

Ростов-на-Дону – административный центр Ростовской области, расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах р. Дон.
В годы Великой Отечественной войны город Ростов-на-Дону и территория области неоднократно становились ареной ожесточенного противоборства воевавших сторон. Крупный административный, промышленный и железнодорожный центр Ростов, имея важное географическое, политическое и оперативное значение, рассматривался Гитлером и командованием вермахта как «ворота Кавказа», как ключ к нему. Это обстоятельство предопределило бескомпромиссность развернувшихся на ростовском направлении событий, обусловило здесь высокую интенсивность и напряженность вооруженной борьбы. В истории войны с названием города ассоциируются не только упорные оборонительные сражения 1941–1942 гг. и горечь отступления, но и одна из первых успешных наступательных операций советских войск.
Осенью 1941 г. обстановка на советско-германском фронте для Красной Армии продолжала оставаться крайне напряженной. Немецкое командование, несмотря на большие потери в живой силе и технике, понесенные в первые месяцы войны, пыталось любой ценой добиться поражения Советского Союза еще до конца года. Сосредоточив главные силы на Московском направлении, оно одновременно рассчитывало до наступления зимы изолировать Ленинград от других районов страны, а на южном направлении – захватить Крым, Донбасс и Ростов, открыв, таким образом, путь на Кавказ. От исхода борьбы на южном стратегическом направлении зависело решение вопроса, получит ли третий рейх кавказскую нефть и продовольствие Дона и Кубани, а также важные политические и стратегические преимущества, которые приносило обладание Кавказом: возможность вовлечения Турции в войну против Советского Союза и проникновение Германии в страны Ближнего Востока.

Для наступления на ростовском направлении командование немецкой группы армий «Юг» сосредоточило к началу ноября 1941 г. 1-ю танковую армию генерала Э. Клейста, включавшую 2 моторизованных и горнострелковый корпуса, а также итальянский подвижный корпус. В армии насчитывалось свыше 300 танков и 100 бронемашин. Наземные войска активно поддерживались авиацией, которая в то время удерживала полное господство в воздухе.
Первой приняла на себя вражеский удар 9-я армия генерал-майора Ф.М. Харитонова, которая, действуя в полосе шириной около 90 км, занимала оборону с передним краем по рубежу Дубровский − Миллерово − Голубовский − Крутой Яр − Большекрепинская − Шахов. В 8 часов утра 5 ноября противник перешел в наступление во всей полосе ее обороны. Командование 1-й немецкой танковой армии полагало, что, применив массированно танки, легко преодолеет сопротивление советских войск, но с первых же часов сражения немецкие танковые соединения встретили мощную, хорошо подготовленную противотанковую оборону.
Активные боевые действия в полосе обороны 9-й армии велись до середины ноября. В результате стойкого сопротивления ее соединений и частей 1-я немецкая танковая армия, вклинившись в глубину обороны советских войск на 40 км, была остановлена на тыловой полосе, так и не выполнив поставленной задачи по овладению Ростовом ударом через Шахты и Новочеркасск. Противник потерял 146 танков, 22 бронемашины, 54 орудия и миномета, 257 грузовых автомобилей и около 9000 солдат и офицеров.

За доблесть и мужество в ходе оборонительной операции 636 солдат и офицеров 9-й армии были удостоены высоких государственных наград, из них трое стали Героями Советского Союза, 20 человек награждены орденом Ленина, 138 – орденом Красного Знамени, 197 – орденом Красной Звезды, 151 – медалью «За отвагу», 127 – медалью «За боевые заслуги».
Не добившись успеха в попытке выхода к Ростову с северо-востока, командование 1-й немецкой танковой армии перегруппировало силы против 56-й армии генерал-лейтенанта Ф.Н. Ремезова для нанесения фронтального удара на ростовском направлении. Здесь немецкое командование сосредоточило 13-ю и 14-ю танковые дивизии, 60-ю моторизованную дивизию и моторизованную дивизию СС «Адольф Гитлер». В 8 часов утра 17 ноября 1-я танковая армия генерала Клейста перешла в наступление, нанося главный удар в направлении Генеральское − Большие Салы. Несмотря на упорное сопротивление советских войск, в середине дня 19 ноября танки противника прорвались к северо-восточным предместьям Ростова, в тыл 56-й армии. Ее соединения получили приказ отойти на рубеж Ростовского оборонительного района и здесь остановить врага. 20 ноября в 4 часа 30 минут начальник Генерального штаба Красной Армии Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников от имени Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК) передал генералу Ремезову категорическое указание: «Город Ростов должен быть удержан при всяких обстоятельствах. Драться до последнего бойца».
Мужественно сражались в Ростове бойцы полка народного ополчения. Полк имел задачу перейти к обороне на северо-западной окраине города, задержать продвижение противника и прикрыть отход частей 56-й армии. 20 ноября первыми вступили в бой с наступавшей пехотой и танками врага бойцы 2-го батальона под командованием Г.К. Репина. Несмотря на то, что 4-й и 5-й ротам пришлось вести бой в окружении, ополченцы стояли насмерть, отбивая одну атаку за другой. Только по приказу батальон оставил занимаемый рубеж, ударом в направлении Верхне-Гниловской прорвал окружение и вышел к переправе через р. Дон.
Наряду с ополченцами отход 56-й армии из Ростова прикрывали 33-й стрелковый полк и 230-й полк НКВД. 1-й батальон 230-го полка, неся большие потери, отошел на левый берег Дона через переправу на Буденновском проспекте, его 2-й батальон отходил по 29-й линии на Зеленый остров. Он не успел еще занять окопы, как по наплавному мосту на остров прорвались 12 вражеских танков, сопровождаемых сильным огнем пулеметов и минометов. Пять часов противник обстреливал позиции батальона из орудий, минометов и пулеметов, пропуская вперед танки. Но чекисты не дрогнули. И в последующие дни они, отражая многочисленные атаки, удержали остров, не позволив противнику использовать его как плацдарм для наступления на город.
В то время, когда соединения 9-й и 56-й армий последовательно отражали удары врага на шахтинском и ростовском направлениях, Ставка ВГК, главнокомандующий Юго-Западным направлением Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко и командование Южного фронта готовили наступательную операцию с целью разгрома 1-й немецкой танковой армии.
По замыслу главный удар в полосе Южного фронта наносила 37-я армия генерал-майора А.И. Лопатина, занимавшая нависающее положение над втянувшейся в борьбу за Ростов танковой армией Клейста. Кроме того, к контрнаступлению привлекались часть сил 18-й и 9-й армий, отдельный кавалерийский корпус в составе двух кавалерийских дивизий. Помимо группировки Южного фронта удар по противнику из положения непосредственного соприкосновения с ним должна была нанести 56-я отдельная армия.
Утром 17 ноября после 30-минутной артиллерийской подготовки ударная группировка Южного фронта перешла в наступление. Соединения 37-й армии, прорвав оборону противника, в первый же день продвинулись на 15–18 км. Успешно наступала и 9-я армия. Немецкое командование, почувствовав угрозу окружения, бросало в сражение резервы, активно маневрировало подвижными соединениями. Это не позволило советским войскам достичь запланированных темпов наступления, и в последующие три дня их продвижение на направлении главного удара составило всего 15–20 км.

20 ноября в сражении наметился перелом. Улучшилась погода, и в действие вступила авиация Южного фронта, оказавшая существенную помощь наступавшим войскам. 1-я и 4-я горнострелковые, 16-я танковая дивизии, а также моторизованная дивизия СС «Викинг» из состава 1-й немецкой танковой армии понесли значительные потери. Продвижение ударной группировки Южного фронта создавало реальную угрозу флангу и тылу противника. Вражеские войска в Ростове оказались под угрозой окружения с северо-запада.
24 ноября 1941 г. Ставка ВГК определила войскам ближайшую задачу − освобождение Ростова. 9-я и 37-я армии наносили удар на город с севера, 56-я отдельная армия – с юга и юго-востока. Наступление 56-й армии началось в очень сложной обстановке. Ростов стоит на крутом берегу и возвышается над противоположным берегом. Боевые порядки советских войск просматривались противником на всю глубину. Особенно тяжелые условия для наступления были в районе станции Аксайская и на левом фланге армии, где долина реки и плавни представляли совершенно открытую равнину. Этот участок местности был назван бойцами «долиной смерти», т.к. немецкие войска могли сосредоточить здесь огонь всех видов оружия. Кроме того, на отдельных высотах, в складках местности они разместили вкопанные в землю танки. Тщательно замаскированные огневые точки располагались в домах и других каменных зданиях. Успешной обороне врага способствовало также то, что лед через Дон был еще тонкий, в некоторых местах отошел от берега, что исключало возможность переправы по нему не только танков, но и автомашин, артиллерии.
Ранним утром 27 ноября после артиллерийской подготовки соединения 56-й армии начали штурм вражеских позиций. 31-я стрелковая дивизия вела бой за овладение Нижне-Гниловской и Семерниково. Бойцы шли через плавни, заросшие камышом, затем по совершенно открытому участку местности. Когда части вышли на неокрепший лед реки, враг обрушил на них лавину огня из всех огневых средств пехоты и закопанных танков. Лед окрасился кровью раненых, но многие из них продолжали вести бой с противником и двигаться вперед. Несмотря на героические усилия личного состава полков, командиров, политработников, 27 ноября 31-й стрелковой дивизии не удалось ворваться в город. Лишь в ночь на 29 ноября с упорными боями ее части пробились на западную окраину, в район Красный Город–Сад, перерезали шоссе Ростов – Таганрог и вынудили немецкие подразделения оставить занимаемые рубежи под угрозой окружения.
Основная тяжесть уличных боев в Ростове выпала на долю 347-й и 343-й стрелковых дивизий генерала И.Е. Давидовского и полковника П.П. Чувашева. Особенно самоотверженно сражались бойцы приданных им 230-го полка НКВД и Ростовского стрелкового полка народного ополчения.
В журнале боевых действий Южного фронта отмечалось: «Через полыньи Дона, по льду, по открытой местности, под непрерывным огневым шквалом, проявляя героизм, мужество и отвагу, шли доблестные части Красной Армии на штурм Ростова. И впереди наступающих, прокладывая дорогу на баррикадах, славный 230-й полк НКВД под командованием подполковника Демина, во главе с комиссаром полка батальонным комиссаром товарищем Школьниковым. В авангарде шел и полк народного ополчения под командой командира полка товарища Варфоломеева, комиссара полка товарища Штахановского.

230-й полк НКВД наступал на Ростов через остров Зеленый. Подразделения этого полка еще 28 ноября, форсировав Дон, ворвались в город и вышли до Театральной площади, ведя с противником ожесточенные уличные бои. К вечеру… действия этого полка были поддержаны наступлением одного батальона 347-й стрелковой дивизии… В ночь на 29 ноября 230-й полк НКВД в результате контратак противника был вынужден оставить два квартала города, но основную часть захваченного он удержал за собой…
В ночь на 29 ноября полк народного ополчения, форсировав Дон у железнодорожного моста и ведя уличные бои, к рассвету подошел к вокзалу. В связи с этим на северном берегу р. Дон был обеспечен необходимый плацдарм для дальнейшего наступления…
Таким образом, 320-й полк НКВД и полк народного ополчения первыми ворвались в город и до окончательного овладения городом действовали в авангарде двух дивизий».
29 ноября с севера и северо-востока в Ростов ворвались части 9-й армии, и город был окончательно очищен от немецких захватчиков. Вечером того же дня на имя главнокомандующего Юго-Западным направлением Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко и командующего Южным фронтом генерал-полковника Я.Т. Черевиченко поступила телеграмма Сталина, в которой он отмечал: «Поздравляю Вас с победой над врагом и освобождением Ростова от немецко-фашистских захватчиков. Приветствую доблестные войска 9-й и 56-й армий во главе с генералами Харитоновым и Ремезовым, водрузившие над Ростовом наше славное советское знамя».
А главком Юго-Западного направления Тимошенко, подводя в своем приказе итоги боевых действий, констатировал: «В многодневных кровопролитных боях, под руководством своих командиров и политработников части Красной Армии нанесли сокрушительные удары по противнику, уничтожили лучшие его полки и дивизии…»
Немецкое командование вынуждено было признать, что 1-я танковая армия Клейста была отброшена от Ростова с большими потерями: около 30 тыс. чел., 80 самолетов, 275 танков, свыше 350 орудий. «Ростовские ворота» на Кавказ, о захвате которых мечтали Гитлер и его генералитет, оказались надежно закрытыми советскими войсками до лета 1942 г.
Понеся большие потери в ожесточенных сражениях зимой 1941–1942 гг., немецкое командование не имело больше сил для одновременного наступления на всем восточном фронте. Поэтому летом 1942 г. все имевшиеся в распоряжении силы в первую очередь сосредоточивались для проведения главной операции на одном – южном участке в целях уничтожения советских войск западнее Дона, захвата нефтеносных районов Кавказа и перевалов через Главный Кавказский хребет. Ростов вновь оказался на пересечении стратегических интересов противоборствующих сторон.

С самого начала летних сражений обстановка для войск Красной Армии складывалась неблагоприятно. После поражения под Харьковом, в Крыму, на воронежском и ворошиловградском направлениях советские войска на южном крыле советско-германского фронта оказались под угрозой окружения и разгрома. Поэтому Ставка ВГК приняла решение оставить Донбасс, часть Ростовской области и отвести войска Южного фронта на восточный берег Дона. В таких условиях удержание Ростова практически теряло оперативный смысл. Но, тем не менее, противник при его захвате встретил организованное и сильное сопротивление. Героическое сопротивление гарнизона города, его стойкость и самопожертвование позволили главным силам 56-й армии отойти из-под ударов превосходящих сил врага за Дон, сохранить людей и боевую технику. Соединения армии, как и всего Южного фронта, оказывая упорное сопротивление противнику на промежуточных рубежах, отходили на Кавказ. Они вернутся в Ростов уже окончательно только через долгих полгода.
Зимой 1943 г. оперативная обстановка на ростовском направлении определялась ходом и результатами боевых действий под Сталинградом и на Северном Кавказе. Учитывая благоприятно складывавшуюся обстановку, Ставка ВГК поставила задачу Юго-Западному и Южному фронтам развить наступление на южном крыле советско-германского фронта. Основная роль в освобождении Ростовского промышленного района и самого города отводилась армиям Южного фронта.
Ростовская наступательная операция началась 2 января 1943 г. В ходе ее первого этапа войска правого крыла фронта, сломив сопротивление противника, продвинулись на 170 км и вышли на подступы к Новочеркасску и Ростову. В результате боевых действий на втором этапе операции советские войска, хотя и не добились окружения немецкой группы армий «А», вынудили ее командование ускорить отвод 1-й танковой армии с Северного Кавказа, создали благоприятные условия для разгрома группы армий «Дон» и освобождения Ростовского промышленного района.
С 4 февраля начался третий этап операции, основным содержанием которого стала борьба за Ростов. Для его обороны командование группы армий «Дон» создало сильную группировку, в которую вошли 23-я танковая, 111-я пехотная, 16-я моторизованная дивизии и дивизия СС «Викинг». Комендант города генерал Китель получил категорическое указание любой ценой удерживать Ростов до тех пор, пока 1-я танковая армия не отойдет на предназначенный ей рубеж обороны. Этим и объяснялась ожесточенность вражеского сопротивления.

Штурм Ростова начался в 1:30 8 февраля. Бои были упорнейшими, кровопролитными. Лишь к утру 14 февраля части 28-й армии совместно с подошедшими к городу соединениями 51-й армии полностью освободили город. Военный совет Южного фронта в оперативной сводке за подписями командующего войсками Р.Я. Малиновского, члена Военного совета Н.С. Хрущева и начальника штаба И.С. Варенникова доложил Верховному Главнокомандующему: «Выполняя Ваш приказ, войска Южного фронта после упорных боев в течение ночи с 13 на 14 февраля 1943 года, сломив сопротивление противника на северном берегу р. Дон, частями 28-й армии к утру 14 февраля овладели городом Ростов-на-Дону… Передовые отряды частей продолжают преследование отходящих в северо-западном направлении остатков разбитых частей противника…».
На этот раз Ростов благодаря беспримерному подвигу и самоотверженности советских воинов был освобожден навсегда…
Указом Президента РФ от 5 мая 2008 г. за мужество, стойкость и героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Ростову-на-Дону присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.