1.1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
Н. В. Гоголь в повести «Шинель» показал внутренний мир маленького человека,
жаждущего понимания и признания. В новой шинели главный герой
Акакий Акакиевич Башмачкин видел не возможность похвастаться своей
обеспеченностью и достатком, а путь к уважению и признанию в обществе.
К сожалению, мы видим реальную картину: общество встречает человека по одежке
и, если ты предстаешь перед ним в старой потрепанной шинели, тебя предпочитают
не замечать.
Главный герой с большим трудом приобретает новую шинель. После преображения
он меняется не столько внешне, сколько внутренне. Силы жизни, свободы, мечтаний
переполняют его. Он чувствует свою значимость, его наконец-то видят. Даже самый
скромный и невзрачный человек имеет свой внутренний мир, ранимую душу и
переживания.
К сожалению, неизвестные отнимают шинель у главного героя, и он снова
становится невидимым и никому не нужным. Башмачкин умирает, не добившись справедливости. На службе о нем спохватились только на четвертый день после
похорон.
Таким образом, мы видим трагичную историю маленького человека, чей внутренний мир и личностные качества не были никем замечены из-за его невзрачной одежды.
1.2. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ
(ОКРУЖЕНИЮ), НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ И ВЫБОР МЕЖДУ
ДОБРОМ И ЗЛОМ
В качестве литературного примера хочется привести повесть Н. В. Гоголя
«Тарас Бульба». Главный герой — Тарас Бульба, казак, отличавшийся
«грубой прямотой своего нрава». У него есть четкие понятия нравственных
идеалов, которым он остается верен всю жизнь. Отец двух сыновей —
Остапа и Андрия. Он видит своих сыновей только как продолжение самого
себя: казаками, воинами, защитниками Отечества и православия.
Но его младший сын, Андрий, был совсем непохож ни на отца, ни на брата.
Андрий — мечтательная и романтичная натура. Влюбившись в польку, он
перешел на сторону врага. Из-за своей страсти и любви к девушке герой
забывает о Родине и боевых товарищах, а также о брате и отце.
Однако для Тараса Бульбы такое предательство непростительно. Ведь сын —
это продолжение его самого, его воспитания и нравственных идеалов. Тарас
не может простить этот поступок и принимает тяжелое решение: отнять
жизнь у собственного сына. Несмотря на всю тяжесть этого поступка, Тарас
убивает Андрия, ведь жить с осознанием того, что твой сын — предатель родины, перешедший на сторону зла, переступивший через все, во что верил сам Тарас, невозможно.
1.3. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ
В качестве примера возьмем роман-эпопею Л. Н. Толстого
«Война и мир». Пьер Безухов — внебрачный сын очень
богатого человека. В обществе над ним потешаются, не
воспринимают всерьез. Пьер пытается найти свое место в
мире. Он испытывает себя светской жизнью, женитьбой,
масонством, даже войной. На протяжении всего романа читателям раскрывается путь исканий Пьера Безухова, его удачи и поражения, несоответствие его внутренних требований окружающей действительности, недовольство собой и собственной жизнью. У него горячее сердце и чистая душа, он умеет искренне дружить и любить, но судьба сводит его с людьми, которые предают его, обжигая его чувства.
Переломным моментом в познании себя для главного героя становится попадание в плен во время войны. Там Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, который учит его принимать простые законы жизни: любить ближнего, помогать, жить с открытым сердцем. В финале романа мы видим, что Пьер нашел свое место в мире, он стал отличным мужем Наташе Ростовой, они создали семью, родили детей. Также герой видит свое предназначение в служении людям и Родине. Долгий путь скитаний и ошибок привел Пьера к ответу на вопрос о смысле жизни.
Л. Н. ТОЛСТОЙ, РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»
«Война и мир» — произведение, которое подойдёт для аргументации в любом направлении. В нём находят отражение и духовно-нравственные ориентиры, и проблемы семьи, а также общественные коллизии, вопросы долга перед Отечеством, связь человека, природы и культуры. Очень советуем познакомиться с романом — в нём вы найдёте аргументы по всем направлениям.
В ИнтернетУроке есть целая серия мини-лекций (по 10–15 минут) о «Войне и мире». Вы можете посмотреть все или выбрать только то, что вас конкретно интересует:
— Л. Н. Толстой «Война и мир» (общие сведения, проблематика)
— Духовные искания князя Андрея Болконского
— Л. Н. Толстой. Художественный мир писателя
— Роман «Война и мир». История создания, смысл заглавия
— Москва и Петербург в «Войне и мире»
— «Мысль семейная» в романе. Ростовы — Болконские — Курагины
— Путь Пьера в романе «Война и мир»
Эти два урока советуем посмотреть, если хотите использовать «Войну и мир» для аргумента в направлении «Семья, общество, Отечество и жизни человека»:
— Изображение войны 1805 года. Шенграбенское сражение. Небо Аустерлица в судьбе Андрея Болконского
— Изображение войны 1812 года. Бородинское сражение как кульминационный центр книги
1.4. СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Одна из главных мыслей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он в конечном счете принимает все решения в своей жизни и несет за них ответственность. Все последствия за решение лежат на человеке, принявшем его.
Герой «Преступления и наказания» принимает роковое решение: убить человека. Родион Раскольников формулирует целую теорию, оправдывающую убийство, говоря, что определенной части человечества можно преступать нравственную черту, творить какие угодно преступления, потому что эти люди — «избранные». С помощью убийства герой решает проверить, входит ли он в их число «право имеющих». Кроме того, он оправдывает себя и тем, что совершит социальное благо, убив старуху, которая приносила людям зло, наживаясь на бедных и отчаявшихся.
Во время самого убийства все идет не по плану: под топор Раскольникова попадает не только старуха-процентщица, но и ее сестра Лизавета. К тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и не родившегося ребенка. После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.
Только на каторге герой понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в категорию «право имеющих», а всех остальных зачислить в «тварей дрожащих», и во имя этой цели начнет убивать… Именно тут Раскольников понимает, насколько страшным был роковой выбор и его последствия. Герой осознает, что он преступник. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но и в потере собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.
Таким образом, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» говорит о том, что у человека всегда существует свобода выбора. Однако к любой свободе нужно подходить ответственно, потому что тяжесть последствий неправильных поступков полностью ложится на плечи человека, принявшего ошибочное решение.
Н. С. ЛЕСКОВ «ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА»
Это история о молодой купчихе Катерине Измайловой, которая «со скуки» заводит роман и ради его сохранения совершает ужасные преступления. Небольшое произведение, которое можно осилить за один-два вечера, — как раз то, что нужно, если времени для подготовки к сочинению осталось не так много.
М. ГОРЬКИЙ, ПЬЕСА «НА ДНЕ»
Эта пьеса о жизни низших слоёв общества ставит нас перед выбором: ложь во спасение или только правда? Однозначного ответа автор не даёт, поэтому читатель имеет право над этим порассуждать.
«На дне» — социально-философская драма, произведение с ярко выраженной социальной проблематикой. Об этом в первую очередь свидетельствует и само название — «На дне».
«Дно» — ночлежка, где собрались «бывшие люди» — изгои, которым теперь не место в обычном обществе с его иерархией и порядками.
Посмотрите бесплатный урок о пьесе, чтобы лучше понять проблематику произведения.
2.1. СЕМЬЯ, РОД; СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ
Одна из центральных семей романа «Война и мир» — семья Ростовых. Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент. Ростовы готовы принимать любовь и дарить ее в ответ, они щедры и гостеприимны.
Дети рассказывают родителям обо всех своих переживаниях и проблемах, ведь те поддержат и подскажут, как поступить. После предательства Анатоля Курагина Наташа находит поддержку в семье. То же самое происходит с Николаем, проигравшимся в карты. Родители не давят на детей, не унижают их, не вгоняют в еще большее отчаяние. Позднее сын проявит благородство в память об отце и возьмет на себя уплату всех долгов.
Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми.
2.2. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает конфликт между
человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и
фамусовского общества раскрывается противостояние. Погрязшее в
меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами
для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который
остается верным своим высоким нравственным принципам.
Александр Андреевич Чацкий, вернувшись из путешествий по загранице,
с удивлением видит, что за время его отсутствия в Москве ничего не
изменилось. По-прежнему все боятся мнения тех, кто стоит выше на
социальной лестнице. В своих речах Чацкий презирает чинопочитание и
лесть, моральное разложение московского дворянства, бесчеловечное
отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным. Он считает,
что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное
богатство русского народа. Но его не понимают в доме Фамусовых, объявляют опасным вольнодумцем и вообще сумасшедшим.
Если принятые в конкретном обществе понятия идут вразрез с общечеловеческими моральными ценностями, нельзя им следовать. А такие люди, как Чацкий, появляющиеся в жизни общества, способствуют пересмотру устоявшихся ценностей и выбору лучших устремлений и перемен.
2.3. РОДИНА, ГОСУДАРСТВО, ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
ЧЕЛОВЕКА
Ярким примером человека, который является истинным гражданином,
патриотом своей страны, который всегда поступал по совести и чести,
является Петр Гринев — главный герой романа «Капитанская дочка».
События происходят в период Пугачевского бунта, и персонажу предстоит
пройти тяжелые испытания: сохранить жизнь, предав свои убеждения, или
умереть как герой. Ему грозит казнь, однако Петр Гринев ведет себя смело
и достойно. В момент, когда его помиловали, Пугачев просит Гринева
поцеловать его руку, что фактически является унижением для молодого человека. Но Петр Гринев стоял смирно, ведь лесть врагу — бесчестие и предательство. Любовь к Родине, честь и
достоинство — без этих нравственных качеств невозможно представить образ Гринева. Именно внутренние установки и моральные принципы руководили им в каждой сложной ситуации.
Никакие обстоятельства не смогли повлиять на моральные принципы Петра Гринева, ведь у него был нравственный ориентир, на который он опирался. Он всегда оставался верен Отчизне, своему слову и выбору.
«Капитанская дочка» подойдёт и для аргументации тем из направления «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». А чтобы лучше понять проблематику повести, советуем посмотреть урок.
И. А. БУНИН «ГОСПОДИН ИЗ
САН-ФРАНЦИСКО»
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» очень
символичен. Героям, которые представляют «сливки
общества», автор намеренно не даёт имён — они
будто безликие, не замечающие труда тысячи людей,
которые обеспечивают их беззаботное существование.
Корабль «Атлантида» (с символическим названием,
предвещающим скорый конец света в произведении)
— аллюзия на реальный мир и то, как к нему относятся пассажиры.
Опасный океан, труд кочегаров и тысяч рабов для них невидим.
Но смерть господина из Сан-Франциско выступает в роли того, что разоблачает весь этот фарс и порок.
Посмотрите урок о «Господине из Сан-Франциско».
А. Н. ОСТРОВСКИЙ, ПЬЕСА «ГРОЗА»
«Гроза» показывает кризис патриархальных устоев, демонстрирует, что такая система ценностей рождает самодуров — ведь именно такое поведение диктуют устаревшие ценности.
Персонажи пьесы условно делятся на две группы. «Тёмное царство» — самодуры и угнетатели — и жертвы «тёмного царства».
Главная героиня Катерина — девушка, чистая душой. Она очень религиозна, внутренние убеждения не позволяют ей лгать и обманывать, а самая главная ценность для неё — свобода. Но свобода неосуществима в «тёмном царстве», и Катерина решает, что в таком случае лучше и не жить вовсе.
В ИнтернетУроке есть два ролика, которые помогут вам понять, о чём же пьеса Островского «Гроза»:
— «Гроза» — драма или трагедия?
— «Тёмное царство» — мир города Калинова.
3.1. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
Человек и природа тесно связаны между собой. Природа помогает человеку осознать истинные чувства, разобраться в собственной душе. Такова роль природы в романе
Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрея Болконский видит дуб в тяжелый момент жизни: разочаровавшись в Наполеоне, войне и себе самом, он не понимает смысла своего существования.
Болконский и дуб (ieducations.ru)
По пути в Отрадное он видит корявый, погибающий дуб, который не расцветает, как остальные растения, а стоит одинокий и безжизненный. Герой сравнивает себя с этим старым деревом и соглашается, что и его жизнь, и жизнь этого дуба закончена.
Однако в душе главного героя происходят перемены: появляется надежда, пробуждается любовь. Герой был неправ в своих убеждениях: его жизнь продолжается несмотря на все трудности и невзгоды. На обратной дороге герой ищет дуб и не может его найти: дерево с молодыми, зелеными, сочными листьями возродилось так же, как и душа главного героя. Это помогает Болконскому осознать, что жизнь еще не кончена, впереди может быть счастье, исполнение своего истинного предназначения.
Таким образом, через связь душевного состояния главного героя и дуба автор подчеркнул связь человека и природы в целом, ведь часто мы находим в природе отражение своих внутренних переживаний.
3.2. НАУКА И ЧЕЛОВЕК
С самых ранних времен человечеству хотелось узнавать все больше, открывать новое и неизвестное, то, что изменит мир к лучшему. Но всегда ли открытия или новые технологии ведут к прогрессу? На этот счëт есть несколько мнений. Одни люди считают, что прогресс — это будущее человечества, что без него мы так и останемся на месте. Но есть и другое мнение: научные открытия могут быть опасными и даже погубить мир.
Так, в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» показано, как научное открытие пагубно сказывается на жизни общества, подвергая жизнь и здоровье простых людей опасности. Главный герой — профессор Преображенский — делает огромный шаг в науке, пересадив гипофиз собаки в тело человека. Создав новую личность, профессор гордится своим «революционным открытием» и пытается приобщить Шарикова к элитарной культуре и этикету в обществе. Но, увы, новый жилец ведëт себя так же, как и его прошлое сознание: он не может стать культурным членом общества, ведь был обычной дворовой собакой, которая жила лишь инстинктами. Его поведение возмутительно, а порой даже опасно.
Больше не вынуждая себя терпеть выходки Шарикова, профессор Преображенский возвращает гипофиз псу. В итоге всë стало как прежде, научное открытие удалось «отменить», вернув все на круги своя. Но каждый, прочитавший это произведение, задумывается, что порой лучше не стоит злоупотреблять наукой, изменяя естественные природные процессы, ведь это может привести к опасным и необратимым последствиям.
3.3. ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК
О. Генри в рассказе «Последний лист» размышляет о том, каково же на самом деле предназначение искусства, описывая историю несчастной больной и потерявшей надежду девушки.
Главная героиня Джонси заболела воспалением легких и находится на грани смерти. За окном ее комнаты
с плюща облетают листья. Джонси твердо
уверена, что, когда с дерева упадет
последний лист, она умрет. В том же доме
в нижнем этаже живет старый художник
по имени Берман.
Он узнает о болезни девушки и ее
предубеждении.
Листья неумолимо падали, приближая конец жизни героини. В итоге остался последний лист, и Джонси была уверена, что скоро он опадет и тогда она погибнет. Но лист продолжал висеть на ветке еще несколько дней. Это вернуло героине волю к жизни, и она выздоровела.
Однако вскоре от воспаления легких умирает старый художник: ночью под дождем он пошел на улицу и нарисовал на стене лист плюща, когда последний, настоящий лист сорвался с дерева. Последний шедевр Бермана спас жизнь девушке, подарив ей надежду на выздоровление и вернув желание жить.
Поскольку ни у кого,
кроме как у человека,
наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь прекрасной идеи — нарисовать лист так искусно, что никто даже не отличил, мы приходим к выводу, что талантливые люди приходят в этот мир, чтобы помогать людям и спасать их.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ, ПОЭМА «МЦЫРИ»
Основной конфликт произведения — борьба Мцыри и монастыря. Мцыри — романтический герой, который стремится на свободу и жаждет сбежать из своей тюрьмы — монастыря.
Природа в поэме играет особую роль. Мцыри
сравнивает себя с цветком, который поднимает
голову навстречу дню, он сам — часть природы.
После того как Мцыри выбирается из монастыря,
он наслаждается природой — её буйной красотой,
грозой, которая помогает ему сбежать. Но в то же
время природа испытывает его на прочность:
Мцыри приходится столкнуться в поединке с
барсом, а лес предательски выводит героя обратно
к монастырю, «закольцовывая» его путь.
Мини-лекции ИнтернетУрока о поэме «Мцыри»:
— Герой и мир в поэме «Мцыри»;
— Композиция поэмы «Мцыри»
И. С. ТУРГЕНЕВ «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА»
Сборник Тургенева получил такое название, потому что в каждом из 25 рассказов появлялся охотник в качестве главного героя. Основное место действия каждого из рассказов — пейзажи Орловской губернии, и очень интересно наблюдать за тем, как протекает жизнь российского народа в тесном переплетении с жизнью природы.
В уроки по «Запискам охотника» (рассказы «Бирюк» и «Бежин луг»).
Н. В. ГОГОЛЬ, РАССКАЗ «ПОРТРЕТ»
Главный герой рассказа — художник Чартков. Он очень талантлив, но беден. Как-то раз ему приглянулся один портрет, который смотрел на него глазами будто бы настоящими. Этот портрет оказался у Чарткова, и с тех пор начали происходить странные события.
Мужчина с портрета ночью дал Чарткову денег, после чего тот решил потратить их на блага красивой жизни. И начал испаряться его талант, начал он становиться «модным живописцем», то есть писать картины не из стремления к прекрасному, а ради денег и в угоду высокопоставленным заказчикам.
Но порой Чарткова разрывает от зависти к тем, кто сумел сохранить в себе настоящего художника. У Чарткова появились деньги, но он променял свой талант на богатство, что необратимо повлияло на его личность.
Аргументы из «Капитанская дочка» и примеры для сочинения (litfest.ru)
Итоговое сочинение: 5 советов по структуре, построению тезиса, аргументации с примерами. | Русский и Литература | Дзен (dzen.ru)
Список слов, "запрещенных" для употребления в сочинениях | Учительская Мастерская Людмилы Крыловой | Дзен (dzen.ru)
Подборка произведений-аргументов для итогового сочинения 2022/23 | Домашняя школа «ИнтернетУрок» | Дзен (dzen.ru)
ИСТОЧНИКИ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.