных) слов (зима - зимний, зимушка, зимовать)
|
Тема «Погода зимой» (снег, лед, гололедица, узоры, снежинки, холод, мороз, стужа, метель, снегопад) |
Развитие фонематических процессов, наблюдательности |
22 |
Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Дифференциация в-ф |
Образование существительных с помощью суффиксов (воспитатель - воспитательница) |
Тема «Профессии людей» (название разных профессий + назначение) (врач, водитель, воспитатель, фотограф, фигурист, футболист, библиотекарь, банкир, балерина, плотник, парикмахер, повар, портной, пекарь, писатель, певец) |
Развитие фонематического слуха, слуховой памяти и внимания, мыслительных операций («Кому что надо для работы?», «Путаница») |
23 |
Дифференциация б-п |
Правильное употребление форм имен существительных единственного числа в родительном падеже (ножницы портного) |
||
24 |
Дифференциация т-д |
Подбор однокоренных (родственных) слов (хлеб – хлебушек, хлебница) Образование относительных прилагательных (каша из риса – рисовая) |
Тема «Продукты питания» (творог, тесто, торт, дрожжи, дары моря, говядина, диета, повидло, леденец, пудинг, батон, котлета, селедка, холодец) |
Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного внимания, памяти |
25 |
Дифференциация к-г
|
Формирование словообразования с помощью суффиксов («Назови ласково») |
Тема «Домашние животные и птицы» (г-к: гусь, гусыня, курица, гребешок, крылья, клюв, крошки, курятник, с-з: селезень, насест, семечки, зерно и т.д.) |
Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия, зрительной памяти |
26 |
Дифференциация с-з |
Образование существительных множ. числа («Один-много») |
||
27 |
Дифференциация ж-ш |
Образование глаголов с помощью приставок (шить – пришить, зашить, перешить) |
Тема «Одежда» (названия предметов и деталей одежды: шарф, шапка, шуба, шорты, рубашка, жилет, джинсы, пижама), материал (шелк, шерсть, сатин, ситец) |
Развитие фонематического слуха, координации движений |
28 |
Дифференциация с-ш |
Образование относительных прилагательных, обознач. материал (шерсть-шерстяной) |
Развитие фонематического слуха, логического мышления, слухового восприятия и зрительной памяти |
|
29 |
Дифференциация з-ж |
Формирование словообразования с помощью суффиксов (заяц-зайчик, зайчонок) |
Тема «Зоопарк» (животные, звери, зоопарк, зебра, заяц, жираф) |
Развитие воображения, зрительной памяти |
30 |
Дифференциация с-щ |
Образование существительных с помощью суффиксов (умен.-ласк.) |
Тема «Тело человека» (ступня, спина, щиколотка, щека, волосы, нос, пояс) |
Развитие пространственных представлений, логического мышления («4-й лишний») |
31-32 |
Дифференциация свистящих и шипящих звуков |
Образование притяжательных прилагательных («Чей хвост?») |
Тема «Дикие животные и их детеныши» (слон, заяц, морж, лиса, еж, зебра) |
Развитие слухового внимания, наблюдательности |
33 |
Дифференциация ч-щ |
Образование формы множественного числа существительных («Посчитай») |
Тема «Предметы быта» (щетка, часы, мочалка, ящик, очки, ключ) |
Развитие пространственной ориентировки, зрительной памяти |
34 |
Дифференциация ч-т |
Образование формы един. числа творительного падежа имени существительного |
Тема «Инструменты» (топор, ключ, тиски, молоток) |
Развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха |
35 |
Дифференциация с-ц |
Формирование умения правильно употреблять предлоги (у, в, на, над, под, за) Образование глаголов с помощью приставок (двигать-передвигать, задвигать) |
Тема «Мебель» (стол, стул, спинка, сиденье, кресло, дверцы) + глагольный словарь |
Развитие пространственных представлений |
36-37 |
Дифференциация аффрикат между собой и звуков, входящих в их состав |
Согласование прилагательного с существительным в роде, числе |
Тема «Посуда» (название видов посуды; предметов: стакан, блюдце, чайник; частей посуды) |
Развитие пространственных представлений, логического мышления |
38 |
Дифференциация сонорных звуков: л-р, л’ -р’ |
Формирование навыков предложного и беспредложного управления (гладит утюгом, смотрит по телевизору) |
Тема «Домашние электроприборы» (радио, лампа, телевизор, пылесос и т.д.) |
Развитие наблюдательности, пространственных представлений |
39 |
Дифференциация л’-й |
Образование глаголов с пом. приставок (пере-, вы-, за-, об-, на-) |
Тема «Транспорт» (виды: троллейбус, автомобиль, самолет, корабль, лодка, трамвай; признаки: легковой, пассажирский, городской, воздушный, водный) |
Развитие зрительной и слуховой памяти, пространственной ориентировки |
40 |
Звукобуквенный анализ и синтез слов |
Образование формы един. числа творительного падежа имени существительного («Кто чем управляет?») |
Развитие мыслительных операций («Назови лишнее»), фонематических процессов |
|
41 |
Работа над словом. Слова, обозначающие предметы. |
Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов; образование сущ-х с пом. умен.-ласк. суффиксов |
Тема «Семья, состав семьи» (название членов семьи и ближайших родственников) |
Развитие логического мышления, памяти, развитие мелкой моторики |
42 |
Слова, обозначающие действие |
Формирование умения подбирать антонимы к словам |
Тема «Обязанности членов семьи» |
Развитие внимания, наблюдательности |
43 |
Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие. Постановка вопросов к словам |
Развитие умения подбирать несколько глаголов к одному существительному |
Тема «Весна, весенние месяцы, погода весной» |
Развитие временных представлений |
44 |
Простое двусоставное предложение. Подбор слов-действий к словам-предметам. Дифференциация понятий «слово» - «предложение» |
Согласование глагола с именем существительным в роде, числе |
Тема «Весенняя погода» (оттепель, ручьи, ледоход, половодье, капель) |
Развитие временных представлений, зрительной памяти |
45 |
Простое двусоставное предложение. Развитие навыка смыслового и интонационного оформления предложений. |
Формирование умения подбирать антонимы к глаголам; правила оформления предложений (заглавная буква, точка) |
Тема «Животный и растительный мир весной» (глагольный словарь: просыпаются, прилетают, щебечут, пробиваются, журчит, распускаются) |
Развитие логического мышления («Подскажи словечко») |
46 |
Слова, обозначающие признак предмета. Постановка вопросов к словам |
Развитие умения подбирать глаголы к существительным («Кто как кричит?»). Формирование умения правильно употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из) |
Тема «Перелетные птицы» (названия, внешний вид) Напр.: клюв – короткий, прямой, узкий, длинный, вытянутый и т.д. |
Развитие пространственной ориентировки, слуховой памяти и внимания |
47 |
Слова, обозначающие признак предмета. Развитие умения подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе |
Тема «Фрукты»
(названия фруктов, их свойства: форма, величина, цвет, вкус, запах; что можно приготовить из фруктов) |
Развитие зрительных представлений, мелкой моторики |
48 |
Развитие умения составлять и анализировать простые распространенные предложения. Выделение слов, обознач. предметы, действия, признаки. |
Выделение главных членов предложения; количество слов в предложении |
Развитие мыслительных операций («Найди ошибки») |
|
49-50 |
Работа над распространением предложения и его грамматическим оформлением |
Грамматическое оформление предложений |
Тема «Овощи» (названия, внешний вид, запах, на ощупь; что можно приготовить) |
Развитие зрительной памяти, мелкой моторики |
51 |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания – последовательный пересказ с опорой на картинки и вопросы |
Развитие умения грамматически правильно строить предложения |
Тема «Домашние птицы» (повторение) Рассказ «На птицеферме» |
Развитие логического мышления (последовательность событий) |
52 |
Развитие умений и навыков составления повествовательного рассказа |
Развитие умения грамматически правильно строить предложения |
Тема: «Дикие животные» (повторение) Рассказ «Зоопарк» |
Развитие логического и образного мышления, памяти |
53 |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания – пересказ текста описательного характера с опорой на картинки и план |
Развитие умения грамматически правильно строить предложения |
Тема «Лето, летняя погода» (солнце, небо, деревья и цветы и т.д.) |
Развитие и уточнение временных представлений |
54 |
Развитие умений и навыков составления описательного рассказа |
Развитие умения грамматически правильно строить предложения |
Рассказ о своем домашнем животном (кличка, цвет, шерсть, лапы, уши, хвост) |
Развитие способности к воссозданию мысленных образов |
Список использованной литературы:
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 118с.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336с.
4. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2000. – 64с.
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 528с.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление их у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256с.
7. Формирование грамматического строя учащихся начальных классов школы для детей с ТНР: Пособие для учителя/ О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Н.Л. Ипатова и др. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.
8. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978. – 103с.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.