Годовой аналитический отчет педагога-психолога

  • docx
  • 09.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.docx

Годовой аналитический отчет педагога-психолога

Ведение документации – трудоемкая, но необходимая составляющая работы педагога-психолога. Одна из обязательных ее форм – аналитический отчет о проведенной за год работе. Аналитический отчет нужен для осуществления контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), а также для применения в качестве основы планирования, рефлексии работы, проводимой специалистом, и ее совершенствования.

Содержание и структура

Основа для написания аналитического отчета – совокупность данных оперативного (первичного, текущего) анализа основных проводимых мероприятий, фактический материал, накопленный педагогом-психологом за год, отражающий результаты его деятельности.

Объект аналитического отчета – конкретная деятельность в рамках основных направлений (психологическая диагностика, психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа, психопросвещение, психологическое консультирование).

Предмет аналитического отчета – анализ совокупности действий, признаков, свойств, статистических показателей, представленных в удобной форме, понятной не только специалистам, но прежде всего администрации. Данные предоставляются в обобщенном виде с учетом требований конфиденциальности.

Содержание аналитического отчета:

·         количественные данные о работе, проведенной в течение года;

·         качественный анализ работы по основным направлениям деятельности педагога-психолога, включающий в т. ч. анализ основных проблем, с которыми поступали обращения;

·         перечисление научных, методических средств, с применением которых проводилась работа;

·         перечисление основных трудностей в работе;

·         указание перспективных направлений работы.

Аналитический отчет пишется в свободной форме. Образовательная организация может разработать собственные инструкции по составлению данного вида документации.

Особенности аналитического отчета, которые необходимо учитывать при его составлении:
1) аспектность (анализу подвергаются конкретные направления работы, указанные в годовом плане педагога-психолога, на основании этого делаются общие выводы о результативности и эффективности работы в целом);
2) рефлексивность (объектом анализа становится работа конкретного специалиста – автора отчета, непосредственно занимавшегося реализацией запланированных мероприятий);
3) коррелятивность (соотнесение исходных и итоговых результативных характеристик объекта анализа, т. е. количественный и качественный анализ полученных данных, в т. ч. отраженных в единицах, процентах, долях и т. д.);
4) объективность и документальность (объектом отчета может быть только конкретная реальная деятельность без приукрашивания, искажений, необоснованных выводов).

Структура аналитического отчета:

·         титульный лист с указанием названия документа, автора, периода, за который составлен отчет;

·         основные направления деятельности, задачи ДОО;

·         цели и задачи деятельности педагога-психолога;

·         приоритетные направления работы;

·         количественный и качественный анализ;

·         выводы;

·         перспективные направления деятельности на следующий учебный год.

Рекомендации к составлению

Аналитический отчет – это документ, который завершает учебный год и служит основой для написания плана работы на следующий учебный год. Педагог-психолог ДОО составляет его за учебный год, который является отчетным периодом для организации. Если деятельность специалиста началась не в начале учебного года или была завершена до его окончания, нужно представить аналитический отчет за этот период работы, указав его как отчетный, даже если он не совпадает с продолжительностью учебного года.

Количественный анализ удобно представлять в таблице, отражающей различные направления деятельности и количество охваченных работой участников образовательных отношений (см. ниже в приложении).

Качественный анализ предполагает анализ выполнения годового плана, достигнутых результатов работы. Если достичь намеченного результата не удалось (или удалось частично), то в плане на следующий учебный год следует выделить причины этого и наметить пути их устранения. Этот раздел аналитического отчета может быть представлен как в свободной форме, так и в виде таблицы (см. ниже в приложении).

Если видом деятельности является диагностика, то в соответствующем столбце нужно указать использованную методику; если коррекционные или психопрофилактические занятия – то программы; если просветительские мероприятия – то их названия (педсовет, родительское собрание и т. п.), тему выступлений и пр.

Крайне важно правильно заполнить столбец «Краткий итог», в котором в сжатой форме излагаются результаты выполненной работы, проведенного мероприятия (например: по итогам диагностики выявлены дети с показателями ниже возрастной нормы, сформирована коррекционная группа, даны рекомендации педагогам и родителям). При проведении коррекционных занятий следует отметить, у скольких воспитанников повысились показатели.

Качественный анализ по каждому направлению деятельности завершается критическим анализом – сопоставлением ожидаемых и полученных результатов, на основании чего специалист делает вывод о выполнении или невыполнении запланированного объема работы по данному направлению и анализирует объективные и субъективные причины невыполнения или недостаточно качественного выполнения.

По итогам анализа работы делается вывод о том, насколько полно решены задачи, поставленные в годовом плане, и намечаются перспективные направления работы по совершенствованию и решению задач психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности на следующий учебный год, которые должны соответствовать перспективному плану работы образовательной организации.

Готовый аналитический отчет, подписанный специалистом, представляется руководителю для ознакомления и утверждения.

Пример написания аналитического отчета представлен в приложении1.

Приложение

Пример написания годового аналитического отчета

Аналитический отчет о работе педагога-психолога Кунафеевой Г.Ю. за 2013–2014 учебный год

В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога в 2013–2014 г. строилась в соответствии с утвержденным годовым планом, направлениями работы дошкольной образовательной организации (ДОО) и должностными обязанностями.

Основные направления работы ГБОУ детский сад № 27282

1. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
2. Реализация программы «Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”)».
3. Реализация программы «Год экологии и охраны окружающей среды».

Основные задачи работы ГБОУ детский сад № 2728

1. Развитие познавательных способностей детей посредством детского естественнонаучного экспериментирования.

2. Развитие двигательных умений и навыков при использовании подвижных и спортивных игр.

3. Создание условий для формирования педагогической компетентности родителей в рамках семейного клуба «Школа родителей».

Цель деятельности педагога-психолога – содействие в создании в ДОО социальной ситуации развития, учитывающей возрастные особенности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательных отношений.

Основные задачи педагога-психолога в 2013–2014 учебном году:

• работа с детьми:
— оказание помощи в период адаптации к условиям ДОО; {…}
— диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития возрастной норме, определение факторов, препятствующих развитию личности;
— оказание помощи детям с нарушением поведения, проблемами личностного развития, коммуникативными проблемами, а также тем, у которых наблюдаются неорганизованность, нарушение произвольности, неумение оценить свои действия;
— систематическая целенаправленная работа по подготовке к школе. {…}

Приоритетное направление работы – психопрофилактика.

• работа с педагогами:
— профилактика эмоционального выгорания методами арт-терапии;
— психологическое просвещение;
— формирование благоприятного психологического климата. {…}

• работа с родителями:
— привлечение внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в ДОО;
— практическая помощь в вопросах воспитания и развития ребенка.

Количественный анализ

Направление работы

Дети (количество человек)

Родители (количество человек)

Педагоги (количество человек)

Администрация (количество человек)

2–4 года

4–5 лет

5–6 лет

6–7 лет

Диагностическое

24

25

20

20

6

18

1

Развивающее и коррекционное

5

6

8

7

Психопрофилактическое

24

29

42

22

14

16

2

Консультативное

14

10

2

Просветительское

14

16

2

Работа по запросу

3

4

1

Качественный анализ

Направление деятельности

Мероприятие

Используемая методика, программа

Целевая аудитория

Краткий итог

Психопрофилактика и психопросвещение

Занятия по адаптации к ДОО с вновь поступившими детьми

«Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (А.С. Роньжина)

Дети группы № 2

Занятия позволили детям снять эмоциональное и мышечное напряжение, они легко освоили правила и нормы поведения в группе, наладили контакты друг с другом

Семинар-практикум «Речевое насилие как угроза психическому здоровью детей»

-

Педагоги ДОО

Групповая форма работы позволила наладить взаимоотношения в коллективе, снизить конфликтность в общении. Занятия способствовали развитию саморефлексии и саморегуляции. Педагоги получили памятки и методические материалы по темам семинара-практикума и консультации

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми»

-

Работа в семейном клубе «Дружная семейка» по темам:

·         «В царстве капризов и упрямства»;

·         «Какие мы родители» {…}

-

Родители

Родители с большим интересом отнеслись к заявленным темам, приняли активное участие в упражнениях, играх и дискуссиях. Это позволило педагогам познакомиться с родителями, наладить контакты с ними

Выводы: проведение профилактических мероприятий позволяет преодолеть настороженность детей по отношению ко всему новому, улучшить взаимоотношения в группе, организовать бесконфликтное общение друг с другом. Для повышения педагогической компетентности родителей и педагогов необходимо продолжать работу по указанным направлениям, в том числе с использованием наглядных печатных материалов, которые крайне удобны в использовании. Сложности: родители не были в достаточной мере осведомлены о возможности обращения к специалисту, трудно было сразу организовать регулярное взаимодействие с родителями и педагогами

Психологическая диагностика

Диагностика стартовой готовности детей к школе

«Психологическая готовность к школе» (Н.И. Гуткина)

Дети групп № 4 и 6

Обследовано 20 детей:

·         низкий уровень стартовой готовности – 6 чел. (30%);

·         средний уровень готовности – 12 чел. (60%);

·         высокий уровень готовности – 2 чел. (10%).

Повторная диагностика (18 детей): 

·         низкий уровень – 2 чел. (11%);

·         средний уровень – 15 чел. (83%); 

·         высокий уровень – 2 чел. (6%)

Диагностика эмоционального выгорания

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Педагоги

Приняли участие 18 педагогов. Сформированного синдрома эмоционального выгорания не выявлено.
Результаты:

·         9 человек – отсутствуют симптомы эмоционального выгорания. Это может говорить как о высокой стрессоустойчивости и компенсаторной профессионализации, так и об отсутствии желания принимать участие в диагностике с целью скрыть наличие эмоционального неблагополучия;

·         1 человек – высокий риск формирования эмоционального выгорания с преимущественным симптомом. Проведена беседа;

·         1 человек – формирующиеся симптомы «загнанность в клетку» и «редукция профессиональных обязанностей», что соответствует 1–2-й стадии в развитии эмоционального выгорания (напряженность – резистенция);

·         4 человека – складывается симптом «редукция профессиональных обязанностей», что соответствует 2-й стадии в развитии эмоционального выгорания (резистенция);

·         3 человека – складывается симптом «эмоциональная отстраненность», что соответствует 3-й стадии в развитии эмоционального выгорания (истощение).

Проведены беседы. Подготовлены памятки по профилактике эмоционального выгорания

Анкетирование родителей по вопросу подготовки ребенка к школе

Анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

Родители

Анкетирование проводилось с целью обучения родителей самостоятельно определять параметры школьной зрелости, формирования запроса для педагога-психолога, повышения своей психолого-педагогической компетентности

Выводы: в следующем году продолжить работу с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, развитию творческих способностей и саморефлексии. С родителями необходимо проводить больше диагностических мероприятий с целью изучения их педагогической компетентности, стилей воспитания, для подготовки рекомендаций и улучшения обратной связи с педагогами

Коррекционно-развивающая работа

Работа с детьми с эмоциональными и поведенческими проблемами

«Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» (Л.И. Арцишевская)

Дети группы № 3

Снизился уровень тревожности, агрессивности, повысился уровень концентрации и устойчивости внимания. Дети с удовольствием принимали участие в занятиях, стали менее конфликтными в группе

Индивидуальная работа по коррекции отдельных эмоциональных и поведенческих сложностей по индивидуальным маршрутам развития

-

Дети групп № 1–6

Для каждого ребенка разработаны индивидуальные маршруты по результатам диагностики. Не все занятия завершены, т. к. дети болели. Трудно сразу отследить динамику работы с данной группой детей

Выводы: основные сложности при проведении коррекционно-развивающих занятий связаны с отсутствием (иногда длительным) по разным причинам некоторых детей младшей и средней групп (из-за болезни, отпуска родителей) и большой загруженности детей подготовительной и старшей групп, связанной с подготовкой к утренникам, занятиям, в том числе вне детского сада, когда родители забирают детей рано

Психологическое консультирование

Консультации:

·         «Страхи у детей»;

·         «Почему дети кусаются»;

·         «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»;

·         «Кризис трех лет»

-

Родители

Повышение уровня психологической компетентности родителей и формирование запроса для работы с педагогом-психологом

Консультации по результатам диагностики с целью выдачи рекомендаций по организации индивидуальной работы с детьми

-

Педагоги

Обеспечение индивидуального подхода в работе с детьми

Консультирование по запросам. Индивидуальные консультации по запросам родителей и педагогов

-

Родители, педагоги

Основные вопросы, с которыми обращались родители: адаптация к условиям ДОУ, подготовки к школе, сложности в воспитании в кризис
3-летнего возраста. По запросам родителей были подготовлены памятки и буклеты, пополнены папки в группах и на стендах.

Основные темы обращения педагогов: индивидуальные особенности детей, вопросы дисциплины, развитие отдельных навыков и высших психических функций, гиперактивность, адаптация к ДОУ

Выводы: по результатам анализа запросов родителей и педагогов можно сделать вывод об их заинтересованности в получении консультативной помощи. Чаще всего родители обращались за помощью в наиболее сложные периоды развития ребенка – адаптация к ДОО, подготовка к школе, кризисные периоды развития. Так же родители проявляют повышенный интерес к результатам диагностики детей. Часто во время беседы по результатам диагностики у родителей появлялись вопросы не только по развитию, но и воспитанию детей, что может говорить о росте интереса к полученным сведениям, доверию к специалисту. Необходимо продолжать привлекать родителей и педагогов к общению со специалистом, используя активные формы взаимодействия – мастер-классы, круглые столы по актуальным вопросам развития и воспитания детей, использовать наглядные материалы

Методическая работа

Оформление стендов и уголков психолога, подготовка памяток и буклетов, папок для работы, оформление кабинета. Подготовка сценариев и презентаций для родительского клуба. Самообразование, посещение мероприятий, семинаров, вебинаров, мастер-классов

-

Педагог-психолог

Оформлены кабинет, папки диагностики и коррекционно-развивающей работы, размещены материалы на странице сайта ДОУ и личной странице специалиста.

Пройден курс повышения квалификации «Психологическая профилактика социальных рисков» (72 ч), продолжено обучение по программе переквалификации «Социальная и клиническая арт-терапия»

Выводы: необходимо продолжать методическую работу по подбору литературы, пополнению банка диагностических методик и коррекционно-развивающих программ, а также по самообразованию и повышению квалификации (посещение мастер-классов, семинаров, посвященных реализации ФГОС ДО)

Общие выводы

Все намеченные мероприятия годового плана по профилактической работе с детьми выполнены успешно. Это направление деятельности можно признать наиболее перспективным. Некоторые сложности отмечались при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, которые связаны с длительным отсутствием детей в детском саду, в т. ч. частыми пропусками по болезни, что затрудняет оценку эффективности данной работы. В работе с педагогами очень эффективными оказались методы арт-терапии по профилактике эмоционального выгорания, тем не менее у некоторых педагогов сохраняется некоторая настороженность. Следует отметить низкий уровень саморефлексии и творческого воображения педагогов, что иногда мешает им полностью раскрыться и выполнить все необходимые упражнения. Со стороны родителей наблюдается повышение активности и интереса к работе педагога-психолога, материалам для профилактики и стендовой тематической информации. Такая форма работы, как семейный клуб, помогает лучше познакомиться с родителями и при непосредственном контакте решить многие вопросы воспитания и развития ребенка.

Перспективные направления работы на 2014–2015 учебный год3:

• профилактические и развивающие занятия с детьми, направленные на психологическую подготовку к школе;

·         профилактика дезадаптации детей, поступающих в детский сад;

·         повышение творческого потенциала и развитие воображения педагогов;

·         работа с родителями в рамках семейного клуба;

·         оформление кабинета, пополнение папок психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОО, работа в рамках самообразования «Методы арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми».


В материале даны извлечения из аналитического отчета, представленного автором. – Примеч. ред

2На момент публикации материала указанное учреждение реорганизовано в ГБОУ Школа № 2026 г. Москвы. 

 3 На сентябрь 2014 г. было намечено объединение ГБОУ детский сад № 2728 с ГБОУ Школа № 2026, поэтому более конкретное планирование деятельности на следующий год на момент написания аналитического отчета представлялось крайне сложным. – Примеч. авт

 


 

Скачано с www.znanio.ru