Технологическая карта урока
Предмет |
География |
Класс |
6 |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Тема урока |
Горные породы и минералы |
Цель урока |
Изучение горных пород и минералов; формирование навыков их классификации |
Задачи урока
|
Образовательная: - формировать представление о внутреннем строении Земли; Развивающая: продолжить развитие умения работать с текстом, рисунками, схемами учебника; - способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород. Воспитательная: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства. |
Оборудование |
Компьютер, проектор, набор «Горные породы и минералы». |
Литература |
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. - М.: Дрофа, 2013. 2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. - М.: ВАКО, 2010. |
|
Планируемые образовательные результаты |
|
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
В результате педагогического взаимодействия обучающиеся дадут определения понятиям: горная порода, минерал, осадочная горная порода, магматическая горная порода, метаморфическая горная порода; объяснят отличие горной породы от минерала; классифицируют горные породы по происхождению; объяснят происхождение магматических, осадочных, метаморфических горных пород. |
Познавательные: - смогут: находить в учебнике достоверную информацию, - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать; - делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Коммуникативные: - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; - понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; - организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); - преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. |
Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей. Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях. |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Горная порода, минерал, осадочная горная порода, магматическая и метаморфическая |
|
Приложение 1.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельности учащихся |
||||||||||
I. Начало урока. Организационный момент. |
Проверяет готовность учащихся к работе, создает положительный настрой |
Ученики рассаживаются по своим местам. |
||||||||||
II. Актуализация опорных знаний Стадия вызова. |
Подводящий диалог - Что такое земная кора? - В чем особенность строения земной коры? |
Дают понятие земной коры, вспоминают её особенности строения.
|
||||||||||
|
На столах у вас загадки. Отгадайте их.
1. Он очень нужен детворе, Он и на дорожках во дворе Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.
2 Белый камушек растаял На доске следы оставил.
3. Если встретишь на дороге то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.
4. Камень набережных и площадей Он - фундамент массивных домов. И в руках умелых людей – Украшенье больших городов. Учитель: «Молодцы!» |
Ребята отгадывают загадки.
1уч. Он очень нужен детворе, Он и на дорожках во дворе Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
2 уч Белый камушек растаял На доске следы оставил. (Мел)
3 уч. Если встретишь на дороге то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина)
4уч. Камень набережных и площадей Он - фундамент массивных домов. И в руках умелых людей – Украшенье больших городов. (Гранит)
|
||||||||||
|
Учитель: - Ребята, давайте определим тему и цели урока. Как будет звучать тема нашего урока? Назовите тему нашего урока. Чем же мы с вами сегодня будем заниматься? Выводит на доску ответы учащихся Учитель: - Итак, цели мы выдвинули? С какой цели мы начнём работу? Какие учебные пособия нам нужны для этой работы? |
Ученик: «Тема урока: «Горные породы и минералы»». Ученик: - Мы должны познакомиться с основными видами горных пород Ученик: - Мы изучим минералы, их происхождение. Ученик: - Мы также будем классифицировать горные породы.
Ученик: - Будем использовать учебники, образцы горных пород и минералов. Данные интернет- ресурсов. |
||||||||||
III. Основная часть урока. Стадия осмысления Вступительное слово учителя.
Индивидуальная работа с терминами.
|
Учитель: - Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от бывалых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты. В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов. Попробуйте дать определения понятиям «горная порода» и «минерал», используя материал учебника на стр.46
|
Обучающиеся дают определения понятию горные породы, используя данные учебников и интернет-ресурса.
Понятие ---------------- Что такое? + Существенные признаки
Минералы - природные вещества с разными свойствами, составом и внешними видом. Сравнивают с определением в учебнике. Понятие ------------------Что такое? + Существенные признаки
|
||||||||||
Работа с образцами минералов.
|
- Рассмотрите образцы минералов: полевой шпат, слюда, кварц. - Чем различаются предложенные вам горные породы? - В чем причина разнообразия горных пород?
|
Обучающиеся рассматривают образцы минералов.
Ученик: - Они отличаются цветом, блеском, твердостью, прозрачностью.
Ученик: - Главная причина - это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности, т.е. зависят от происхождения. Составление схемы в тетрадях.
1) 2)
|
||||||||||
Физкультминутка (разложить образцы) |
Поиск образцов горных пород в классе. Учитель: - Чья группа найдёт большее количество образцов. Используйте эти образцы в дальнейшей своей работе. |
Дети находят образцы. |
||||||||||
Работа в группах. (образцы по группам подписаны) |
Учитель: - На какие группы делятся горные породы по происхождению Учитель: - Вам интересно выявить особенности горных пород? Давайте изучим особенности горных пород. Для этого мы поделимся на три группы, каждая из которой получает задание, которое выполним с помощью учебника и дополнительной литературы. Данные ваших исследований мы внесём в ваши тетради.
|
Ученик: - Горные породы по происхождению делятся на 3 группы: магматические, метаморфические, осадочные. Ученик: - Да, мы хотим узнать их отличия.
Задания первой группе: 1. Как образуются магматические горные породы? На какие группы делятся? Приведите примеры. Задания второй группе: 2. Как образуются осадочные горные породы? На какие группы делятся? Приведите примеры. Задания третьей группе: 3. Как образуются метаморфические горные породы? Приведите примеры превращений? Обучающиеся знакомятся с материалом учебника и на половине ватмана выполняют классификацию горных пород, все остальные переносят ее к себе в тетрадь (Приложение 3). |
||||||||||
|
Ваш вывод. Из каких горных пород состоит земная кора? |
Ученик: - Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород. |
||||||||||
Практическая работа в парах.
|
Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах. Для каждой из горных пород определите свойства и впишите их в таблицу. В ходе работы используйте таблицу «Определитель горных пород» (Приложение 2).
|
Обучающиеся рассмотрев образцы горных пород, заполняют таблицу: «Характеристика горных пород» (Приложение 4)
После заполнения таблицы - обсуждение |
||||||||||
Региональный компонент |
Ребята. А какие горные породы добываются в нашем районе?. Назовите их. Какое предприятие нашего района их использует? Учитель демонстрирует слайд с данными о заводе строительной керамики «Кетра». Задание одному ученику: определить местоположение завода с использованием интернет – сети. |
Ребята называют: глина, песок.
Завод строительной керамики «Кетра» производит кирпичи.
Координаты: 55°46′02″ с. ш. 47°10′11″ в. д.
|
||||||||||
IV. Подведение итогов урока
|
Предлагаем вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить свою работу по продвижению к поставленной цели и успехи класса в целом Вот и подошло к концу наше путешествие в мир камня. Ответьте на вопросы. - Минералы…… - Что такое горная порода? - Чем она отличается от минерала? - Как различаются горные породы по происхождению? - Как образуются магматические горные породы? Какие из них называются глубинными, а какие - излившиеся? - Назовите распространенные осадочные породы? |
Обучающиеся отвечают на вопросы.
|
||||||||||
|
Я слова читаю вам Вы прислушайтесь к словам Может, лишние попали? Объясните, как узнали? А) мрамор, кварцит, известняк, гнейс Б) песок, торф, уголь, нефть В) базальт, гранит, мрамор, пемза Г) песок, галька, щебень, базальт |
Обучающиеся находят лишнее и объясняют свой выбор.
- известняк - песок - мрамор - базальт |
||||||||||
Рефлексия |
Учитель предлагает дополнить предложения и сформулировать результаты своей деятельности на уроке. - Оцените свою работу. Выставление отметок. - Какие трудности у вас были? - Что вы можете рассказать своим товарищам, родителям об этом уроке? |
Ребята оценивают свою работу на уроке, комментируют замечания товарищей. |
||||||||||
Сообщение домашнего задания |
Создать презентацию «Удивительный мир минералов» ИЛИ Составить кроссворд по теме «Виды горных пород» ИЛИ Проработать параграф учебника.
|
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |
Приложение №2
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД
Свойства |
Магматические |
Метаморфические |
Осадочные |
Структура (размеры зерен слагающих породу). |
Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.
|
Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно); чаще –мелкозернистая |
Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом). |
Структура (кристаллическая или землистая) |
Кристаллическая (на солнечном свете блестит). |
Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста).
|
Землистая, (на солнце не блестит). |
|
|
|
|
Текстура (строение породы: 1. массивная; 2. слоистая (выражается в чередовании, слоев различного состава, обычно характерно для осадочных пород; 3. волокнистая. |
Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков). |
Встречаются все из перечисленных. |
Массивная, слоистая; (у сыпучих - песок, гравий, галька – текстуры нет). |
Твёрдость – мягкость |
Твердая. |
Твёрдая. |
Мягкая. |
Плотная - рыхлая |
Плотная |
Плотная |
Плотная или рыхлая |
Особые свойства (наблюдаются ли остатки организмов, плотная или рыхлая горная порода, сыпучая.) |
Остатки организмов не наблюдаются, плотная. |
Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках, плотная. |
В органических есть признаки остатков древних организмов (отпечатки, следы движения и др.), плотная; рыхлая; сыпучая. |
Структура (от латинского – строение) – совокупность признаков строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.
Текстура горных пород (от латинского – ткань, сплетение) – строение горных пород, обусловленное ориентировкой и распределением ее составных частей.
Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Твердость определяется по эталонам шкалы Мооса методом царапания: 1 - тальк, 2 - гипс, 3 – кальцит, 4 – флюорит, 5 – апатит, 6 – ортоклаз, 7 – кварц, 8 – топаз, 9 – корунд, 10 – алмаз. При определении твердости также пользуются ногтем (твердость 2,5), острием ножа (тв. 5,5), металлом (игла) (тв. 5,5), более твердые предметы встречаются редко.
Приложение 3
Горные породы (классификация горных пород по происхождению)
Магматические |
Осадочные |
Метаморфические |
|||
Глубинные (интрузивные)
|
Излившиеся (эффузивные) |
Неорганические |
Органические |
||
Обломочные |
Химические |
||||
Габбро |
Пемза |
Глина |
|
Торф |
Песок становится кварцитом |
|
|
|
Гипс |
|
|
|
|
Галька |
|
|
|
|
|
|
|
Мел |
|
|
|
|
|
|
|
Горные породы
Магматические |
Осадочные |
Метаморфические |
|||
Глубинные (интрузивные) |
Излившиеся (эффузивные) |
Неорганические |
Органические |
||
Обломочные |
Химические |
||||
Гранит |
Базальт |
Песок |
Соли |
Торф |
Песок становится кварцитом |
Габбро |
Пемза |
Гравий |
Гипс |
Уголь |
Гранит-гнейс |
Диорит |
Туф |
Галька |
|
Мел |
Известняк-мрамор |
|
|
Щебень |
|
Нефть |
|
Приложение 4
Характеристика горных пород
Название горной породы |
Происхождение горной породы |
Условия образования |
Минеральный состав |
Использование в хозяйстве |
Свойства пород |
Гранит |
|
|
Кварц, полевой шпат, слюда. |
|
|
Базальт |
|
|
Авгит, вулканическое стекло |
Базальтовые волокна - утеплители |
|
Пемза |
|
излившаяся |
Кварц, полевой шпат. |
|
|
Глина |
осадочная |
|
Каолинит, корунд, полевой шпат, |
|
|
Известняк |
|
органическая |
Кальцит (карбонат кальция CaCO3) |
В строительстве, в металлургии (флюс) |
Мягкая Слоистая, имеет остатки древних организмов |
Поваренная соль |
осадочная |
|
хлорид натрия – NaCl; |
|
Кристаллическая, твердая |
Гнейс |
метаморфическая |
|
Кварц, полевой шпат, слюда |
|
|
Мрамор |
метаморфическая |
|
кальцит CaCO3. |
|
|
Характеристика горных пород
Название горной породы |
Происхождение горной породы |
Условия образования |
Минеральный состав |
Использование в хозяйстве |
Свойства пород |
Гранит |
магматическая |
глубинная |
Кварц, полевой шпат, слюда. |
в строительстве, в качестве облицовочного материала. |
Твердая, крупнозернистая, массивная, плотная. |
Базальт |
магматическая |
глубинная |
Авгит, вулканическое стекло |
Базальтовые волокна - утеплители |
|
Пемза |
магматическая |
излившаяся |
Кварц, полевой шпат. |
В косметических целях |
Твердая, мелкозернистостая, плотная |
Глина |
осадочная |
обломочная |
Каолинит, корунд, полевой шпат, |
В косметических целях, изготавливают посуду, поделки, кирпичи. |
Мягкая, рыхлая |
Известняк |
осадочная |
органическая |
Кальцит (карбонат кальция CaCO3) |
В строительстве, в металлургии (флюс) |
Мягкая Слоистая, имеет остатки древних организмов |
Поваренная соль |
осадочная |
химическая |
хлорид натрия – NaCl; |
В приготовлении пищи, для получения соды. |
Кристаллическая, твердая |
Гнейс |
метаморфическая |
|
Кварц, полевой шпат, слюда |
В строительстве, облицовка набережных, кладка фундаментов |
Зернистая порода, твердая |
Мрамор |
метаморфическая |
|
кальцит CaCO3. |
В строительстве |
Кристаллически-зернистая порода, твердая, плотная |
https://maps.yandex.ru/?um=constructor%3AFeEgmUfj-R0qI3EnHIXIFSeona4WRZE8&ll=47.141890%2C55.785102&z=13
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.