Годовой аналитический отчет педагога-психолога
Ведение документации – трудоемкая, но необходимая составляющая работы педагога-психолога. Одна из обязательных ее форм – аналитический отчет о проведенной за год работе. Аналитический отчет нужен для осуществления контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), а также для применения в качестве основы планирования, рефлексии работы, проводимой специалистом, и ее совершенствования.
Содержание и структура
Основа для написания аналитического отчета – совокупность данных оперативного (первичного, текущего) анализа основных проводимых мероприятий, фактический материал, накопленный педагогом-психологом за год, отражающий результаты его деятельности.
Объект аналитического отчета – конкретная деятельность в рамках основных направлений (психологическая диагностика, психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа, психопросвещение, психологическое консультирование).
Предмет аналитического отчета – анализ совокупности действий, признаков, свойств, статистических показателей, представленных в удобной форме, понятной не только специалистам, но прежде всего администрации. Данные предоставляются в обобщенном виде с учетом требований конфиденциальности.
Содержание аналитического отчета:
· количественные данные о работе, проведенной в течение года;
· качественный анализ работы по основным направлениям деятельности педагога-психолога, включающий в т. ч. анализ основных проблем, с которыми поступали обращения;
· перечисление научных, методических средств, с применением которых проводилась работа;
· перечисление основных трудностей в работе;
· указание перспективных направлений работы.
Аналитический отчет пишется в свободной форме. Образовательная организация может разработать собственные инструкции по составлению данного вида документации.
Особенности аналитического отчета, которые
необходимо учитывать при его составлении:
1) аспектность (анализу подвергаются конкретные направления работы, указанные в
годовом плане педагога-психолога, на основании этого делаются общие выводы о
результативности и эффективности работы в целом);
2) рефлексивность (объектом анализа становится работа конкретного специалиста –
автора отчета, непосредственно занимавшегося реализацией запланированных
мероприятий);
3) коррелятивность (соотнесение исходных и итоговых результативных
характеристик объекта анализа, т. е. количественный и качественный анализ
полученных данных, в т. ч. отраженных в единицах, процентах, долях и т. д.);
4) объективность и документальность (объектом отчета может быть только
конкретная реальная деятельность без приукрашивания, искажений, необоснованных
выводов).
Структура аналитического отчета:
· титульный лист с указанием названия документа, автора, периода, за который составлен отчет;
· основные направления деятельности, задачи ДОО;
· цели и задачи деятельности педагога-психолога;
· приоритетные направления работы;
· количественный и качественный анализ;
· выводы;
· перспективные направления деятельности на следующий учебный год.
Рекомендации к составлению
Аналитический отчет – это документ, который завершает учебный год и служит основой для написания плана работы на следующий учебный год. Педагог-психолог ДОО составляет его за учебный год, который является отчетным периодом для организации. Если деятельность специалиста началась не в начале учебного года или была завершена до его окончания, нужно представить аналитический отчет за этот период работы, указав его как отчетный, даже если он не совпадает с продолжительностью учебного года.
Количественный анализ удобно представлять в таблице, отражающей различные направления деятельности и количество охваченных работой участников образовательных отношений (см. ниже в приложении).
Качественный анализ предполагает анализ выполнения годового плана, достигнутых результатов работы. Если достичь намеченного результата не удалось (или удалось частично), то в плане на следующий учебный год следует выделить причины этого и наметить пути их устранения. Этот раздел аналитического отчета может быть представлен как в свободной форме, так и в виде таблицы (см. ниже в приложении).
Если видом деятельности является диагностика, то в соответствующем столбце нужно указать использованную методику; если коррекционные или психопрофилактические занятия – то программы; если просветительские мероприятия – то их названия (педсовет, родительское собрание и т. п.), тему выступлений и пр.
Крайне важно правильно заполнить столбец «Краткий итог», в котором в сжатой форме излагаются результаты выполненной работы, проведенного мероприятия (например: по итогам диагностики выявлены дети с показателями ниже возрастной нормы, сформирована коррекционная группа, даны рекомендации педагогам и родителям). При проведении коррекционных занятий следует отметить, у скольких воспитанников повысились показатели.
Качественный анализ по каждому направлению деятельности завершается критическим анализом – сопоставлением ожидаемых и полученных результатов, на основании чего специалист делает вывод о выполнении или невыполнении запланированного объема работы по данному направлению и анализирует объективные и субъективные причины невыполнения или недостаточно качественного выполнения.
По итогам анализа работы делается вывод о том, насколько полно решены задачи, поставленные в годовом плане, и намечаются перспективные направления работы по совершенствованию и решению задач психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности на следующий учебный год, которые должны соответствовать перспективному плану работы образовательной организации.
Готовый аналитический отчет, подписанный специалистом, представляется руководителю для ознакомления и утверждения.
Пример написания аналитического отчета представлен в приложении1.
Приложение
Пример написания годового аналитического отчета
Аналитический отчет о работе педагога-психолога Кунафеевой Г.Ю. за 2013–2014 учебный год
В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога в 2013–2014 г. строилась в соответствии с утвержденным годовым планом, направлениями работы дошкольной образовательной организации (ДОО) и должностными обязанностями.
Основные направления работы ГБОУ детский сад № 27282
1. Реализация Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
2. Реализация программы «Развитие образования города Москвы
(“Столичное образование”)».
3. Реализация
программы «Год экологии и охраны окружающей среды».
Основные задачи работы ГБОУ детский сад № 2728
1. Развитие познавательных способностей детей посредством детского естественнонаучного экспериментирования.
2. Развитие двигательных умений и навыков при использовании подвижных и спортивных игр.
3. Создание условий для формирования педагогической компетентности родителей в рамках семейного клуба «Школа родителей».
Цель деятельности педагога-психолога – содействие в создании в ДОО социальной ситуации развития, учитывающей возрастные особенности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательных отношений.
Основные задачи педагога-психолога в 2013–2014 учебном году:
• работа с детьми:
— оказание
помощи в период адаптации к условиям ДОО; {…}
— диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития
возрастной норме, определение факторов, препятствующих развитию личности;
— оказание помощи детям с нарушением поведения, проблемами личностного развития,
коммуникативными проблемами, а также тем, у которых наблюдаются
неорганизованность, нарушение произвольности, неумение оценить свои действия;
— систематическая целенаправленная работа по подготовке к школе. {…}
Приоритетное направление работы – психопрофилактика.
• работа с педагогами:
— профилактика эмоционального выгорания методами арт-терапии;
— психологическое просвещение;
— формирование благоприятного психологического климата. {…}
• работа с родителями:
— привлечение внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в ДОО;
— практическая помощь в вопросах воспитания и развития ребенка.
Количественный анализ
Направление работы |
Дети (количество человек) |
Родители (количество человек) |
Педагоги (количество человек) |
Администрация (количество человек) |
|||
2–4 года |
4–5 лет |
5–6 лет |
6–7 лет |
||||
Диагностическое |
24 |
25 |
20 |
20 |
6 |
18 |
1 |
Развивающее и коррекционное |
5 |
6 |
8 |
7 |
– |
– |
– |
Психопрофилактическое |
24 |
29 |
42 |
22 |
14 |
16 |
2 |
Консультативное |
– |
– |
– |
– |
14 |
10 |
2 |
Просветительское |
– |
– |
– |
– |
14 |
16 |
2 |
Работа по запросу |
– |
– |
– |
– |
3 |
4 |
1 |
Качественный анализ
Направление деятельности |
Мероприятие |
Используемая методика, программа |
Целевая аудитория |
Краткий итог |
Психопрофилактика и психопросвещение |
Занятия по адаптации к ДОО с вновь поступившими детьми |
«Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (А.С. Роньжина) |
Дети группы № 2 |
Занятия позволили детям снять эмоциональное и мышечное напряжение, они легко освоили правила и нормы поведения в группе, наладили контакты друг с другом |
Семинар-практикум «Речевое насилие как угроза психическому здоровью детей» |
- |
Педагоги ДОО |
Групповая форма работы позволила наладить взаимоотношения в коллективе, снизить конфликтность в общении. Занятия способствовали развитию саморефлексии и саморегуляции. Педагоги получили памятки и методические материалы по темам семинара-практикума и консультации |
|
Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» |
- |
|||
Работа в семейном клубе «Дружная семейка» по темам: · «В царстве капризов и упрямства»; · «Какие мы родители» {…} |
- |
Родители |
Родители с большим интересом отнеслись к заявленным темам, приняли активное участие в упражнениях, играх и дискуссиях. Это позволило педагогам познакомиться с родителями, наладить контакты с ними |
|
Выводы: проведение профилактических мероприятий позволяет преодолеть настороженность детей по отношению ко всему новому, улучшить взаимоотношения в группе, организовать бесконфликтное общение друг с другом. Для повышения педагогической компетентности родителей и педагогов необходимо продолжать работу по указанным направлениям, в том числе с использованием наглядных печатных материалов, которые крайне удобны в использовании. Сложности: родители не были в достаточной мере осведомлены о возможности обращения к специалисту, трудно было сразу организовать регулярное взаимодействие с родителями и педагогами |
||||
Психологическая диагностика |
Диагностика стартовой готовности детей к школе |
«Психологическая готовность к школе» (Н.И. Гуткина) |
Дети групп № 4 и 6 |
Обследовано 20 детей: · низкий уровень стартовой готовности – 6 чел. (30%); · средний уровень готовности – 12 чел. (60%); · высокий уровень готовности – 2 чел. (10%). Повторная диагностика (18 детей): · низкий уровень – 2 чел. (11%); · средний уровень – 15 чел. (83%); · высокий уровень – 2 чел. (6%) |
Диагностика эмоционального выгорания |
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко |
Педагоги |
Приняли
участие 18 педагогов. Сформированного синдрома эмоционального выгорания
не выявлено. · 9 человек – отсутствуют симптомы эмоционального выгорания. Это может говорить как о высокой стрессоустойчивости и компенсаторной профессионализации, так и об отсутствии желания принимать участие в диагностике с целью скрыть наличие эмоционального неблагополучия; · 1 человек – высокий риск формирования эмоционального выгорания с преимущественным симптомом. Проведена беседа; · 1 человек – формирующиеся симптомы «загнанность в клетку» и «редукция профессиональных обязанностей», что соответствует 1–2-й стадии в развитии эмоционального выгорания (напряженность – резистенция); · 4 человека – складывается симптом «редукция профессиональных обязанностей», что соответствует 2-й стадии в развитии эмоционального выгорания (резистенция); · 3 человека – складывается симптом «эмоциональная отстраненность», что соответствует 3-й стадии в развитии эмоционального выгорания (истощение). Проведены беседы. Подготовлены памятки по профилактике эмоционального выгорания |
|
Анкетирование родителей по вопросу подготовки ребенка к школе |
Анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе?» |
Родители |
Анкетирование проводилось с целью обучения родителей самостоятельно определять параметры школьной зрелости, формирования запроса для педагога-психолога, повышения своей психолого-педагогической компетентности |
|
Выводы: в следующем году продолжить работу с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, развитию творческих способностей и саморефлексии. С родителями необходимо проводить больше диагностических мероприятий с целью изучения их педагогической компетентности, стилей воспитания, для подготовки рекомендаций и улучшения обратной связи с педагогами |
||||
Коррекционно-развивающая работа |
Работа с детьми с эмоциональными и поведенческими проблемами |
«Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» (Л.И. Арцишевская) |
Дети группы № 3 |
Снизился уровень тревожности, агрессивности, повысился уровень концентрации и устойчивости внимания. Дети с удовольствием принимали участие в занятиях, стали менее конфликтными в группе |
Индивидуальная работа по коррекции отдельных эмоциональных и поведенческих сложностей по индивидуальным маршрутам развития |
- |
Дети групп № 1–6 |
Для каждого ребенка разработаны индивидуальные маршруты по результатам диагностики. Не все занятия завершены, т. к. дети болели. Трудно сразу отследить динамику работы с данной группой детей |
|
Выводы: основные сложности при проведении коррекционно-развивающих занятий связаны с отсутствием (иногда длительным) по разным причинам некоторых детей младшей и средней групп (из-за болезни, отпуска родителей) и большой загруженности детей подготовительной и старшей групп, связанной с подготовкой к утренникам, занятиям, в том числе вне детского сада, когда родители забирают детей рано |
||||
Психологическое консультирование |
Консультации: · «Страхи у детей»; · «Почему дети кусаются»; · «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»; · «Кризис трех лет» |
- |
Родители |
Повышение уровня психологической компетентности родителей и формирование запроса для работы с педагогом-психологом |
Консультации по результатам диагностики с целью выдачи рекомендаций по организации индивидуальной работы с детьми |
- |
Педагоги |
Обеспечение индивидуального подхода в работе с детьми |
|
Консультирование по запросам. Индивидуальные консультации по запросам родителей и педагогов |
- |
Родители, педагоги |
Основные
вопросы, с которыми обращались родители: адаптация к условиям ДОУ, подготовки
к школе, сложности в воспитании в кризис Основные темы обращения педагогов: индивидуальные особенности детей, вопросы дисциплины, развитие отдельных навыков и высших психических функций, гиперактивность, адаптация к ДОУ |
|
Выводы: по результатам анализа запросов родителей и педагогов можно сделать вывод об их заинтересованности в получении консультативной помощи. Чаще всего родители обращались за помощью в наиболее сложные периоды развития ребенка – адаптация к ДОО, подготовка к школе, кризисные периоды развития. Так же родители проявляют повышенный интерес к результатам диагностики детей. Часто во время беседы по результатам диагностики у родителей появлялись вопросы не только по развитию, но и воспитанию детей, что может говорить о росте интереса к полученным сведениям, доверию к специалисту. Необходимо продолжать привлекать родителей и педагогов к общению со специалистом, используя активные формы взаимодействия – мастер-классы, круглые столы по актуальным вопросам развития и воспитания детей, использовать наглядные материалы |
||||
Методическая работа |
Оформление стендов и уголков психолога, подготовка памяток и буклетов, папок для работы, оформление кабинета. Подготовка сценариев и презентаций для родительского клуба. Самообразование, посещение мероприятий, семинаров, вебинаров, мастер-классов |
- |
Педагог-психолог |
Оформлены кабинет, папки диагностики и коррекционно-развивающей работы, размещены материалы на странице сайта ДОУ и личной странице специалиста. Пройден курс повышения квалификации «Психологическая профилактика социальных рисков» (72 ч), продолжено обучение по программе переквалификации «Социальная и клиническая арт-терапия» |
Выводы: необходимо продолжать методическую работу по подбору литературы, пополнению банка диагностических методик и коррекционно-развивающих программ, а также по самообразованию и повышению квалификации (посещение мастер-классов, семинаров, посвященных реализации ФГОС ДО) |
Общие выводы
Все намеченные мероприятия годового плана по профилактической работе с детьми выполнены успешно. Это направление деятельности можно признать наиболее перспективным. Некоторые сложности отмечались при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, которые связаны с длительным отсутствием детей в детском саду, в т. ч. частыми пропусками по болезни, что затрудняет оценку эффективности данной работы. В работе с педагогами очень эффективными оказались методы арт-терапии по профилактике эмоционального выгорания, тем не менее у некоторых педагогов сохраняется некоторая настороженность. Следует отметить низкий уровень саморефлексии и творческого воображения педагогов, что иногда мешает им полностью раскрыться и выполнить все необходимые упражнения. Со стороны родителей наблюдается повышение активности и интереса к работе педагога-психолога, материалам для профилактики и стендовой тематической информации. Такая форма работы, как семейный клуб, помогает лучше познакомиться с родителями и при непосредственном контакте решить многие вопросы воспитания и развития ребенка.
Перспективные направления работы на 2014–2015 учебный год3:
• профилактические и развивающие занятия с детьми, направленные на психологическую подготовку к школе;
· профилактика дезадаптации детей, поступающих в детский сад;
· повышение творческого потенциала и развитие воображения педагогов;
· работа с родителями в рамках семейного клуба;
· оформление кабинета, пополнение папок психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОО, работа в рамках самообразования «Методы арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми».
1 В материале даны извлечения из аналитического отчета, представленного автором. – Примеч. ред
2На момент публикации материала указанное учреждение реорганизовано в ГБОУ Школа № 2026 г. Москвы.
3 На сентябрь 2014 г. было намечено объединение ГБОУ детский сад № 2728 с ГБОУ Школа № 2026, поэтому более конкретное планирование деятельности на следующий год на момент написания аналитического отчета представлялось крайне сложным. – Примеч. авт
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.