Певческое положение гортани не должно быть ни низким, ни высоким, оно индивидуально для каждого певца и зависит от построения его вокального аппарата (форма гортани, длина связок, высота надставной трубы и так далее). Основываясь на мысли Глинки, что певец в начале обучения должен петь "легко берущиеся звуки", можно предположить, что эти звуки и должны определить среднюю линию положения гортани.
Гортань в пении.
Певческое положение гортани не
должно быть ни низким, ни высоким,
оно индивидуально для каждого певца и
зависит от построения его вокального
аппарата (форма гортани, длина связок,
высота надставной трубы и так далее).
Основываясь на мысли Глинки, что
певец в начале обучения должен петь
"легко берущиеся звуки", можно
предположить, что эти звуки и должны
определить среднюю линию положения
гортани.
Прислушайтесь к положению гортани на
удобных и красивых нотах вашего
голоса. В пении гортань практически не
меняет положения.
Доктор И.Левидов считает, что "у
певцов, обладающих хорошей
постановкой голоса (четкой дикцией,
полнотой, округлостью гласных)
наблюдается устойчивость гортани,
между тем у певцов, недостаточновладеющих голосом, поющих "белым"
звуком, неудовлетворительное качество
звука обычно сопровождается большой
подвижностью гортани".
Профессор Ф.Ф.Заседателев пишет в
своем труде:
"Разговорное или натуральное
положение гортани не годится в пении.
При таком ее положении звук плоский.
Перед началом пения гортань переходит
в низкое спокойное положение.
Такое положение гортани является
мерилом правильной техники и
правильного тона....
При низком положении гортани
увеличивается полость резонаторов и
полость глотки, а с ней и сила и объем
голоса.
Если гортань стоит высоко, то и язык и
дно рта подняты, а если низко, то корень
языка и дно полости рта опущены, чтооблегчает задачу плоского держания
языка... Однако удержание гортани
насильственно в неподвижном
положении и вредно, и невыполнимо,
оно портит голос".
Сторонниками низкой гортани были:
Эверарди, Ферни, Джиральдони.
В нашей работе уже говорилось о том,
что "зевок" способствует опусканию и
освобождению гортани, а сохранение
зевка в пении сохранению положения
гортани.
Конечно обучающийся должен иметь
достаточно четкое представление об
анатомии голосового аппарата, но при
практических занятиях основное
внимание надо фиксировать на
слуховых и мышечных ощущениях, на
естественности, свободе и активности
происходящих процессов. Добиваться
понимания и результатов надо с
помощью простых музыкальных и
физических упражнений, искатьощущения через различные ассоциации,
образы, а не действовать с позиции силы,
нажима.
Большую помощь в такой работе
оказывает зеркало.
В этой кропотливой работе
воспитывается профессиональное
внимание, терпение, настойчивость.