Готовимся к ОГЭ. Задание 3. изобразительно-выразительные средства
Оценка 4.6
Памятки
docx
русский язык
9 кл
30.03.2019
Материал включает теорию для подготовки к выполнению задания № 3. Рассматриваются изобразительно-выразительные средства, даются примеры их употребления. Анализируется примерная формулировка задания. Отдельно рассматриваются фразеологизмы: понятие фразеологизма, признаки фразеологизма, по которым их можно опознать в речи, а также приводятся в виде словарика наиболее часто встречающиеся фразеологизмы.
Готовимся к ОГЭ. Задание 3.docx
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ЗАДАНИЕ 3.
Формулировка задания: укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
Всю дорогу ей казалось, что поезд едва тащится, тогда как он стремительно мчался.
эпитет.
1)
2) Это был старый вспыльчивый художник.
3)
4) Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее.
Правильный ответ: 2
... небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
НАЗВАНИЕ
ЭПИТЕТ
ЧТО ЭТО ТАКОЕ
Это образное определение, отвечающее на
вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно
выраженное именем прилагательным.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предметов, уподобление
СРАВНЕНИЕ
МЕТАФОРА
МЕТОНИМИЯ
их человеку; наделение неодушевлённых
предметов действиями, свойственными
человеку.
Сопоставление в тексте двух предметов или
явлений, для того чтобы пояснить один из них
при помощи другого.
Чаще всего сравнения вводятся в предложение
с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО,
БУДТО.
Это скрытое сравнение. Перенос свойств с
одного предмета на другой на основании их
сходства.
Метафору легко переделать в сравнение с
помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.
Иносказательное обозначение предмета речи,
«переименование», перенос названия:
A) название сосуда используется в значении
того, что содержится в этом сосуде;
Б) имя автора заменяет название его
произведения;
B) название места действия заменяет название
людей, находящихся в этом месте;
Г) деталь внешности или одежды употребляется
вместо наименования человека или предмета.
СИНЕКДОХА
Разновидность метонимии, когда название части
употребляется вместо названия целого или
наоборот:
Таблица 1
ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ
Сквозь волнистые туманы проби
рается луна, на печальные поляны
льёт печально свет она.
Буря мглою небо кроет, вихри снежные
крутя: то как зверь, она завоет, то
заплачет, как дитя
Спит земля в сиянье голубом
Лёд неокрепший на речке студёной,
словно как тающий сахар лежит.
Самолет взмыл ввысь орлом (=как
орел)
Пустых небес прозрачное стекло
(небеса прозрачны как стекло = небес
прозрачное стекло);
Багровый костёр заката (закат
подобно костру багрового цвета =
багровый костёр заката)
Я три тарелки съел.
Выпил всю бутылку.
(Выпил и съел не тарелку и бутылку,
а их содержимое)
Я прочитал всего Тургенева.(Его
произведения)
Ликует буйный Рим. (Люди, живущие
в Риме, но не сам город)
Все флаги в гости будут к нам
(То есть городпорт будет прини
мать корабли с флагами всех стран
мира).
Серые шлемы с красной звездою
белой ораве крикнули: «Стой!»
(Действие выполнили люди, носящие
шлемы, а не сами шлемы) A) единственное число употребляется вместо
множественного;
Б) множественное число употребляется вместо
единственного;
B) родовое понятие вместо видового;
Г) видовое понятие вместо родового.
Излишнее преувеличение тех или иных свойств
изображаемого предмета.
Чрезмерное преуменьшение свойств
изображаемого предмета или явления.
Резкое противопоставление понятий, мыслей,
образов. Антитеза часто создается с помо
щью антонимов.
Обратный порядок слов.
Прямой порядок: (определение) подлежащее
– сказуемое – второстеп.ч.п.
ГИПЕРБОЛА
ЛИТОТА
АНТИТЕЗА
ИНВЕРСИЯ
ГРАДАЦИЯ
Расположение слов или выражений по
нарастанию или убыванию их значения
(смыслового или эмоционального).
ОКСЮМОРОН
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
АНАФОРА
ЭПИФОРА
«Сочетание несочетаемого». Сочетание слов,
противоположных по смыслу.
Намеренное разделение одного предложения с
помощью точек на несколько частей две и
более.
Единоначатие, повторение сходных слов в
начале строф или близко расположенных фраз.
Повторение одних и тех же слов или фраз в
конце нескольких рядом стоящих конструкций.
РИТОРИЧЕСКИЙ
ВОПРОС
РИТОРИЧЕСКОЕ
ОБРАЩЕНИЕ
ЭЛЛИПСИС
Вопрос, на который не ожидается ответа.
Эмоциональное обращение к людям,
непосредственно не участвующим в общении,
или к неодушевлённым объектам.
Пропуск сказуемого, придающий речи
динамизм. Признак – тире.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ
ПОВТОР
ВОПРОСНО
ОТВЕТНАЯ ФОРМА
ИЗЛОЖЕНИЯ
Намеренное повторение одного и того же слова
или словосочетания.
Форма изложения, при которой чередуются
вопросы и ответы.
И слышно было до рассвета, как ли
ковал француз (М.Ю. Лермонтов)
Мы все глядим в Наполеоны
(А. С. Пушкин)
Ну что ж, садись, светило (= солнце)
(В. Маяковский)
Пуще всего береги копейку (= деньги)
Раздирает рот зевота шире Мекси
канского залива.
В сто тысяч солнц закат пылал
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более
напёрстка!
Ты и убогая, //Ты и обильная, //Ты и
могучая, //Ты и бессильная,
//МатушкаРусь!
Прямой порядок: Мы видели тебя.
Инверсия: Видели мы тебя.
Прямой порядок: Он пришел домой
поздно.
Инверсия: Поздно пришел он домой.
Светились, горели, сияли огромные
голубые глаза (по нарастанию)
Все грани чувств, все грани правды
Стёрты в мирах, в годах, в часах (по
убыванию)
Мертвые души, живой труп, грустная
радость, сладкая горечь воспоминаний.
Случилось это давно. Очень давно. У
Анны беда стряслась. Большая беда
Жди меня, и я вернусь. Только очень
жди.
Жди, когда наводят грусть Желтые
дожди,
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом!
Что день грядущий нам готовит?
Люди мира, бережно относитесь к
природе!
Звёздочки ясные, звёзды высокие!
Полное предложение: «Ашек»
отправили чистить снег, а нас
отправили украшать елку.
Эллипсис: «Ашек» отправили
чистить снег, а нас украшать елку.
Казалось, всё в природе уснуло: спала
трава, спали деревья, спали облака!
Что делать? Не знаю. У кого спросить
совета? Неизвестно. СИНТАКСИЧЕСКИЙ
ПАРАЛЛЕЛИЗМ
Одинаковое синтаксическое построение
соседних предложений (отдельных или частей в
составе сложного). Если составить их схемы,
то схемы будут одинаковыми!
Перечисляемые действия, предметы, признаки. Были это весёлые, сильные и смелые
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу
на прошлое с тоской.
(Сказуемое – дополнение –
обстоятельство)
ОДНОРОДНЫЕ
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛО
ЖЕНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМ — это устойчивое по своему составу и целостное по значению сочетание двух или
более слов. Как правило, имеет переносное значение.
люди! (М. Горький)
ПРИЗАКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ:
1. Устойчивость (нельзя заменить какоелибо слово на другое, иначе фразеологизм потеряет свое
значение)
Пример:
Заварить кашу — своими действиями создать сложное положение. НО: нельзя в этом же значении
употребить выражение заварить чай, приготовить кашу, сделать кашу и т.д.
Крыша поехала – обезуметь. НО: нельзя в этом же значении употребить выражение окно поехало, крыша
побежала и т.д.
2. Цельность (фразеологизм равен по значению одному слову и является одним членом предложения)
Пример:
Эта новость потрясла весь город (как?) до глубины души (=сильно).
Скажу тебе (как?) положа руку на сердце(=честно).
Третий час (что делаем?) убиваем время (=бездельничаем), да все чтото дела настоящего нет.
Будет тебе (что делать?) строить воздушные замки (=мечтать).
СЛОВАРИК ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
(бросить) на произвол судьбы
(кричать) во весь голос
(остановиться) как вкопанный
(попрощаться) раз и навсегда
(расходиться) кто куда
(слезы) подступили к горлу
(ходить) сам не свой
белый свет.
броситься (бросаться) в глаза
быть в самый раз
быть на седьмом небе (от
счастья)
быть не ко двору
в конце концов
в розовом свете.
в самый раз будет.
вдоль и поперек
видеть всё в розовом свете
во весь голос.
всё разложено по полочкам.
всё честь по чести
выше моих сил
делать было нечего
днем с огнем не сыскать.
за (его) счет
забыть про всё на свете
идти (пойти) по стопам.
из глаз посыпались искры
изо всех сил
как ветром сдуло.
как вкопанная.
как миленький
как своих ушей.
кто куда.
лезть в голову.
лезть под руку
на белом свете
на край (краю) света.
на произвол судьбы.
на своей шкуре (испытать)
настраивать на (какойто) лад
начисто забыть.
не было (нет) никакого дела.
не видать как своих ушей
не знать, куда деваться
не мочь оторвать взгляд
не подать (подавать) виду.
не сводить глаз (с коголибо)
не чаять души в комлибо
нести тяжкий крест
ни с того ни с сего
обращать внимание (на кого
либо)
от нечего делать
пальцем тронуть
пасть (упасть, падать) духом.
перевернуть вверх дном.
перевести дух
поднять (всех) на ноги
подступать (подступить) к
горлу.
подумать только.
пойти по их стопам
прийти в себя
прийтись по душе
провалиться сквозь землю.
пройти тернистый путь
раз и навсегда.
развести руками
разложить по полочкам
с первого взгляда.
сам не свой.
сбежать на край света
свет клином сошёлся.
сквозь землю провалиться.
сочинять на ходу
телячьи нежности
тернистый путь. тут как тут
тяжелый крест.
честь по чести.
язык не поворачивается.
Готовимся к ОГЭ. Задание 3. изобразительно-выразительные средства
Готовимся к ОГЭ. Задание 3. изобразительно-выразительные средства
Готовимся к ОГЭ. Задание 3. изобразительно-выразительные средства
Готовимся к ОГЭ. Задание 3. изобразительно-выразительные средства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.